№371373Добавлено: Вт 09 Янв 18, 23:15 (7 лет тому назад)
Вообще-то мне всегда казалось странным,что последние моменты жизни являются определяющим. Ведь человек вполне мог прожить жизнь высокой нравственности и добродетелей,но умереть очень мучительно (допустим от сильной болезни). Каким образом он переродится на небесах,если в последние моменты своей жизни скорее всего будет испытывать страшную боль,отвращение и злость?Далеко не все на столько умелы в созерцании и успокоении,чтобы это игнорировать. Получается они обречены на низшее рождение,даже если провели добродетельную жизнь?Тут что-то странное. Иначе как добродетельные люди обретают высшее рождение?В то что они не умирают тяжелой смертью я поверить не могу,т.к лично знаю несколько таких примеров. Возможно идёт какой-то "жизненный зачёт" им в плюс.
Приступать к тренировке сосредоточенности, когда произойдёт какое-нибудь несчастье, может быть уже поздно.
Либо же, наоборот, это самый сильный вызов к практике. Challenges of life are the Dhamma challenges.
Может быть и так, конечно. Но я имею в виду, что если у человека нет развитого навыка сосредоточения, развитого навыка управления вниманием, то в одночасье он не появится - даже тогда, когда будет особенно нужен.
Бесспорно. Но именно в такой момент (вернее, в момент осознания такого момента жизни) может стать предельно ясной необходимость такого навыка. (переживание боли не равно её осознанию) _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Вообще-то мне всегда казалось странным,что последние моменты жизни являются определяющим. Ведь человек вполне мог прожить жизнь высокой нравственности и добродетелей,но умереть очень мучительно (допустим от сильной болезни). Каким образом он переродится на небесах,если в последние моменты своей жизни скорее всего будет испытывать страшную боль,отвращение и злость?Далеко не все на столько умелы в созерцании и успокоении,чтобы это игнорировать. Получается они обречены на низшее рождение,даже если провели добродетельную жизнь?Тут что-то странное. Иначе как добродетельные люди обретают высшее рождение?В то что они не умирают тяжелой смертью я поверить не могу,т.к лично знаю несколько таких примеров. Возможно идёт какой-то "жизненный зачёт" им в плюс.
Будда учит, что человек проживший праведную жизнь, не испытывает в момент смерти сожалений и страха, и верит, что смерть это переход к лучшему рождению по плодам его дел. Даже если он испытывает физическую боль, то она не сопровождается ментальной "желчью". Если он достиг вступления в поток, то в момент смерти он точно знает, что он никогда не родиться в нижних мирах кама-локи и непременно встретит Дхамму в следующем рождении.
Данная практика относится к одной из четырех защитных медитаций
Здравствуйте, Валерий! Напомните, пожалуйста, какие еще есть защитные медитации, спасибо.
Здравствуйте, Amv!
Четыре защитные медитации:
1. Буддханусати - памятование о качествах Будды
2. Метта бхавана — практика развития безмерной доброжелательности
3. Маранусати — памятование о смерти
4. Асубха бхавана — восприятие непривлекательности тела.
Как я уже писал, четыре защитные медитации практикуются утром и вечером, а памятование о смерти — еще и во время засыпания. К сожалению, сейчас часто эти защитные медитации практикуются чисто формально, в форме ритуала — во время прочтения текстов на пали во время утренней и вечерней ванданы.
В контексте защитных медитаций, практика памятования о смерти защищает нас от опьяненности жизнью, здоровьем, от страха смерти, от беспечности и пустой траты времени. Узнать подробнее о практике памятования о смерти — Маранусати, можно в «Объяснениях и инструкциях по памятованию о смерти (maraṇassati)» Дхаммасами Маха Тхеры https://www.theravada.su/node/963. В книге «Буддийские размышления о смерти» В.Ф. Гунаратна http://www.docme.ru/doc/47487 Эта практика описывается в таких суттах, как Патхама маранасати сутта https://suttacentral.net/ru/an8.73 и Дутия маранасати сутта https://suttacentral.net/ru/an8.74
Вообще-то мне всегда казалось странным,что последние моменты жизни являются определяющим. Ведь человек вполне мог прожить жизнь высокой нравственности и добродетелей,но умереть очень мучительно (допустим от сильной болезни). Каким образом он переродится на небесах,если в последние моменты своей жизни скорее всего будет испытывать страшную боль,отвращение и злость?Далеко не все на столько умелы в созерцании и успокоении,чтобы это игнорировать. Получается они обречены на низшее рождение,даже если провели добродетельную жизнь?Тут что-то странное. Иначе как добродетельные люди обретают высшее рождение?В то что они не умирают тяжелой смертью я поверить не могу,т.к лично знаю несколько таких примеров. Возможно идёт какой-то "жизненный зачёт" им в плюс.
Если человек действительно был нравственным и добродетельным, если это не была чисто внешняя нравственность и добродетель (которая иногда случается, если человек не практикует медитацию, делает добрые дела и соблюдает нравственность не осознанно, а потому, что так надо), то никак в момент смерти не одолеет человека отвращение к окружающим и злость. Я видела людей после инсульта, на первый взгляд совершенно одинаковые "овощи" - мычат, едят с ложечки, под себя ходят. Когда присмотришься, то видишь, что некоторые мычат благодарно, не шумят, изо всех сил стараются поблагодарить, улыбнуться, а некоторые пакостят, как могут - шумят, если хоть одна рука работает, то швыряются, пихаются, плюются. Так что даже при почти полной потере мозга у больных видно, кто какую жизнь вел, когда был здоров.
Вообще-то мне всегда казалось странным,что последние моменты жизни являются определяющим. Ведь человек вполне мог прожить жизнь высокой нравственности и добродетелей,но умереть очень мучительно (допустим от сильной болезни). Каким образом он переродится на небесах,если в последние моменты своей жизни скорее всего будет испытывать страшную боль,отвращение и злость?Далеко не все на столько умелы в созерцании и успокоении,чтобы это игнорировать. Получается они обречены на низшее рождение,даже если провели добродетельную жизнь?Тут что-то странное. Иначе как добродетельные люди обретают высшее рождение?В то что они не умирают тяжелой смертью я поверить не могу,т.к лично знаю несколько таких примеров. Возможно идёт какой-то "жизненный зачёт" им в плюс.
Осознанно добродетельная жизнь как раз делает наш ум спокойны, умиротворенным, безмятежным, лишенным сожалений. Но не все определяется только внешними благими делами и поведением, крайне важно и состояние ума при этом. У человека, который часто испытывает внутреннюю злобу, но внешне поддерживает учтивое и благонравное поведение, есть большая вероятность, что эта злоба наполнит его ум во время смерти. Поэтому важно как делание добрых дел, которые в зависимости от мотивации дадут те или иные плоды, так и тренировка по очищению ума, очищению скрытых наклонностей. На некоторые вопросы по данной теме может ответить книга ПаАук Саядо «Действие каммы» https://dhamma.ru/lib/authors/paauk/kamma_1.pdf
Тут можно привести такой пример: вот допустим, вы вечером вспоминаете о событиях прошедшего дня - вы прежде всего вспомните только самые яркие события этого дня, несколько таких событий. Если вы неосознанно и безразлично сделали пожертвование и в этот же день испытали сильную страсть или злобу, то скорее всего самым ярким, цепляющим событием окажется именно эта пережитая страсть или злоба. В конце месяца, вы например также вспоминаете о событиях прошедшего месяца - вы вспомните также несколько самых ярких. Так же, и в конце жизни, как бы подводя итоги жизни, проявляются вот эти самые яркие события жизни, которые влияют на состояние сознания, в котором вы умираете. И если эти события были связаны с ненавистью, отвращением, сожалением, горем или страстью, влечением, привязанностью или невежеством, то и состояние сознания будет соответствующим. Даже если эти события не вспоминаются явно, то все равно идет проявление качеств, вот этих определяющих состояний ума, в которых вы жили в течение всей жизни. Если человек был на самом деле высоконравственным, так, что это пропитало не только его сознание, но и подсознание, то и во время смерти в нем не возникнут состояния, нарушающие нравственные принципы и ведущие к неблагим уделам.
Цитата:
«(1) И какой человек подобен прочерченной линии на камне? Бывает так, когда некий человек часто злится, и его злость остаётся [в нём] на долгое время. Подобно тому как прочерченная на камне линия не быстро стирается ветром и водой, но остаётся [на нём] на долгое время, точно также некий человек часто злится, и его злость остаётся [в нём] на долгое время. Такой зовётся человеком, подобным прочерченной линии на камне.
(2) И какой человек подобен прочерченной линии на земле? Бывает так, когда некий человек часто злится, но его злость не остаётся [в нём] на долгое время. Подобно тому как прочерченная на земле линия быстро стирается ветром и водой и не остаётся [на ней] на долгое время, точно также некий человек часто злится, но его злость не остаётся [в нём] на долгое время. Такой зовётся человеком, подобным прочерченной линии на земле.
(3) И какой человек подобен прочерченной линии на воде? Бывает так, когда некий человек, даже если к нему обращаются грубым и резким словом, неприятным образом, остаётся в дружеских отношениях [с тем, кто к нему так обратился], общается [с ним], приветствует [его]. Такой зовётся человеком, подобным прочерченной линии на воде.»
АН 3.132
Практика рефлексии, которая описана в суттах, когда в конце дня мы просматриваем прошедшие события и свои умственные состояния, которые мы испытывали во время прошедшего дня, позволяют нам ежедневно очищать свой ум, тренировать его в росте благих состояний и уменьшения неблагих состояний.
Если говорить опять же с позиции личного опыта, то при длительных и успешных занятиях бхаваной сознание начинает освещать те глубины ума, которые обычно нам недоступны, которые скрыты, но тем не менее оказывают сильное влияние на наше поведение, особенно инстинктивное - это то, что психологи называют подсознанием. Итак, во время практик бхаваны, мы можем обнаружить множество забытых воспоминаний, инстинктов, скрытых наклонностей, которые мы не осознавали - это как скрытый вулкан, который может разверзнутся извержением при определенных условиях - как внешних, так и внутренних. И сознательно работая над над этими скрытыми силами мы можем вычистить их, нейтрализовать их негативное влияние. Там же, в этих глубинах скрыта и жажда жизни, желание жить во что бы то ни стало - эта жажда, которая имеет в своей основе невежество и которая и запускает последующие рождение, не дает нам выйти из колеса Сансары. Я обнаружил эту яростную силу, когда каждая клетка тела пронизана этой жаждой жить, нежеланием умирать, исследуя глубины своего ума во время медитационного ретрита. Я обнаружил, что именно из этой жажды произрастают инстинкт самосохранения, жажда размножения и т. д. Нам может казаться, что в нас нет страха смерти (спровоцированного желанием жизни), но критические ситуации могут показать, что это совсем не так. В момент возникновения состояний, угрожающих жизни или здоровью, этот страх смерти проявляет свою силу. Например, вы вдруг увидели перед собой змею, на которую чуть не наступили и тут же инстинктивно отпрыгиваете в ужасе. Так случилось с одним человеком, который приехал в наш монастырь, и испугавшись змеи (которая ему показалась), он отпрыгнул. Позже он сказал, что не думал, что в нем есть такой скрытый страх. Чтобы уменьшить и в последствии искоренить этот страх, эту жажду нужно приложить множество усилий, нужно целенаправленно тренировать себя на протяжении длительного времени, возможно в течение множества жизней. Если мы на самом деле уменьшили эту жажду жизни, этот страх смерти, то эти инстинкты уменьшаются, и мы спокойно переживаем смертельно опасные ситуации, болезни, страдания, реагируя уже не инстинктивно, без ужаса, а в большей степени сознательно.
Очищая ум на глубоких уровнях, по мере роста осознанности, мы становимся неспособны намеренно нарушить нравственные принципы не только в сознании, но даже во время сна - при возникновении в уме отвращения и влечения или возможности нарушить sila мы можем моментально проснуться. Но как оказалось, этот уровень осознанности и самоконтроля также зависит и от физического состояния. Из-за болезни стало намного сложнее контролировать себя - в несколько раз сложнее и я даже несколько раз нарушил правила правильной речи под влиянием эмоций. Также и во время сна пропала возможность контроля влечений и отвращений. Пришлось приложить немало усилий, чтобы в какой -то мере уменьшить эти скрытые силы. Если же не тренировать себя, не очищать свой ум на глубинном уровне, то есть большая вероятность, что все эти качества во время болезни, когда самоконтроль будет ослаблен или во время смерти проявят свою скрытую силу. Нет никакой гарантии, что во время смерти не проявится сожаление о совершенных когда-то ошибках, о которых мы уже забыли и это сожаление и боль не заполнит наш разум. Я сам обнаружил такие скрытые воспоминания во время ретрита, которые я не воспринимал сознательно, но из-за которых я неосознанно испытывал сильное чувство вины и глубокого сожаления и горечи. Во время монашества, сами собой, из глубины ума стали всплывать какие-то старые воспоминания, я практически заново вспомнил и переосмыслил свою жизнь, особенно работая с тем воспоминаниями, которые вызывали сожаление, освободившись от этого груза.
Вообще-то это длинная тема для отдельного разговора, я так вкратце указал на некоторые практические аспекты. _________________ ...угасание, прекращение, Ниббана
Вообще-то мне всегда казалось странным,что последние моменты жизни являются определяющим. Ведь человек вполне мог прожить жизнь высокой нравственности и добродетелей,но умереть очень мучительно (допустим от сильной болезни). Каким образом он переродится на небесах,если в последние моменты своей жизни скорее всего будет испытывать страшную боль,отвращение и злость?Далеко не все на столько умелы в созерцании и успокоении,чтобы это игнорировать. Получается они обречены на низшее рождение,даже если провели добродетельную жизнь?Тут что-то странное. Иначе как добродетельные люди обретают высшее рождение?В то что они не умирают тяжелой смертью я поверить не могу,т.к лично знаю несколько таких примеров. Возможно идёт какой-то "жизненный зачёт" им в плюс.
Если человек действительно был нравственным и добродетельным, если это не была чисто внешняя нравственность и добродетель (которая иногда случается, если человек не практикует медитацию, делает добрые дела и соблюдает нравственность не осознанно, а потому, что так надо), то никак в момент смерти не одолеет человека отвращение к окружающим и злость. Я видела людей после инсульта, на первый взгляд совершенно одинаковые "овощи" - мычат, едят с ложечки, под себя ходят. Когда присмотришься, то видишь, что некоторые мычат благодарно, не шумят, изо всех сил стараются поблагодарить, улыбнуться, а некоторые пакостят, как могут - шумят, если хоть одна рука работает, то швыряются, пихаются, плюются. Так что даже при почти полной потере мозга у больных видно, кто какую жизнь вел, когда был здоров.
Совершенно верно. Я также в больницах наблюдал таких людей, особенно меня поразил один пожилой мужчина, который уже практически не мог двигаться и не мог говорить. но его глаза излучали такую благодарность, мягкость и доброту.
Касаемо влияния физического состояния мозга на поведение, мне вспомнился случай, который я прочитал об одном профессоре. Этот профессор, после инсульта перестал контролировать свое поведение и начал домагаться студенток, он мог прямо во время лекции подойти к студентке и начать трогать ее за грудь. Так вот проявились те скрытые склонности, которые оставались в глубине ума. _________________ ...угасание, прекращение, Ниббана
Так что даже при почти полной потере мозга у больных видно, кто какую жизнь вел, когда был здоров.
Какая поразительная наивность!
Если даже у здорового человека заблокировать тормозные процессы ЦНС и возбудить, то его легко довести до приступа бешенства с соответствующим поведением.
А уж поведение человека с глубокими мозговыми нарушениями никак не говорит, какую он жизнь вёл и каким был его характер до этих нарушений.
Так что даже при почти полной потере мозга у больных видно, кто какую жизнь вел, когда был здоров.
Какая поразительная наивность!
Если даже у здорового человека заблокировать тормозные процессы ЦНС и возбудить, то его легко довести до приступа бешенства с соответствующим поведением.
А уж поведение человека с глубокими мозговыми нарушениями никак не говорит, какую он жизнь вёл и каким был его характер до этих нарушений.
По возможности стараюсь говорить только о том, что знаю. Достаточно долго ухаживала за близким человеком, перенесшим инсульт, познакомилась со многими больными и их родственниками; в юности подрабатывала нянечкой, ухаживала за не ходячими больными. Но даже если нет подобного опыта, можно вспомнить любую стрессовую ситуацию с большим количеством народа (скажем, очередь). Обязательно найдутся спокойные, взвешенные люди, которые и сами в бешенство не впадут и другим не дадут.
Так что даже при почти полной потере мозга у больных видно, кто какую жизнь вел, когда был здоров.
Какая поразительная наивность!
Если даже у здорового человека заблокировать тормозные процессы ЦНС и возбудить, то его легко довести до приступа бешенства с соответствующим поведением.
А уж поведение человека с глубокими мозговыми нарушениями никак не говорит, какую он жизнь вёл и каким был его характер до этих нарушений.
По возможности стараюсь говорить только о том, что знаю. Достаточно долго ухаживала за близким человеком, перенесшим инсульт, познакомилась со многими больными и их родственниками; в юности подрабатывала нянечкой, ухаживала за не ходячими больными. Но даже если нет подобного опыта, можно вспомнить любую стрессовую ситуацию с большим количеством народа (скажем, очередь). Обязательно найдутся спокойные, взвешенные люди, которые и сами в бешенство не впадут и другим не дадут.
Одно дело стрессовая ситуация, а другое дело тяжёлые органические поражения головного мозга.
При тяжелых органических поражениях мозга симптомами могут быть, например, снижения критики своего состояния и поведения или повышенная раздражительность с агрессивным поведением. И это не зависит каким был человек до поражений головного мозга. Человек мог быть и ангелом кротким до болезни или травмы, ставшей причиной орг. поражений мозга, но после болезни он может стать просто не могущим себя контролировать агрессивным безумцем, вспыхивающим от любого раздражителя.
Зарегистрирован: 10.05.2017 Суждений: 279 Откуда: Москва
№371473Добавлено: Ср 10 Янв 18, 15:25 (7 лет тому назад)
Решил привести здесь часть Дутия Маранасати сутты, как очень вдохновляющую проповедь:
Цитата:
«Монахи, осознанность к смерти, будучи развитой и взращенной, приносит великий плод и пользу, завершается в бессмертном, имеет бессмертное своим окончанием. И каким образом?
Вот, монахи, когда день подошёл к концу, и наступила ночь, монах рассуждает так: «[Этой ночью] я могу умереть из-за различных причин: (1) Змея может укусить меня, или скорпион, или многоножка могут ужалить меня, и из-за этого я могу умереть. Это будет помехой для меня. (2) Я могу споткнуться и упасть, или (3) моя еда не переварится во мне, или (4) желчь станет спровоцированной, или (5) слизь станет спровоцированной, или (6) острые ветры во мне станут спровоцированными, или (7) люди нападут на меня, или (8) дикие духи нападут на меня, и я могу умереть. Это будет помехой для меня».
Этому монаху нужно рассуждать так: «Есть ли во мне какие-либо плохие, неблагие качества, которые не были отброшены, и которые могут стать помехой для меня, если я сегодня ночью умру?» Если, рассмотрев [это], монах знает: «Во мне есть плохие, неблагие качества, которые не были отброшены, и которые могут стать помехой для меня, если я сегодня ночью умру»—то тогда ему следует приложить дополнительное желание, усилие, старание, воодушевление, неутомимость, осознанность, и бдительность ради отбрасывания этих плохих, неблагих качеств.
Подобно тому, как тот, у кого загорелась бы одежда или [волосы] на голове, приложил бы дополнительное желание, усилие, старание, воодушевление, неутомимость, осознанность, и бдительность для того, чтобы потушить [пламя] на его одежде или голове—то точно также этот монах должен приложить дополнительное желание, усилие, старание, воодушевление, неутомимость, осознанность, и бдительность ради отбрасывания этих плохих, неблагих качеств...."
https://suttacentral.net/ru/an8.74
Так что даже при почти полной потере мозга у больных видно, кто какую жизнь вел, когда был здоров.
Какая поразительная наивность!
Если даже у здорового человека заблокировать тормозные процессы ЦНС и возбудить, то его легко довести до приступа бешенства с соответствующим поведением.
А уж поведение человека с глубокими мозговыми нарушениями никак не говорит, какую он жизнь вёл и каким был его характер до этих нарушений.
По возможности стараюсь говорить только о том, что знаю. Достаточно долго ухаживала за близким человеком, перенесшим инсульт, познакомилась со многими больными и их родственниками; в юности подрабатывала нянечкой, ухаживала за не ходячими больными. Но даже если нет подобного опыта, можно вспомнить любую стрессовую ситуацию с большим количеством народа (скажем, очередь). Обязательно найдутся спокойные, взвешенные люди, которые и сами в бешенство не впадут и другим не дадут.
Одно дело стрессовая ситуация, а другое дело тяжёлые органические поражения головного мозга.
При тяжелых органических поражениях мозга симптомами могут быть, например, снижения критики своего состояния и поведения или повышенная раздражительность с агрессивным поведением. И это не зависит каким был человек до поражений головного мозга. Человек мог быть и ангелом кротким до болезни или травмы, ставшей причиной орг. поражений мозга, но после болезни он может стать просто не могущим себя контролировать агрессивным безумцем, вспыхивающим от любого раздражителя.
Не знаю почему, но навыки к доброжелательности и не гневливости сохраняются у человека дольше, чем навыки хождения в туалет. Пообщайтесь с выжившими из ума старушками, сами поймете о чем я.
№372125Добавлено: Пт 12 Янв 18, 16:58 (7 лет тому назад)
Очень хорошая тема, Валерий. Очень настораживает, что буддийские площадки в рунете становятся каким-то гнездом для распространения деструктивных идей о необязательности медитации и соблюдения правил поведения. Как правило. их распространяет небольшая группа людей, но их активность приводит к ощущению, что это доминирующий стиль мышления в отечественной Тхераваде.
Не прекращайте рассказывать о своем опыте борьбы с болезнью, это может многих вдохновить на практику!
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы