Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Пояснение пяти факторов правильного (джханового) сосредоточения

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Jane



Зарегистрирован: 20.09.2017
Суждений: 1208

476726СообщениеДобавлено: Пн 01 Апр 19, 23:54 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana
Чтобы закончить с темой, что есть способность самадхи, которая развита, хоть и в меньшей, чем у араханта, и у сотапанны, и даже у учеников уровнем ниже.
Русский перевод не знаю, чей, но там все понятно.

Katamañca, bhikkhave, samādhindriyaṃ? Idha, bhikkhave, ariyasāvako vossaggārammaṇaṃ karitvā labhati samādhiṃ, labhati cittassekaggataṃ. So vivicceva kāmehi vivicca akusalehi dhammehi savitakkaṃ savicāraṃ vikkejaṃ pītisukhaṃ paṭhamajjhānaṃ upasampajja viharati. Vitakkavicāranaṃ vūpasamā ajjhattaṃ sampasādanaṃ cetaso ekodibhāvaṃ avitakkaṃ avicāraṃ samādhijaṃ pītisukhaṃ dutiyajjhānaṃ upasampajja viharati. Pītiyā ca virāgā upekkhako ca viharati sato ca sampajāno sukhaṃ ca kāyena paṭisaṃvedeti yantaṃ ariyā ācikkhanti upekkhako satimā sukhavihārīti taṃ tatiyajjhānaṃ upasampajja viharati. Sukhassa ca pahānā dukkhassa ca pahānā pubbeva somanassadomanassānaṃ atthagamā adukkhaṃ asukhaṃ upekhāsatipārisuddhiṃ catutthajjhānaṃ upasampajja viharati. Idaṃ vuccati, bhikkhave, samādhindriyaṃ.


Монахи, а что называется Способностью Самадхи? Монахи, вот ученик благородных, отъединившись от объектов чувств, входит в самадхи и достигает однонаправленного сосредоточения ума. Отдалившись от чувственных желаний, отдалившись от неблагого поведения, он достигает и пребывает в первой дхьяне, в которой удовольствие и лёгкость порождаются отъединением, сопровождаемым обдумыванием и взвешиванием. С прекращением обдумывания и взвешивания он достигает и пребывает во второй дхьяне, в которой удовольствие и лёгкость порождаются внутренним спокойствием ума и однонаправленной концентрацией, свободной от обдумывания и взвешивания. Отъединившись от удовольствия, он пребывает в беспристрастности; проводя фиксацию в памяти и осознавая, он чувствует лёгкость в теле, – так он достигает и пребывает в третьей дхьяне, о которой святые говорят: "Тот, кто беспристрастен и проводит фиксацию в памяти, пребывает в лёгкости". Отдалившись от лёгкости и отдалившись от боли, подобно тому, как ранее он оставил душевное удовольствие и неудовольствие, он достигает четвёртой дхьяны и пребывает в ней в состоянии отсутствия боли и лёгкости, в состоянии беспристрастности и фиксации в памяти, в состоянии совершенной чистоты. Вот что называется Способностью Самадхи, монахи.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

476742СообщениеДобавлено: Вт 02 Апр 19, 08:25 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Это вы спорите с суттами, где ясно написано, что у сотапанны есть фактор Самадхи.

В суттах самадхи определяется не только как четыре джханы, но и как качество единения ума, например в МН44 сказано, "единение ума (читтасса-экаггата), друг Висакха, является сосредоточением". Можно иметь сосредоточение, недостаточное до достижения первой джханы. 4 джханы - это самма самадхи - полностью развитый восьмой фактор Пути Арьев.

Я вам привел сутту, где ясно написано, что плод сотапанны достигается без джханы, первая джхана реализуется позже, после достижения отречения от чувственной страсти и неблагих умственных состояний, а сотапанна, как видно из сутт может жить обычной семейной жизнью с чувственными удовольствиями, с которыми достижение джханы не совместимо. Но вы продолжаете отмахиваться от этой сутты.

Приведу ее целиком, может быть вам лень было пройти по ссылке.

АН 3.94

[Благословенный сказал]: «Монахи, осенью, когда небо чистое и безоблачное, восходящее солнце рассеивает всю темноту пространства по мере того, как оно лучится, сверкает, и сияет. Точно также, когда в ученике Благородных возникает незапылённое, незапятнанное око Дхаммы, то тогда с возникновением видения ученик Благородных отбрасывает три оковы:

* (1) воззрения о «я»,
* (2) сомнения,
* (3) цепляние за правила и предписания.

После, когда он отрекается от двух состояний, [а именно] жажды и недоброжелательности, то тогда, будучи отстранённым от чувственных удовольствий, отстранённым от неблагих состояний [ума], он входит и пребывает в первой джхане, которая сопровождается направлением и удержанием [ума на объекте медитации], с восторгом и удовольствием, которые возникли из-за [этой] отстранённости.

Если, монахи, ученик Благородных умирает в это время, то [в его случае] нет каких-либо оков, из-за которых он мог бы вернуться в этот мир».


Ясно видно, что есть отбрасывание 3 оков (плод сотапанны) до джханы, а затем добавляется джхана, которая при условии уже отброшенных ранее 3-х оков и правильных воззрений, которые полностью развиты у сотапанны, дает возможность углубить прозрение, что приводит к отбрасыванию еще двух оков (достижению плода анагамина (невозвращающегося)).

В комментаторской литературе говорится, что те ученики Будды, что владели джханой, но не владели правильными воззрениями, обретая правильные воззрения, мгновенно реализовали все плоды, вплоть до плода Араханта. Вспомните Огненную проповедь, когда 1000 йогов, достигающие джхан, обрели плод Араханта, после этой проповеди.

Джханы - это отлично развитое качество самадхи, а у сотапанны оно еще не развито полностью.
В суттах, где просто перечисляются пять качеств, эти качества написаны и для сотапанны и для Араханта, и у того, и у другого просто перечислены пять качеств. Но разумно было бы вам предположить, что степень развития этих качеств у сотапанны и Араханта должны отличаться, и есть куча сутт, где говориться, что Арахант развил пять качеств полностью, а другие Арьи только в некоторой степени. У сотапанны фактор сосредоточения развит не полностью, когда сотапанна становится способным достигать джханы, от становится анагамином, так как с правильными воззрениями, осознанностью и йонисо манасикара у него все впорядке. Вот сутты, где перечислены плоды, обретаемые при полноценном развитии всех пяти качеств, и там нет плода сотапанны, перечисление начинается с плода Аганагамина рождающегося в Аканиттхе http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn48_66-satta-nisamsa-sutta-sv.htm Или вот краткая сутта, где говорится о плодах анагамина или Араханта достигаемых при хорошем развитии всех пяти качеств http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn48_65-dvephala-sutta-sv.htm Поэтому по одной сутте, где просто говориться о благе развития пяти качеств, нельзя делать выводы.

P.S. Самое главное, что для достижения джхан нужно отречение от чувственных удовольствий, ведение брахмачарии, т.е. монашеской/отшельнической жизни, либо существование в миру, но приближенное к монашеской/отшельнической жизни, т.е. исключающее чувственные удовольствия, с непременным соблюдением целибата, и достаточным количеством времени для регулярной практики. Сотапанны, как мы знаем из сутт, могут вести самую обычную мирянскую жизнь, наполненную чувственными удовольствиями и деятельность, соблюдая лишь 5 правил, чего не достаточно для достижения джхан. Можно вспомнить еще о промежуточном плоде сакадагамина, который реализуется, когда сотапанна начинает стремиться к реализации отречения от чувственных удовольствий и практике сосредоточения, но еще не реализует отречение и сосредоточение до уровня джхан.


Ответы на этот пост: Рената
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Jane



Зарегистрирован: 20.09.2017
Суждений: 1208

476745СообщениеДобавлено: Вт 02 Апр 19, 08:45 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana
Еще раз: в перечислении пяти духовных способностей самадхи всегда употребляется как джханы. Это паттерн в Палийском каноне, а вовсе не одна сутта. Вот речь даже не о сотапанне, а о том, кто следует за счет Дхаммы
saddhindriyaṃ, vīriyindriyaṃ, satindriyaṃ, samādhindriyaṃ, paññindriyaṃ. Ayaṃ vuccati, bhikkhave, puggalo dhammānusārī.
Непонятно, зачем говорить, что у сотапанны джханы развиты не так, как у араханта, ибо я об этом и писала: что когда 5 сил развиты на 100%, это полное Освобождение. Но вот тезис о том, что сотапанна вообще лишен факторов джханы и не медитирует - это ложный тезис, который не имеет никакого подтверждения в словах Будды. Он их взращивает наряду с остальными, но пока довел до совершенства только саддху.
И сотапанна вовсе не обязательно ведет обывательскую жизнь. Часто в Каноне говорится о монахах в том духе, что часть их них - араханты, часть - анагамины, часть - сакадагамины, часть-  сотапанны и ниже. И все они медитируют и практикуют вместе.


Ответы на этот пост: Antaradhana
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

476747СообщениеДобавлено: Вт 02 Апр 19, 09:09 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Еще раз: в перечислении пяти духовных способностей самадхи всегда употребляется как джханы.

Я уже сказал вам, что джханы - это полностью, всецело развитый фактор самадхи, именно так в Каноне. Ну так у сотапанны фактор самадхи еще не развит полностью, собственно джханы не достигаются, но какие-то отдельные джхановые факторы могут присутствовать.

Цитата:
Непонятно, зачем говорить, что у сотапанны джханы развиты не так, как у араханта

Первой джханы он не достигает, точнее может достигать, но это фактор перехода к плоду анагамина, тогда как сам плод сотапанны, вполне себе достигается без достижения первой джханы. А вот аскет-отшельник, свободно достигающий джхан, но не имеющий арийских плодов, обретая веру в Три Драгоценности и мудрость (правильные воззрения), быстро достигает плода Араханта или анагамина, практически мгновенно проскакивая плоды сотапанны и сакадагамина, так как остальные 3 качества (усердие, осознанность и сосредоточение) у него уже хорошо развиты.

Цитата:
Но вот тезис о том, что сотапанна вообще лишен факторов джханы и не медитирует - это ложный тезис, который не имеет никакого подтверждения в словах Будды.

Медитирует - понятие растяжимое. Размышление, сосредоточение на чем либо - это тоже медитация, причем это прямое значение этого слова. Да, сотапанна размышляет над правильными вещами, направляя внимание на них (тилакхана и связанные с этим восприятия: смерти, отвратительности тела, опасности чувственных удовольствий и т.п.), развив отдельные факторы джханы до определенной степени.

Цитата:
И сотапанна вовсе не обязательно ведет обывательскую жизнь. Часто в Каноне говорится о монахах в том духе, что часть их них - араханты, часть - анагамины, часть - сакадагамины, часть-  сотапанны и ниже. И все они медитируют и практикуют вместе.

Да, есть конечно и монахи сотапанны, в т.ч. медитирующие, но реализуя джханы, они реализуют и следующие ступени Арья, миряне же живущие обычной жизнью в наслаждении чувственными удовольствиями, и не реализовавшие джханы, умирали достигая лишь плода сотапанны.


Последний раз редактировалось: Antaradhana (Вт 02 Апр 19, 09:32), всего редактировалось 2 раз(а)
Ответы на этот пост: Jane
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30628

476750СообщениеДобавлено: Вт 02 Апр 19, 09:16 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Возьмите сложный и малопонятный для вас параграф/строфу/строку из Дхаммы, и взяв такую в качестве объекта своего сосредоточения... (1) отстранитесь от мирских забот и хлопот, найдите уединённое место и посвятите своё время сосредоточению на избранном вами объекте ... (2) но прежде вам придётся совладать с пятью отвлекателями, помехами в сосредоточении, и в этом вам на помощь придут четыре опоры внимательности ... (3) когда помехи будут устранены и четыре опоры будут установлены, внимание и собранность будут настолько полны и сильны, что вы сможете неотрывно, с однонаправленным умом, исследовать свой объект сосредоточения до самых его глубин, во все стороны, в одну сторону и обратно, полностью охватывая его сознанием и глубоко проникая в самую суть ...(4) этот процесс сопровождается очень приятными чувствами, чувствами восторга, чувством радостного озарения, а также чувством уверенности и спокойствия, хотя последнее как будто бы окутано другими чувствами ... (5) и вот когда направленная и чётко удерживаемая мысль раскрывает перед вами все грани, стороны и глубины выбранного объекта медитации, и весь он становится ясно виден умственному оку, виден как на ладони, явственно и чётко, то раскрывается цветок его смысла...(6) мысль прекращает всякое движение, и вы переживаете восторг, и радостное озарение, и уверенность и покой становятся всё более осязаемыми...вы переживаете экстатическое состояние, которое осознаётся более настоящим и ценным, нежели то экстатически-сосредоточенное состояние движения мысли к смыслу, которое ранее приносило вам столько удовольствия, гораздо более возвышенного, чем любое чувственное удовольствие, доступное мирскому уму...
Так вы достигаете второй джханы.
(Основано на опыте и пояснении абхидхармы бханте Гунаратаны)

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

476757СообщениеДобавлено: Вт 02 Апр 19, 11:36 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana пишет:


Йонисо мансаикара - это направления внимания на Дхамму, фактор обретения знания и правильных воззрений.


А откуда такое определение?

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Antaradhana
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената
Гость





476759СообщениеДобавлено: Вт 02 Апр 19, 11:41 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana пишет:



* (1) воззрения о «я»,
* (2) сомнения,
* (3) цепляние за правила и предписания.

После, когда он отрекается от двух состояний, [а именно] жажды и недоброжелательности, то тогда, будучи отстранённым от чувственных удовольствий, отстранённым от неблагих состояний [ума], он входит и пребывает в первой джхане, которая сопровождается направлением и удержанием [ума на объекте медитации], с восторгом и удовольствием, которые возникли из-за [этой] отстранённости.

Любопытно было бы посмотреть на человека который, начитавшись ваших постов и поверив в строгую поэтапность пути, отказался бы от воззрения о "я", ни на йоту при этом не уменьшив собственную жажду и недоброжелательность.

Ответы на этот пост: Antaradhana
Наверх
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

476762СообщениеДобавлено: Вт 02 Апр 19, 12:05 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Antaradhana пишет:

Йонисо мансаикара - это направления внимания на Дхамму, фактор обретения знания и правильных воззрений.
А откуда такое определение?

То, что йонисо манасикара - это направление внимания на 4БИ и тилакхана - это как бы азы.
В СН 55.55 написано благодаря чему реализуется плод правильных воззрений (вступление в поток): общение с высшими личностями>слушание подлинной Дхаммы>правильно направленное внимание>практика в соответствии с Дхаммой.


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

476763СообщениеДобавлено: Вт 02 Апр 19, 12:07 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената пишет:
Любопытно было бы посмотреть на человека который, начитавшись ваших постов и поверив в строгую поэтапность пути, отказался бы от воззрения о "я", ни на йоту при этом не уменьшив собственную жажду и недоброжелательность.
Любопытно было бы увидеть посты от вас без передергивания, пока же буду игнорировать их.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

476764СообщениеДобавлено: Вт 02 Апр 19, 12:15 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

В АН 3.87 http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/an3_87-dutiya-sikkha-sutta-sv.htm говорится, что сотапанна еще не реализовал сосредоточения, он реализовал нравственное поведение, а сосредоточение и мудрость лишь до некоторой степени. Анагамин реализовал нравственное поведение и сосредоточение (достиг джхан), но не до конца развил мудрость. И Арахант развил все три совокупности.

Ответы на этот пост: Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

476765СообщениеДобавлено: Вт 02 Апр 19, 12:21 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

То, о чем я здесь говорю есть в статье Дхаммавуддхо Тхеро "Освобождение: Значимость сутт и Винаи"  http://www.theravada.ru/Teaching/Lectures/dhammavuddho_liberation-sv.htm приведу ее часть:

Значимость Правильных Взглядов

Почему так важно убедиться в том, что мы изучаем только истинную Дхамму? Мы знаем, что духовный путь к выходу из сансары (круговерти перерождений), которому научил Будда – это Благородный Восьмеричный Путь. В Маджхима Никае 117 утверждается, что Благородный Восьмеричный Путь всегда начинается с Правильных Взглядов. Без таковых вы не вступите на Путь. Согласно этой сутте, Правильные Взгляды приведут к Правильным Мыслям (или – Правильным Намерениям), а это в свою очередь приведёт к Правильной Речи. Правильная Речь приведёт к Правильным Действиям. Правильные Действия – к Правильному Образу Жизни, который ведёт к Правильному Усилию. В конечном счёте, Правильное Усилие будет фундаментом для Правильной Внимательности, что ведёт к Правильному Сосредоточению. Таким образом, основываясь на Правильных Взглядах, факторы пути развиваются один за другим.
В Саньютта Никае 45.1.8 также утверждается, что человек с Правильным Взглядами понимает Четыре Благородные Истины. Если человек полностью понимает эти истины, то он становится архатом или паччьека-буддой или даже самма-самбуддой. Даже поверхностное понимание Четырёх Истин позволяет стать арьей, благородной личностью. Правильные Взгляды – это врата во вступление-в-поток (сотапанна, первый уровень благородного ученика). Ангуттара Никая 9.29 и 10.63, а также Саньютта Никая 13.1 подтверждают, что сотапанна обладает Правильными Взглядами. Соответственно, первое, что вы должны обрести в практике Благородного Восьмеричного Пути – это Правильные Взгляды. Правильные Взгляды исключительно важны.

Польза слушания Дхаммы

Будда называл своих учеников «савака» (слушатели или слушающие), подчёркивая важность слушания сутт. В суттах и Винае приводятся многочисленные случаи становления слушателей сотапаннами, т.е. достижения первого уровня благородных личностей (например, Маджхима Никая 56 или 91). Нам повезло, что у нас есть лекции Будды, что содержатся в четырёх самых ранних никаях, в том виде, в котором он их произнёс. Чтение сутт подобно тому, как если вы сидите возле Будды и слушаете его. Разумно не упустить эту редкую возможность проникнуть вглубь ранних четырёх никай.
В Дигха Никае 14 Будда говорит о том, что за последний 91 мировой цикл появилось 6 будд. В среднем, получается, один будда появляется в мире за период 10-ти мировых циклов. В Саньютта Никае 15.1.5 Будда приводит пример, чтобы проиллюстрировать невообразимо долгий срок прохождения одного мирового цикла. В самом деле, очень редко в мире возникает самма самбудда. Нам очень повезло жить в век открытой Дхаммы! Это также хорошо, как и жить во время жизни самого Будды. На самом деле, если бы мы жили тогда, то у нас не было бы возможности познакомиться со столь многочисленными суттами, как мы можем сделать это сегодня, когда лекции (примерно 5000) собраны в книгах.
Кроме того, если бы мы жили тогда, мы, скорее всего, не услышали бы многих лекций, если только не собрались бы сопровождать Будду в его скитаниях. Он редко оставался на протяжении долго времени на одном месте – самое большее – четыре месяца, после чего вновь отправлялся в путь, либо в одиночестве, либо в сопровождении учеников. Сколько сутт мы могли бы услышать за четыре месяца? Вне сомнений, не так много, по сравнению с тем количеством, что мы можем найти сейчас в четырёх никаях.

Уровень Сотапанны достигается слушанием Дхаммы

В Ангуттара Никае 5.202 приводятся пять преимуществ слушания Дхаммы. Одно из них – обретение Правильных Взглядов. Поскольку обретение Правильных Взглядов равнозначно достижению уровня арьев, очевидно, что слушание Дхаммы может сделать слушающего учеником Благородных.
В Маджхима Никае 43 утверждается, что для возникновения Правильных Взглядов необходимы два условия:

1. Слушание Дхаммы
2. Обращение должного внимания или основательное размышление (йонисо манасикара)

Это второе подтверждение того, что уровень сотапанны может быть достигнут слушанием Дхаммы.
В Саньютта Никае 46.4.8 Будда даёт ещё одно подтверждение. Он говорит, что когда человек слушает Дхамму внимательно, пять помех (ниваран) устраняются и утверждаются семь факторов просветления (боджханга). Таковы условия для становления арьей. Таким образом, если мы слушаем Дхамму с должным вниманием (йонисо манасикара), мы можем стать арьей.
Ангуттара Никая 10.75 повествует о человеке, который был спасён Дхаммой: «...если он слушал (саванена), много изучал (бахусачча), постигал воззрение, то обретал частичное освобождение… ухо, обращённое к Дхамме (дхаммасота) спасает этого человека».
Слово «сотапанна» состоит из «сота» («поток» или «ухо») и «апанна» («вхождение»). Обычно это слово переводят как «вступление в поток», то его также можно перевести как «вхождение посредством уха» – в том смысле, что прозрение в Дхамму произошло через слушание. Тщательное изучение сутт позволяет предположить, что второй вариант перевода, возможно, более точен, поскольку учеников Будды называли «саваками» (слушателями) Дхаммы, а он в целом обращался к ним в лекциях как к «Благородным ученикам» (например АН 4.58 и 5.41).
В Саньютта Никае 55.6.5 говорится о том, что четыре фактора необходимы для достижения уровня сотапанны (сотапаттиянгани):

1. Общение с людьми, понимающими подлинную Дхамму
2. Слушание подлинной Дхаммы
3. Обращение должного внимания или основательное размышление (йонисо манасикара)
4. Практика Дхаммы в соответствии с Дхаммой, т.е. жить в соответствии с Дхаммой – соблюдать обеты и так далее.
Если поразмышлять над этими факторами, то становится очевидным, что достижение уровня сотапанны тесно связано со слушанием Дхаммы.

Сотапанна и Сакадагамин не нуждаются в совершенном сосредоточении

В Ангуттара Никае 3.85 и 9.12 Будда говорит о том, что сотапанна и сакадагамин (первый и второй уровни Благородных учеников) имеют совершенную нравственность (сила). Третий уровень (анагамин) обладает совершенной нравственностью и совершенным сосредоточением (самадхи). Четвёртый уровень – архат – обладает совершенными нравственностью, сосредоточением, мудростью (паннья).
Эти две сутты указывают на то, что достижение уровней анагамина и архата подразумевает наличие совершенного сосредоточения, которое всегда определяется Буддой в суттах как четыре джханы или однонаправленность ума (например СН 45.1.8 или 45.3.8). Вот почему почти все анагамины перерождаются на уровне мира четвёртой джханы (рупалока). Некоторые, однако, рождаются в Бесформенном Мире (арупалока), как например описано в Ангуттара Никае 4.172. Это указывает на то, что в большинстве своём анагамины обладают четырьмя джханами или даже и более высокими, и аналогичные достижения имеют все архаты. Любопытно отметить, что сотапанна и сакадагамин не имеют совершенного сосредоточения, то есть джханы. Разница между этими двумя уровнями заключается в том, что сакадагамин уменьшил жажду, отвращение и неведение по сравнению с сотапанной.
Уменьшение этих негативных качеств требует определённого уровня сосредоточения (самадхи), поскольку эти загрязнения связаны с пятью помехами (достижение совершенного сосредоточения означает полное отбрасывание пяти помех, ДН 2). Две из этих помех – это чувственные желания (относится к жажде) и недоброжелательность (относится к отвращению). Таким образом, если у человека уменьшены жажда, отвращение и неведение, то он или она имеют определённый, но не совершенный, уровень сосредоточения. В отличие от сакадагамина, сотапанна не уменьшил жажды, отвращения и неведения. Это ещё больше подтверждает тот момент, что уровень сотапанны достигается слушанием Дхаммы с должным вниманием (йонисо манасикара).
В суттах и Винае мы обнаруживаем, что многие слушающие в первый раз лекцию Будды достигали уровня сотапанны. Также в Саньютта Никае 55.1.2 говорится, что характеристиками сотапанны являются непоколебимая вера в Будду, Дхамму, Сангху, как и совершенная нравственность (сила). Нет никаких упоминаний о медитации.

Достичь уровня Сотапанны относительно несложно

В Ангуттара Никае 3.9.85 сказано, что несмотря на совершенную нравственность, ученик Благородных может всё ещё совершать незначительные нарушения правил нравственного поведения. Например, в Саньютта Никае 55.3.4 рассказывается о Сакье по имени Саракани, которого Будда признал сотапанной. Некоторые люди были раздражены этим, поскольку Саракани был известен тем, что «пал в своём обучении» и начал пить.
Согласно Комментариям, «пасть в обучении» означает, что Саракани был монахом и расстригся. Люди были недовольны, поскольку Будда признал Саракани сотапанной, даже несмотря на то, что тот начал пить. Вероятно, это указывает на то, что люди считали Саракани чуть ли не пьяницей. Они отказывались поверить, что он был сотапанной. Этот случай свидетельствует о том, что уровень сотапанны не настолько трудно достижим, как многие думают. Единственная проблема в том, что они ленятся изучить сутты, которые являются нашим лучшим проводником или учителем к обретению Правильных Взглядов (как и говорил Будда).
В Маджхима Никае 14 говорится о родственнике Будды, Маханаме, который пришёл к Будде и сказал, что изучает Дхамму долгое время, и знает, что жажда, отвращение и невежество – это загрязнения ума. И, тем не менее, он сообщил, что иногда не может контролировать свой ум, когда тот наводнён этими омрачениями. Он спросил Будду о том, не происходит ли это от того, что он не развил определённые качества.
Будда ответил, что даже если ученик Благородных с помощью мудрости увидел, что жажда, отвращение и невежество – это порочные качества, его всё равно могут отвлекать чувственные желания, до тех пор, пока он не достигнет восторга (пити) и счастья (сукха). Пити и сукха – это факторы джханы. Слово «джхана» может быть переведено как «состояние умственного накала», когда ум становится ярким из-за сатипаттханы (мощного памятования, осознанности) и сосредоточения.
Пока мы не достигнем однонаправленности ума и не испытаем блаженства, которое превыше чувственных удовольствий, мы ничего не можем поделать с влечением к чувственным наслаждениям. Согласно Комментариям, к этому моменту Маханама уже достиг уровня сакадагамина. Таким образом, эта сутта свидетельствует о том, что могут быть арьи, не достигшие джханы, и на которых оказывают воздействие жажда, отвращение, невежество. В этом контексте это опять-таки доказывает, что уровень сотапанны не настолько высок, как думают некоторые.

P.S. К таким выводам можно прийти и самостоятельно изучая сутты.


Ответы на этот пост: Дхаммавадин
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

476768СообщениеДобавлено: Вт 02 Апр 19, 12:50 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana пишет:

То, что йонисо манасикара - это направление внимания на 4БИ и тилакхана - это как бы азы.

Вопрос в том, что такое "направление внимания на 4БИ и тилакхана". Почему Вы думаете, что речь идёт об отвлеченном размышлении о концепциях: что есть-де страдание, возникновение страдания, прекращение страдания, путь, ведущий к прекращению страдания; что явления непостоянны, тягостны, безличны? Почему Вы думаете, что речь идёт не о классификации непосредственно наблюдаемых (ментальных) феноменов с помощью матрики 4БИ? Что вот это - страдание, вот это - возникновение страдания, вот это - качества, ведущие к прекращению страданий, а вот и затухание страданий? То, что 4БИ перечисляются (в суттах о сатипаттханах) среди предметов четвертой сатипаттханы, предполагает именно такую трактовку.

Поэтому вполне логично понимать йонисо манасикара, как наблюдение (ментальных) феноменов с "наложением" на них матрики 4БИ.

So ‘idaṃ dukkhan’ti yoniso manasi karoti, ‘ayaṃ dukkhasamudayo’ti yoniso manasi karoti, ‘ayaṃ dukkhanirodho’ti yoniso manasi karoti, ‘ayaṃ dukkhanirodhagāminī paṭipadā’ti yoniso manasi karoti.

https://suttacentral.net/mn2/pli/ms

He attends wisely: ‘This is suffering’; he attends wisely: ‘This is the origin of suffering’; he attends wisely: ‘This is the cessation of suffering’; he attends wisely: ‘This is the way leading to the cessation of suffering.’

 https://suttacentral.net/mn2/en/bodhi

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Дхаммавадин, Antaradhana
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49299

476769СообщениеДобавлено: Вт 02 Апр 19, 13:02 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Думаю, неуместно примешивать сюда западное деление на теорию и практику. Если человек изучил марки и модели автомобилей, но видя перед собой автомобиль, не знает, что это автомобиль, то человек просто глуп, и вместо изучения занимался ерундой, а не, якобы, знает теорию, не зная некую практику.
_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Дхаммавадин
Гость





476771СообщениеДобавлено: Вт 02 Апр 19, 13:18 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Antaradhana пишет:

То, что йонисо манасикара - это направление внимания на 4БИ и тилакхана - это как бы азы.

Вопрос в том, что такое "направление внимания на 4БИ и тилакхана". Почему Вы думаете, что речь идёт об отвлеченном размышлении о концепциях: что есть-де страдание, возникновение страдания, прекращение страдания, путь, ведущий к прекращению страдания; что явления непостоянны, тягостны, безличны? Почему Вы думаете, что речь идёт не о классификации непосредственно наблюдаемых (ментальных) феноменов с помощью матрики 4БИ? Что вот это - страдание, вот это - возникновение страдания, вот это - качества, ведущие к прекращению страданий, а вот и затухание страданий? То, что 4БИ перечисляются (в суттах о сатипаттханах) среди предметов четвертой сатипаттханы, предполагает именно такую трактовку.

Поэтому вполне логично понимать йонисо манасикара, как наблюдение (ментальных) феноменов с "наложением" на них матрики 4БИ.

So ‘idaṃ dukkhan’ti yoniso manasi karoti, ‘ayaṃ dukkhasamudayo’ti yoniso manasi karoti, ‘ayaṃ dukkhanirodho’ti yoniso manasi karoti, ‘ayaṃ dukkhanirodhagāminī paṭipadā’ti yoniso manasi karoti.

https://suttacentral.net/mn2/pli/ms

He attends wisely: ‘This is suffering’; he attends wisely: ‘This is the origin of suffering’; he attends wisely: ‘This is the cessation of suffering’; he attends wisely: ‘This is the way leading to the cessation of suffering.’

 https://suttacentral.net/mn2/en/bodhi

Да, при развитии видения как есть (и, соответственно, мудрости) практикующий направляет внимание на параматтха и в результате может обрести соответствующие ньяна вплоть до вступления в поток, а не просто размышляет над понятиями. Размышления на концептуальном уровне лишь помогают направить внимание на реальности первичные и при должном развитии самадхи-сатисампаджаннья в настоящем моменте, распознавать параматтха-дхаммы.
Наверх
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

476772СообщениеДобавлено: Вт 02 Апр 19, 13:18 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Почему Вы думаете, что речь идёт об отвлеченном размышлении о концепциях: что есть-де страдание, возникновение страдания, прекращение страдания, путь, ведущий к прекращению страдания; что явления непостоянны, тягостны, безличны? Почему Вы думаете, что речь идёт не о классификации непосредственно наблюдаемых (ментальных) феноменов с помощью матрики 4БИ?

Не понял, с чего вы это взяли? Непостоянство и неудовлетворительность, тлен и распад, старение и смерть, обусловленность/связанность условиями и обстоятельствами - они не только в книжках же, а везде. Так же и с причинами страданий, не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы увидеть, как жажда и привязанности порабощают, и экстраполировав это на прошлые жизни, сделать соответствующие выводы. С третьей истиной конечно сложнее, но тут изучение патичча-самуппады и вообще сутт в помощь, старания нужно приложить.

А вот кто веру без сомнений обрел, не сомневается в 4БИ, Будде и Сангхе, обрел правильные воззрения, отбросив 3 помехи, и реализовал совокупность нравственного поведения - тот сотапанна. Это не некая волшебная медалька, а просто реализация вышеперечисленного.


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36  След.
Страница 25 из 36

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.050 (0.904) u0.020 s0.002, 18 0.029 [267/0]