Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Термин "вибхаджавада"

Страницы Пред.  1, 2
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Wu



Зарегистрирован: 04.12.2014
Суждений: 414

350118СообщениеДобавлено: Пн 16 Окт 17, 20:33 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Wu, в AN 4.42 другие ведь слова. ...
Какие другие слова?

Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

350119СообщениеДобавлено: Пн 16 Окт 17, 20:35 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

шинтанг пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
шинтанг пишет:
Интересно, многие ли тхеравадины придерживаются точки зрения вибхаджнявады, что вещи существуют только в настоящем + существует действия, которые ещё не дали результат, а вещи в прошлом и будущем не существуют.

Я могу многого не знать, но мне не приходилось слышать, чтобы за со времен написания Катаваттху кто-либо в традиции Махавихары-Тхеравады пытался пересмотреть эту позицию. Да, прошлое уже не существует. Будущего ещё не существует.

Сарвастивадины цитируют сутру Madhyama 4.10, где Будда говорит, что прошлое существует:
We see that the Blessed One, addressing the Lagudasikhlyaka ascetics, expressed himself in this way, "Past action, which has been destroyed, which has perished, and which has ceased, does exist."

А вибхаджавадины тоже цитируют Будду, а также говорят, что здесь противоречие в определении, потому что прошлое - это и есть то, что перестало быть. Если оно не перестало быть, так оно не прошлое, а настоящее, и т.д.

См. Катаваттху, книга I, вопрос 6: https://suttacentral.net/en/kv1.6

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: шинтанг
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48679

350122СообщениеДобавлено: Пн 16 Окт 17, 20:48 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Wu, в AN 4.42 другие ведь слова. ...
Какие другие слова?
Некие ­vibhaj­jab­yākara­ṇīyo и ­vibhaj­ja­vacanā­paraṃ (если верить рассандхачиванию на суттацентрал)
_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Wu
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
шинтанг
Гость


Откуда: Moscow


350128СообщениеДобавлено: Пн 16 Окт 17, 20:55 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
прошлое - это и есть то, что перестало быть. Если оно не перестало быть, так оно не прошлое, а настоящее, и т.д.
По сарвастивадинам, прошлый и будущий объект существует со знаком "прошлое", "будущее":
Цитата:
[The Sarvastivadins ask:] If the past and future dharmas do not exist, how can they be the objects of consciousness?
They exist in the manner in which they are taken as objects.
And in what manner are they taken as objects?
[They are taken as objects with the mark of the past and the future,107  as having existed or as coming into existence.] In fact, a person who remembers a past visible object of a past sensation, does not see "this is;" but he remembers "this was;" the man who foresees the future does not see the future as existing, but he foresees it as coming into existence (bhavisyat). ..

Условие для сознания - наличие дхарм, существующих в прошлом, настоящем и будущем.
Если их нет, то как будет функционировать сознание?
Наверх
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48679

350129СообщениеДобавлено: Пн 16 Окт 17, 20:57 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Если есть желание продолжить древний спор о трех временах - создавайте отдельную тему.
_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Alex123



Зарегистрирован: 03.03.2011
Суждений: 3385
Откуда: Канада

350168СообщениеДобавлено: Пн 16 Окт 17, 23:57 (7 лет тому назад)    Re: Термин "вибхаджавада" Ответ с цитатой

Позволю себе сделать вывод, что мы видим древнюю подмену значения термина, на более красивое при использовании в качестве самоназвания.

Я бы так сформулировал: Один и тот же термин на Пали мог иметь разное значение в разные эпохи.  Вкратце, я понимаю суттическое учение вибхаджавады как учение о правильном типе ответа. Некоторые вопросы требуют категорический ответ, некоторые требуют аналитический ответ, другой тип вопроса нуждается в ответе вопроса на вопрос, и на 4й тип вопроса (мир конечен или бесконечен? и т.д.) не отвечать.

Вот после Будды, термин вибхаджавада приобрело онтологический (абхидхаммический) смысл. Нужно быть осторожным, помнить хронологию, и не смешивать анахронически эти два смысла.

Тоже самое и с термином "абхидхамма". В суттах это означает одно, через несколько столетий этот термин означает другое.

_________________
"Когда двери открыты, нечего лезть через окно"


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30514

350175СообщениеДобавлено: Вт 17 Окт 17, 00:20 (7 лет тому назад)    Re: Термин "вибхаджавада" Ответ с цитатой

Alex123 пишет:

Вот после Будды, термин вибхаджавада приобрело онтологический (абхидхаммический) смысл. Нужно быть осторожным, помнить хронологию, и не смешивать анахронически эти два смысла.
Верно. В суттах вибхаджжяти - "различает, отличает". Будда, соответственно, вибхаджжявадин в том смысле, что отличает "мух от котлет", порицая одни действия-качества и восхваляя другие - не людей, а поступки - то есть различает феноменальное, а не субстанциональное. Соответственно, и позднейшее переосмысление этого понятия в профессиональном языке стхавировадинов. Так что, КИ, на мой взгляд, верно подмечает, что вибхаджавадин - это "тот, кто мыслит отлично", но именно в том смысле, что "умеет проводить правильное различение", о чём и сказал Эмпириокритик.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48679

350177СообщениеДобавлено: Вт 17 Окт 17, 00:28 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Можно еще прочитать так, что вибхаджьявада это раздельные мнения на разные части вопроса. Сарвастивадины однозначно утверждают - все три времени реальны. А прочие, вибхаджьявадины, считают что-то реальным, а что-то нет, то есть, имеют раздельное мнение на части вопроса. Это прочтение согласует всё вместе, кроме значения о различении дхарм.
_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Alex123
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Alex123



Зарегистрирован: 03.03.2011
Суждений: 3385
Откуда: Канада

350185СообщениеДобавлено: Вт 17 Окт 17, 00:47 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Можно еще прочитать так, что вибхаджьявада это раздельные мнения на разные части вопроса. Сарвастивадины однозначно утверждают - все три времени реальны. А прочие, вибхаджьявадины, считают что-то реальным, а что-то нет, то есть, имеют раздельное мнение на части вопроса. Это прочтение согласует всё вместе, кроме значения о различении дхарм.

Насколько я понимаю, сначала термин не означал онтологическую позицию а что то типа прагматическую теорию вопросов.

Только потом, после сутт, этот термин стал приобретать значение онтологического учения (различение дхамм, или различения трех времен, и т.д.) .

_________________
"Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Wu



Зарегистрирован: 04.12.2014
Суждений: 414

350191СообщениеДобавлено: Вт 17 Окт 17, 01:31 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Wu, в AN 4.42 другие ведь слова. ...
Какие другие слова?
Некие ­vibhaj­jab­yākara­ṇīyo и ­vibhaj­ja­vacanā­paraṃ (если верить рассандхачиванию на суттацентрал)
Да, немного другие.
В АН 10-94: vibhajjavādo bhagavā
Vadati [vad, Ved. vadati; Dhtp 134 vada=vacana] to speak, say, tell
Vāda 1. speaking, speech, talk, ...  4. doctrine, theory put forth, creed, belief, school, sect ...
http://dsalsrv02.uchicago.edu/cgi-bin/philologic/getobject.pl?c.3:1:1201.pali
То есть Бхагаван - говорящий, учащий с различением, анализом (примерный перевод).
В АН 4.42:
Обратите внимание на "vada=vacana" в словарной статье выше. vacana - высказывание, говорение (вспоминаем, что вача - речь).
(Vacana (nt.) [fr. vac; Vedic vacana] 1. speaking, utter- ance, word, )
В строфе
Ekaṃsavacanaṃ ekaṃ,
­vibhaj­ja­vacanā­paraṃ;
Tatiyaṃ paṭipuccheyya,
catutthaṃ pana ṭhāpaye.
перечисляются 4 способа ответа - один (ekaṃ), другой (paraṃ), третий (Tatiyaṃ) и четвертый (catutthaṃ). То есть vibhaj­ja­vacanā­paraṃ; - что-то вроде "аналитическое высказывание - другое (в смысле второе)".
­vibhaj­jab­yākara­ṇīyo - не нашел сейчас в PED слова  "b­yākar...", но b­yākara­ti или как-то так это тоже "высказываться", если не ошибаюсь. Отсюда Abyākata - то, о чем не сказано.

То есть слова разные но смысл схожий.
Может быть кто-то из участников форума, кто знает пали получше,  сможет добавить что-то. )

P.S. А, вот, https://ru.wiktionary.org/wiki/by%C4%81karoti
byākaroti - объяснять, отвечать
http://dsalsrv02.uchicago.edu/cgi-bin/philologic/getobject.pl?c.3:1:2445.pali
Т.е. byākaroti не "высказываться", а "объяснять, отвечать" и соответственно abyākata видимо - "то, что не объяснено".
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
xormx



Зарегистрирован: 19.05.2012
Суждений: 2885

350211СообщениеДобавлено: Вт 17 Окт 17, 12:24 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ну, наверно есть такие люди, кто любит покритиковать других, необосновано так сказать. Любителей шашлычка.  Very Happy  
Похвально, похвально, осторожный Махита.  )
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ассаджи



Зарегистрирован: 09.10.2017
Суждений: 845
Откуда: Киев

350215СообщениеДобавлено: Вт 17 Окт 17, 12:58 (7 лет тому назад)    Re: Термин "вибхаджавада" Ответ с цитатой

Вибхаджьявада - название для ряда школ, образованных при расколе с сарвастивадой. В их числе, в одном ряду с махищасакой, дхармагуптакой, кашьяпией - и тамрапарния (тхеравада).

Это по второму списку Бхавьи?

http://www.safarmer.com/Indo-Eurasian/Nikaya.pdf#page=16


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48679

350219СообщениеДобавлено: Вт 17 Окт 17, 13:53 (7 лет тому назад)    Re: Термин "вибхаджавада" Ответ с цитатой

Ассаджи пишет:
Вибхаджьявада - название для ряда школ, образованных при расколе с сарвастивадой. В их числе, в одном ряду с махищасакой, дхармагуптакой, кашьяпией - и тамрапарния (тхеравада).

Это по второму списку Бхавьи?

http://www.safarmer.com/Indo-Eurasian/Nikaya.pdf#page=16

Очевидно, что так.

_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

454443СообщениеДобавлено: Чт 15 Ноя 18, 03:00 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Как только ошибочная трактовка анализа дхарм как логического упражнения  устранена, и обнаружен способ исследования как сериями различий (читт) образуются различаемые представления (викальпа), то и для вибхаджавада становится очевиден прямой смысл, как знания различий (анализа).
_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2
Страница 2 из 2

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.036 (0.988) u0.015 s0.003, 18 0.019 [260/0]