№403886Добавлено: Чт 12 Апр 18, 10:11 (7 лет тому назад)Брожение философской мысли в буддизме (вероятная история буддийской концепции абсолюта)
Наиболее вероятная история буддийской концепции абсолюта заключается в следующем:
В VI в. до н.э. среди небрахманских кругов Индии происходило сильное брожение философской мысли, страстно ищущей путей выхода из оков феноменального бытия, причем большинство решений этой проблемы носило материалистический характер. Именно в этот период Будда предложил или принял систему, отрицающую существование вечной души и сводящую феноменальное бытие к сочетанию отдельных элементов, постепенно эволюционирующих к окончательному угасанию.
Этому идеалу безжизненной нирваны и угасшего в ней Будды остались верны лишь некоторые школы буддизма. Тенденция превратить Будду в сверхчеловеческий, вечно живущий принцип проявилась очень рано среди его последователей и привела буддизм к схизме.
* Схи́зма (др.-греч. σχίσμα — «расщепление, раскол, распря, разделение») — раскол в Церкви или иной религиозной организации.
Эта тенденция развивалась постепенно до тех пор, пока в I в. н.э. она не завершилась пышным ростом новой канонической литературы. Затем это направление, возможно, заимствовало от одной из школ упанишад брахманскую идею пантеистического абсолюта с его спиритуалистическим и монистическим характером. После этого принятия идей веданты Будда был превращен в преисполненного великолепия Брахму и был персонифицирован верующими под именами "Космического Тела" (dharma-kaya), Самантабхадры, Вайрочаны и других божеств.
Философская доктрина древней церкви придерживалась своей основной концепции отдельных элементов материи, ментальности и сил, и составила список этих элементов с намерением исследовать метод их постепенного погашения в абсолюте.
Среди ранних школ махасангхики, ватсипутрии и другие направления уже допускали некоторый вид сознания, сохраняющегося и в нирване.
За ними последовала школа с критическими тенденциями, представителями которой были саутрантики. Они сократили перечень искусственно созданных элементов, сняли само понятие нирваны как самостоятельной сущности и перенесли абсолют в само бытие, создав тем самым переход к махаяне.
Философия новой религии, заимствованная из системы веданты, совершенно отказалась от плюралистического принципа и сделалась подчеркнуто монистической.
Затем эта философия вылилась в два направления. Первое направление допускало существование сознания-сокровищницы, проявлением которого была вся феноменальная жизнь. Эта школа впоследствии придерживалась логики. Другая школа отрицала возможность познания абсолюта логическими методами, она объявляла всю множественность иллюзий и считала мистическую интуицию кратчайшим путем прямого постижения реальности.
Промежуточная школа саутрантиков соединилась в V в. н.э. с идеалистической школой махаяны и дала Индии ее величайших философов – Дигнагу и Дхармакирти. Что касается нирваны, то эта школа приняла существование чисто духовного принципа, в котором объединяются объект и субъект, и вместе с тем силу трансцендентальной иллюзии (vasana), создающей феноменальный мир.
Одновременно с этим высшим развитием буддийской философии в VII в. н.э. получила новый импульс и возродилась среди широких кругов Индии релятивистская школа ранней махаяны, что привело к созданию новых гибридных школ.
Высокое совершенство, которого достигла философия идеалистической и релятивистской школ буддизма, не могло не оказать влияние на всю философскую мысль Индии, и мы видим в последующий период старую веданту обновленной и вооруженной новыми аргументами благодаря использованию методов, разработанных в буддийских школах виджнянавадинов и шуньявадинов.
№404337Добавлено: Вс 15 Апр 18, 08:59 (7 лет тому назад)
Мое изучение буддизма привело к пониманию, что буддизм это некое течение человеческой мысли, которое в разные периоды истории формировало некую базу концептуального восприятия мира, и в разные века добавляла или убирала какие-то концепции, которые были наиболее актуальны на тот момент и теряли смысл в последствии. Исходя из обновления буддийской философской мысли строилась и практика, которая затачивалась то на внутреннее совершенствование, то на выстраивание связи с внешним миром, то на прочие моменты.
Вариантов буддизма довольно много, если учитывать отдельные школы и подшколы в разных странах и в разные эпохи.
В любом случае адепт рано или поздно упирается в несовершенство доктрины и вынужден будет выбирать какую-то ветвь под себя. Которая наиболее актуальна для него.
№404512Добавлено: Пн 16 Апр 18, 01:06 (7 лет тому назад)
Для буддистов буддийская концепция абсолюта по своей иллюзорности, пустотности ничем не отличается от других концепций. В т.ч. и концепции нирваны, Будды, Дхармы и т.д. Это же буддизм, а не веданта! )
№404537Добавлено: Пн 16 Апр 18, 12:54 (7 лет тому назад)
Пока ученик не видит истину взаимной обусловленности возникновения, он остается в замешательстве: о чем же идет речь? И привязывается к разным умопостроениям, сравнивает и пытается выбирать.
Когда же истина вдруг прозревается, видна ясно и прямо, умопостроения отбрасываются без остатков цепляния. Нет больше замешательства.
Во все времена прозревшие истину указывали прямо лишь на нее. Но ум, цепляющийся за заблуждения пытается найти истину в умопостроениях.
Пока ум не склоняется к совершенному покою, безмятежности, невозмутимости, остаются соблазны для измышления Дхармы в идеях и концепциях. Нужна незамутненная вера в три драгоценности, питающая решимость отбросить умозрительное и устремитсья к покою, к пребыванию в покое, в котором ясно раскрывается природа ума, природа возникновения и прекращения всех явлений. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№405163Добавлено: Ср 18 Апр 18, 13:32 (7 лет тому назад)
На заре инд философии, в эпоху вед целью "системы" было достижение благ на земле (женщин, скота, побед в битвах и т.д.), а после смерти - места на небесах среди богов. Путем жертвоприношений и ритуалов.
В шраманский период такая цель была признана ущербной, достижения - непостоянными и был выдвинут новый идеал - достижение Абсолюта, состояния вне качеств и изменений, вечного и ничем незамутненного существования - в более высших мирах, чем наш или даже миры ведических богов. По "буддийской шкале" это существование (бхава) в мирах шубхакритснов и абхасваров.
Вместо жертвоприношений и ритуалов (которым все-таки окончательно не отказывается в возможности приносить временное благо) стала применяться йога (дхьяны) - для достижение вечного блага - перехода из сансары в Абсолют.
Появление неортодоксальных даршан знаменовало собой необходимость достижения уже арупа-дхьян для вечного и окончательного избавления от страданий, из старейших буддийских канонических текстов (еще из палийского ядра канона) известно, что арупью достигали Учителя Будды (у которых он обучался в первые шесть лет своей "аскезы" после покидания дворца - ухода из мира).
Наконец в буддизме все эти достижения, в свою очередь, объявляются временными и для обретения окончательного освобождения постулируется еще более высокая дхьяна - 9-я, которая может быть достигнута исключительно арьями, т.е. понявшими Благородный Путь, принявшими Его и следующими Ему.
Разницу между освобождениями добуддийской йоги (постулирующей атман) и буддийской (атман отрицающей) подробней рассмотрена здесь
http://dharma.org.ru/board/post405160.html#405160 _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
№405164Добавлено: Ср 18 Апр 18, 13:50 (7 лет тому назад)
"На заре инд философии, в эпоху вед целью "системы" было достижение благ на земле (женщин, скота, побед в битвах и т.д.), а после смерти - места на небесах среди богов. Путем жертвоприношений и ритуалов. "
Это абсурдное предположение. В "эпоху Вед" не было " зари инд. философии" соответственно разговоры про, " скот, баб и рождение среди богов" не более чем рефлексия другого типа мышления, над некими текстами и измышления по их поводу. Имеют ли право быть? Конечно имеют, для тех кому этого достаточно.
"На заре инд философии, в эпоху вед целью "системы" было достижение благ на земле (женщин, скота, побед в битвах и т.д.), а после смерти - места на небесах среди богов. Путем жертвоприношений и ритуалов. "
Это абсурдное предположение. В "эпоху Вед" не было " зари инд. философии" соответственно разговоры про, " скот, баб и рождение среди богов" не более чем рефлексия другого типа мышления, над некими текстами и измышления по их поводу. Имеют ли право быть? Конечно имеют, для тех кому этого достаточно.
Согласен. Люди просто сейчас вед не понимают и опыт риши Вед не понимают и поэтому сводят их эзотерическую сторону к ритуализму, достижению земных и небесных благ.
№405204Добавлено: Ср 18 Апр 18, 16:06 (7 лет тому назад)
Насчет "истоков" (индийской философии) - Вы что, опровергаете принятое всеми "Вначале были Веды?"
Отметим, что гимны, которыми надлежит сопровождать жертвоприношения, имеют сакральные толкования, в которых "характерно широкое использования рядов отождествлений элементов ритуала и феноменального мира, в результате чего одно постоянно выступает как форма (rūpa) другого..."
Ничем не напоминает тантрический символизм?
"... Обыгрывание различных классификаций, в том числе нумерических, лежит в основе брахманической ортодоксальной науки" (РВ, с. 471)
Эти же соответсвия лежат и в магических ритуалах. Вообще - "Кто так знает" (т.е. знает закон этой эквивалентности), приобретает всевозможные блага.
"без брахман текст РВ остается непонятным..." (Ригведа, "Наука" 1989г, с.471-472).
Методы Вед критиковались школами смрити за то, что блага, достигаемые ритуалами и жертвоприношениями - временны, методы - "нечисты" и ведут к неравенству даже на небесах (разные заслуги в силу разного количества "Пожертвований")
В древнейшем тексте - Ригведе термин атман встречается редко и "переводится по-разному в разных контекстах РВ, но значение "душа","дух" в этот период у него еще нет - оно возникло поздеведийский период" (Елизаренкова, "Ригведа", с 636)
Похоже, что на момент создания Ригведы (древнейшего текста на замле) теории перерождений еще не было, по крайней мере спасение заключалось в жизни преисполненной "земных" благ на небесах среди богов. _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
№405217Добавлено: Ср 18 Апр 18, 16:39 (7 лет тому назад)
"Насчет "истоков" (индийской философии) - Вы что, опровергаете принятое всеми "Вначале были Веды?"
Я не опровергаю " Вначале были Веды", я опровергаю лишь то, что они "заря инд. философии".
Именно это опровергаю. Веды, к примеру, гимны Ригведы не имеют отношения к философии. Какая там философия? Это равноценно тому как выводить из неких греческих мифов, некие философии греческого разлива.
№405219Добавлено: Ср 18 Апр 18, 16:46 (7 лет тому назад)
"Отметим, что гимны, которыми надлежит сопровождать жертвоприношения, имеют сакральные толкования, в которых "характерно широкое использования рядов отождествлений элементов ритуала и феноменального мира, в результате чего одно постоянно выступает как форма (rūpa) другого..."
Ничем не напоминает тантрический символизм?
"... Обыгрывание различных классификаций, в том числе нумерических, лежит в основе брахманической ортодоксальной науки" (РВ, с. 471)
Эти же соответсвия лежат и в магических ритуалах. Вообще - "Кто так знает" (т.е. знает закон этой эквивалентности), приобретает всевозможные блага.
"без брахман текст РВ остается непонятным..." (Ригведа, "Наука" 1989г, с.471-472).
Методы Вед критиковались школами смрити за то, что блага, достигаемые ритуалами и жертвоприношениями - временны, методы - "нечисты" и ведут к неравенству даже на небесах (разные заслуги в силу разного количества "Пожертвований")
В древнейшем тексте - Ригведе термин атман встречается редко и "переводится по-разному в разных контекстах РВ, но значение "душа","дух" в этот период у него еще нет - оно возникло поздеведийский период" (Елизаренкова, "Ригведа", с 636)
Похоже, что на момент создания Ригведы (древнейшего текста на замле) теории перерождений еще не было, по крайней мере спасение заключалось в жизни преисполненной "земных" благ на небесах среди богов.
Приходиться повторить.
"Это абсурдное предположение. В "эпоху Вед" не было " зари инд. философии" соответственно разговоры про, " скот, баб и рождение среди богов" не более чем рефлексия другого типа мышления, над некими текстами и измышления по их поводу. Имеют ли право быть? Конечно имеют, для тех кому этого достаточно."
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы