№324380Добавлено: Сб 22 Апр 17, 15:34 (8 лет тому назад)Випассана — не медитативная практика, а осмысление реальности в буддийских терминах
Випассана — это вовсе не какая-то специальная медитативная практика, а уже известная нам практика сати — осмысление реальности в терминах буддийской доктрины. Это реализация буддийских доктрин — анатты, пратитья-самутпады. четырех благородных истин."
"Саматха и випассана: успокоение или интенсификация сознания
Главной задачей дхьян является постепенное успокоение «волнения» чувств и мыслей. Буддийская традиция объединяет их категорией саматха (санскр. шаматха) — покой, невозмутимость. Если бы буддийская медитация заключалась только в дхьянах, то не было бы повода считать ее чем-то отличным от йоги «основной традиции»(некоторые современные авторы утверждают, что дхьяны вообще не должны входить в понятие «буддийской медитации»). Но у нее есть и другая сторона. Здесь мы подходим к сердцевине, ядру медитации в буддизме — «культуре мудрости», или. как ее обычно называют в тхераваде, — випассане («внутреннее зрение», «инсайт». «интуиция»).
Если саматха — это успокоение и в конечном итоге полное прекращение работы сознавания, то випассана, напротив, есть предельная его интенсификация, кульминирующаяся в понимании, проникающем в истинную природу вещей. Истинной природой, как мы знаем, является чередование дхарм — «со-бытий».
Смысл культивирования випассаны — создание в сознании буддийского адепта ментального образа мира как дхарм — изменчивых, бессущностных и подверженных духкхе.Однако випассана — это вовсе не какая-то специальная медитативная практика, а уже известная нам практика сати — осмысление реальности в терминах буддийской доктрины. Это реализация буддийских доктрин — анатты, пратитья-самутпады. четырех благородных истин.
Если практика саматхи направлена главным образом на устранение «омрачений» и очищение ума от «препятствий» (в текстах часто используется метафора огня — тушение пожара аффектов, отсюда нирвана — буквально «угасание»), то випассана — это противоядие прежде всего против невежества и ложных мнений (диттхи), знание реальности как она есть (ятха-бхутам), прозрение истины, «пробуждение» (бодхи).
Тексты называют такое знание ньяна-дассана («знание-видение»), абхиньнья («прозрение») или аньнья («гносис»).
Саматха и випассана дополняют друг друга."
Лысенко Виктория Георгиевна - Ранний буддизм: религия и философия.
№324413Добавлено: Сб 22 Апр 17, 18:29 (8 лет тому назад)
Я пишу в тему. Могу написать не по теме, но это будут пустые слова.
Я вижу разные варианты текста. Я осознаю последствия поступков речи; плоды, которые засеваю своими словами; чувства и мысли, которые могут порождать мои слова.
Я осознаю взаимозависимость. Всё негативное, что могут породить мои слова, ко мне вернётся. Так я вижу в своих действиях карму. Так я вижу мир, составленный из моих поступков и их следствий.
Поэтому я напишу только ответ на вопрос. Так я не засею лишних семян, и смогу идти дальше, не связанный их плодами.
№324418Добавлено: Сб 22 Апр 17, 18:50 (8 лет тому назад)
Випассана - это восприятие всего, как только дхарм. Дхармы противоположны "я", "человеку", "существу", "индивиду", и т.п.. Поэтому, никаких "я пишу, я вижу". _________________ Буддизм чистой воды
№324424Добавлено: Сб 22 Апр 17, 19:12 (8 лет тому назад)
Так попробуем:
"Наблюдается возникновение желания потролить. Осознаются кармические плоды тролинга: порождение негативных эмоций и неполезных размышлений, нарушение требований к правильной речи; осознаётся засевание неблагой привычки. Осознаётся возникновение страдания из желания потролить. Осознаётся прекращение желания потролить.
Осознаётся возникновение желания написать по существу вопроса. Осознаются кармические плоды и не-возникновение в связи с этим страдания."
№324433Добавлено: Сб 22 Апр 17, 19:45 (8 лет тому назад)
Алексей_Михайлов, не вдаваясь в более сложное словосложение, предложенное КИ, я прошу уточнить:
Вы осознали это возникшее желание "потроллить". Вы осознали также и прекращение этого желания.
Вы постигли его возникновение и прекращение. Это было дискурсивное постижение возникновения и прекращения?
(вопрос более чем в тему, троллинг тут нипричём) _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№324440Добавлено: Сб 22 Апр 17, 20:40 (8 лет тому назад)
Горсть листьев
Если отслеживать, как пишет КИ, получится выход на элементы Двенадцати звеньев взаимозависимого происхождения.
Возникновение дхармы - желания (неблагой жажды тролить) - отслеживаем назад. Оно возникает из привычки (васаны).
Причины возникновения привычки - неумелые действия (тролинг в прошлом).
Причина неумелых действий - неведенье (относительно плодов этих действий - привычки тролить). И жажда - жажда деятельности, общения, ощущений - жажда, видимо, Существования.
№324443Добавлено: Сб 22 Апр 17, 20:48 (8 лет тому назад)
Алексей_Михайлов
итак, это вы и называете "дискурсивное постижение", то есть постижение путём только рассуждения, умозрительного рассмотрения, без проживания, собственно опыта. Верно?
Или под дискурсивным постижением вы всё же полагаете комплекс "переживание-осмыснение-приведение в соответствие с терминологией"? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№324444Добавлено: Сб 22 Апр 17, 20:53 (8 лет тому назад)
Действия (неумелые, неблагие) - засевают карму. Карма (васаны, видимо, в данном случае - или возможные кармические завязки, если кого обидел, причинил страдания своими действиями) обуславливают действия в будущем - слепые, по привычке механически повторяемые - из-за неведения относительно их плодов. Осознавание плодов - знание - прекращает засевание плодов перерождения и страданий.
№324446Добавлено: Сб 22 Апр 17, 21:16 (8 лет тому назад)
Алексей_Михайлов
Мне это сейчас видится следующим образом.
Изучение чего-то, размышление над чем-то - это подготовка к випассане.
А сама випассана - это узнавание, распознование этого чего-то во всем, на что обращаешь внимание (и напоминание, пока распознавание не станет привычкой).
Всё, кроме этого чего-то, отходит на второй план. Так можно познать это что-то.
Этим чем-то для випассаны может быть что угодно. Так что это универсальная техника. Если нужно, чтобы випассана была именно буддийской, в качестве этого чего-то можно выбрать один из признаков трилакшаны. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы