Архант да.Только интересно с какой стадии эта положительная бесстыжесть начинается.Т.е такая что уже и на жалость не надавить,причём даже самым близким и авторитетным людям.
Всё очень просто. Арахант умеет просить прощения за свои проступки. Это не бесстыжесть. Он умеет устранять устранять причины стыда.
Есть противоречие с тем,что для хорошей джханы человек не должен испытывать сожаления,чтобы венке войти.Но если полностью свободен от сожаления лишь архант,то получается противоречие.
Хорошая джахана и будет архатством. Все произойдет одновременно.
Тогда получается,что для достижения архатства джхана не обязательна,даже более,- полноценно в неё входить может только архант.
С другой стороны я тут подумал,а как быть со стыдом,сомнениями и сожалениями,вменёнными кем то другим.Допустим если кто-то очень авторитетный настаивает на том что кто-то совершил проступок или в чем-то виноват (даже если это не так) у человека может возникнуть ложное чувсто вины.Вот допустим если бы эти архаты вменили в вину не Ананде а простому человеку,то у того вполне мог возникнуть комплекс вины под их авторитетом.Т.е сама по себе нравственная жизнь не к даёт автоматом гарантий отсутствия чувства вины и сожалений. Нужна определенная стабильность ума,достигаемая только шаматхой и випашьяной. Т.е не все так однозначно.
Нужно определенное развитие мудрости, чтобы самостоятельно понимать, что является благим, а что нет.
Я о том же,но может быть такой фактор присутствует уже у однажды возвращающегося или у не возвращающегося.Интересно было бы увидеть сутры на этот счёт.
Уже у сотапанны нравственность и понимание Дхаммы развиты достаточно, что-бы не испытывать сожалений. Сожаления увязываются с неблагой активностью тела, речи и ума, ведущей в нижние миры, и со страхом оказаться в таких мирах. Сотапанна закрыл путь к рождению в нижних мирах, и поэтому свободен от страха и сожалений, см. сутты из СН 55.
Архант да.Только интересно с какой стадии эта положительная бесстыжесть начинается.Т.е такая что уже и на жалость не надавить,причём даже самым близким и авторитетным людям.
Всё очень просто. Арахант умеет просить прощения за свои проступки. Это не бесстыжесть. Он умеет устранять устранять причины стыда.
Арахант не может совершать проступки, так как лишен притоков загрязнений, лишен жажды, злобы и невежества, лишен самомнения.
Есть противоречие с тем,что для хорошей джханы человек не должен испытывать сожаления,чтобы венке войти.Но если полностью свободен от сожаления лишь архант,то получается противоречие.
Тут нужно понимать, что под сожалением подразумеваются не любое сожаление (типа: жаль, что молодость прошла), а именно сожаление о совершенных проступках, ведущих в нижние миры. У нравственного человека понимающего опасность совершения неблагого и положившего конец совершению таких проступков - подобное сожаление отсутствует.
Есть противоречие с тем,что для хорошей джханы человек не должен испытывать сожаления,чтобы венке войти.Но если полностью свободен от сожаления лишь архант,то получается противоречие.
Тут нужно понимать, что под сожалением подразумеваются не любое сожаление (типа: жаль, что молодость прошла), а именно сожаление о совершенных проступках, ведущих в нижние миры. У нравственного человека понимающего опасность совершения неблагого и положившего конец совершению таких проступков - подобное сожаление отсутствует.
Это написано в каком-то комментарии?Если только сожаление о действительно тяжелом проступке (ведущем в нижние миры),то тогда действительно сотопанна и выше могут спокойно войти в 4 джхану и стать архантами.Но если подразумевается сожаление о любом проступке,или даже ложное чувство вины,то вряд ли это было бы возможно.
“These two things, mendicants, are mortifying. What two? It’s when someone has done bad things and not done good things, by way of body, speech, and mind. Thinking, ‘I’ve done bad things by way of body, speech, and mind’, they’re mortified. Thinking, ‘I haven’t done good things by way of body, speech, and mind’, they’re mortified. These are the two things that are mortifying.”
И о несожалении в AN 2.4
“These two things, mendicants, are not mortifying. What two? It’s when someone has done good things and not done bad things, by way of body, speech, and mind. Thinking, ‘I’ve done good things by way of body, speech, and mind’, they’re not mortified. Thinking, ‘I haven’t done bad things by way of body, speech, and mind’, they’re not mortified. These are the two things that are not mortifying.”
Перевод несколько кривой, на пали там слово tapanīya означающее мучительное сожаление.
№429586Добавлено: Вт 17 Июл 18, 09:00 (7 лет тому назад)
То что именно tapaniya (мучительное сожаление) на самом деле очень многое меняет.В этом случае действительно вполне возможно войти в джхану,и это не так невероятно сложно как некоторые считают.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы