Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Критика ведийских методов: Смрити против шрути


 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Чайная
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Си-ва-кон
སྲི་བ་དཀོན


Зарегистрирован: 19.12.2014
Суждений: 7229

365178СообщениеДобавлено: Пн 18 Дек 17, 23:51 (6 лет тому назад)    Критика ведийских методов: Смрити против шрути Ответ с цитатой

По поводу времени возникновения Самкхьи у ученых-индологов сомнений нет:
  "... санкхьяики начали выдвигать свои доктрины ... судя по данным Брахмаджала-сутты, определенно еще в добуддийскую эпоху...
  ... буддийская традиция считала первым учителем Будды Арада Каламу, бесспорного представителсля протосанкхьи (Санкхья оказывается первой по древности традицией брахманистской мысли из тех, что получили дальнейшее развитие в последующие эпохи.)"
(Шохин, "Лунный свет Самкхьи", с.13).

  Для достижения Абсолюта (согласно смрити) необходимо выполнить два действия:
1. Исчислить все элементы бытия, поняв их взаимосвязи, в т.ч. и РОЛЬ "ИСЧИЛИТЕЛЯ" в них.
2. После чего становится возможным ЙОГОЙ навсегда перевести "всё это добро" в режим изначального недифференцированного единства ("Нерожденное", "Непроявленное"),
"по индийски" слиться с Абсолютом, достичь вечной Нирваны.

  Учителя "неодинаковым образом исчисляли свои кубики ... в числе основных начал у древнего авторитета Панчашикхи оказывается собственная природа (svabhāva), а у не менее знаменитого (но более легендарного) Асита Дэвалы - бытие и небытие (bhāva и abhāva)..." (ЛСС с.14-15)
  Многое было принято всеми последующими даршанами - например махабхуты, пять индрий восприятия (органов чувств) плюс манас, svabhāva, bhāva, abhāva, карма и самскара, шунья, дукха и проч - вплоть до миров [рупа] дхьян, всецело (включая Акаништху) инкорпорированных в буддийский психокосм.

  "Подробные объяснения уже в версии санкхьи Арада Каламы стадий достижения состояний богов абхасваров - "лучезарных", шубхакритснов - "всеблаженных" и брихатпхалов - "многоплодных" находит прямые параллели..." (ЛСС, с.21)

"Ведийское (dṛṣṭavadānuśravikaḥ) подобно обычному, так как связано с нечистотой и неравенством" - Ишваракришна сформулировал "претензии" (смрити к шрути) гениально.
  Итак, опровергателями шрути утверждается, что жертвоприношения нечисты, т.к. связаны с убийством и если даже могут принести какое-то благо, то только временное.
  Интересен такой еще довод (неравенства): на небе жертвователи приобретают различные степени "заслуги", следствием чего должны быть надменность одних и "стресс" у других.
     
  Приверженцев постижения Абсолюта как высшего смысла различаемого разума, выводимого
"на кончике" неимоверно, изощренно и "блестяще" составленной цепочки [взаимоисключений], взываю "рассмотреть критику": взглянуть как на подобный элитному, "гурманный" вид жертвоприношений (знаниями).
(такое "приобретение блага" также связано и с "неравенством").

  И всё-таки превыше всего интерес к индийским теоретическим изыскам по поводу Абсолюта, достигаемого не жертвоприношениями, не знанияприношениями (это по-ведийски, в шрути: "Кто так знает, т.е. знает закон этой эквивалентности, приобретает всевозможные блага".), не ритуалами, а ЙОГОЙ (дхьяной). Что есть достижение состояния, в котором невозможны ощущения страданий? Оказывается, о Нём ничего содержательного сказать нельзя, т.к. Оно не имеет качеств. Кое-что можно сказать, перечисляя чем Оно не является, перечисляя его "загрязнения" (и неправомерно полагать, что Оно обусловлено с этими загрязнениями, которые пусты, иллюзорны, в Абсолютном смысле они - "фантомы").

Вот она, до предела сжатая Ишваракришной формулировка

hetumadanityamavyāpi sakriyamanekamāśritaṃ liñgaṃ
sāvayavaṃ paratantraṃ vyaktam viparītamavyaktam

То, что имеет причину невечно, невездесуще, мобильно, множественно ("неединица"), имеет опору, свертываемо (сводимо к выводному знаку), состоит из частей, зависимо - проявленное, противоположное - непроявленное.

_________________
Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча


Ответы на этот пост: evrik
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Си-ва-кон
སྲི་བ་དཀོན


Зарегистрирован: 19.12.2014
Суждений: 7229

365179СообщениеДобавлено: Пн 18 Дек 17, 23:51 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

hetumad - то, что имеет причину
anityam - невечно
("имеющее причину - невечно - поскольку возникает из другого, подобно тому, как горшок возникает из глины и невечен" - комментирует Гаудапада)
sakriyam - мобильно
anekam - множественно ("не-единица"), дуальность, двойственность
āśritaṃ - имеет опору
liñgaṃ - свертываемо (сводимо к выводному знаку)
sāvayavaṃ - составное (состоит из частей)
paratantraṃ - зависимо
vyaktam - проявленное

противоположное, "перевёрнутое" (viparītam) - "Непроявленное" (avyaktam)

  Эта аксиома, перечисляющая "загрязнения Абсолюта по-индийски", канонически валидна во всех системах, применяющих йогу, дхьяны. Вот что важно: наличие хоть одного пункта из приведенного списка свидетельствует и о наличии ВСЕХ остальных (загрязнений) - они неизменно сопутствуют друг другу ("дыма без огня не бывает").
  Достижение противоположного перечисленному реализуется устранением указанных загрязнений, затемняющих Абсолют (Непроявленное). Их ниродха = их непроявления (что эквивалентно присутствию Абсолюта).
 Итак, сначала необходимо исчислить все "единицы" (элементы) бытия, потом "успокоить" их [проявления]. Йога призвана предотвращать появление материи, как раз успокаивая все "взволнованные" элементы, "растворяя", "отсекая" их в дхьянах все более чистых состояний сознания.
 "Выключенное" (высшим транссосредоточением, прекращением четасик) сознание есть прекращение кармической деятельности, непредоставление условий для возникновения материи - проявлений элементов бытия, "овеществляющих" дуальности различающего разума и его объектов (нама и рупа). Что собственно теоретически и обосновывается как их (элементов) изначальный покой ("Непроявленное" = "все знаки стёрты").

 До буддизма в смрити таковым состоянием вне взаимодействий с кармой считалась арупья, Будда же узрел загрязнения, латентно присущие арупье и достиг еще более чистого состояния уже "настоящей" нирваны. Которая настолько похожа на арупью (Асанга: "называемую Буддой временная нирвана - tadamsikanirvana"), что не "застревать" в последней доступно только "благородным арьям", прошедшим "специальную буддийскую подготовку", без которой все достижения ("застряв" в арупье) останутся мирскими, т.е. выход из "трех миров" (в локуттара) не достигнется.

 Напоследок напомню утверждения Щербатского:

"Без знакомства с Самкхьей адекватно понять буддизм невозможно"

  "...Точки соприкосновения буддийской системы и системы санкхья-йога, особенно в том виде, как они представлены в 'Yoga-sutra' и 'Bhasya', настолько потрясающе многочисленны, что они не могли ускользнуть от внимания изучающих абхидхарму.

  ...зерно этой теории древнее самого Будды. Во всяком случае,
нет исторически подлинного буддизма без этой теории,
без мистических миров и неотъемлемой части этого учения —
философского разъяснения йоги." (Щербатской,ИТ, с.217-218).

  Логически различать мы можем только взволнованные элементы бытия (свалакшаны самскрита-дхарм). Успокоить их проявления (волнение), перейти из сансары в Абсолют, мы можем только с помощью йоги.
Потому как наше различающее знание ("хватающее" и "схватываемое") есть загрязнение Абсолюта:
возникновение (продуцирование) намы и рупы.

  Различения качеств возможны (обусловлены) только при проявлениях самости, отграничивающей себя от различаемых ЕЮ "битов" двойственной информации. Иллюзорны как самости, так и сортируемые ими "биты"; обе части этих двойц - лишь ПРОЯВЛЕНИЕ СЛЕДСТВИЙ, обусловленных контактами определенных собраний причин и уловий. Нечто взаимоисключающее (viparītam, "перевернутое"), реверсное относительно искомого Абсолюта, который по индийскому кустому  "ничье следствие и ничему причина", "безатрибутен" - не являя качеств (свалакшан) оказывается вне знаково-понятийных обозначений (недоступен для "учета" битами самости).

  Включавшие в истинную природу дхарм свабхаву, непременно поясняли, что это есть их (дхарм) "успокоенное состояние", в котором они недвижимы и самосущи (свабхава), пребывая вне зависимости и причинности.
  Сарвам асти, доводимая до логического завершения, обращается в саткарьяваду - учение о предсуществовании следствия в причине, выдвинутое Самкхьей для отстаивания их прадханы как причины мира.
  Вайпулья вполне себе непротиворечиво и последовательно палийскому ядру канона  разграничивает глубинное "понимание" (истинной природы дхарм - дхарматы, "непроявленного") от понимания поверхностного - качеств дхарм, проявляемых ими для внешних контактов.
Различие проявляемых качеств обуславливает различие следствий. ("Неравенство").

_________________
Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Си-ва-кон
སྲི་བ་དཀོན


Зарегистрирован: 19.12.2014
Суждений: 7229

365181СообщениеДобавлено: Пн 18 Дек 17, 23:53 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

 Активность махабхут и "духовного начала" в индийских системах, применяющих йогу, классифицируется как "проявленная" и "непроявленная". Непроявленное состояние и есть пресловутый индийский Абсолют, тождественным которому становятся адепты "пра-йогических" систем, "достигая" Его, "сливаясь" с Ним. "Непроявленное" (авьякта) качествами не обладает, собственно отчего и "оказывается" (вне следствий и причин) неподверженным карме, вечным и неизменным. Буддийское: "Асамскрита". "Духовное начало" же буддистами объявляется (несуществующей) иллюзией, т.к. вместо души постулируются "группы привязываний", сводимые к набору "кубиков" - [сочетаний] элементов бытия.
 В различные временные периоды различные Учителя (буддийские школы) по-разному определяли "реальность" и "нереальность" асамскриты и самскриты. Оценки различным уровням выставлялись всевозможными способами, но понимание разницы между наличием признаков обусловленного и их отсутствием у Абсолюта отмечается всеми последователями: все даршаны, применяющие йогу, одинаково принимают "набор признаков обусловленного":

hetumadanityamavyāpi sakriyamanekamāśritaṃ liñgaṃ
sāvayavaṃ paratantraṃ vyaktam viparītamavyaktam

То, что имеет причину невечно, невездесуще, мобильно, множественно ("неединица"), имеет опору, свертываемо (сводимо к выводному знаку), состоит из частей, зависимо - проявленное, противоположное - непроявленное.

  Считать ли существующим непроявленное? Если да - придется считать таковым же и минувшее.
Можно довести "сарвам асти" до логического конца, начав считать следствие предсуществующим в причине (саткарьявада) - но это получится уже Самкхья, которая развила саткарьяваду, чтобы отстаивать своё положение о прадхане как причине мира.

 В опыте различающего знания нам дана только Относительная Реальность, в которой в виде кармических воздаяний мы этот опыт непосредственно получаем и дуально различаем. Осуществляется это "аппаратом", называемым "самость" или "душа", квалифицируемым как "схватывающее".

 Наименее ущербно "зафиксировать" окружающий нас мир как Реальность (другой-то для нас нет, ничто другое мы не воспринимаем), но Относительную (самвритти), в которой дхармы являют свои качества (свалакшаны), чтобы вступить в предписанные им внешние связи, контакты. Различия качеств обуславливают различие следствий.

 Абсолютная реальность не подпадает под номенклатуры, про неё нельзя сказать "абсолютная" или "неабсолютная"; "существует" или не "существует": просто при изложении словесной Дхармы вводятся термины, лингвистические знаки, "праджняпти": Нирвана, Дхармата, Высшая Реальность, Абсолютная Истина, Таковость, Пустота и т.д.

 Те школы (сарвастивады), в которых термин "свабхава" подразумевает не только поверхностные (внешние харатеристики - свалакшаны) признаки, являемые дхармами в причинно-следственных рядах, но и "состояние покоя" - "непроявленное" состояние дхармы, исключенной из причинно-следственного ряда: всегда подчеркивается, что это и есть их "истинная", "присущая им"  природа.
 "это есть их (дхарм) успокоенное состояние, в котором они недвижимы и самосущи (свабхава), пребывая вне зависимости и причинности".
 Недвижимы - потому что Абсолют чужд изменениям (а различения качеств - по сути регистрация их, качеств, изменений); самосущ же всё-таки не потому, что Атман, а потому что вне причин и следствий.

 Даршаны разнятся только в исчислениях "кубиков", ("волнующихся") элементов бытия.
Йогический опыт их успокоения осмысляться, трактоваться семантическими проекциями может лишь по выходе из дхьян, измененных состояний сознания, "транссозерцаний".

 Методами шрути (ведийские ритуалы) невозможно достичь уровня выше Акаништхи.
Направления смрити для того и заменили ритуалы йогой, так как с её помощью можно "превзойти богов", достичь еще более совершенных состояний - без перерождений, которые уготованы и богам.
 Буддой сказано, что и эти их состояния "за Акаништхой" (арупа-дхьяны) всё-таки ещё невечное избавление, "временная нирвана" (tadamsikanirvana): буддийская локоттара - "выше" бхавагры.

Вне зависимости от классификаций что реально, а что нет (и насколько), это положение - аксиома:

hetumadanityamavyāpi sakriyamanekamāśritaṃ liñgaṃ
sāvayavaṃ paratantraṃ vyaktam viparītamavyaktam

канонично для всех даршанах, применяющих йогу.
И лишь буддийская "9-я дхьяна" есть покидание миров, "выход за их пределы".
Никаким другим путём опыт "пребывания в непроявленном", в "нерождённом" недостижим.
Мудрость должна быть "засвидетельствована телом".
Реализовавшие это называются "освобождёнными мудростью".

_________________
Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Кукай



Зарегистрирован: 02.12.2016
Суждений: 1680

368967СообщениеДобавлено: Вт 02 Янв 18, 10:15 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Кратко, о чем речь?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
evrik



Зарегистрирован: 16.12.2022
Суждений: 108

615833СообщениеДобавлено: Чт 22 Дек 22, 21:25 (1 год тому назад)    Re: Критика ведийских методов: Смрити против шрути Ответ с цитатой

Си-ва-кон пишет:
"Ведийское (dṛṣṭavadānuśravikaḥ) подобно обычному, так как связано с нечистотой и неравенством" - Ишваракришна сформулировал "претензии" (смрити к шрути) гениально.
Тексты Смрити - это огромный пласт традиционной литературы. И в самих текстах Шрути также упоминается, что существуют еще и тексты Смрити. Однако большинство индуистских Пандитов признают в многочисленных текстах Смрити только лишь те вещи (воззрения, практики, обычаи), котрые имеют прямое или хотя бы косвенное подтверждение в текстах Шрути. Например, общая концепция божественных Аватар подтверждается в Шатапатха Брахмане, поэтому ее признают в текстах Смрити.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Вантус
заблокирован


Зарегистрирован: 09.09.2008
Суждений: 7953
Откуда: Воронеж

615874СообщениеДобавлено: Пт 23 Дек 22, 01:37 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Шрути - это прамана для смрити. Никто их не противопоставляет.
_________________

Два класса столкнулись в последнем бою;
Наш лозунг - Всемирный Советский Союз!
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Чайная Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.027 (0.832) u0.013 s0.000, 18 0.016 [248/0]