№350428Добавлено: Чт 19 Окт 17, 08:17 (7 лет тому назад)
Empiriocritic пишет: "Я даже и не знаю, каким образом можно "принуждать себя созерцать три характеристики". Как это можно делать во время медитации я тоже не знаю, а так я поначалу заставляла себя вспоминать о трёх х-ках по отношению ко всем явлениям, которые вызывали во мне какой-то эмоциональный отклик. Скажем, море. Раньше чувство было одно - ах! Потом, глядя на море, "примеряла" к нему аничча-анатту (типа, этой воды здесь раньше не было и потом не будет). Отслеживая отношения к человеку сохраняешь памятование о дукха-аничча-анатте. Сейчас уже машинально получается.
empiriocritic_1900
Да, это так. В ретрите человека сознательно лишают контактов, сводя их к минимуму. Ты оказываешься в ситуации, когда внимание не может отвлекаться на множество объектов, как это происходит в обычной жизни. У тебя нет задач, кроме как наблюдать и замедляться, поэтому начинают открываться ранее непонятые вещи. И тут все, даже боль, становится причиной для инсайта.
Конечно, ретрит в таком контексте - полезное дело. Но некоторый минимальный уровень отстраненности от обычной суеты (не только суеты действиями, но и мысленной суеты, когда внимание скачет с предмета на предмета и управляется реакцией на любой раздражитель) можно регулярно достигать и среди повседневной жизни. Под минимальным уровнем отстраненности я имею в виду уровень, достаточный, чтобы внимание не поглощалось любым феноменом, возникающим в сознании, но оставалось настолько дистанцированным, чтобы отслеживать само возникновение и исчезновение этих (чувственно воспринимаемых и/или умственно представляемых) феноменов. И тогда, при хотя бы такой отстраненности внимания, в какой-то момент будет происходить инсайт, будет возникать ясное понимание относительно отслеживаемых феноменов.
P.S. Во избежание недоразумений здесь же скажу, что я считаю совершенно неправильным, чтобы человек, переживающий инсайты, сколь угодно часто, и сколь угодно сильные, на этом основании присваивал себе какие-либо арийские плоды как титулы. Например, чтобы он объявлял себя вступившим в поток. Вступление в поток - это, помимо прочего, ещё безупречное и неотступное соблюдение (хотя бы мирянской) нравственности. А кто может поручиться в своей неотступности на всю оставшуюся жизнь? Вот на смертном одре может быть и можно так решить - но не раньше.
P.P.S Кажется, тему моего постскриптума мы с Вами уже затрагивали - но эти вещи не грех и повторить. _________________ Границы мира - это границы языка
Empiriocritic пишет: "Я даже и не знаю, каким образом можно "принуждать себя созерцать три характеристики". Как это можно делать во время медитации я тоже не знаю, а так я поначалу заставляла себя вспоминать о трёх х-ках по отношению ко всем явлениям, которые вызывали во мне какой-то эмоциональный отклик. Скажем, море. Раньше чувство было одно - ах! Потом, глядя на море, "примеряла" к нему аничча-анатту (типа, этой воды здесь раньше не было и потом не будет). Отслеживая отношения к человеку сохраняешь памятование о дукха-аничча-анатте. Сейчас уже машинально получается.
Так выше речь шла, в первую очередь, о созерцании в контексте практики - но, конечно, не обязательно только в этом контексте. То, что описываете Вы - это, разумеется, тоже развитие полезных установок мышления. Добившись в этом развитии успехов, так, как Вы описываете, можно уже гораздо легче отстранять препятствия и достигать сосредоточенности. Но, конечно, нужно и правильно различать, когда следует сосредоточить внимание именно на трёх характеристиках, а когда ситуация требует обратить внимание на другие аспекты, на другие качества явлений/живых существ, с которыми происходит взаимодействие _________________ Границы мира - это границы языка
№350452Добавлено: Чт 19 Окт 17, 12:36 (7 лет тому назад)
Empiriocritic пишет: "Но, конечно, нужно и правильно различать, когда следует сосредоточить внимание именно на трех характеристиках, а когда ситуация требует обратить внимание на другие аспекты, на другие качества явлений\живых существ, с которыми происходит взаимодействие." Полагаю, что три характеристики мира относятся ко всем явлениям и живым существам, не совсем понимаю, какие другие "качества и аспекты", свободные от этих трех х-к, им присущи. Что касается вступления в поток. Понятно, что свою практику и свои плоды оценивать не стоит. А что касается других людей? Скажем, я знаю людей, которые на мой взгляд наверняка вступили в поток. Так думать тоже неправильно? Насчет совершенной нравственности до смертного одра - а как же Саракани сутта?
№350455Добавлено: Чт 19 Окт 17, 12:41 (7 лет тому назад)
Alex 123 пишет: "Мы читаем сутты из Типитаки. Сутты это то что Будда сказал различным людям исходя из того что им было надо (и не всегда все стремились напрямую в Ниббану)." Это да, но чаще всего упоминается и подробнее всего описана медитация на дыхание, следовательно можно предположить, что ей Будда придавал особенное значение. В ниббану не обязательно стремились миряне (хотя многие стремились), а есть ли сутты, где в ниббану не стремились монахи?
№350457Добавлено: Чт 19 Окт 17, 12:54 (7 лет тому назад)
Осознавайте тело
Осознавайте чувства
Осознавайте ум
Осознавайте качества ума
Махасатипаттхана это прямой путь. Можно долго сомневаться и искать, можно отбросить раздумия и рассуждения и практиковать четыре основы памятования. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Полагаю, что три характеристики мира относятся ко всем явлениям и живым существам, не совсем понимаю, какие другие "качества и аспекты", свободные от этих трех х-к, им присущи. Что касается вступления в поток. Понятно, что свою практику и свои плоды оценивать не стоит. А что касается других людей? Скажем, я знаю людей, которые на мой взгляд наверняка вступили в поток. Так думать тоже неправильно? Насчет совершенной нравственности до смертного одра - а как же Саракани сутта?
1. Разумеется, нет никаких качеств и аспектов, свободных от трёх характеристик. Я говорю о том, что взаимодействуя с явлениями и живыми существами, данными в опыте, мы должны принимать во внимание не только эти три характеристики, а ещё и другие аспекты и качества.
Море непостоянно, и суша непостоянна. Однако мы отличаем одно от другого, принимая во внимание и другие качества. По воде мы не пытаемся идти пешком, а по суше идём.
Все организации, созданные людьми, непостоянны. Тем не менее я принимаю во внимание и другие характеристики, и иду в офис именно в ту организацию, с которой у меня трудовой договор, а в другие не иду.
Все женщины смертны (совершенно также, как и все мужчины). Тем не менее, я принимаю во внимание и другие характеристики, и ясно отличаю свою жену от других женщин (а иначе бы не избежать мне определенного рода неблагих действий). И т.п., и т.д.
2. Контекст Саракани сутты отчасти задается тем, что речь идёт о скончавшемся человеке. Все его прегрешения, какие ни есть, уже совершены, новых он не совершит. Да, он употреблял (употребил) что-то алкогольное. Но, очевидно, алкоголь не повлек за собой совершение им каких-то иных неблагих деяний - и теперь, когда он умер, ясно (не только Будде, но и людям, не обладающим сверхспособностями Будды), что уже и не повлечет. Но могла ли у кого-нибудь, кроме Будды и арахантов, быть совершенная уверенность, что он ничего иного дурного не совершит, пока он был жив? _________________ Границы мира - это границы языка
В ниббану не обязательно стремились миряне (хотя многие стремились), а есть ли сутты, где в ниббану не стремились монахи?
Некоторые вступали в Сангху по практичным соображения, например, чтобы получать еду. А двоюродный брат Будды практиковал ради небесных дев, пока его не пристыдили.
PS Рената, у каждого поста сверху справа есть кнопка Цитата. Нажимаете туда и автоматом копируете то сообщение, на которое отвечаете. А то не всегдапонятно, где кончается цитата собеседника и начинается ваш ответ.
Осознавайте тело, чувства,
Взгляните на ума полёт -
И это дивное искусство
Вас до нирваны доведёт!
Тут то вопросы. Как конкретно осознавать тело?
1) Повторять "тело это просто тело"? И как часто это делать? Я заметил что я слишком быстро устаю или становится скучно.
2) Просто осознавать? Как конкретно это делать и чем конкретно это осознавание отличается от того как не-медитаторы, не буддисты осознают своё тело? _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
Осознавайте тело, чувства,
Взгляните на ума полёт -
И это дивное искусство
Вас до нирваны доведёт!
Тут то вопросы. Как конкретно осознавать тело?
1) Повторять "тело это просто тело"? И как часто это делать? Я заметил что я слишком быстро устаю или становится скучно.
2) Просто осознавать? Как конкретно это делать и чем конкретно это осознавание отличается от того как не-медитаторы, не буддисты осознают своё тело?
В принципе, таким же образом, каким осознавать чувства и явления, воспринимаемые умом. Отслеживать, замечать, как возникают и прекращаются телесные ощущения; замечать, переживаются ли эти ощущения, как приятные, неприятные или нейтральные. Не позволять вниманию безвозвратно уноситься туда, куда его влекут мысленные ассоциации, эмоции, волевые импульсы, возникающие в ответ на эти телесные ощущения, но возвращать его (внимание) к наблюдению за самими телесными ощущениями. Таким образом и происходит наблюдение за "телом в теле" - то есть именно за самими телесными ощущениям, а не за эмоциональными и умственными реакциями по поводу телесных ощущений. _________________ Границы мира - это границы языка
№350471Добавлено: Чт 19 Окт 17, 16:12 (7 лет тому назад)
Надеюсь, уважаемый Won Soeng ответит на эти вопросы. Со своей стороны могу сказать, что у меня есть ощущение, что иногда может просто повезти. Банальная удача может помочь. Хотя фактор общения с правильными людьми (из АН 10.61) здесь вполне осознаётся. Удача - в том, что вдруг осознаётся мотивация, сомнения становятся нелепыми и высосанными из пальца. Одержимость попробовать метод и выведать тайны сознания становится невъезженной. А затем это куда-то пропадает и возвращается обычное нытьё ума: а вот так скучно, а это ещё зачем...
№350486Добавлено: Чт 19 Окт 17, 16:35 (7 лет тому назад)
Скуку можно осознавать и отбрасывать. Просто держать ее в стороне. Это тренируется и развивается одним, лругим, третьим, а применяется во всем подряд. Успокоенный ум легко воздерживается, возбужденный почти не удержать. Тренировка отбрасывать малые побуждения в спокойной ситуации постепенно входит в привычку. Обычная умеренность в одном, в другом, в третьем разрастается и укореняется и применяется вновь и вновь. И затем присутствует в каждой ситуации: а не умерить ли это и то? _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
В принципе, таким же образом, каким осознавать чувства и явления, воспринимаемые умом. Отслеживать, замечать, как возникают и прекращаются телесные ощущения; замечать, переживаются ли эти ощущения, как приятные, неприятные или нейтральные.
Как конкретно отслеживается? Повторяя в уме: "тело...ощущения...восприятия...намерения...сознание непостоянно"?
Или внимание без мыслей? Или следовать интерпретации Махаси Саядо? _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы