Алексей_Михайлов заблокирован
Зарегистрирован: 21.04.2015 Суждений: 1111
|
№369396Добавлено: Ср 03 Янв 18, 17:06 (7 лет тому назад) Феноменология знака |
|
|
|
"Опыт знака не элементарен. Он производен от акта означивания, то есть использования некоторой материальной формы для замещения или представления чего-то иного. Это иное в простейших толкованиях знака определяется как предмет, «обозначенный» знаком, который в таких толкованиях представлен словом. Получается связка материального слова с его «денотатом». Уже стоики знали, что это – грубое упрощение. Означиваться может ситуация или смысл (λεκτόν, т.е. «сказанное» у стоиков). И знаком может быть не только слово, но и речевой акт, или текст, или в принципе любое материальное образование, которым мы располагаем (ягнёнок в жертвоприношении Авраама – пример Блаженного Августина).
Упрощённое представление знака на примере слова «стол», обозначающего стол, не просто обедняет понятие знака, но делает его непрозрачным, создаёт «мистику знака», как говорил Щедровицкий. Для преодоления этой мистики требуется замена натуралистической точки зрения на феноменологическую с одновременным вопросом о природе той интенциональности, которая конститутивна для знака как знака. Чтобы отвечать на вопрос «Что значит для знака быть знаком?», следует от плоской эмпирии вернуться к пониманию акта означивания. Какой может быть смысл в том, чтобы наделять предмет стол знаком в виде слова «стол», если это уже так называется? Опыт знака не элементарен, потому что означаемое (σημαινόμενον стоиков) по сути содержательно, а не фактично...."
Феноменология знака Г.П. Щедровицкого |
|