а... тогда и надо было спрашивать именно мое мнение по данному вопросу.
в основе (как я ее вижу) несколько базовых положений, отличающих буддизм от других религий:
- все есть страдание
- все непостоянно.
нигде - ни в воспринимаемом мире, ни в мире ином (if any) - нельзя найти твердый островок или всемогущее существо, которое спасет. потому все зависит только от собственых действий. есть пробуждение как цель и восьмеричный путь как действия по достижению этой цели.
более сложное положение - что все есть производная ума. осознание этого приходит с освоением первых положений (вживанием в них).
Я считаю следующим образом. Первая самая простая и основная идея - то, что классически выражено в фразе "будте сами себе опорой" - самостоятельность в поступках. Пора наконец взять ответственность в свои руки. Не пенять на других, не рассуждать о других. А решать скромно за себя. Самому брать, самому проверять (учение, учителя, собственные поступки). Вот это самая первая и самая важная простая идея буддизма. Так сказать "здоровый эгоизм".
Вторая идея. Первостепенность ума (сознания) - страдание в уме, омрачения в уме, проблемы порождаются в уме. Соответственно практика тоже в уме. И практика заключается в отказе от проблемного мышления и поведения. Замене их на просветлённые. Не заморачиваться, а разморачиваться. Не мусорить (ни ментально, ни физически), не напрягать, не нагнетать, не драматизировать, не зацикливаться, не мстить, не ненавидить или таить злобу, не предаваться негативным эмоциям, выпрямлять сознание и т.д.
Идея о том, что всё есть страдание лишь первый шаг который подводит к этим двум, типа да посмотри вокруг все есть страдание, поэтому моё учение ВАЖНО, говорит Будда. И дальше уже идет учение.
Учение в своём пике выглядит как еще одна простая идея - праджняпарамита - уничтожение омрачений, заблуждений, страданий. Пустота означает и что страдание мы совершаем сами, а это кармическо-сансарическое действование можно и нужно прекратить, своеобразное анти-действие, прекращение, пустота. Пустотой бодхисаттва прекращает обрачения и заблуждения, просто прекращает.
Хуэйнэн пишет:
Когда приходят неправильные взгляды, вы спасаете себя посредством правильных взглядов; когда приходят заблуждения, вы спасаете себя посредством мудрости; когда приходит зло, вы спасаете себя посредством добра; когда приходят клеши, вы спасаете себя посредством просветления-бодхи. Такое спасение называется истинным спасением.
№15810Добавлено: Пт 05 Май 06, 18:22 (19 лет тому назад)Re: С чего начинается буддизм или простые идеи
test пишет:
Я считаю следующим образом. Первая самая простая и основная идея - то, что классически выражено в фразе "будте сами себе опорой"
ин май хамбл опиньон... все-таки опора - это как посох на пути. он нужен, когда уже путь намечен. то есть самостоятельность - замечательно (в отличие например от полной и бездумной покорности вышестоящим, на которой везведен иезуитский орден в христианстве и ислам), но оно лишь инструмент, средство, метод. оно работает только когда есть основа. а основа - это четыре благородные истины и восмеричный путь. ну и конечно цель: все есть заморочка ума, и мы можем средствами ума от заморочки освободиться. _________________ от имха слышу...
№15817Добавлено: Сб 06 Май 06, 00:46 (19 лет тому назад)Re: С чего начинается буддизм или простые идеи
test пишет:
- все есть страдание
Не совсем верно, есть ведь и наслаждения. Идея учения в том что источником страданий являются именно наслаждения, даже не сами наслаждения а привязанность к ним. Эта привязанность порождает массу желаний и устремлений получить красивую жизнь любой ценой, любыми средствами а это в свою очередь и приводит к страданиям. Поэтому освободившись от привязанностей к феноменам посредством Пути, человек освобождается от страданий
Цитата:
- будте сами себе опорой
Буддте сами светом для себя (с)
Есть такая притча:
Будда умирал. Сорок лет он шел с лампой, и тысячи следовали за ним. Теперь он умирал. Однажды утром он сказал: "Это мой последний день. Если у вас есть что спросить, спрашивайте. Настал час, близко перекресток; теперь каждый должен идти своим путем".
Беспросветная тьма окутала каждого. Ананда, любимый ученик Будды, заплакал, как дитя; у него из глаз катились слезы, он ударял себя в грудь, почти помешавшись.
"Что ты делаешь, Ананда?" — спросил Будда. "Что нам теперь делать? -ответил Ананда. — Ты был здесь, мы шли в твоем свете. Все было безопасно и хорошо. Мы совершенно забыли, что есть тьма. В следовании за тобой все было светом. Сорок лет. И теперь ты уходишь — ты оставляешь нас в полной тьме. Нам было лучше до того, как мы встретили тебя. Мы, по крайней мере, привыкли к темноте; теперь и эта привычка утрачена. Не оставляй нас во тьме. Мы не смогли достичь просветления, когда ты был здесь, что же будет, когда ты уйдешь? Мы погибнем навеки". И он снова принялся плакать и стенать. "Послушай, — ответил Будда, — сорок лет ты шел в моем свете и не смог достигнуть своего. Думаешь ли ты, что если бы я прожил еще сорок лет, ты бы достиг своего света? Четыре тысячи, четыре миллиона лет? Чем дольше ты идешь в заимствованном свете, чем больше подражаешь, тем больше ты теряешь. Лучше мне уйти".
Последние слова, слетевшие с уст Будды были: "Будьте сами светом для себя". Аппо депо бхава. Он умер, произнося: "Будьте сами светом для себя".
На следующий день Ананда достиг просветления. Он не мог достичь просветления сорок лет, а он очень любил Будду; он стал почти его тенью — и не мог достигнуть. Заимствованный свет — он слишком полагался на него. Это было так прекрасно, так доступно, без усилий. О чем еще заботиться? А через 24 часа после смерти Будды он стал просветленным. Что случилось?
Двадцать четыре часа горького плача во тьме, реальности, своей беспомощности. Долгими были для Ананды эти двадцать четыре часа. Это был чернейший период — болезненный, полный страданий, агонии. Он прошел через ад. Говорят, что эти двадцать четыре часа он лежал под деревом, как мертвый, все тело его сотрясалось, непрерывно текли слезы. Люди думали, что он сошел с ума, что он не сможет пережить смерть Будды.
Но через двадцать четыре часа он стал совсем другим. Он открыл глаза, и никто не мог поверить: в этих глазах было то же сияние, что и в глазах Будды. Его тело стало столь же прекрасным, он разливал то же благоухание. Он шел как Будда. Ананда достиг своего света.
№15830Добавлено: Сб 06 Май 06, 14:21 (19 лет тому назад)Re: С чего начинается буддизм или простые идеи
Yeshe пишет:
test пишет:
Я считаю следующим образом. Первая самая простая и основная идея - то, что классически выражено в фразе "будте сами себе опорой"
ин май хамбл опиньон... все-таки опора - это как посох на пути. он нужен, когда уже путь намечен. то есть самостоятельность - замечательно (в отличие например от полной и бездумной покорности вышестоящим, на которой везведен иезуитский орден в христианстве и ислам), но оно лишь инструмент, средство, метод. оно работает только когда есть основа. а основа - это четыре благородные истины и восмеричный путь. ну и конечно цель: все есть заморочка ума, и мы можем средствами ума от заморочки освободиться.
Я все-таки буду настаивать, что самостоятельность первее прочих опор. Самостоятельность не означает, что я не слушаю учителей, или, что слушание учителей синоним не самостоятельности, или, что обучение, это синоним отсуствия самостоятельности, а следовательно якобы сначала надо начиться, а потом уж самостоятельным становиться когда-нибудь. Нет, это не так. Можно (и нужно) и учиться и быть самостоятельным.
№15835Добавлено: Сб 06 Май 06, 22:35 (19 лет тому назад)
Самую простую и главную мысль буддизма можно попытаться кратко сформулировать в популистком стиле так: "все траблы из-за веры в "я" и поклонение ему". _________________ Буддизм чистой воды
№15836Добавлено: Сб 06 Май 06, 23:32 (19 лет тому назад)
КИ
И в том же популистском стиле можно расформулировать. 8)
Во-первых, не все.
Во-вторых, не из-за веры.
В третьих, поклонение тут ни причём.
И, наконец, "я" есть в любом случае, и никуда не денется, хоть кол на голове теши. _________________ "Всё есть страдание" - это диагноз не всем, и не всему, а только самому себе.
№15837Добавлено: Сб 06 Май 06, 23:39 (19 лет тому назад)
1. Как раз все - ведь если нет страдающего, то нет и страданий.
2. Именно из-за веры - так как нет никакого "я", в которое можно ткнуть пальцем. А куда можно ткнуть, это никакое не "я" - например, хотя бы по причине неизменности "я" при изменении того, куда тыкаем. На эту тему в этом треде спорить не будем .
3. Поклонение своему я тут при том, что так названа причина нашей непрестанной заботы о благе "я" . _________________ Буддизм чистой воды
№15851Добавлено: Пн 08 Май 06, 16:42 (19 лет тому назад)Re: С чего начинается буддизм или простые идеи
test пишет:
Я все-таки буду настаивать, что самостоятельность первее прочих опор.
опор - да, но вы сами начали за идеи, с которых начинается буддизм. а говорите о качестве, полезном в любой религии, философии и просто жизни. так что будьте последовательны и ответьте на собственный же вопрос. _________________ от имха слышу...
№15857Добавлено: Пн 08 Май 06, 19:08 (19 лет тому назад)Re: С чего начинается буддизм или простые идеи
Yeshe пишет:
test пишет:
Я все-таки буду настаивать, что самостоятельность первее прочих опор.
(1) опор - да, но вы сами начали за идеи, с которых начинается буддизм. (2) а говорите о качестве, полезном в любой религии, философии и просто жизни. (3) так что будьте последовательны и ответьте на собственный же вопрос.
(1) Я не разделяю опоры и идеи, какая разница? Можно считать идею опорой, а опору идеей. Это уже лингвистичесие тонкости. (3) На свой вопрос я отвечаю в первом посте, за исключением - я не утверждал, что "буддизм начинается с простой идеи", следовательно не могу отвечать на свой вопрос вам так как так не думаю. Этот тред, это ответвление по теме простые идеи с которых начинается (и продолжается) буддизм. Так сказать простые буддийские идеи. (2) Буддизм начинается с качества полезного в любой жизни. А что такого? Страдание, причина, прекражение и путь, это тоже идеи не буддийские, а общеиндийские. Различие в правильном понимании. Например самомстоятельность не означает, что я отталкиваю учителя и типа я сам умный. Нет. Самостоятельный человек может запросто спрашивать и учиться у других. Идея самостоятельности развивается глубже в Чань (у Бодхидхармы и Линь-цзы например), где становится не подвластностью карме (обстоятельствам). Так что самостоятельность не так уж поверхностна при всей своей простоте.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы