«Привязанности нет такой же сильной, как к себе же,
Богатства лучше не найти, чем обладание зерном.
Нет в мире света, что мог с мудростью б сравниться,
И дождь величественней остальных массивов вод».
Мдаа, а что вы вторую строчку выделили, а не первую?
Там суть высказывания, только в третьей строке. Это же поэзия.
1. Устранить привязанность к богатству можно одним способом - быть уверенным, что прекрасно обойдёшься и без него. Это возможно, если распоряжение богатством никакой особой сукхи и не доставляет. Все прочие подходы, ИМХО, самообман.
Все верно, это идеал йоги, быть ровным и когда есть деньги и когда их у тебя нет на твое внутреннее состояние это не должно никак влиять. Но опять таки в этом состоянии можно пользоваться деньгами для общего блага. Сукху в этом состоянии доставляет движение силы и то что распоряжаешься ты этим безлично. Кстати некоторые бизнесмены (даже очень богатые) достигают такого почти безличного состояния. Когда они собственники и работают для людей хотя компания приносит большую прибыль для себя на личные нужды берут очень мало, только необходимое.
СлаваА, мне приходилось видеть как живут очень богатые люди. Уверяю вас, они берут крайне мало для себя не потому, что они безразличны к деньгам, а потому, что они трудоголики. Они отнюдь не безразличны к тем цифрам, которые обозначают их богатство, хотя они могут быть достаточно равнодушны к внешним признакам богатства. Если отнять у них бизнес, то они будут пытаться построить его снова и снова, если они лишатся такой возможности, то умрут. Не надо недооценивать Мару и думать, что можно просто брать и ни к чему не привязываться. Это иллюзия, и жива она только до тех пор, пока у вас внезапно горячую воду не отключат.
А, по-видимому, это и есть Ваш основной тезис! Что радость от мирских успехов создаёт в психике человека предпосылки, при наличии которых и радость, доставляемая познанием Дхаммы и обретением убежденности в Дхамме, возникает легче.
Нет, не так. Таких тезисов я не формулирую. Это было бы слишком смело, я не в той позиции. Такие сжатые формулировки, программные по звучанию приличествовали бы для лекции какого-нибудь махатхеры, а я скромный ученик-мирянин. В той части, которая касается аттхи и богатства в жизни арьяупасаки, моего отношения к этим аспектам - мое восприятие полностью обусловлено конкретными текстами Сутт, в моем уме (а памяти) имеются эти цитаты. Этого достаточно. Вся картина и формируется из цитат, их совокупность и переживание (очевидного) смысла этих поучений Будды мысленно и эмоционально - и есть моя позиция в этом вопросе.
То есть, проще говоря, мой тезис скорее такой: "а давайте внимательно читать пояснения Будды, касающиеся вопроса аттхи и богатства в жизни упасак". И всё. По моему больше и не нужно. Дхамма разъяснена хорошо.
Прочитав эти фрагменты Учения честно, не виляя и не соскакивая на привычные "обще-духовные" мотивы, любой нормальный человек сможет сделать для себя правильные выводы.
Какая мысль правильная? Такая, что внутренние конфликты (в том числе и те, когда у мирянина в голове сидит аскетический идеал, а сил и настоящего желания следовать этому идеалу нет) сильнейшим препятствуют любому развитию сосредоточенности. Будда говорит, что движение к сосредоточенности начинается с отсутствия сожалений (то есть, с понимания, что ведешь себя, и вообще живёшь правильно) - см. AN10.1. Радость от того, что ведешь себя правильно, отсутствие сожалений - это, в общем, и есть та мирская радость, которая предваряет развитие сосредоточенности и вообще содействует в следовании Дхамме.
В общем да, согласен, правда я не держу в уме цель "развитие сосредоточенности". Это бы в моем случае прозвучало громко. Цель "жить по Дхамме" так ближе.
Но, ИМХО, ошибочной является мысль, что мирские успехи в смысле каких-то карьерных достижений, приобретения имущества, и т.п., способствуют возникновению такой радости, о которой говорит Будда.
Нет, по моему успехи/не успехи это не важно, не принципиально. Можно имхо и без успехов сформировать у себя правильные настройки в отношении материального.
А вот нравственное поведение, чистая совесть, уверенность, что сделал всё, что мог, исполнил все обязанности перед другими и перед самим собой - источником этой радости являются, и у богатого человека, и у бедного.
Да конечно _________________ АН 1.140 [Бхагаван сказал]: «Монахи (bhikkhave), те бхиккху, которые объясняют неверную Дхамму (adhammaṃ) как неверную, делают это ради благополучия многих людей (bahujanahitāya), ради счастья многих людей (bahujanasukhāya), ради блага (atthāya), благополучия (hitāya) и счастья (sukhāya) многих дэвов и людей (devamanussānaṃ). Эти бхиккху порождают много заслуг (puññaṃ), и укрепляют Истинную Дхамму (saddhammaṃ).
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы