№343923Добавлено: Ср 20 Сен 17, 19:23 (7 лет тому назад)
Я немного вернусь к этой теме, чтобы поделиться некоторыми мыслями, которые посчитал здравыми и уместными.
Вопрос нравственности часто оказывается терзающим ум, поскольку лишь нравственность поступков можно увидеть у другого человека быстро, ситуативно и сделать из этого какие-либо выводы. Увидеть же у другого человека проницательность и сосредоточенность можно лишь в течение какого-то, зачастую, очень длительного времени. Во все трех аспектах благородного пути каждый человек имеет лишь разрозненные идеи, какими они должны быть в пределе, на что опираться сейчас, к чему стремиться в тренировках.
Исходя из этого я для себя увидел пользу в том, чтобы склониться к мысли, что сравнивать людей между собой, а тем более с некоторыми идеалами - лишь способ разогревать влечения, в то время как их стоит бдительно отмечать и отстраняться от предмета их пищи, позволяя им угаснуть.
Если же кто-то склоняется к сравнениям и основанных на сравнениях осуждениях, порицаниях, похвалах или почестях, то с этим нет необходимости как-то бороться, что-то этому противоставлять. Сама потребность возражать возникает вследствие необузданных влечений и правильным направлением мысли в этот момент является осознание возникшего влечения и исследование предмета привязанности, который это влечение питает и разжигает.
Это только мое мнение, которым я поделился, поскольку считаю это уместным и полезным по вопросу освоения Дхармы и благородных истин. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
"Почитайте каноническое описание джхан в комментах" - интересное сочетание "каноническое" и "комменты". Комментарии являются постканоническими текстами, каноническим текстом является ПК (и то насчет джатак вопрос остается, т.к. многие сюжеты джатак совпадают с индийскими добуддийскими сказаниями). Любопытно утверждение о том, что медитация не является базовой буддийской практикой. Отчего же тогда Будда постоянно призывал монахов удалиться к подножию дерева? Чтобы они там занялись чем? Согласно отнюдь не суттам ПК, а всего лишь постканоническому предсказанию Буддхагосы к нашему времени невозможно будет достижение арахантства, но все остальные достижения, согласно его предсказанию (не совсем понятно, на чём основанному), пока что доступны вполне. Мнение же о том, что джханы в наше время недостижимы, а те, кто говорят о каких-то достижениях безнравственные фантазеры, по-человечески вполне понятно. Представьте, что вы усердный буддист с большим "стажем", помногу медите, но в джхану , даже в первую, никак не войдете. Разумеется естественней всего сказать, что вы не достигли джхан потому, что они недостижимы. Это заурядный путь. Ну а буддийский путь это понять, что видимо что-то неладно было в прошлых жизнях и удвоить усердие. Что касается возможности достижения арахантства без джхан. Мне кажется были такие сутты, когда после проповеди Будды столько-то человек вошли в поток, а столько-то стали арахантами (при этом учение услышали впервые). Наверняка утверждать не возьмусь, попадется такая сутта - поделюсь.
№343954Добавлено: Ср 20 Сен 17, 21:49 (7 лет тому назад)
Уважаемые друзья, на мой взгляд складывается не вполне понятная ситуация, когда в буддийской группе людей, объявивших что они умеют входит в джхану немедленно объявляют фантазерами или хвастунами. А ведь людей, добившихся устойчивого вхождения хотя бы первую джхану не так уж мало. И разумеется они предпочтут молча развивать свои достижения, узнав новость о том, что достижение первой джханы невозможно, скажем, без отказа от секса и обретения абсолютной нравственности. Если не замолчат после этих удивительных фактов, то должны замолчать после обвинения в хвастовстве, хотя во множестве сутт ПК самые разные люди объявляют о своих достижениях без ложной скромности. Ну и последний аргумент - зачем вы разжигаете зависть и прочие неблагие состояния у людей, джхан не достигших, невзирая на затраченные усилия. Этот аргумент самый убийственный и после него принято забывать о том, что замалчивание своих достижений не принесет пользы новичкам и если они будут слышать только одну точку зрения - о невозможности достижения джхан, о бесплодности попыток, то это может демотивировать их и даже оттолкнуть от Учения.
№343968Добавлено: Ср 20 Сен 17, 22:24 (7 лет тому назад)
Очень часто можно встретить необоснованные заявления о достижении джхан, да что там джхан - пробуждения. Таких поучающих "просветленных" в рунете пруд-пруди.
Можно конечно сколько угодно говорить, что джханы - это просто. Но это не подтверждается суттами. В суттах, джханы - это высшие плоды отшельнической жизни (см. ДН2), а в рамках БВП - это практика уровня Арьев.
"Почитайте каноническое описание джхан в комментах" - интересное сочетание "каноническое" и "комменты". Комментарии являются постканоническими текстами, каноническим текстом является ПК (и то насчет джатак вопрос остается, т.к. многие сюжеты джатак совпадают с индийскими добуддийскими сказаниями). Любопытно утверждение о том, что медитация не является базовой буддийской практикой. Отчего же тогда Будда постоянно призывал монахов удалиться к подножию дерева? Чтобы они там занялись чем?
Он прямо призывал заниматься именно практикой джханы.
Согласно отнюдь не суттам ПК, а всего лишь постканоническому предсказанию Буддхагосы к нашему времени невозможно будет достижение арахантства, но все остальные достижения, согласно его предсказанию (не совсем понятно, на чём основанному), пока что доступны вполне.
В Комментариях есть несколько такого рода рода предсказаний, отчасти противоречащих друг другу:
Мнение же о том, что джханы в наше время недостижимы, а те, кто говорят о каких-то достижениях безнравственные фантазеры, по-человечески вполне понятно.
Да.
Цитата:
Что касается возможности достижения арахантства без джхан. Мне кажется были такие сутты, когда после проповеди Будды столько-то человек вошли в поток, а столько-то стали арахантами (при этом учение услышали впервые). Наверняка утверждать не возьмусь, попадется такая сутта - поделюсь.
Сутт, после выслушивания которых часть учеников достигла Постижения, всего восемь:
Вместе с тем, частичное развитие самадхи не требует полного развития нравственности (как в случае Девадатты), а частичное развитие мудрости не требует полного развития самадхи (как в случае вошедших в поток).
Очень часто можно встретить необоснованные заявления о достижении джхан, да что там джхан - пробуждения. Таких поучающих "просветленных" в рунете пруд-пруди.
Можно конечно сколько угодно говорить, что джханы - это просто. Но это не подтверждается суттами. В суттах, джханы - это высшие плоды отшельнической жизни (см. ДН2), а в рамках БВП - это практика уровня Арьев.
Можно конечно сколько угодно говорить, что джханы - это просто. Но это не подтверждается суттами. В суттах, джханы - это высшие плоды отшельнической жизни (см. ДН2), а в рамках БВП - это практика уровня Арьев.
Т.е. если вы не арья, то их быть не может?
Уже говорили и не раз на эту тему. Может, если человек развивает джханы например вне буддийской практики, ушел в пещеру и сидит - медитирует годами. Достижение джхан - это конечно в любом случае хорошо. Но скорее всего вне БВП - это будут неправильные джханы. В рамках БВП обычно сначала достигается плод сотапанны, а уже затем развиваются джханы, на правильных объектах, с рассмотрением правильных вещей.
№344043Добавлено: Чт 21 Сен 17, 12:31 (7 лет тому назад)
Полагаю, не надо валить все джханы в одну кучу. Обладать всеми для мирянина проблематично (хотя в ПК и такие случаи описаны), а вот первая достигалась мирянами во времена Будды (АН 5.176) и разумеется достижима в наши дни, потому как Учение как было совершенным в начале, совершенным в середине и совершенным в конце, так таковым и осталось. Нелогичная ситуация получается: есть практикующие буддисты, которые джхан достигли (хотя бы первой) и их немало, и есть практикующие буддисты, которые джхан пока ещё не достигли. И вот эти вторые отчего-то устраивают первым едва ли не травлю, вместо того, чтобы расспросить их о практике, рассказать о своей, возможно заметить в ней какие-то упущения. Скажем, в начале практики мне очень мешала сонливость, я у всех спрашивала, как можно от неё избавиться и получила с десяток серьезных советов, три из которых очень мне помогли. Глумление и насмешки над теми, кто чего-то достиг по-человечески вполне понятны, а как они соотносятся с буддийской этикой?
№344102Добавлено: Чт 21 Сен 17, 15:23 (7 лет тому назад)
Гвоздь пишет: "Но ведь вполне и читается: Размышляйте бхикхаве..." То есть вы считаете, что сам Будда на протяжении всей жизни, вплоть до последнего дня, входил в джханы, как это описано во многих суттах ПК, а своих монахов призывал просто размышлять?
Гвоздь пишет: "Но ведь вполне и читается: Размышляйте бхикхаве..." То есть вы считаете, что сам Будда на протяжении всей жизни, вплоть до последнего дня, входил в джханы, как это описано во многих суттах ПК, а своих монахов призывал просто размышлять?
А что он делал под деревом Бодхи, как не размышлял, думал ?
Хоть там значение джхана- удерживать, держать. Но использовалось, то оно какраз в значении - думать, размышлять.
Хоть там значение джхана- удерживать, держать. Но использовалось, то оно какраз в значении - думать, размышлять.
Кстати да, слово джхана и его различные склонения, в суттах не всегда означает конкретные стадии самадхи, а иногда применяется в широком смысле, как синоним бхаваны, медитации. Например когда говорится, что монах, хоть на мгновение развивший метту или каруну, не лишен джханы - как раз такой случай.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы