Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Бодхипакхия-дхамма (37 составляющих просветления)


 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

334086СообщениеДобавлено: Вс 09 Июл 17, 03:22 (7 лет тому назад)    Бодхипакхия-дхамма (37 составляющих просветления) Ответ с цитатой

Бодхипакхия-дхамма
(37 составляющих просветления)


Статья Достопочтенного Махатеро Анандамайтрейи, опубликованная в книге "Первоначальное Учение Будды. Путь медитации"


То, что мы условно называем умом, не является неизменной сущностью, но лишь потоком последовательно возникающих и исчезающих различных типов сознания. Каждый из типов сознания этого потока ума связан с набором ментальных характеристик, или ментальных качеств, свойств, для которых в палийском языке существует термин четасика. Одни из этих характеристик прекрасны или благотворны, другие – неблаготворны (дурны) или отвратительны, а третьи – ни плохи, ни хороши, то есть нейтральны, и принимают форму тех ментальных характеристик, хороших либо плохих, с которыми связаны.

Сознание, проявляющееся в неблаготворных или плохих качествах, таких как гнев, зависть и тому подобное, называется «неблаготворным сознанием» (akusala-citta); сознание же, которое проявляется в доброте, сострадании и тому подобном, называется «благотворным сознанием» (kusala-citta). Более детально различные типы сознания описаны в книге «Учебник по Абхидхарме» Достопочтенным Нарадой.

Среди типов благотворного сознания (kusala-citta) выделяют сознание, относящееся к объектам (arammana) мира страстей (kama-loka), которое называется камавачара-читта (сознание, проявляющееся в чувственной сфере, в сфере желаний).

Некоторые люди, уставшие от чувственных удовольствий, надеющиеся вырваться из мира страстей и родиться в более тонкой материальной сфере, развивают тип концентрации, подавляющий жажду чувственности, гнева и другие подобные неблаготворные состояния ума, и достигают уровня ментального состояния, называемого джхана (медитативная концентрация). После смерти они перерождаются в более тонкой материальной сфере, называемой рупа-лока на пали.

И далее, те, кто устал даже от жизни на уровне рупа-лока, практикуют вид медитации, подавляющий жажду к материальному существованию вообще, и поднимаются до ментального уровня, на котором можно оставаться существами, обладающими только сознанием без какой-либо материальной формы. Но когда сила воли, которую они развили для того, чтобы удержаться в этом мире, истощается, они возвращаются к жизни, где имеется материальная основа. Вышеупомянутая чистая ментальная сфера на пали называется арупа-лока.

Все типы сознания, относящиеся к вышеописанным трем сферам или уровням, являются земными, мирскими, и само существование там подвержено изменению, упадку, смерти.

Некоторые люди, видящие и понимающие непостоянство, неудовлетворенность и отсутствие истинной реальности (anattata) в существовании этих трех миров, желают вырваться из них и достичь покоя, превосходящего человеческое существование, и потому идут путем, который приводит их к ожидаемой цели. Великое спокойствие, которое они намереваются достичь, – это ниббана по буддийской терминологии. Состояние ниббаны достигается путем полного переживания природы мира и того, что вне его, другими словами, путем реализации четырех благородных истин, или полного просветления.

Добродетели, которые должен практиковать человек для благополучного существования в любом из трех миров, называются накоплением хорошей кармы в мирской жизни (lokiya-kusala-kamma). Но они не тождественны пути, ведущему к просветлению.

Путь просветления (bodhi) состоит из трех стадий практики, называемых сила (построение хороших внутренних моральных качеств), самадхи (контроль ума) и випассана – развитие созерцания, а именно созерцания собственной жизни и жизни других, исследование их и понимание их истинной природы.

Когда человек практикует випассану должным образом, он всегда осознан и контролирует свой ум.

Практикующий старается понять, что же он обычно называет словом «я». Он анализирует и видит, что обычно под словом «я» подразумевается ум и тело. Он досконально исследует свое тело и, в конце концов, понимает, что оно всего лишь собрание постоянно меняющихся материальных состояний. Он понимает, что все эти состояния являются непостоянными (anicca), возникают и исчезают, то есть являются неудовлетворительными (dukkha) и не имеют никакой постоянной субстанции (anatta). После того, как практикующий осознает эти три корневых свойства физической стороны своей жизни, он переходит к анализу своего ума. Тщательно исследуя свой ум, он осознает, что ментальные состояния также появляются и исчезают: все мысли и состояния сознания, возникая, сразу же разрушаются вместе со свойственными им ментальными характеристиками (cetasika). Таким образом, практикующий осознает непостоянство (anicca), отсутствие подлинного счастья (dukkha) и отсутствие какой-либо неизменной сущности (anatta) ментальной стороны своей жизни.

Далее практикующий делает вывод, что таковой является и истинная природа жизни других существ.

Когда человек практикует випассану должным образом, все типы сознания и ментальных характеристик, появляющиеся в момент осознания явлений, естественным образом сопутствуют осознанию истинной природы бытия. Другими словами, они сопутствуют просветлению (bodhi) и не имеют склонности к жажде существования в мире.

Солдат, бросающихся в атаку на врага, считают героями сражения. Несмотря на то, что при солдатах есть еще обслуживающий персонал, снабжающий их едой и всем необходимым, последних не называют героями. Подобным образом, в духовной борьбе против невежества и привязанности к миру составляющими просветления называются только упомянутые ментальные характеристики (cetasika) и типы сознания, в которых они проявляются.

Всего существует четырнадцать характеристик сознания, а детально, если считать с подразделениями, их тридцать семь. Они называются тридцатью семью факторами просветления (satta-timsa-bodhi-pakkhiya-dhamma).

Четырнадцать ментальных характеристик сознания (Nama-dhamma) и тридцать семь подразделений, называемые составляющими познания, гносиса, пробуждения (bodhi-pakkhiya) таковы:

1) читта (сознание, погруженное в випассана-джавану) – читта-идхипада (побуждающее к практике сознание как основа успеха в духовной практике);

2) чанда (сильное желание практиковать) – чанда-идхипада (сильное желание практиковать как основа успеха в духовной практике);

3) экагата (однонаправленность ума), 4 вида – самадхи-индрия (однонаправленность ума как контролирующая способность); самадхи-бала (однонаправленность ума как сила, рассеивающая ментальные загрязнения); самадхи-самбодхи-анга (однонаправленность ума как фактор, реализующий истины); самма-самадхи (правильная концентрация как фиксация ума и всех его состояний на объекте медитации випассаны);

4) вирья (усердие), 9 видов – четыре саммападаны (усердие, пресекающее еще не появившиеся загрязнения; усердие, уничтожающее уже появившиеся загрязнения; усердие, производящее благие состояния ума; усердие, развивающее уже появившиеся благие состояния ума), вирья-идхипада (усердие как основа успеха в практике випассаны), вирья-индрия (усердие как контролирующая способность в практике випассаны), вирья-бала (усердие, уничтожающее препятствующие неблагие состояния ума), вирья-самбоджханга (усердие как воодушевляющий фактор в реализации истин), самма-ваяма (усердие как фактор, способствующий достижению успеха на каждой стадии практики и на каждом этапе пути);

5) витакка (перенос ума на объект медитации випассаны) – самма-санкаппа (правильное мышление);

6) пити (радость, восторг, сильное стремление) – пити-самбодхи-анга (радость, восторг, сильное стремление как воодушевляющий фактор в реализации истин);

7) саддха (уверенность своих силах, уверенность в Будде и в учителе медитации), 2 вида – саддха-индрия (уверенность как контролирующая способность), саддха-бала (уверенность как сила, уничтожающая препятствующие неблагие состояния ума);

8) сати (внимательность, проявляющаяся восемью способами) – сати-индрия (внимательность как контролирующая способность), сати-бала (внимательность как сила, уничтожающая препятствующие неблагие состояния ума), сати-самбодхи-анга (внимательность как фактор, помогающий в реализации истин), самма-сати (правильная внимательность как ступень на пути практики), четыре сатипаттханы (внимательность, развиваемая четырьмя способами: через рассмотрение физического тела, через рассмотрение чувств, через рассмотрение типов сознания, появляющихся на разных этапах практики, через рассмотрение ментальных формаций, мыслей и идей);

9-11) вирати (три вида воздержания, отказа) – самма-вача (отказ от неправильной речи), самма-камманта (отказ от неправильных действий), самма-аджива (отказ от неправильной добычи средств к существованию);

12) пассадхи (неподвижность, спокойствие) – пассадхи-самбодхи-анга (неподвижность, спокойствие ума, как фактор в реализации истин);

13) пання (осмысливание, познание глубинных причин и взаимосвязей, понимание, мудрость, проявляющаяся пятью способами) – самма-диттхи (правильный взгляд на сущность потока ума, или правильный взгляд на четыре благородные истины), вимамса-иддхипада (исследование как основа успеха в практике випассаны), пання-индрия (познание как контролирующая способность в постижении истин), пання-бала (способность познания и осмысливания как сила, уничтожающая препятствующие неблагие состояния ума, или акусалы), дхамма-вичая-самбодхи-анга (различение того, что является дхармой, и того, что ею не является, как фактор в реализации истин);

14) татрамадхатхата (уравновешенность) – упеккха-самбодхи-анга (равновесие ума и ментальных состояний как фактор в реализации истин).

Краткий обзор терминов:

1. читта читта-идхипада  1
2. чанда чанда-идхипада 1
3. экагата самадхи-индрия
самадхи-бала
самадхи-самбодхи-анга
самма-самадхи 4
4. вирья четыре саммападаны
вирья-идхипада
вирья-индрия
вирья-бала
вирья-самбоджханга
самма-ваяма  9
5. витакка самма-санкаппа 1
6. пити  пити-самбодхи-анга  1
7. саддха саддха-индрия
саддха-бала 2
8. сати  сати-индрия
сати-бала
сати-самбодхи-анга
саммасати
четыре сатипаттаны 8
9. вирати  самма-вача
самма-камманта
самма-аджива  3
10. пассадхи  пассадхи-самбодхи-анга     1
11. пання  самма-диттхи
вимамса-иддхипада
пання-индрия
пання-бала
дхамма-вичая-самбодхи-анга  5
12. татрамадхатхата    упеккха-самбодхи-анга   1

Итого  37

Вот перечень тридцати семи факторов познания (bodhi-pakkhiya-dhamma), как он дается в буддийских текстах:

Чаттаро сатипаттхана - четыре вида внимательности
Чаттаро саммаппадхана - четыре вида правильного усердия
Чаттаро иддхипада – четыре основы или опоры успешной практики
Панча индрияни – пять способностей
Панча балани – пять сил
Сатта водджанга – семь звеньев просветления
Аттха магганга – восьмеричный благородный путь
Саттатимса бодхи-паккхия-дхамма – тридцать семь составляющих просветления

Детали

Cattaro Satipatthana: Kayanupassana, Vedananupassana, Cittanupassana, Dhammanupassana.
Четыре способа развития внимательности: развитие внимательности в отношении тела, развитие внимательности в отношении чувств, развитие внимательности в отношении типов сознания, появляющихся каждое мгновение, развитие внимательности в отношении ментальных состояний и идей, появляющихся в уме каждое мгновение.

Cattaro Sammappadhana: Uppannanam akusalanam dhammanam pahanaya vayamo, Anuppannanam akusalanam dhammanam anuppadaya vayamo, Anuppannanam kusalanam Dhammanam uppadaya vayamo, Uppannanam kusalanam dhammanam bhiyyobhavaya vayamo.
Четыре вида правильного усердия: усердие по отвержению и преодолению неблагих состояний ума, уже появившихся; усердие по избеганию появления неблагих состояний ума; усердие по взращиванию благих состояний ума; усердие по развитию уже появившихся благих состояний ума.

Cattaro Iddhi-pada: Chandiddhipado, Viriyiddhipado, Cittiddhipado, Vimamsiddhipado.
Четыре основы достижения успеха в полной реализации: основа сильного желания практики; основа усердия по совершению практики; основа решимости совершать практику; основа аналитического рассмотрения (один из видов мудрости) для совершения практики.

Panca indriyani: Saddhindriyam, Viriyindriyam, Satindriyam, Samadhirsdriyam, Pannindriyam.
Пять способностей контроля или управления, влияющих на прочие ментальные характеристики как в практике, так и в реализации истин: способность уверенности, способность усердия или энергичности, способность сохранять внимательность, способность сосредоточения и способность мудрости.

Panca Balani: Saddha-balam, Viriyabalam, Sati-balam, Samadhi-balam, Panna-balam.
Пять умственных сил, борющихся против препятствующих неблагих состояний ума и уничтожающих их: умственная сила уверенности, умственная сила усердия, умственная сила внимательности, умственная сила сосредоточения, умственная сила мудрости (или досконального понимания).

Satta Bojjhanga: Sati-sambojjhango, Dhamma-vicaya sambojjhango, Viriya-sambojjhango, Piti-sambojjhango, Passaddhi-sambojjhango, Samadhi-sambojjhango, Upekkha-sambojjhango.
Семь звеньев просветления: внимательность; исследование всех умственных и физических состояний, а также состояний, ведущих к реализации, предельному усердию, радости от познания истин; безмятежность, сопровождающая познание глубинных причин и взаимосвязей; сосредоточение, сопровождающее познание глубинных причин и взаимосвязей; умственное равновесие, уравновешенность.

Attha Magganga: Samma-ditthi, Samma-sankappo, Samma-vaca, Samma-kammanto, Samma-ajivo, Samma-vayamo, Sama-sati, Samma-samadhi.
Восьмеричный благородный путь: правильное понимание, правильное мышление, правильная речь (отказ от неправильной речи), правильные действия (отказ от неправильных действий), правильная жизнь (отказ от неблагих способов добычи средств к существованию), правильное усердие, правильная внимательность и правильное сосредоточение.

Два способа развития тридцати семи факторов Просветления

Всю буддийскую практику можно поделить на семьи стадий, называемых Семь стадий очищения (Satta-Visuddhiyo), которые таковы: сила-висуддхи (самоочищение через создание совершенных личностных качеств); читта-висуддхи (очищение ума через избавление от ментальных загрязнений посредством сосредоточения); диттхи-висуддхи (очищение внутреннего видения за счет анализирования умственных и телесных состояний); канкха-витарана-висуддхи (самоочищение, достигаемое при разрушении сомнений касательно причин и условий, что происходит посредством анализирования изменчивой природы ментальных и физических состояний человеческой жизни); магга-магга-нана-дассана-висуддхи (очищение знания, различающего правильное и неправильное на стадии достижения неких физических сил, которые могут ввести практикующего випассану в заблуждение, будто он уже достиг арахантства); патипада-нана-дассана-висуддхи (очищение самопознания посредством развития девяти видов мудрости); нана-дассана-висуддхи (полное очищение знания, или достижение совершенства мудрости, постепенно устраняющее ментальные загрязнения четырех стадий, называемых вошедший в поток (Sotapatti), однократно возвращающийся (Sakadagami), невозвращающийся (Anagami) и арахант (Arahant).

Итак, как изложено выше, существует семь стадий очищения, что является сутью практики буддизма, или путем освобождения от страданий, в соответствии с учением Будды. Далее, вышеупомянутые тридцать семь факторов личного просветления (bodhi-pakkhiya-dhamma), которые работают в потоке ума на первых шести стадиях очищения, называются мирскими (lokiya), так как на этих стадиях практики поток ума имеет дело с обусловленными состояниями (то есть умом и материей), стараясь понять присущие им изначально характеристики, такие как непостоянство (anicca-lakkhana), неудовлетворенность (dukkha-lakkhana) и отсутствие самосущей природы (anatta-lakkhana).
На седьмой стадии очищения импульсивное сознание (javana) впервые фиксируется полностью на нирване, поскольку уму практикующего уже открылось как обусловленное (то есть мир), так и необусловленное (то есть нирвана). Таким образом, поток ума превосходит мирскую стадию и поднимается на стадию, превышающую мирской уровень (Lokuttara, или уровень Ariya). На четырех стадиях (вошедший в поток, однократно возвращающийся, невозвращающийся и арахант) ум (или импульсивное сознание) постепенно уничтожает ментальные загрязнения. Очищение знания или мудрости, которое происходит на этих стадиях, называется нанана-дассана-висуддхи и происходит на уровне, превышающем мирской. Тридцать семь факторов, проявляющиеся в этих четырех видах немирского сознания, называются немирскими тридцатью семью факторами просветления (Lokuttara-Bodhipakkhiya-dhamma) и они появляются все вместе в каждом из четырех немирских благих (Kusala) сознаниях. Четыре типа немирских сознаний называются магга-читта (сознания пути).

Девять видов мудрости, приводящие к очищению знания, называются нава-маха-випассана-нана (девять великих стадий развития мудрости) и они таковы:
Удая-нана – мудрость, позволяющая осознавать появление ментальных и материальных состояний каждое мгновение.
Вая-нана – мудрость, позволяющая осознавать исчезновение всех ментальных и материальных состояний сразу же после их появления.
Бханга-нана – мудрость, позволяющая ясно осознавать мгновенный распад материальных состояний.
Бхая-нана – мудрость, позволяющая осознавать мгновенный распад материальных и ментальных состояний, таких как страх и опасность.
Адинава-нана – мудрость, позволяющая осознавать тщету, бесполезность и убожество последовательной смены материальных и ментальных состояний, которые есть предмет моментального появления и разрушения.
Ниббида-нана – мудрость, позволяющая осознавать и чувствовать усталость от материальных и ментальных состояний и отвращение к ним.
Мунчитукамьята-нана – мудрость, позволяющая осознавать и ощущать желание избавиться от всех ментальных и материальных состояний, которые есть предмет столь быстрой смерти.
Патисанкханупассана-нана - мудрость, позволяющая осознавать непостоянство, неудовлетворенность и отсутствие самосущей природы, то есть изначально присущие характеристики всех обусловленных вещей (явлений).
Санкхарупекха-нана - мудрость, позволяющая в совершенстве осознавать истинную природу всех обусловленных явлений и по этой причине ощущать беспристрастность и уравновешенность в уме.

После девятого уровня познания (Sankharupekkha-nana) практикующий приходит к уровню, на котором пока неясно видит нирвану, и преодолевает связь с миром (Gotrabhu-nana), за чем следует вхождение в поток. Детально этот путь описан на станицах «Учебника по Абхидхарме», написанного Достопочтенным Нарадой.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.028 (0.462) u0.011 s0.001, 18 0.017 [242/0]