№453964Добавлено: Ср 14 Ноя 18, 11:10 (6 лет тому назад)Дхарма как текст
Единица философии это текст, где говорится о том или ином объекте как о дхарме или о дхармах.
Говорение об одном объекте как о дхарме (а не наоборот) будет одним текстом, а о другом - другим.
И таким объектом может быть всё что угодно; Дхарма тоже, - но уже в ином своём качестве. Качестве, которое никак её не определяет, то есть, не отделяет от (или не выделяет из) других объектов, ибо последние, как дхармы, будут обладать тем же качеством.
Это умственность:
"Изначально из разума дхармы, разум в них главное, разумом они проникнуты."
Поэтому говорить о дхармах как о конечных сущностях, или "кирпичиках бытия" неправильно философски, поскольку нет в буддийской философии такой дхармы, как "сущность" или "бытие".
Но можно говорить о феноменах как дхармах, которые можно себе представить как конечные элементы любого мыслимого содержания.
В дхармических текстах на смену "реальности" приходит "мыслимость чего-то как...", - то есть, речь о "дхармических позициях рассмотрения"; о позициях, с которых возможны разные высказывания об одних и тех же объектах (объектах высказываний).
В буддизме то, что называется личностью, фигурирует только в отношении к тексту учения.
Приписываемое объекту другое (здесь "Я", "личность" - другое) релятивизирует объект относительно этого другого; объект по отношению к другому вторичен.
Личность Будды - того, кто сказал текст учения, Дхармы - релятивна по отношению к учению. И тело Будды, его нирмана-кайя, "тело явления" - вторично по отношению к учению и релятивно ему.
То есть, и личность, и идея в буддизме позиционны.
Что же в буддизме не позиционно? - вопрос неправомерен. Речь может идти о разных позициях, или о позициях разных уровней
Дхармическая позиция важна философски, но она не единственная и не конечная. Ведь всякая конечность тоже крайность, которую и следует избегать на пути, с чего и начинается первая проповедь Будды.
№454342Добавлено: Ср 14 Ноя 18, 21:32 (6 лет тому назад)
Дхарма выше философии. Искать, высчитывать соотношения понятий, их вес, иерархию, взаимодействие в суждениях, а далее и в умозаключениях, то есть формировать из совершенно, абсолютно, жёстко взаимоопределяемых ментальных структур под названием "понятие", этих молекул или атомов логики - это не Дхарма.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы