Вы затронули интересный вопрос о тишине. Я провожу в ней довольно много времени. Больше чем обычный нормальный средний человек наверное. Я к ней привык, но не очень её люблю. Тем более, нет к ней жажды. Самой по себе. В покое я воспринимаю тишину как Бхавангу - когда нет мыслей. Это состояние не плохое вроде - но не такое, чтобы к нему тянуться. Совсем не такое. Оно лучше морок с суетой и переживаниями/решениями непростыми всяких проблем - но оно - не то, к чему хочется стремиться. Его суть - что ли - та же, что и других состояний. Лучше чем когда поздно или рано не даёт спать музыка - но оно у меня в принципе не попадает в желательные состояния. Я даже не знаю: какие у меня желательные состояния? Есть воспринимаемые получше. Есть те, от которых жду какой-то пользы. Но чтобы к ним стремиться - я вижу наперёд их смену, чередование. В какой точке волны или синусоиды может захотеться оказаться?
Это как в ФБ: этот пост лучше, тот - хуже. И что?
Тут конечно не ФБ, но ставлю лайк, очень хорошо и жизненно написали.
Спасибо. Там и без музыки ночная жизнь за окном бурлит. Я по сети смотрю - на постсоветском - всюду. Пик в пятницу вечером.
Напишу про себя. Уже лет двадцать, я бодрствую преимущественно ночью, главным образом из-за тишины (я, в отличие от вас, отношусь к ней весьма положительно). Живу в тихом районе, и всю ночь стоит тишина, прерываемая крайне редко проезжающими машинами, ну и конечно я не имею в виду сверчков и ночных птиц, хотя зимой нет и их, тишина практически звенящая. Но стараюсь не привязываться к ней. Однажды, около года у меня за стеной жили квартиранты из Дагестана, которые каждую пятницу, часов до 3-х ночи устраивали там пляску лезгинки и турнир по борьбе, бросая друг друга с грохотом об пол. Но я отнесся к этому философски, во-первых я все равно ночью не сплю, и спать они мне не мешают, а во-вторых, молодые - глупые еще, сам таким был.
Последний раз редактировалось: Antaradhana (Пн 21 Авг 17, 00:13), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Ктото
Я немножко о другом. Здесь покритиковали, там похвалили, тут не заметили. Я же не научную работу пишу... Я иногда пытаюсь завидовать тем, кто может завестись. Как вы проводите выходные? (не обязательно отвечать). Я - никак. У меня есть возможность уединиться - я уединяюсь. С утра - до ночи. Тихо тут. В сети недавно писали про радость познания - она не будет бесконечной... Завтра уже продолжу. До завтра!
Я семейный человек. Но я не теряю уединенности большую часть времени ни дома, ни на работе, ни в дороге. Среди людей сохранять уединение - это значит не поддаваться мирским омрачениям. Это не значит избегать всех.
Когда возникает раздражение или страсть, когда затягивает лень и апатия - это нарушение уединения. Так бывает по несколько раз на дню, и иногда может длиться достаточно долго, даже если осознается, но внимание не направлено на жажду, не сделана остановка (т.е. не обуздан ум, не применена умеренность-шила).
Например, моя нынешняя язвительность в отношении некоторых оппонентов - это нарушение уединения, я впускаю определенную недоброжелательность в свой ум и позволяю ей оставаться, поскольку это удерживает меня в определенном русле, который можно назвать задором.
Если я отброшу эту язвительность, мне нечего будет сказать. Нельзя же повторять одну и ту же фразу после каждого возражения оппонента. Поэтому я меняю тактики, проверяю, что действует, а что нет. Я не стесняюсь этого, в этом нет проступка, нет причины стыдиться. Это может нарушать чьи-то ожидания, но не больше того.
Выявление самомнения и не бывает другим. Если человек сам упускает развившееся самомнение, есть способы на него указать. О, конечно же, это уязвляет. Ведь кто такой этот БТР, чтобы уязвлять? Да он сам такой же! И возникает сдерживаемое ложным стыдом желание уязвить в ответ. Из-за этого ложного стыда в общем-то не получается. Я поэтому всегда предупреждаю, что меня не стоит троллить, не получится все равно.
Здесь все равны, нет признанных авторитетов (хотя есть заслуженные). Поэтому и общение у нас здесь вполне обычное. Такие же истории случаются и в монастырях.
То что осознается - может быть исследовано. То что не осознается - действует неожиданно.
Кому легче от того, что Антарадхана загнался со своим самомнением в игнор моих сообщений? Он же понимает, что я уязвил его намеренно, а не по глупости или неосторожности, из каких-то там к нему чувств или оттого, что он меня уязвил или задел. Но он не видит действия собственного самомнения, не видит, что его порицание других школ и традиций - это его проблема, его препятствие на пути. Он ищет самый чистый путь и из-за этого позволяет себе окакивать отвергнутые им. Он не видит этого яда у себя в уме. Он горделиво думает, что он почти святой, ну, по крайней мере его путь - для святых и он молодец, что его выбрал.
Вот и вся подоплека.
А что касается Вас, то Вам нужно в мир. Вам нужно испытать волнения радости и горя. Вам нужно насытиться и пресытиться. Вы можете мне не верить, но без сильной радости Ваше горе не будет сильным.
А когда жизнь подойдет к концу, то либо Ваш ум начнет распадаться (и спасительная глупость затмит мучения тела), либо при остроте ума начнет распадаться тело (и мучения будут нестерпимыми и избавиться от них поможет только химия).
Вам нужна причина, чтобы принять четыре истины. Сейчас, на веру, Вы не сможете принять ни блаженства дхьяны, ни тем более удовлетворительности нирваны. И я не настолько остроглазый, чтобы показать Вам путь, хакнуть Ваши заблуждения одним махом.
Вам нужно увидеть реальные страдания существ. Тяжелые, безысходные. Проникнуться эти страданиями, ощутить их. Понять, что окажись Вы в таких условиях - Ваши мучения были бы нестерпимыми, ужасными.
Только тогда Вы начнете ценить то, что сейчас есть у Вас - прекрасные обстоятельства, комфорт, возможность для праздности.
Наверняка есть еще тысячи других путей, способов и ситуаций.
Но пока для Вас буддизм это лишь интеллектуальное развлечение в хорошей компании, Вы - монопольный владелец электронного микроскопа, в который некому заглядывать. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Что тут можно узнать полезного?
Что работой своего ума мы не управляем. Как и своими музыкальными вкусами, привязанностями, склонностями. Как и тем, к чему обращается наше сознание (шипение убегающего кофе - само мигом вытеснило раздражающий голос Стаса Михайлова. У шипения убегающего кофе на кухне - больший приоритет тревоги, чем у музыки за стеной).
Что отслеживание процессов в уме - работы своего сознания - может увести воспринимаемое на задний план. Может сделать его прозрачным. Может разбавить или убрать раздражение. Может подвигнуть к учению Будды. Отслеживание процессов в уме и взятие их под контроль - стержень буддизма.
Пробуйте и наслаждайтесь.
Для блага всех существ.
Да, всё так и есть! Вы отлично это описали. Восприятие, реакции на воспринятое, и т.д. И трижды да: "отслеживание процессов в уме - работы своего сознания - может увести воспринимаемое на задний план". Разумеется - ведь в эти моменты внимание направлено не на предметы восприятия, а на само восприятие и его последствия. _________________ Границы мира - это границы языка
Я даже не знаю: какие у меня желательные состояния? Есть воспринимаемые получше. Есть те, от которых жду какой-то пользы. Но чтобы к ним стремиться - я вижу наперёд их смену, чередование. В какой точке волны или синусоиды может захотеться оказаться?
Это как в ФБ: этот пост лучше, тот - хуже. И что?
Хоть Вы писали это и не мне, осмелюсь прокомментировать. Опыт, который Вы описываете (отсутствие желательных состояний), может считаться "нормальным", или "ненормальным", "желательным", или "нежелательным", в зависимости от того, какие у Вас в жизни цели и обязательства. В зависимости от того, что Вам нужно сделать/постараться сделать, прежде чем Вы умрёте. Для человека, который ставит цели, не иметь желательных состояний - контрпродуктивное уныние, для человека, который их не ставит - нормальное положение вещей.
В любом случае, продолжайте наблюдение: наблюдение отсутствия желательных состояний, если они отсутствуют, или их появления, если/когда они появятся. Наблюдайте свою удовлетворенность жизнью, и свою неудовлетворенность жизнью. Это интересно и полезно. Правда, в конце концов все состояния всё равно закончатся смертью. _________________ Границы мира - это границы языка
Уже лет двадцать, я бодрствую преимущественно ночью, главным образом из-за тишины (я, в отличие от вас, отношусь к ней весьма положительно).
Это не очень хорошо с точки зрения психофизиологии.
Почитайте о циркадных ритмах, серотонине и мелатонине.
Если говорить совсем кратко:
- важно бодрствовать тогда, когда есть свет (желательно солнечный) - и тогда будет вырабатываться серотонин.
- важно спать тогда, когда есть темнота, - и тогда будет вырабатываться мелатонин. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Вкратце, там описание миров в буддийской космологии и соответствующих им типов психики - людей.
В описании адских существ (и соответствующего типа человеской психики) там есть:
«пусть так не будет!», «выпихивание» отрицающее действие. "К какому поведению ведет одержимость этой клешей? Очевидно, это будет абсолютное отвержение ситуации, непрерывный процесс расставания с нею".
Это похоже на суть хинаянского архатства - с Ниббаной как окончательным прекращением.
Я спросил об этом Андрея Всеволодовича. Он ответил:
"нирвана есть прекращение трех типов влечения (тришна): влечения потреблять, влечения к воспроизводству и влечения к прекращению". (Выделено мной)
Я понял так, что хинаянский Архат нивелирует (или разотождествляется) желание Ниббаны, прекращения перерождений - в целом, нивелирует свою мотивацию на пути.
Что им тогда движет? Видимо, сила привычки: уклада жизни отшельника, привычки мышления. Он, видимо, движется как по инерции. Вне идей достижения или оставления. Безусильная аскеза и прочие составляющие. То есть, внешне - живёт и действует как и остальные монахи - в общем укладе/режиме - но безусильно и немотивированно. Так получается.
№340522Добавлено: Пн 21 Авг 17, 17:01 (7 лет тому назад)
Antaradhana
Если думать - то мне обычно лучше работалось вечером или в начале ночи. И в роду было такое. Когда не спалось естественно - проходило нормально. Когда заставлял себя не спать - изматывался. Как-то читал, что сплошной восьмичасовой сон для человека стал возможен с изобретением дверей и замков. Вроде в природе это неестественно: долгий сон - больше вероятность попасться хищнику иди врагу. В той статье воспевался как естественный - полифазный сон. Минут по 15 через каждые 2 часа. Это рекомендовалось для яхтсменов-одиночек и спецподразделений.
Antaradhana
Если думать - то мне обычно лучше работалось вечером или в начале ночи. И в роду было такое. Когда не спалось естественно - проходило нормально. Когда заставлял себя не спать - изматывался. Как-то читал, что сплошной восьмичасовой сон для человека стал возможен с изобретением дверей и замков. Вроде в природе это неестественно: долгий сон - больше вероятность попасться хищнику иди врагу. В той статье воспевался как естественный - полифазный сон. Минут по 15 через каждые 2 часа. Это рекомендовалось для яхтсменов-одиночек и спецподразделений.
У меня часто "сутки" получаются больше 24 часов, т.е. бодрствую ~20 часов, когда хочу спать - ложусь, сплю ~ 8 часов (так последние годы), поэтому обычно сплю все время в разное время (то в день, то в ночь), но иногда приходится отодвигать время сна искусственно, в силу обстоятельств, и тогда приходится не спать больше суток. Раньше много лет работал ночью, и поэтому привык к ночному образу жизни.
empiriocritic_1900
Написал чуть выше пост о мотивации Архата. Что скажете?
Арахант живёт и действует, исходя из сострадания. Сострадание - вот его побудительный мотив. Именно так объяснял свои действия Будда (см. SN43.1). А Будда отличается от других арахантов (сам Будда тоже называет себя и других Будд арахантами - все Будды араханты, но не все араханты - Будды; см. например, DN16, разговор Будды с Сарипуттой) только тем, что он достиг пробуждения самостоятельно, а его последователи становятся арахантами с опорой на его Дхамму (см. SN22.58). _________________ Границы мира - это границы языка
№340536Добавлено: Пн 21 Авг 17, 17:41 (7 лет тому назад)
Сострадание - это деятельность. Спросили про учение - сказал. Не спросили - пошёл своей дрогой. Ну благопожелание совершил. А больше поучений наговорил или меньше - кто взвесит? Будда сказал - и ушёл.
Сострадание - это деятельность. Спросили про учение - сказал. Не спросили - пошёл своей дрогой. Ну благопожелание совершил. А больше поучений наговорил или меньше - кто взвесит? Будда сказал - и ушёл.
Ну почему же? Деятельность - это учить Дхамме, руководить жизнью монахов, отвечать на вопросы приходящих мирян, и т.п. А сострадание - это мотив, побуждающий предпринимать всё это. _________________ Границы мира - это границы языка
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы