Поправка, момент сознания, который уже прошлый, но является опорой (дхату), для нынешнего момента сознания. Нынешний момент сознания же существует? А значит у него должна быть опора (дхату).
Нынешний момент существует. Но как может существовать "момент сознания, который уже прошлый" сейчас? Прошлое ведь сейчас не существует? _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
№327044Добавлено: Вс 07 Май 17, 13:19 (8 лет тому назад)
" смрити — это такое вспоминание, во время которого вспоминающий присутствует в каждом (вспомненном) объекте своей прошлой мысли. Но это определение опять (уже в который раз) сталкивает нас с проблемой времени. Но какого именно времени, точнее, времени чего? Отвечаю, опять же следуя за Буддхагхошей. «Во время» здесь — это не время вообще, а настоящее время обратного вспоминания. Такое время сводится к данному мгновению обратного вспоминания и условно может рассматриваться как время созерцания вообще. Дальше, «вспоминающий» в нашем определении — это сознание вспоминающего, т.е. то, что сознает свои объекты. «Прошлая» мысль здесь является прошлой
только в силу своего противопоставления настоящему моменту обратного вспоминания.
Сейчас весьма заманчивой была бы гипотеза, что само событие прошлой мысли генерируется событием обратного вспоминания. Но опять же, когда генерируется? В промежутке между временем прошлой мысли и настоящим временем вспоминания. Этот промежуток в принципе не определен в терминах внешнего времени, ибо оба события могут либо совпадать во внешнем времени, либо одно может следовать за другим (даже первое за вторым!). И наконец, «вспоминающий присутствует... в каждом объекте своей прошлой мысли...» можно было бы понять следующим образом. Поскольку каждое событие возникновения мысли состоит из самой мысли вместе с ее объектом или объектами и из мысли о мыслящем, и поскольку обратное вспоминание, смрити замыкается по определению на вспоминающем, т.е. на мыслящем, то
этот вспоминающий находится в каждом объекте, который он вспоминает, а тем самым и порождает (вместе со своей мыслью). Соответственно, время его «присутствия» в объекте прошлой мысли и есть йогическое время или время созерцания, совпадающее со временем прошлого объекта мысли.
Предположим, что, во-первых, идея внешнего времени или времени вообще, могла возникнуть на основании времени созерцания, а последнее могло возникнуть как вывод из осознания обратного вспоминания.
Время вообще или внешнее время (хотя, строго говоря, это совсем не одно и то же) — это проекция времени мышления или психического времени, которое само устанавливается (как и сами мышление и психика) только на основании опыта созерцания вообще, а в частности — опыта обратного вспоминания.
Таким образом, время вообще не есть время бытия чего-либо и само по себе, буддистически говоря, не есть."
№327094Добавлено: Вс 07 Май 17, 16:12 (8 лет тому назад)
Интересно было бы посмотреть что получится, если совместить прошлое, настоящее и будущее в одно, ну хотя бы в один объект познания. А потом вывести само время из фиксации вниманием. Получится что фактор времени устранен. Пространство еще легче преодолеть, есть соответсвующая дхана. Тогда получится, что человек выйдет из цепляния за континуум, по сути это как бы и есть выход из иллюзии. Но вопрос в том окончательно ли? Есть ли там еще что то, что будет вовлекать и привязывать к майе?
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы