The sankhara-khandha, the aggregate of volitional activities, has a wider range. It comprises all kinds of volition, not merely those volitions that are karmically potent but also those that are karmically passive and karmically inoperative.
Thus the sankhara khandha comes to include wholesome factors such as non-greed, non-hatred, and wisdom; unwholesome factors such as greed, hatred, and delusion; and ethically variable factors such as contact, attention, thought, and energy.
Понятно, что у мастера шаматхи клеши будут предельно ослаблены, но возможна ли такая прижизненная ситуация, когда их вообще нет?
Конечно. Функциональные крия читты не коренятся (ахету) в клешах (а так же в их противоположностях). _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Я знаю. Но как вы её представляете? Жизнь полностью без влечения, отторжения и равнодушия.
Да, все верно. Без жажды, страха и замешательства. Равнодушие или безразличие это смесь жажды и страха и не охватывает замешательства. Замешательство это беспокойство незнанием, неведением, желание знать, стремление прояснить, увидеть, понять, неудовлетворенность тем, что нет ни приятного, ни неприятного.
Ум, не опирающийся ни в чем (т.е. опирающийся на ниббану) - это безмятежная ясность. Безмятежная - значит покой. Ясность - значит нет причин для возникновения влечений к распознаванию чего-либо, к какому-либо определенному чувственному восприятию.
Но освобождение - это не ограничение. Ограниченный рожденными совокупностями ум не выходит за границы рожденных совокупностей. Ум же свободный от границ может рассматривать любое страдание, его возникновение, прекращение и путь к прекращению, не впадая в это страдания, не избегая его и не упуская связанных с этим конкретным страданием омрачений и стремлений.
Исследование - это всгегда движение ума.
Так же как ум может исследовать надмирские дхармы, коренясь в ниббане, так же он может исследовать и любые мирские дхармы.
Разница здесь такая же, как между зрителем, увлеченным сюжетом фильма, и зрителем, исследующим сюжет фильма и чувства, которые он вызывает, умом, не охваченным этими чувствами. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Вы мне скажите, внеклешевая самскара скандха возможна? Если возможна, то как она проявляет себя в жизни? И чем она в своём проявлении отличается от проклешевой?
Возможна даже у мирян. Килес нет, есть мирская мудрость, но она не делает святым. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Вы мне скажите, внеклешевая самскара скандха возможна? Если возможна, то как она проявляет себя в жизни? И чем она в своём проявлении отличается от проклешевой?
Возможна даже у мирян. Килес нет, есть мирская мудрость, но она не делает святым.
А может просто клеши проявляются не сильно в некоторых ситуациях?
Я знаю. Но как вы её представляете? Жизнь полностью без влечения, отторжения и равнодушия.
Да, все верно. Без жажды, страха и замешательства. Равнодушие или безразличие это смесь жажды и страха и не охватывает замешательства. Замешательство это беспокойство незнанием, неведением, желание знать, стремление прояснить, увидеть, понять, неудовлетворенность тем, что нет ни приятного, ни неприятного.
Ум, не опирающийся ни в чем (т.е. опирающийся на ниббану) - это безмятежная ясность. Безмятежная - значит покой. Ясность - значит нет причин для возникновения влечений к распознаванию чего-либо, к какому-либо определенному чувственному восприятию.
Но освобождение - это не ограничение. Ограниченный рожденными совокупностями ум не выходит за границы рожденных совокупностей. Ум же свободный от границ может рассматривать любое страдание, его возникновение, прекращение и путь к прекращению, не впадая в это страдания, не избегая его и не упуская связанных с этим конкретным страданием омрачений и стремлений.
Исследование - это всгегда движение ума.
Так же как ум может исследовать надмирские дхармы, коренясь в ниббане, так же он может исследовать и любые мирские дхармы.
Разница здесь такая же, как между зрителем, увлеченным сюжетом фильма, и зрителем, исследующим сюжет фильма и чувства, которые он вызывает, умом, не охваченным этими чувствами.
А я не могу представить. И примеров не вижу. Вон, даже сутры пронизаны влечением, отторжением и равнодушием. Могу представить лишь значительное ослабление клеш посредством атийоги (или её эквивалента). Самсара есть самсара.
Я знаю. Но как вы её представляете? Жизнь полностью без влечения, отторжения и равнодушия.
Да, все верно. Без жажды, страха и замешательства. Равнодушие или безразличие это смесь жажды и страха и не охватывает замешательства. Замешательство это беспокойство незнанием, неведением, желание знать, стремление прояснить, увидеть, понять, неудовлетворенность тем, что нет ни приятного, ни неприятного.
Ум, не опирающийся ни в чем (т.е. опирающийся на ниббану) - это безмятежная ясность. Безмятежная - значит покой. Ясность - значит нет причин для возникновения влечений к распознаванию чего-либо, к какому-либо определенному чувственному восприятию.
Но освобождение - это не ограничение. Ограниченный рожденными совокупностями ум не выходит за границы рожденных совокупностей. Ум же свободный от границ может рассматривать любое страдание, его возникновение, прекращение и путь к прекращению, не впадая в это страдания, не избегая его и не упуская связанных с этим конкретным страданием омрачений и стремлений.
Исследование - это всгегда движение ума.
Так же как ум может исследовать надмирские дхармы, коренясь в ниббане, так же он может исследовать и любые мирские дхармы.
Разница здесь такая же, как между зрителем, увлеченным сюжетом фильма, и зрителем, исследующим сюжет фильма и чувства, которые он вызывает, умом, не охваченным этими чувствами.
А я не могу представить. И примеров не вижу. Вон, даже сутры пронизаны влечением, отторжением и равнодушием. Могу представить лишь значительное ослабление клеш посредством атийоги (или её эквивалента). Самсара есть самсара.
В общем-то и нет необходимости представлять. Достаточно почитать про функциональные крия читты. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Да. Похоже, что возможна (в рамках тхеравады). Но всё это сомнительно. Когда я читаю сутры, я вижу человека, который увлечён свои учением, отрицает всё, что не относится к его учению, равнодушен ко всему, что за пределом его кругозора (например, все учения современников, которое в то время существовали вне Индии). Если это не клеши, то что? Ещё тхеравадины говорят нам, что Будда, который якобы преодолел привязанность, учил в силу сострадания, но уже давно подмечено, что сострадание прямо пропорционально привязанности к тому, кому сострадаешь. И так оно и было. Кто стал первым его учеником? Те аскеты, которые его покинули. И он первым делом направился именно к ним. И по собственной инициативе. Позже тхеравадины придумали сказку про просьбу Брахмы, чтобы это скрыть.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы