Зарегистрирован: 08.10.2014 Суждений: 154 Откуда: Москва
№218860Добавлено: Сб 18 Окт 14, 05:55 (10 лет тому назад)Смыслы буддизма в модели THEOS
Религия будущего будет космической религией.
Она должна будет преодолеть представление о Боге как личности,
а также избежать догм и теологии. Охватывая и природу и дух,
она будет основываться на религиозном чувстве,
возникающем из переживания осмысляемого
единства всех вещей — и природных и духовных.
Такому описанию соответствует буддизм.
Если и есть религия, которая сможет удовлетворять
современным научным потребностям, — это буддизм.
Альберт Эйнштейн, “The Human Side”, Princeton University Press, 1954
Пробуждение
Около 2 с половиной тысяч лет назад бывший царевич Сиддхартха Гаутама после 6 лет скитаний и аскетической жизни в поисках истины пробудился от спячки иллюзорного существования. Он познал мир таким, как он есть, и стал Буддой (Пробуждённым). В своей знаменитой Бенаресской проповеди, которую слушали 5 учеников аскетов и 2 оленя, он провозгласил 4 благородные истины своего учения, Дхармы:
1.Жизнь исполнена страдания (Духкха);
2.Причиной страдания служит жажда жизни, жажда земного существования, порождённая невежеством (Тришна);
3. Выход из тупика страдания есть. Этот выход находится в Нирване.
В отличие от взглядов человека Запада в учении Будды жизнь предстаёт не как высшее благо, дарованное Богом, а как вечное циклическое страдание. Любое живое существо, включая человека, подвержено действию объективных космических законов Сансары и Кармы.
Сансара – принцип цикличности мира. Цикличности подвержено всё и вся: Вселенная, люди, звери, буддийские боги (дэва), которые обитают в мирах прекрасной жизни, живя целую вечность, но всё-таки вновь обречены на новое рождение в новом Космосе и новом теле, чтобы испытать на себе всю неисчерпаемую юдоль страдания. Об этом гласит первая благородная истина (Духкха):
«Вот, о монахи, благородная истина о страдании: рождение — страдание, болезнь и расстройство здоровья — страдание, смерть — страдание, присутствие того, кого мы ненавидим — страдание, отделение от того, кого мы любим —страдание. Короче, пятичленная привязанность к существованию — страдание» ("Сутра о Начале Вращения Колеса Закона").
Карма означает нелокальное космическое Действие, мгновенно пронзающее пространство-время, космические циклы, сказывающееся на «заброшенности» человека в мир. Это не возмездие Бога, а вполне объективный закон природы, закон причинно-зависимого происхождения, согласно которому любое движение, слово, мысль несут обратное воздействие на космическую судьбу человека. В целостном мире это вполне объяснимо и закономерно.
Дхармы, «бессмертная душа» и космический бутстрэп
Любое живое существо свито из дхарм, мельчайших психофизических элементов мира, которые формируют как временное и смертное физическое тело в различные его обличиях (бактерии, земноводные, пресмыкающееся, рыбы, птицы, звери, люди), так и временную и смертную человеческую душу. В этом взгляде на мироздание отсутствует картезианское разделение между сознанием и материей. Жизнь находится повсюду. Под влиянием Кармы эти дхармы и группы дхарм (скандхи) группируются в новом порядке, перманентно образуя новую личность, как физическую, так и психическую. В буддизме нет понятий о вечной и неизменной личности, “я”, “эго”. Вместо вечной личности есть поток состояний – Santana, который изменяется каждый новый момент времени: http://vikent.ru/enc/1021/.
В буддизме нет ни «бессмертной души» христианства, которая обречена либо на вечное «Царство небесное» либо на адские муки, ни трансмиграции бессмертного духа, Атмана, представления о котором были свойственны брахманам и во что верят индусы. Вместо этого есть бесконечная трансфигурация психофизических дхарм, бесконечный космический калейдоскоп, который проходит бесконечные циклы жизни-смерти под влиянием объективного закона причинно-следственного происхождения. Элементарным звеном этого закона являются дхармы ("дхамы" на пали). Как говорил Лев Гумилёв: «Дхарма — квант закономерности»: http://vikent.ru/enc/919/.
Новые комбинации дхарм, этих элементарных причинно-следственных звеньев, которые несут на себе нелокальное воздействие Кармы, подобны стекляшкам голографического космического калейдоскопа. В модели THEOS уточняется, что вращает этот космический Сверхкалейдоскоп Бесконечное Время. Винт Времени движет причины, превращая их в следствия. Во всеобъемлющий поток Времени попадают все дхармы, связанные между собой в нелокальную сеть UWW. Из временных, преходящих комбинаций дхарм возникают различные сиюминутные иллюзорные изображения материального мира, включая человека. Один из любимых метафизических вопросов Канта, а именно вопрос о «бессмертии души», находит отрицательный ответ как в буддизме, так и в модели THEOS.
Как отмечал ещё в 1919 году академик Щербатской, подобные взгляды об отсутствии «бессмертной души» свойственны не только религиозной традиции Востока, но и скептической, а то и атеистической традиции Запада. В первую очередь речь идёт о Дэвиде Юме, написавшем “A Treatise of Human Nature” («Трактат о человеческой природе»), и Анри Бергсоне, представителе философии жизни.
См.: http://lib.uni-dubna.ru/search/files/rel_dr_tibet/rel_dr_tibet_sherbatckoi.pdf
В циклическом Космосе пульсирующей Вселенной, который принимается за основу в модели THEOS, такой взгляд на жизнь и смерть вполне объясним и корректен. Нет бессмертия «души», то есть нашего несовершенного, дихотомичного сознания, подверженного многочисленным искажениям восприятия мира. Дихотомическое, «разорванное», по выражению Гегеля, сознание погружает человека в мир материальных иллюзий, а не в мир истинно сущего. Это «разорванное» сознание не может претендовать на вечность. На вечность может претендовать только совершенное, целостное сознание Нирваны, которое даёт познать мир таким, каков он есть — Татхату (буддийский ноумен).
Зато есть бессмертный Дух, свитый из дхарм Жизни. Буддийские представления о вечной трансфигурации дхарм можно дополнить христианскими представлениями о «Царстве небесном», в котором человек неизбежно оказывается, например, при гибели Вселенной «в конце времён». Однако это Царство Жизни, весьма напоминающее христианский рай, носит не вечный, а преходящий характер. Кармическая активность приводит к неизбежному «грехопадению» и изгнанию из первозданного рая, царства вечной Жизни, из которого человек вновь и вновь десантируется в мир смерти, зла и страдания:
См: https://sites.google.com/site/803sgorsky/Home/cast-ii-put-k-nirvane/13
Так уже было. Великий потоп, стихия Хаоса уничтожает Космос, который сжимается в микроскопический ковчег, содержащий в себе, однако, всю полноту Жизни, всех «тварей по паре». В новом Космосе, с новыми «небом» и «землёй», Жизнь выпускается на новую космическую арену действия и цикл космической жизни-смерти повторяется. Так будет после гибели Космоса нынешнего в адской топке большого сжатия. Библейские космогонические представления о векторном развитии мира «от сотворения до светопреставления» по сути дела являются частным случаем присущего миру циклического движения, которое описывает модель «пульсирующей» Вселенной и восточная философия. Исходя из этих представлений, можно предположить, что недавно открытое ускоренное расширение Метагалактики со временем сменится её сжатием и схлопыванием в изначальную точку. А затем цикл повторится сначала посредством нового Большого Взрыва. Именно к этой точке зрения пришёл сэр Роджер Пенроуз в своей модели циклической Вселенной.
(См. http://www.youtube.com/watch?v=5lB9m49zUag)
В этом бесконечном космическом сериале, в котором, по словам Нильса Бора, человек исполняет «роль зрителей и участников одновременно», основная роль отведена не человеку, а дхармам.
«Само слово «дхарма» образовано от санскритского корня dhr — «держать». То есть дхарма — это «держатель» или «носитель». Держатель чего? Своего собственного качества. Таким образом, дхарма есть неделимый элемент нашего психофизического опыта, или элементарное психофизическое состояние» (Е.А.Торчинов, «Введение в буддизм», Глава 2).
Буддийские дхармы как элементарные психофизические или информационно-энергетические элементы мира в модели THEOS можно назвать элементарным квантом энергии, несущим элементарную единицу информации. Сами дхармы являются элементарными кирпичиками Жизни в «земном» мироздании. Это мироздание существует как сеть отношений единого целого, как единый организм, в котором ни одна вещь, ни одно явление, ни один элемент, включая элементарные частицы, не имеет самосуществования. Всё есть сиюминутное проявление Целого, Единого, которое подвержено закону причинно-зависимого происхождения. Лучше всего это демонстрирует ёмкая фраза буддийского патриарха школы мадхьямаки Нагарджуны:
«Вещи черпают своё существование и природу во взаимозависимости, и не являются ничем сами по себе».
Вся космическая совокупность этих элементов образует гигантскую сеть Индры, космический бутстрэп, модель которого в ХХ век была предложена американским физиком Джеффри Чу. Бутстрэп есть самосогласованная и самоорганизующаяся система, объединяющая все элементы мира в единую, неразрывную и подвижную как ртуть вселенскую сущность, в которой отсутствует иерархия в системе элементарных частиц:
«Взгляд на адроны, характерный для теории бутстрэпа, часто описывают при помощи весьма двусмысленной фразы: «Каждая частица содержит в себе все остальные частицы». …В этом смысле все адроны представляют собой сложные структуры, состоящие, опять же, из адронов, причём ни один из них не может быть признан более фундаментальным, чем все остальные.
В адронном бутстрэпе все частицы динамическим образом состоят друг из друга, и отношения между ними характеризуются внутренней последовательностью и самосогласованностью, что позволяет нам говорить, что адроны «содержат» друг друга. В буддизме Махаяны очень похожее понятие используется по отношению ко всей Вселенной в целом. Космическая сеть пронизывающих друг друга вещей и событий изображается в «Аватамсака-сутре» при помощи метафоры сети Индры — огромной сети из драгоценностей, нависающей над дворцом бога Индры. Согласно утверждению сэра Чарльза Элиота:
«В небесах Индры, как рассказывают, есть жемчужная сеть, и жемчужины эти расположены таким образом, что посмотрев на одну из них, узришь в отражении на её поверхности все остальные. Точно также любой предмет в этом мире не просто является самим собой, но и оказывается связанным с любым другим предметом и воистину является всем остальным миром. «Во всякой пылинке — бесчисленное множество Будд».
Сходство этого образа с адронным бутстрэпом не может не поражать нас. Метафора сети Индры должна по праву быть признана первой бутстрэп-моделью, разработанной восточными мудрецами примерно за два с половиной тысячелетия до возникновения физики частиц. Буддисты настаивают на том, что понятие взаимопроникновения не может быть осознано при помощи рассудка и должно восприниматься просветлённым сознанием в состоянии медитации» (Фритьоф Капра, «Дао физики»).
Космическая сеть бутстрэпа из психофизических дхарм превращает Космос из раздробленного мёртвого механизма в единый живой организм. Либо, как сказал британский физик сэр Джеймс Джинс ещё в 1930 году в научно-популярной книге “The Mysterious Universe” («Таинственная Вселенная»):
«Вселенная начинает выглядеть скорее как великая мысль, чем большая машина».
Причём квантовая механика наглядно показывает, что человек является неразрывной частью этой всеохватывающей мысли.
В буддизме нет не только «бессмертной души», но и библейского Бога. Точнее говоря, на вопрос о Боге Будда отвечал благородным молчанием, считая этот вопрос выходящим за пределы человеческого языка и человеческого понимания. Важно другое — суть учения буддизма составляет доктрина освобождения от страдания, а это Высшее Освобождение (Нирвана) достигается личными усилиями самого человека, без вмешательства всемогущего Бога или иных высших сил.
Этот путь занимает много жизней, каждая из которых, благодаря неотвратимому и нелокальному действию Кармы, испытывает на себе влияния предыдущих жизней. Влияние может быть благотворным, а может быть негативным. Это влияние сказывается на заброшенности человека в те или иные времена и пространства, в те или иные миры, в том или ином обличье, с теми или иными задатками.
Нирвана или Высшее Освобождение
Буддийская Дхарма учит об иллюзорности мира и о том, что высшее спасение дарует не Господь Бог, а собственное совершенное сознание, обретение которого равнозначно Высшему Освобождению. Центральное место в учении занимает не богословие, а философия сознания. Переводя язык учения Будды о сознании (Абхидхармы) на язык модели THEOS, можно сказать, что некие режиссёры, продюсеры, операторы, гримёры, сценаристы, которые Будда называл «дхармы» и группы («кучи») дхарм («скандхи»), создают в мозгу человека шикарное, широкоформатное, голографическое изображение окружающего мира и самого человека, изображение, которое не только можно видеть и слышать, но которое можно и потрогать, и пощупать, и понюхать. Изображение, которое творит не только окружающий мир, но и саму человеческую личность, познающую этот мир, а также его судьбу, земную и космическую.
Но это только изображение, только проекция, только голодинамика (“holomovement”) с некой вселенской плёнки, существующей как раз «сама по себе», незримой глазом, неслышной ухом и так далее. Познав эту плёнку, этот информационный банк данных, ты познаешь мир таким, как он есть, мир «на самом деле», без искажения и относительности, создаваемой органами чувств и мозгом. Ты станешь Татхагатой, ты познаешь Таковость мира, ты постигнешь мир, такой, каков он есть (Татхата). Ты снимешь с глаз очки, создающие иллюзию четырёхмерного кино, и тем самым ты удалишь искажения из своего представления о мире. И когда искажения удалены, то наступает Просветление, Пробуждение от иллюзорного сна.
Брахманы, познававшие до него этот подлунный мир подобным способом, называли такое высшее состояние индивидуального Духа понятием Самадхи. В этом состоянии нет своего отдельного “я”. Индивидуальное сознание сливается с единым безграничным вселенским сознанием, для которого не существует ограничений отдельных материальных форм. Поток личного сознания вливается в океан космического сознания и становится с ним единым целым. Всё во мне и я во всём. Это высшее состояние сознания Будда называл Нирваной. Точнее говоря, это уже не двойственное со-знание (виджняна), а целостное, недихотомическое, иррациональное, мистическое Высшее знание (Джняна), Запредельная Мудрость (Праджня Парамита), Гносис. Именно в нём заключено Спасение.
Тот, кто обретает это Высшее знание, обретает вечный Покой и освобождается от действия законов Сансары и Кармы. Это и есть Высшее освобождение, Махапаринирвана (Большой переход Будды в Нирвану). Согласно буддийской Дхарме, именно человек и только человек способен обрести состояние Нирваны, что обеспечивает центральное место человека в космической иерархии.
Это Высшее сознание Роберт Антон Уилсон в свой восьмеричной модели контуров сознания называл «нелокальный квантовый контур» (см. «Психология эволюции», глава 18, http://www.jnana.ru/classics/raw_evol.html)
В модели THEOS это Высшее освобождение соответствует изначальному состоянию покоя Сверхорганизации, не подверженному движению Бесконечного Времени. Это состояние не означает отрицание Жизни, а наоборот, означает Полноту Жизни, гностическую Плерому. Фактически это означает, что часть целого, подверженная движению внутри целого, становится самим целым, обретшим безмятежный покой. В голографическом, целостном Космосе такое вполне возможно и достижимо. Достигается эта высшая космическая цель благодаря самому человеку, его благородным усилиям по развитию своего сознания и обретению Высшего знания.
Выводы:
1. Онтологическую основу существования составляют элементарные кирпичики вечной Жизни – дхармы, которые представляют собой элементарные энергоинформационные единицы, объединённые в единую нелокальную сеть бутстрэпа. Закон причинно-зависимого происхождения, которому подвержены все дхармы, вызывает явные аналогии с причинной механикой и информационной картиной мира, которые является основой онтологии THEOS;
2. Всякая форма биологической жизни образуется скоротечными, мимолётными комбинациями этих дхарм и не имеет самостоятельного существования. Самостоятельное существование имеет лишь целое, которое, согласно буддизму, составляет внутреннюю онтологическую сущность Нирваны. В циклическом Космосе любая форма биологической жизни обречена на новое рождение в новом облике, в новой комбинации дхарм, которые ждёт неминуемая гибель и новое рождение, исполненное экзистенциального страдания;
3. Выход из этого вечного космического круговорота и петляния по лабиринтам непреодолимого страдания возможен. Для этого надо из части целого стать сами целым, из проекции истинного бытия самим этим бытием. В модели THEOS это означает, что именно человек может остановить полёт стрелы времени и достичь состояния изначального космического покоя (Нирваны). В состоянии Нирваны Бесконечное Время, разделённое при Большом взрыве на 2 стрелы, вновь становится единым. В модели THEOS это состояние соответствует состоянию «Божественного яйца» до начала Большого взрыва. Это и означает вечный покой в Духе. Дальнейшее разделение и движение Бесконечного Времени есть движение части внутри покоящегося целого. В состоянии Нирваны целое не подвержено движению, движению подвержены части целого внутри целого. Подобным образом при полном штиле на море молекулы воздуха совершают лихорадочное броуновское движение. Целое есть Будда. Целое есть Буддакайя. Целое есть Дхармакайя. Целое есть космическое неразделённое тело Будды, в котором всё едино со всем.
Модель THEOS близка пятой, нарождающейся школе буддизма – йогачара-гарбхе, которая, в свою очередь, напоминает Адвайта-веданту;
4. Достигнуть этого состояния покоя и полноты бытия можно путём лишь собственных усилий, путём обретения Высшего Знания.
№218867Добавлено: Сб 18 Окт 14, 10:18 (10 лет тому назад)
Религии в будущем не будет. Наука вытеснит все религиозные формы мышления. Даже сейчас, бородатые и смешно одетые чепушилы, которые ходят в научные учебные заведения пытаясь выдавить из своих религиозных мифов зерно рациональности, уже маргинальны. Дальше этот процесс будет еще больше усиливаться. Религия будет выдавливаться из всех слоев общественной жизни. Религии будущего не будет.
№218872Добавлено: Сб 18 Окт 14, 14:39 (10 лет тому назад)
Да, приведённой докрине как-то мнгого "додуманностей" и всяких "космических принципов" вместо довольно просто объясняемых понятий/явлений. Как хорошо заметил Алан Уоттс, европейские поборники восточной эзотерики находят таинственноть и мистику там, где её вовсе не предполагалось. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Не читайте. Это явно не для вашего сознания. Читайте "Технику- молодёжи".
Для остальных небольшая цитата профессора, д.ф.н. Торчинова:
"При объяснении Второй Благородной Истины, Истины причине страдания, буддизм вводит важнейшее дли его понимания понятие кармы. Карма - это не судьба и не предопределение, как думают некоторые. Это санскритское слово буквально означает "дело", "действие". Любой акт - физический, психический или словесный - приводит к определенным результатам, имеет определенное следствие. Содеянное сейчас непременно принесет свои плоды позднее. Энергия действия не может исчезнуть бесследно и поэтому буддизм вводит учение о последующих, повторных жизнях. Это отнюдь не учение о "переселении души', ибо, как мы увидим .вскоре, в буддизме вообще нет понятия "душа". Следствия деяний, совершенных в данной жизни и не успевших в ней реализоваться, не только реализуются в следующей, но и обусловливают ее каркас, основные характеристики следующего существования. Таким образом, каждая следующая жизнь в ее основных чертах - совокупный итог всех поступков (хороших, дурных, нейтральных), совершенных в предыдущей жизни. Таким образом, не Бог наказывает человека за грехи, но сам человек своими делами создает для себя те или иные условия в своих последующих существованиях, И в этом смысле буддизм утверждает, что человек сам кузнец своего счастья или своих невзгод".
http://www.udzi.ru/kultura/philosophy/buddhism/87-torchinovs-lectures
Дискуссию, смыслы которой сводятся к классическому сюжету "А ты кто такой?" автор, действительно, игнорирует
Ой уж! Вам прямыми цитатами из буддийских текстов приводят доказательства ошибочности вашего мнения. Раз уж вы сами не удосужились с этими текстами ознакомиться, взявшись за эту тему.
Евгений Алексеевич Торчинов, на чьи работы вы так любите ссылаться, никогда бы не позволил себе проигнорировать аргумент со ссылкой на известный буддийский текст. Я имел честь с ним общаться, и знаю о чем говорю. _________________ Буддизм чистой воды
№218895Добавлено: Сб 18 Окт 14, 17:43 (10 лет тому назад)
Прикладное просветление? Горец,а почему никто из просветлённых мастеров не пытался использовать своё Освобождение для народно-хозяйственных целей?Как думаете?)
Прикладное просветление? Горец,а почему никто из просветлённых мастеров не пытался использовать своё Освобождение для народно-хозяйственных целей?Как думаете?)
Дискуссию, смыслы которой сводятся к классическому сюжету "А ты кто такой?" автор, действительно, игнорирует
Ой уж! Вам прямыми цитатами из буддийских текстов приводят доказательства ошибочности вашего мнения. Раз уж вы сами не удосужились с этими текстами ознакомиться, взявшись за эту тему.
Евгений Алексеевич Торчинов, на чьи работы вы так любите ссылаться, никогда бы не позволил себе проигнорировать аргумент со ссылкой на известный буддийский текст. Я имел честь с ним общаться, и знаю о чем говорю.
Вы, уважаемый Ки, ищите смыслы в древних буддийских текстах, а я - в новейшей научной парадигме, чем не брезговал и глубокоуважаемый Евгений Алексеевич. http://psylib.org.ua/books/torch02/txt15.htm
Как говорится, каждому - своё.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
№218901Добавлено: Сб 18 Окт 14, 18:24 (10 лет тому назад)
Так всё таки это осмысление буддийских идей в иной парадигме или приспособление таковых под парадигму. По-моему, больше похоже на второе. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Вы, уважаемый Ки, ищите смыслы в древних буддийских текстах, а я - в новейшей научной парадигме
Научная парадигма буддологии раскрывается как раз в изучении буддийских текстов. Рассуждения о буддизме без этого - глубоко ненаучны. _________________ Буддизм чистой воды
№218910Добавлено: Сб 18 Окт 14, 18:54 (10 лет тому назад)
Горец, а всё-таки почему? Причём тут моя работа в цирке. (Не люблю цирк). Мож оттого они не возвращались к омрачённым концептуальным фантазиям, что уже освободились от них?
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы