№331258Добавлено: Вс 18 Июн 17, 23:32 (7 лет тому назад)
Гость 12
Спасибо. Приведённый мною текст - действительно не совсем привычного формата.
В вашей ссылке есть:
" удерживание в уме той или иной системы отсчета" - я понимаю, что здесь "обратное вспоминание", или "правильное памятование", и сутра, на которую опирается приведённый в начале текст семинара Пятигорского - о правильном памятовании.
№331264Добавлено: Пн 19 Июн 17, 04:53 (7 лет тому назад)
Чистый элемент сознания (без 5 махабхут) - это только думание и есть, только на разных уровнях. От явного мышления до импульсов, схем, образов. Зеркало, конечно, но в очень-очень-очень переносном смысле. Прости, Ваджрасаттва, но зеркало даже запутывает, тем, что не передает динамики, которая всегда есть. Никакого квази-самкхьяинского пуруши-отражателя и не было никогда.
Тантра без слогов пишет:
Далее, основанное на силе противостоять ордам сансары, видья (ригпа) - это 1) знание имен, обозначенных словами 2) полезные мирские знания, как то целительство, искусства и ремесла 3) Пять наук из трактатов и п.р. 4) знание, как фактор сознания 5) умное и глупое мирское знание и т.п. 6) знание сущности (snying po), что пронизывает все свободное от незнания, не омраченное омрачениями незнания.
Гость 12
Спасибо. Приведённый мною текст - действительно не совсем привычного формата.
В вашей ссылке есть:
" удерживание в уме той или иной системы отсчета" - я понимаю, что здесь "обратное вспоминание", или "правильное памятование", и сутра, на которую опирается приведённый в начале текст семинара Пятигорского - о правильном памятовании.
Не начнёшь слушать, наблюдать - пока думаешь.
Прекратил думать - наблюдаешь. Прекратил наблюдать - думаешь.
Обратите внимание, что в буддизме пять чувств ставят ниже в дхьянах, чем мышление.
Я имел в виду, что:
Объективация - отдельно. Схематизация (мышление, операции над объектом) - отдельно.
Мышление, распознанное как мышление, прошедшее йогическую объективацию - уже дхьянический объект.
Любой объект, прошедший йогическую объективацию - дхьянический.
Возникновение фактора йогического наблюдения - превращает наблюдаемый объект - в дхьянический.
В схватывании этого объекта - нет мыследеятельности (процесса с операциями и выводом). Запуск схем мышления с йогически-трансформированным объектом и распознанным как таковой (в схемах буддийской философии) - это випассана.
Подъём по уровням распознавания, схватывания содержания ума - как содержания ума (дхарма - не отличающаяся от других как просто содержание ума); схватывания - как схватывания (созерцание созерцания) - это путь самадхи.
Виассана в отношении дхьян развивается горизонтально.
Самадхи - вертикально. Там есть уровни сосредоточения, где мышление воспринимается как слишком грубое.
Срабатывание чувств не отключает обратное вспоминание:
"3. Шесть внутренних и внешних сфер чувств (аятана)
И далее, монах отслеживает сами по себе умственные процессы шести внутренних и внешних сфер чувств.
Каким образом монах отслеживает сами по себе умственные процессы шести внутренних и внешних сфер чувств?
При этом,
(1) монах распознает зрение и зрительные формы, и оковы, порожденные ими; [23]
он распознает, как происходит возникновение невозникших оков;
он распознает, как происходит исчезновение возникших оков;
и он распознает, как происходит не-возникновение в будущем исчезнувших оков.
(2) Он распознает слух и звуки ...
(3) обоняние и запахи ...
(4) чувство вкуса и вкус ...
(5) осязание и объекты осязания ...
(6) рассудок и понятия, и оковы, порожденные ими;
он распознает, как происходит возникновение невозникших оков;
он распознает, как происходит исчезновение возникших оков;
и он распознает, как происходит не-возникновение в будущем исчезнувших оков.
Таким образом он отслеживает умственные процессы сами по себе внутренне,
либо он отслеживает умственные процессы сами по себе внешне,
либо он отслеживает умственные процессы сами по себе внутренне и внешне.
Он отслеживает факторы возникновения в процессах ума,
либо он отслеживает факторы исчезновения в процессах ума,
либо он отслеживает факторы возникновения и исчезновения в процессах ума. [24]
Либо его памятование соотносится с мыслью "Есть процессы ума" по мере необходимости, только ради знания и памятования, и он живет, ни на что не опираясь, и ничто в мире не присваивает."
Обратное вспоминание работает с объектами ума, которые могут формироваться как при помощи органов чувств, так и без неё.
Мыследеятельность - распознаётся как мыследеятельность - когда возникает дхарма наблюдения за ней, которая в иерархии выше. В ней прекращена “человечность” созерцающего. Это дхьяна.
Йогически наблюдаемое отчуждённое мышление ("выброшенное как камень на дорогу") - дхьянический объект.
"Таким образом он отслеживает процессы ума в процессах ума внутренне,
либо он отслеживает умственные процессы сами по себе внешне,
либо он отслеживает умственные процессы сами по себе внутренне и внешне. [27]
Он отслеживает факторы возникновения в процессах ума,
либо он отслеживает факторы исчезновения в процессах ума,
либо он отслеживает факторы возникновения и исчезновения в процессах ума.
Либо его памятование соотносится с мыслью "Есть процессы ума" по мере необходимости, только ради знания и памятования, и он живет, ни на что не опираясь, и ничто в мире не присваивает.
И таким образом монах отслеживает сами по себе процессы ума четырех данностей для Благородных."
http://dhamma.ru/canon/dn/dn22.htm
"Эпистемологически, в своем отношении к знанию, обратное вспоминание четко соответствует формуле: знать A — это знать A как B. Именно по этой формуле строится текст IX. Отметим три наиболее типичных случая конкретизации этой формулы в нашем тексте.
Первый случай: знать A — это знать, что «A есть (или нет)». Пример из текста IX: «Устанавливается обратное вспоминание на основе осознания того, что «имеется тело». Это — как бы минимум знания, необходимый для обратного вспоминания.
Второй случай: знать — это знать A как A, т.е. знать А как оно есть. Пример из текста IX: «Так пребывает он, созерцая тело как тело».
Третий случай: знать — это знать A как B. Пример из текста IX: «Так созерцатель познает себя как...». Монах, ходя, осознает себя ходящим, сидя, сидящим, едя, едящим... и т.д.
«Как» в этих примерах служит своего рода универсальным эпистемологическим модификатором, ибо это слово не только «превращает» объект A в объект B (или опять же в А, но уже по-другому познанное), но — и это самое главное — оно превращает знание об A в созерцание, обратное вспоминание и любой другой йогический условный эквивалент знания об A. Таким образом, объект знания становится объектом созерцания. Таким же образом, переходя от «A как A» к «A как оно есть», мы превращаем A из нормально, обычным образом постигаемого объекта в другое A, в объект постигаемый только в обратном вспоминании, смрити. Так знание становится производным от созерцания, а в данном случае — от обратного вспоминания. В тексте IX, который я считаю одним из самых эпистемологи- чески-содержательных текстов Палийского Канона, — объекты четырех классов, «тела», «чувств», «ума» и «объектов ума» представлены как уже прошедшие через йогическую трансформацию обратного вспоминания и, таким образом, осознаваемые как они есть, т.е. полностью очищенные от всех временных условий и условий, в каких они были восприняты и осознаны. Иначе говоря, эти объекты представлены в их чистой объектности."
№331308Добавлено: Пн 19 Июн 17, 22:12 (7 лет тому назад)
Само созерцание является одним из таких объектов. Посредством созерцания созерцания, обычно в порядке обратного вспоминания, созерцатель постигает (и мы можем постичь с его слов) созерцание в его психологическом и содержательном аспектах, не только как оно есть само по себе, но и как свое состояние, состояние созерцающего.
Дхьяна - не цель. Дхьяна - атрибут, спутник, побочный продукт, в конце концов (прости Господи) - чего? Философского постижения учения. Инструмент девульгаризации мышления. Прекращения ложной самоидентификации. Изучения оков чувств, телесности - на практике. Чтобы их изучить - нужно выйти за их пределы. Рассмотреть их с уровня иерархии выше. Прекратить их.
Опорный объект - стартовый - это повод запустить постижение философии. На практике. Получить опыт, который будет осмыслен в рамках буддийской философии. Изучить работу мышления. Объекты буддийской философии.
Вот вам объекты:
Созерцание, карма, поток сознания, реинкарнация, смерть, сферы.
Можно написать ещё, но я сегодня устал, извините. Там есть ещё.
Можно взять опору - стартовый объект - свет. Для дхьян нет неподходящих стартовых объектов. Но я не знаю, почему нужно с него выходить в постижение учения. Не уверен, что это кратчайший путь - в смысле исходных объектов.
Почему я говорю о стартовых, исходных объектах? Потому что кроме них в медитации происходит много всего, что потом перерабатывается в учение, постигаемое опытом. Если вытащить из практики только свет как содержимое сознания (возможно, и усилия к возвращению соскальзывающего с опоры ума) - не знаю. Если что-то построите на этом - надеюсь, расскажете. Всё-таки предполагаю, что там будет что-то ещё. Или что вам понадобится что-то ещё. Но пока - не факт.
Мы же вроде как буддисты и важно, что в текстах по этому поводу написано.
Безусловно и полностью с вами согласен. Пятигорский, на чьи тексты я ссылаюсь, в самом начале своих семинаров делает оговорку, что говорит только о философии, оставляя за рамками другие аспекты учения. И что здесь представлено - это попытки понимания и проверки некоторых гипотез. Именно так прошу смотреть на написанное мной. Я не претендую ни на уровень Будды, ни на уровень Пятигорского, а попытки взглянуть насвежо - не знаю, насколько могут быть полезны, но интересны.
№331401Добавлено: Вт 20 Июн 17, 15:07 (7 лет тому назад)
Алексей_Михайлов пишет:
Пятигорский, на чьи тексты я ссылаюсь, в самом начале своих семинаров делает оговорку, что говорит только о философии, оставляя за рамками другие аспекты учения.
Вода без цели - это не философия. Вернее, философия, но в простонародном значении.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы