№215718Добавлено: Вс 14 Сен 14, 16:01 (10 лет тому назад)Пустота дхарм.
Пустоту часто определяют пудгала и дхарма найратмью. При этом считается, что дхарма найратмья - особая фишка махаяны и ее познание не свойственно шравакам. Никак не могу этот момент понять, так как в "хинаянских"источниках дхармы волне себе без атмана(мне так кажется по крайней мере).
В Абхидхармасамуччае в переводе Рахулы например в в начале текста говорится что татхата - это два вида найратмьи, ближе к концу - что бодхисаттвы постигают оба эти вида, а шраваки - только пустоту личности.
Вообще как то странно получается.. Если уже "видны" сами дхармы как можно в них усмотреть атман(ведь их видение по идее синонимично пониманию анатмавады!)?
Последний раз редактировалось: Nekto_V (Вс 14 Сен 14, 16:06), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Dron
№215738Добавлено: Вс 14 Сен 14, 17:28 (10 лет тому назад)
Вопрос интересный, но у меня есть только версии, не без минусов. Прямого описания я не видел.
1) бодхисаттвы решают оставаться посреди циклическго существования и поэтому учения (дхармы), направленные прямо на нирвану для них как-бы "пусты". ((vi) Viśālaparāvṛitti: extensive transformation. This is the transformation of the bodhisattvas. Actually, they penetrate (pratividhyanti) further the non-existence of self of dharmas (dharmanairatmya) and, considering saṃsāra as peace (śānta), they cut through the defilements (saṃkleśa) but do not abandon saṃsāra. vi) Viśālaparāvṛtti. “This is that of the bodhisattvas, etc. Since they penetrate (pratividhyanti) both non-existences of self (nairatmya), that of the pudgala and that of dharmas at the same time, they become established in a place where they can cut through the defilements (saṃkleśa) without abandoning saṃsāra. This transformation which procures both the personal interest of the bodhisattva and that of others (svaparārtha) is extensive (viśāla).” (Bh) – “They cut through the defilements (saṃkleśa) but do not abandon saṃsāra. Penetrating (pratividh-) the two non-existences of a self (nairatmya), they cut the defilements; but seeing peace (śanta) in saṃsāra, they do not abandon it.” (U))
2) шравакам для нирваны достаточно видеть несуществование атмана, бодхисаттвам для их нирваны нужно видеть несуществование всех явлений (дхарм уровня парикальпиты).
((vii) The achievement consisting of penetrating (prativedha-duṣkaracaryā), because it penetrates (pratividhyati) the non-existence of self of the individual and of things (pudgala-dharmanairātmya).
vii) The words 'prativedha', 'abhisamaya' and 'samyagavabodhi' are synonymous (ekārtha). To penetrate the non-existence of self of the individual and of things (pudgaladharmanairātmya) that are imaginary (parikalpita) is very difficult ...)
Всё это завязано на учение об алайе и всеведение, которых у шраваков в полной мере нет по Махаянасамграхе Асанги (откуда все цитаты с комментариями).
№215746Добавлено: Вс 14 Сен 14, 18:30 (10 лет тому назад)
ТМ
Интересно)
Получается постижение найратмьи дхарм отвечает за видение сансары как "спокойного места"(ведь постижение найратмьи пудгалы самой по себе привело бы на путь шравака, так как отвратило бы от самсары к нирване, лучшей дхарме. Видя , что дхармы "не возникают" бс остается спасать прочих жс.
Дхармы уровня парикльпиты - это дхармы как общие свойства(универсалии)?
Пустоту часто определяют пудгала и дхарма найратмью. При этом считается, что дхарма найратмья - особая фишка махаяны и ее познание не свойственно шравакам. Никак не могу этот момент понять
Вы сможете его понять, если поймете, что в махаяне Гелуг так не считают.
№215755Добавлено: Вс 14 Сен 14, 20:52 (10 лет тому назад)
Насколько я понял из предыдущей беседы с Дроном, "пустота дхарм" у них - то же самое, что и пустота от атмана. Сначала додумывают, что дхармы самосущие, а потом доказывают обратное.
Получается постижение найратмьи дхарм отвечает за видение сансары как "спокойного места"(ведь постижение найратмьи пудгалы самой по себе привело бы на путь шравака, так как отвратило бы от самсары к нирване, лучшей дхарме. Видя , что дхармы "не возникают" бс остается спасать прочих жс.
Они "не возникают" только в определенном контексте. Не возникает "гнев", или не возникают как что-то сделанное типа "горшок". Надо этот контекст смотреть.
Насчет несуществования "я" и отвращения - это, насколько я помню, разные стадии/мудрости. Можно дойти до одной и не двигаться дальше по какой-то причине. В тхераваде есть даже истории, что "подожду ка я с ниббаной до Майтрейи".
По Асанге бодхисаттвы вообще на пути святости не становятся. Постепенная градация, опять же, есть в гелуг, насколько я помню.
Дхармы уровня парикльпиты - это дхармы как общие свойства(универсалии)?
Кажущаяся змея - парикальпита, веревка, на которую думают, что это - змея - "злая" паратантра, дхармы "веревки" (цвет, тактильное и т.д.) - паринишпанна, которая разворачивает паратантру вспять к нирване. Т.е. парикальпита - все, что двигает 12ПС к смерти, как я понимаю.
№215756Добавлено: Вс 14 Сен 14, 21:00 (10 лет тому назад)
Думаю разница там в том, что шравака-хинаянист учит существ на основе услышанного от Будды, поэтому "дхармы", то есть "учения", для него опираются на личность учителя. В то время как бодхисаттва способен правильно учить на основе собственного правильного познания, в этом его дхарма-найратмья (не зависимость от слов учителя). То есть дхармы там не феномены, а поучения. Найратмья там синоним анабхилапья (неэкспрессивность). Если же понимать дхармы как феномены, то разницы со шраваками-архатами нет, так как они тоже окончательно познают 4БИ на основе своего опыта, в самадхи.
№215771Добавлено: Вс 14 Сен 14, 21:47 (10 лет тому назад)
test
Спасибо! Так понятнее становится) У меня проблема была согласованием разделов АС. Там ведь две найратмьи - синоним татхаты, которую все арьи познают, а объяснениях типов пудгал говорится что шраваки дхарманайратмью не познают. Согласно вашему объяснению получается что шраваки опираются на познание той же татхаты, но пропускают один из ее аспектов.
ТМ
"По Асанге бодхисаттвы вообще на пути святости не становятся."- бхуми разве не пути святости?
"парикальпита - все, что двигает 12ПС к смерти, как я понимаю." - видимо так)
"Насколько я понял из предыдущей беседы с Дроном, "пустота дхарм" у них - то же самое, что и пустота от атмана. Сначала додумывают, что дхармы самосущие, а потом доказывают обратное. " - согласно Тесту так же получается! в том смысле что в отношении дхарм эти пустоты - одно и тоже(только без "Сначала додумывают")))
ТМ
"По Асанге бодхисаттвы вообще на пути святости не становятся."- бхуми разве не пути святости?
Я имею ввиду 4 уровня святости, которые заканчиваются архатом. У бодхисаттв вместо этого 10 бхуми по Асанге.
У меня мысль крутилась, что если пустоты - способ классификации, то бодхисаттва в этом должен обладать мастерством, но как-то оно не ложилось на "пустоту дхарм". Синонима я не знал. Всё чего-то окольными путями
№215773Добавлено: Вс 14 Сен 14, 22:06 (10 лет тому назад)
Получается дхарманайратмья - это мастерство бодхисатвы в презентации дхармы..
Появляется видимо от желания помочь другим(чего не сделать без безупречного знания)
№215781Добавлено: Пн 15 Сен 14, 00:59 (10 лет тому назад)
Серж
Я ее читал. Там вроде бы в пустоте скадндх нет а не вообще нет...
Вопрос же в том, каким именно образом, в каком смысле они отрицаются. В тхераваде например говорится что дхармы пусты от атмана. Да и в сарвастиваде. Вот и получается: дхармы и в "хинаяне" пусты.
Серж
В тхераваде например говорится что дхармы пусты от атмана. Да и в сарвастиваде. Вот и получается: дхармы и в "хинаяне" пусты.
Насчет тхеравады незнаю. У Васубандху я такого не встречал. В АК атман просто отрицается. Примерно так: "атмана не существует. А что же есть? Только группы. И далее... если под атманом подразумевают скандхи, то он не отрицается". Анализ на наличие в дхармах атмана, не проводится. Да и глупо это, как по мне, искать в дхармах атмана или "я". Если и так ясно, что там никакой души нет.
В махаяне посыл такой, что дхармы не существуют, так как они нам представляются.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы