№15599Добавлено: Сб 29 Апр 06, 15:26 (19 лет тому назад)2 Максим А. Об исследовании медитации
Цитата:
Создавайте. Только говорю вам, что это так Что я только не слышал о состояниях медитации, что это и гипноз, и транс, и вообще состояние обморока в сидячем положении. Ничего другого знакомые с кафедры психологии представить не могли. Я уже не говорю о попытках описать хотя бы первые четыре дхъяны с позиций психологии. И причина в этом проста, у психологии не было возможности исследовать все эти состояния и тем более переживать. Психология рассматривает больше способы мышления и поведения, а внутрениие переживания это уже из области психиатрии, которая на данном поприще вообще лажает
Для того, чтобы обрисовать возможности и трудности, связанные с изучением медитации, нужно сделать небольшое вступление.
Под психологией обычно понимают науку о человеке и его проявлениях: психических,поведенческих и т.д. Однако психология с давних пор разделилась на два лагеря - тех, кто видит ее как естественную науку, и тех, кто рассматривает ее в широком понятии как "науку о духе". Представители первого лагеря являются сторонниками естественно - научной парадигмы, придерживаются того или иного варианта материалистического мировоззрения и считают предметом своего изучения "объективные" явления и процессы - мозг и его функционирование, поведение и др. - все, что можно измерить, сравнить, перевести в цифры и математически обработать. Второй лагерь - сторонники гуманитарной парадигмы - считают, что человека нужно не изучать, а понимать, раскрывать его глубину, искать смысл. Естественно, что оба лагеря не склонны к сотрудничеству,и, как правило, говорят друг о друге с явным пренебрежением.
Представители первого лагеря склонны с ходу отметать любые сообщения о "более высоких состояниях сознания", пробуждении и т.п. Для них реален тошько мозг, мозг, и еще раз мозг. Мозг снаружи - сознание внутри, все разговоры о расширении границ сознания - это плод вашего больного воображения. Долгое время( да и в наше время) все, что связано с медитацией понималось сквозь призму редукционизма - "гипноз","транс","потеря сознания". Иными словами, не важно, что думаете по этому поводу вы, имеющие этот опыт, мы все равно лучше знаем, что на самом деле происходит. Проблема не в наличии понятийного аппарата, а отсутствии эмпирических данных, которые (и только которые) имеют значение.Поскольку в академической психологии преобладают представители материалистической идеологии, то ответ с кафедры был однозначным и безапеляционным.
Но это не остановило многих исследователей, которые жаждали восстановить справедливость. Исследования практиков медитации с помощью электроэнцефалографа принесли интересные результаты. Картина биоэлектрической активности мозга у медитирующих совсем не напоминала состояние транса или гипноза.Как пишет психолого Г. Хант: ".необычо когерентные альфа - и тета - ритмы, регистрирующиеся во всех корковых отведениях во время глубокой медитации, свидетельствуют о максимальном синтезе функционирования всех областей коры". Научный истеблишмент получил звонкую эмпирическую оплеуху.
Однако, исследования с помощью ЭЭГ могут нам рассказать о медитации не так уж много. Потому что вы не можете знать, что происходит во время дхьяны, если будете рассматривать рисунок мозговой активности. Мы можем узнать о нейрофизиологических коррелятах медитации, но никогда не сможем ПОНЯТЬ медитацию. А для этого есть только один способ - медитировать.
А что же представители второго лагеря? Они действительно склонны не объяснять, а понимать, искать вопрос на ответ "как это происходит?" а смысл происходящего, феноменологию, а не онтологию. Но здесь встает другая проблема - о которой вы пишите. Большинство психологов- гуаманитариев никогда не занимались углубленной практикой, так что они не могли выразить смысл самадхи или сатори - потому что они не знали, что это такое. Среди немногих западных психологов, кто имел не только интерес, но и непосредственный опыт - был Ф. Перлз, но он занимался, скорее адаптацией дзен под западное мировоззрение, чем ставилперед собой цель перевести дхьяну на язык психологии. Из современных иследователей можно выделить К. Уилбера, Р. Уолша, А. Миндела - исследователей, сочитающих академическое образование с опытом многолетней практики.
Так что у психологии есть возможности как исследовать, так и переживать состояния дхьяны, описывать их, понимать их смысл. Другой вопрос, что это требует высокой квалификации как ученого, так и серьезной практики как медитатора. Но эта проблема решаема, не правда ли?
Вы можете спросить - а на кой черт это вообще надо? На самом деле, не очень. Я заметил, что данный вопрос не особо приветствуется как среди психологов, так и среди духовных практиков. Мое мнение - любое учение, в т.ч. и буддийское, будучи перенесенным в другую социальную среду,проходит период культурной адаптации, т.к. именно культура задает тот более широкий контекст, в котором может быть ясен смысл учения. Мне интересно проводить аналогии, искать эквиваленты традиционным будийским терминам, делать язык буддизма более понятным для современногг человека. Будет ли от этого польза? Надеюсь, что да, и не только для меня.
№15673Добавлено: Ср 03 Май 06, 00:20 (19 лет тому назад)
Поподробнее о втором лагере.
Кстати многие утверждения транспресональной психологии основаны на непонятных данных. Кто-то что-то увидел, испытал и всё - теория сложилась.
Кстати благодаря материалистам наука есть то, что есть сейчас. Если бы все неподтверждающиеся данные возводили в ранг научных достижений, я думаю была бы война меду этими "учёными".
Кстати Рождер Уолш хорошую книжечку написал "Основания Духовности". Без громких слов, просто и ясно. Но всё же он больше духовный исследователь, чем учёный. Если так можно выразится. Хорошая работа по шаманизму у него есть.
№15714Добавлено: Ср 03 Май 06, 11:30 (19 лет тому назад)
Можно потратить жизнь, переводя понятия и состояния буддизма на новый язык психологии, а можно потратить жизнь для реализации его высшей цели. Решать вам
№15716Добавлено: Ср 03 Май 06, 12:39 (19 лет тому назад)
Максим А пишет:
Можно потратить жизнь, переводя понятия и состояния буддизма на новый язык психологии, а можно потратить жизнь для реализации его высшей цели. Решать вам
Пока у меня получается совмещать первое со вторым, так что нет проблем. Мне это нравится, и не хочу сказать, что это какой-то "правильный путь" или что-то вроде того.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы