А что значит "осознавать", если речь идёт не о таком обусловленном процессе, которые обычно называются "сознаниями", и объединяются в вин'няна кхандху. Предъявите вечное и необусловленное сознание - тогда и можно будет предметно говорить. _________________ Границы мира - это границы языка
Ниббана не входит в пять кхандх, но входит, например, в двенадцать аятан - в последнем пункте, в "дхамма" (умственные предметы). Деление на нама-рупа - родственно маттике аятан (как ее сокращение), а не маттике кхандх.
Ниббана не входит в класс паннатти (не входит в класс концепций).
Последний раз редактировалось: Hermann (Ср 03 Янв 18, 18:21), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: КИ
А что значит "осознавать", если речь идёт не о таком обусловленном процессе, которые обычно называются "сознаниями", и объединяются в вин'няна кхандху. Предъявите вечное и необусловленное сознание - тогда и можно будет предметно говорить.
А если не получиться его "предъявить", то тогда и говорить невозможно о нем?
Или на форуме говорят только о вещах, которые можно "предъявить"?
А что значит "осознавать", если речь идёт не о таком обусловленном процессе, которые обычно называются "сознаниями", и объединяются в вин'няна кхандху. Предъявите вечное и необусловленное сознание - тогда и можно будет предметно говорить.
Дхамма (т.е. опыт-знание-переживание) Ниббана. За опыт отвечает дхамма, а не сознание (частный случай дхаммы).
Последний раз редактировалось: Hermann (Ср 03 Янв 18, 18:25), всего редактировалось 2 раз(а) Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
А что значит "осознавать", если речь идёт не о таком обусловленном процессе, которые обычно называются "сознаниями", и объединяются в вин'няна кхандху. Предъявите вечное и необусловленное сознание - тогда и можно будет предметно говорить.
А если не получиться его "предъявить", то тогда и говорить невозможно о нем?
Или на форуме говорят только о вещах, которые можно "предъявить"?
А при чём тут форум? Нигде нет смысла говорить о вещах, которые нельзя хоть как-то предъявить (то есть, если не показать, то описать, указать, охарактеризовать). _________________ Границы мира - это границы языка
А что значит "осознавать", если речь идёт не о таком обусловленном процессе, которые обычно называются "сознаниями", и объединяются в вин'няна кхандху. Предъявите вечное и необусловленное сознание - тогда и можно будет предметно говорить.
Дхамма (т.е. опыт-знание-переживание) Ниббана. За опыт отвечает дхамма, а не сознание (частный случай дхаммы).
А что значит "осознавать", если речь идёт не о таком обусловленном процессе, которые обычно называются "сознаниями", и объединяются в вин'няна кхандху. Предъявите вечное и необусловленное сознание - тогда и можно будет предметно говорить.
А если не получиться его "предъявить", то тогда и говорить невозможно о нем?
Или на форуме говорят только о вещах, которые можно "предъявить"?
А при чём тут форум? Нигде нет смысла говорить о вещах, которые нельзя хоть как-то предъявить (то есть, если не показать, то описать, указать, охарактеризовать).
Форум при том, что мы дискуссию ведем на форуме.
Вы же сами охарактеризовали только что:
"Предъявите вечное и необусловленное сознание"
Вот и характеристика.
Вы же сами охарактеризовали только что:
"Предъявите вечное и необусловленное сознание"
Вот и характеристика.
Нет, так функционирует-то оно как? Обычное, человеческое сознание воспринимает разные явления, в зависимости от того, что дано посредством контакта, и в зависимости от направленности внимания. Таким образом, оно функционирует только как обусловленное (контактом и вниманием, в более общем смысле - всей совокупностью нама-рупа). А как может функционировать необусловленное сознание? _________________ Границы мира - это границы языка
Вы же сами охарактеризовали только что:
"Предъявите вечное и необусловленное сознание"
Вот и характеристика.
Нет, так функционирует-то оно как? Обычное, человеческое сознание воспринимает разные явления, в зависимости от того, что дано посредством контакта, и в зависимости от направленности внимания. Таким образом, оно функционирует только как обусловленное (контактом и вниманием, в более общем смысле - всей совокупностью нама-рупа). А как может функционировать необусловленное сознание?
Не знаю, но как то функционирует...
Обязательно ли это для ответа на вопрос:
"Осознаёт ли Татхагата после смерти?"
Первичные реальности, напротив, являются вещами, которые существуют посредством своей собственной реальной природы (сабха̄ва). Это дхаммы – конечные, нередуцируемые компоненты существования, первичные сущности, получаемые из правильно осуществлённого анализа опыта. Такие реальности не допускают какой-либо дальнейшей редукции, а сами являются окончательными элементами анализа, истинными составляющими сложного многосоставного ОПЫТА.
Вот именно, они существуют посредством собственной реальной природы. А получаемые из правильно осуществленного анализа опыта - это речь идёт о том, как они познаются. Естественно, они познаются путём анализа опыта, как же иначе?
Вот посмотрите, в комментарии к параграфу 3 первой главы говорится:
"Для освещения природы любой первичной реальности, палийские комментаторы предложили определение, состоящее из четырёх элементов, посредством которых она может быть разграничена. Этими четырьмя элементами являются: (1) характеристика данной первичной реальности (лаккхан̣а), то есть выдающееся качество явления; (2) её функция (раса) – исполнение ею конкретной задачи (кичча) или достижение цели (сампатти); (3) её проявление (паччупат̣т̣ха̄на) – способ, которым она представляет себя внутри опыта; и (4) её непосредственная причина (падат̣т̣ха̄на) – главное условие, от которого она зависит".
Видите, что характеристика (то есть, то, что дхамма собой представляет) и её проявление здесь различаются? Если бы каждая дхамма была опытом, характеристика и проявление совпадали бы.
Но поскольку они различаются, и возможно, что дхамма может характеризоваться, как независимая от сознания, но проявляется она всё равно посредством сознания (именно таковы и рупа-дхаммы, и Ниббана).
Вы же сами охарактеризовали только что:
"Предъявите вечное и необусловленное сознание"
Вот и характеристика.
Нет, так функционирует-то оно как? Обычное, человеческое сознание воспринимает разные явления, в зависимости от того, что дано посредством контакта, и в зависимости от направленности внимания. Таким образом, оно функционирует только как обусловленное (контактом и вниманием, в более общем смысле - всей совокупностью нама-рупа). А как может функционировать необусловленное сознание?
Не знаю, но как то функционирует...
Обязательно ли это для ответа на вопрос:
"Осознаёт ли Татхагата после смерти?"
Ну вот я тоже не знаю, как это могло бы функционировать. Значит, мы с Вами на самом деле не понимаем, что говорим, когда произносим словосочетание "необусловленное сознание". Итак, вот ответ на Ваш вопрос - после распада пяти совокупностей обусловленного сознания Татхагаты больше нет. А на вопрос о необусловленном сознании, хоть Татхагаты, хоть кого-то ещё, мы не можем не то что ответить, но даже и правильно его задать, потому что сами не понимаем, что это такое. _________________ Границы мира - это границы языка
Вы же сами охарактеризовали только что:
"Предъявите вечное и необусловленное сознание"
Вот и характеристика.
Нет, так функционирует-то оно как? Обычное, человеческое сознание воспринимает разные явления, в зависимости от того, что дано посредством контакта, и в зависимости от направленности внимания. Таким образом, оно функционирует только как обусловленное (контактом и вниманием, в более общем смысле - всей совокупностью нама-рупа). А как может функционировать необусловленное сознание?
Не знаю, но как то функционирует...
Обязательно ли это для ответа на вопрос:
"Осознаёт ли Татхагата после смерти?"
Ну вот я тоже не знаю, как это могло бы функционировать. Значит, мы с Вами на самом деле не понимаем, что говорим, когда произносим словосочетание "необусловленное сознание". Итак, вот ответ на Ваш вопрос - после распада пяти совокупностей обусловленного сознания Татхагаты больше нет. А на вопрос о необусловленном сознании, хоть Татхагаты, хоть кого-то ещё, мы не можем не то что ответить, но даже и правильно его задать, потому что сами не понимаем, что это такое.
Я понимаю, о чем говорю. Не знаю КАК функционирует, но знаю, что функционирует.
Вы сказали "А на вопрос о необусловленном сознании, хоть Татхагаты, хоть кого-то ещё, мы не можем не то что ответить, но даже и правильно его задать, потому что сами не понимаем, что это такое."
Да, правильно задать вопрос невозможно, иначе бы его давно уже задали и может быть ответили.
Но говорите только за себя, я понимаю, о чем говорю.
Ниббана не входит в пять кхандх, но входит, например, в двенадцать аятан - в последнем пункте, в "дхамма" (умственные предметы). Деление на нама-рупа - родственно маттике аятан (как ее сокращение), а не маттике кхандх.
Ниббана не входит в класс паннатти (не входит в класс концепций).
Не знаю, что там конкретно в тхераваде за список. Но так-то, в праджняпти все дхармы входят - для любой есть концептуальное представление. Но не у всех есть что-то еще. _________________ Буддизм чистой воды
№369446Добавлено: Ср 03 Янв 18, 18:48 (8 лет тому назад)
Миллионы советских людей прекрасно понимали, что такое смерть Ленина для материалиста: любой опыт отсутствует, Ленина больше нет, Ленин не существует. Это очень простая идея. Только опыт вне скандх может быть настолько сложным, что нельзя что-то сказать про существование или несуществование Архата после смерти.
Paccupaṭṭhāna - это именно (про)явление. Кстати, в этом ( https://dharma.org.ru/board/post369422.html#369422 ) посте я кое-какие конкретные примеры приводил. И это не то же самое, что lakkhaṇa (хотя различия между ними - не те же самые, что в европейском понимании феномен/вещь в себе; вещи в себе в этой классификации и вовсе нет). _________________ Границы мира - это границы языка
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы