№378136Добавлено: Ср 31 Янв 18, 14:07 (7 лет тому назад)
***
Ньяя: цель мысли, то есть достижение истины, не может быть реализована прямым путем. Для конечного ума истина недостижима. Мы должны довольствоваться более скромным идеалом достижения уверенности, что наши идеи имеют практическую ценность. Эта уверенность создается способностью идей служить нам или давать практические результаты. Эта способность идей к практическому применению не оправдывает, однако, допущения ньяйи, что идеи работают потому, что они согласуются с реальностью.
***
Буддийская логика: содержанием истины будет не соответствие знания объектам, которые хотя и существуют, но лишь как идеальные, а проверка в опыте.
Буддисты полагают, что реальное есть простое «это», мгновенно-индивидуальное, заключенное в своем качестве, не имеющее протяжения ни во времени, ни в пространстве,- сарвам притхак.
Если сказать проще: дхамма. Тут говорится о дхамме. Качестве момента. Но "саббэ дхамма анатта" ("все дхамма "не-я"") - то есть, это нечто объективное, "не-я". Следовательно, доступно познанию. Так наз. "дхармический опыт", как об этом пишут. Или "чувствознание", как это можно увидеть в других источниках. Непосредственное восприятие мира до его проявления в абстрактных понятиях и образах представления. Ан-уппада дхамма
Цитата:
Наяйики, с другой стороны, возражают против этого мнения и считают, что все то, что существует, не есть мгновенное качество, а индивидуальное, с внутренне присущим ему разнообразием содержания.
Буддизм тоже про это говорит. ... вот, к примеру еще Торчинов писал, что с точки зрения буддизма все представления о предметах, объектах и процессах исходят из "я-творящей способности". Не поручусь за дословное изложение. Но смысл таков, что изначально буддизм говорит о самосознании, а потом уже как следствие о представлениях, которые "оячиваются" или "осебячиваются" этой представляющей способностью. ... И что только со временем эта иллюзия самоотождествления исчезает при понимании того, как все обстоит на самом деле _________________ живите больше
Последний раз редактировалось: Frithegar (Ср 31 Янв 18, 14:25), всего редактировалось 2 раз(а)
№378140Добавлено: Ср 31 Янв 18, 14:23 (7 лет тому назад)
Школа Ньяя и Буддизм - это два оппонирующих друг другу течения. ... Ньяя - одна из 6-ти школ классической индийской философии. Буддизм - это реформированные Буддой представления. Но и Буддизм пользуется той же самой во многом терминологией. Что и классические школы. Но вкладывает в эти термины еще и свой смысл. _________________ живите больше
Виджняна - это, например, глаз видит синий цвет.
Самджня - распознавание. Делается вывод, что цвет синий.
Термин из логики пратьякша = виджняна.
Буддийская логика говорит о пратьякше недальновидных:
Цитата:
Смысл его ответа заключается в: «Шарадватипутра, три аудитории бодхисаттв должны тренироваться путем логического (inferentially) постижения объекта, абсолютной истины. Это не следует делать пратьякшей, потому что это не объект пратьякши близоруких, потому что у них нет достоверного знания объекта [абсолютной истины], и потому, что им не хватает способностей для этого. Йогины [видят пустоту] пратьякшей, потому что они уже обучились [анумане] и потому, что они им нет необходимости обучаться ей [далее]. Нужно тренироваться в абсолютном с помощью логического сознания». [332b] Здесь именно логическое сознание установит совершенство мудрости, которая является подобной иллюзии пустотой.
http://dharma.org.ru/board/topic7221.html
№378273Добавлено: Чт 01 Фев 18, 12:19 (7 лет тому назад)
"Йогины [видят пустоту] пратьякшей"
Пустота - не объект восприятия.
"Не может быть непосредственного переживания пустоты наподобие тому, как есть непосредственное переживание горшка. Даже когда переживаем (непосредственно воспринимаем) отсутствие горшка (это кстати вполне законный прием в буд. логике, называется анупалабдхи), то все равно отсутствие выводится на основании двух предпосылок - ануйогита (это пол, на котором отсутствует горшок) и пратийогита (это понятие горшка, которое противосоединяется с ануйогином, т.е. служит в качестве принципиально воспринимаемого контрпозитива)."
№378337Добавлено: Чт 01 Фев 18, 16:30 (7 лет тому назад)
Отсутствие горшка устанавливается при помощи парамАнушо вичАрает (Tиб. rduI phra rab tu bsig ste) и пратьявекшаманах (Tиб. so sor brtags pa).
ПарамАнушо вичАрает - берется горшок и разделяется на атомы.
Пратьявекшаманах - эти атомы разделяются на части.
После этого достигается состояние на саманупашьяти (Tиб. mi mthon) - йогин не видит внешних объектов. Это и есть анупалабдхи, на основе которого делается заключение (вичАрает, Тиб. mam par dpyad) о вещах, которые в принципе наблюдаемы (тешам упалабдхилакшанапрАптАнАм).
Цитата:
то все равно отсутствие выводится на основании двух предпосылок - ануйогита (это пол, на котором отсутствует горшок)
Пол аналогичным образом отсутствует - делим пол на атомы и выясняем, что никакого пола нет, а есть ум наблюдающего.
Есть ещё грубая пустота - объект отрицания не сам горшок, а его самобытие.
№378338Добавлено: Чт 01 Фев 18, 17:28 (7 лет тому назад)
Что эти деления дают? не слишком ли умозрительно? _________________ "жизнь очень коротка и время смерти совершенно неопределенно. Поле знания очень обширно. Но лучше всего – ухватить его сущность и созерцать"
Грубая пустота - это пратитья самутпада.
Тонкая:
Попробуйте аборигену показать автомобиль. Логический вывод о совокупности частей, который сделает абориген, будет отличаться от вывода цивилизованного человека. Все же на уровне паринишпанны нельзя сказать, что кто-то из них прав - так понятие автомобиль просто воображается (парикальпа) умом наблюдающего субъекта. Есть атомы, зависимо существующие в рамках пратитья самутпады, а автомобиль в этих атомах распознала самджня скандха наблюдающего.
Знаменитые цитаты про "про 3 мира есть ум" я расцениваю так: 3 мира - это продукт ума, т.к. самджня скандха распознала 3 мира среди причинных зависимостей. Т.е. это ограниченное понятие. Реальность же за пределами ограниченных понятий.
Про реальность можно только сказать хетупхалапрабандхАнупаччеда - есть непрерывная продолжительность причин и следствий. Сказать что-то ещё - будет уже концептуализацией на основе этой непрерывности.
Пустота - не объект восприятия.
"Не может быть непосредственного переживания пустоты наподобие тому, как есть непосредственное переживание горшка. Даже когда переживаем (непосредственно воспринимаем) отсутствие горшка (это кстати вполне законный прием в буд. логике, называется анупалабдхи), то все равно отсутствие выводится на основании двух предпосылок - ануйогита (это пол, на котором отсутствует горшок) и пратийогита (это понятие горшка, которое противосоединяется с ануйогином, т.е. служит в качестве принципиально воспринимаемого контрпозитива)."
Это же явно наш дорогой Пламен по стилю! С канувшего в лету Восточного Симпозиума, видимо. А что, где-то остался архив? _________________ Буддизм чистой воды
№378632Добавлено: Пт 02 Фев 18, 14:47 (7 лет тому назад)
КИ
Это же здешнее;
Тема: Возвращаясь к разговору о методологии буддизма.. 39-я страница, где вы ещё говорили:
"Я полностью согласен с Пламеном, что нет никакой пустоты, помимо умственного представления о взаимозависимости, или представления о какой-нибудь феноменологичности без ноумена. А разнообразные "переживания" полученные в результате сосредоточения на подобных конструктах мышления, конечно никакой пустотой не являются, а являются именно какими-то переживаниями, которые, если подходить тотально, надо фиксировать в феноменологическом анализе, как и любые другие дхармы. Может это какая-то рупа приятных ощущений в теле и т.п."
На что Пламен заключил: "Вот это и есть нирвикалпа-самадхи."
Тема закрыта, поэтому невозможно взять в виде цитаты (к стати, неплохо бы сделать такую возможность); старые темы очень интересные; там немало рассмотрено, причём рассмотрено очень классно.
В сети больше вообще ничего не могу найти. Ни Восточного Симпозиума, ни Мудрости Орг. Многие сторонние ссылки в старых темах не открываются.
Думаю, здесь на форуме - самый крупный и ценный архив содержательного обсуждения этой тематики. На русском, во всяком случае.
Здесь очень ценный архив. Старые темы - сильны. Частенько туда хожу. Там даже стилем можно любоваться, удержанием темы, продвижением в вопросах.
"Основывается ли познание на восприятии или оно не зависит от наличия или отсутствия периферического раздражения?
Основное различие между концепциями реальности, проводимое буддистами и наяйиками:
Буддисты полагают, что реальное есть простое «это», мгновенно-индивидуальное, заключенное в своем качестве, не имеющее протяжения ни во времени, ни в пространстве,- сарвам притхак. Все отношения это только произвольная сеть, набрасываемая извне воображением.
Наяйики, с другой стороны, возражают против этого мнения и считают, что все то, что существует, не есть мгновенное качество, а индивидуальное, с внутренне присущим ему разнообразием содержания. Несмотря на множественность, оно остается единым. Это - единое во многом. Поскольку оно - одно из многих других индивидуумов, оно есть особенное; поскольку же оно одно и то же во всем своем многообразии, оно есть общее, и это общее делает его также членом класса. Каждый индивидуум имеет эти две стороны, или два аспекта. Атомарное особенное, исключающее все различия, как и простое отношение, которое не имеет конечных соотносящихся пунктов, есть предрассудок, который не может быть оправдан в опыте. Тождество и различие представляют собой различные моменты целого, которые становятся ложными, когда они превращаются в нечто застывшее, независимое друг от друга.
Хаа-хаа-хаа)) Конечно тиртхики будут юлить и изворачиваться, выискивая изъяны в совершенной доктрине Великого Будды, Сына Сакьев. В ином случае, им не останется ничего другого, кроме как признать правоту Будды и принять sarana. И выбросить в Ганг все эти бесконечные тома своей ньяйиской и прочей философии, достать из пыльных сундуков и выбросить! выбросить в Ганг!!
Современная психология поддерживает точку зрения ньяйи, что содержание всякого данного имеет две стороны - чувственные качества и отношения.
Вообще детский сад. Тиртхики чувствуют себя неуверенно и ищут союзников, и находят ... среди эллинистов, до чего же порой доходят некоторые.. казалось бы, невозможно так низко пасть, ... _________________ АН 1.140 [Бхагаван сказал]: «Монахи (bhikkhave), те бхиккху, которые объясняют неверную Дхамму (adhammaṃ) как неверную, делают это ради благополучия многих людей (bahujanahitāya), ради счастья многих людей (bahujanasukhāya), ради блага (atthāya), благополучия (hitāya) и счастья (sukhāya) многих дэвов и людей (devamanussānaṃ). Эти бхиккху порождают много заслуг (puññaṃ), и укрепляют Истинную Дхамму (saddhammaṃ).
"Основывается ли познание на восприятии или оно не зависит от наличия или отсутствия периферического раздражения?
Основное различие между концепциями реальности, проводимое буддистами и наяйиками:
Буддисты полагают, что реальное есть простое «это», мгновенно-индивидуальное, заключенное в своем качестве, не имеющее протяжения ни во времени, ни в пространстве,- сарвам притхак. Все отношения это только произвольная сеть, набрасываемая извне воображением.
Наяйики, с другой стороны, возражают против этого мнения и считают, что все то, что существует, не есть мгновенное качество, а индивидуальное, с внутренне присущим ему разнообразием содержания. Несмотря на множественность, оно остается единым. Это - единое во многом. Поскольку оно - одно из многих других индивидуумов, оно есть особенное; поскольку же оно одно и то же во всем своем многообразии, оно есть общее, и это общее делает его также членом класса. Каждый индивидуум имеет эти две стороны, или два аспекта. Атомарное особенное, исключающее все различия, как и простое отношение, которое не имеет конечных соотносящихся пунктов, есть предрассудок, который не может быть оправдан в опыте. Тождество и различие представляют собой различные моменты целого, которые становятся ложными, когда они превращаются в нечто застывшее, независимое друг от друга.
Хаа-хаа-хаа)) Конечно тиртхики будут юлить и изворачиваться, выискивая изъяны в совершенной доктрине Великого Будды, Сына Сакьев. В ином случае, им не останется ничего другого, кроме как признать правоту Будды и принять sarana. И выбросить в Ганг все эти бесконечные тома своей ньяйиской и прочей философии, достать из пыльных сундуков и выбросить! выбросить в Ганг!!
Современная психология поддерживает точку зрения ньяйи, что содержание всякого данного имеет две стороны - чувственные качества и отношения.
Вообще детский сад. Тиртхики чувствуют себя неуверенно и ищут союзников, и находят ... среди эллинистов, до чего же порой доходят некоторые.. казалось бы, невозможно так низко пасть, ...
так вы аргументы анти-ньяйные приведите. _________________ सर्वधर्मशून्यता
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы