Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Будийские аспекты методологии Московского Методологического Кружка.


 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Чайная
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
alexmozes
заблокирован


Зарегистрирован: 15.04.2010
Суждений: 1086
Откуда: Симферополь

199929СообщениеДобавлено: Пн 07 Апр 14, 19:07 (3 года тому назад)    Будийские аспекты методологии Московского Методологического Кружка. Ответ с цитатой

К юбилею создателя русской метафизики деятельности Георгия Щедровицкого.
Т.Сергейцев.
"...
… В реконструкции Хайдеггера тезис Декарта о самотождественном субъекте, который становится критерием мышления устанавливает собственно научную метафизику, метафизику Нового Времени. Именно потому, что метафизика субъекта установлена и догматизирована научным мышлением, вопрос о логике, а точнее - о методе мышления выходит на первое место и считается главным вопросом мышления, о объект рассматривается как подчиненная конструкция, зависимая от метода и предмета (материала). Собственно то же формально утверждает и методология Московского методологического кружка, лидером которого был Георгий Щедровицкий. Наука производит знание, в структуре которого объект есть конструкция, не имеющая метафизического значения. Методология Щедровицкого фиксирует и исследует этот факт мышления средствами значительно более продвинутыми, чем методология науки Томаса Куна,  Карла Поппера и их последователей. Однако само по себе это еще не преодоление научного мышления как такового, это лишь возможность тотального распространения научного мышления, в первую очередь на социальные явления, что и было впервые сделано Марксом. Надо отметить, что Александр Зиновьев, оставив теоретическую логику вернулся в последнем периоде своего творчества к тезису о приоритете научного мышления, реализовав его в самых выдающихся социологических работах современности.
Наука в двадцатом веке стала не только окончательно господствующим и единственным типом мышления, но превратилась в идеологию, а точнее - в светскую религию, больше известную как атеизм. Его прикладные приложения - а именно идеология общественных наук, созданных марксизмом, известная как две наиболее массовые светские религии -  коммунизма и либеральной демократии. Научная идеология является религиозным протуберанцем научной метафизики декартовского самотождественного субъекта, вытесняющим метафизику Бога. Георгий Щедровицкий различал собственно научное мышление, схемы и методы которого реконструировал в своих методологических работах, и научную идеологию, которая критиковалась Щедровицким как натурализм, натуралистическая установка. Научная идеология, натурализм убивает в конечном счете и саму науку. А наша задача - по Щедровицкому - не просто продолжить научное мышление, но и выйти за его пределы. Постмарксизм русской советской послевоенной философии заключается и в этом. Маркс натурализмом не страдал, он мыслил научно в точном смысле этого понятия. А мы должны выйти за пределы марксизма как науки. В рамках натуралистических предрассудков мы не сможем не только преодолеть Маркса, но и просто понять его. Разумеется, критика Щедровицким натурализма не проводилась в относительно теологической действительности, а также в прикладном плане - относительно вульгарно-материалистической основы светских религий демократии и коммунизма. Эти выводы необходимо проследить сегодня. Но в основе лежит антинатурализм, провозглашенный Щедровицким.
Хайдеггер показывает в реконструкции Ницше и европейского нигилизма как такового, как европейский метафизический субъект в конечном счете готов уничтожить и отрицать и само европейское мышление как таковое. Поэтому Хайдеггер правдоподобно считает Ницше последним метафизиком европейского мышления. Ницше является продолжателем линии Гегеля и Маркса. Маркс требовал и искал освобождения труда, преодоления его отчуждения. А куда, в какое пространство существования может высвободиться труд, метафизика которого есть последовательное развитие метафизики самотождественного субъекта? Никакой другой возможности для существования у освобожденного труда кроме ницшеанского субъекта самовозростающей и саиотождественной власти в этой линии мышления просто нет. Освобожденный труд должен стать субъективной основой сверхчеловека. Так мы можем осмыслять опыт СССР. Но должны ли?
Сам Маркс как социолог капитализма анализировал отчужденный, абстрактный труд. Его субстанция лежит в основе стоимости. но что есть труд вне (например, до) отчуждения? И чем он станет после снятия отчуждения, после де-абстагирования? У Маркса нет разработанного ответа на этот вопрос и вообще сколько-нибудь развернутого ответа. Маркс говорит о полезном, предметно определенном труде, формы и содержание которого определяются историческим процессом. Он также называет такой труд - в отличие от абстрактного, отчужденного труда - деятельностью. Но субстанция деятельности у Маркса неразработана. А что если труд можно освободить как раз только не субъективируя его, а напротив проведя его принципиальную де-субъективацию? Что если труд как раз и нужно освободить о власти европейского самотождественного субъекта, поскольку именно он, делая труд своим основанием, очищает его до субстанции абстрактного труда, которая конвертируется в субстанцию  денег. Именно этот субъект выступает как правящий класс, как капиталист Маркса, как нация (общество, овладевшее государством).
Хайдеггер считает, что перезапустить европейское мышление (а значит, и европейскую цивилизацию) можно лишь вернувшись к его началу, то есть к постановке вопроса о существовании, о бытии. Он считает что нужно вернуться буквально к греческому мышлению. Философско-методологическая установка Щедровицкого ставит по-сути ту же задачу. Но, в отличие от Хайдеггера, Щедровицкий идет к вопросу о бытии не через деконструкцию языка и не через возвращение к полаганиям  существования до разделения поэзии и философии, то есть заведомо до Сократа, а через попытку ухватить в мышлении о бытии всю совокупность сущего (сущностей, вещей), созданных европейской цивилизацией в ходе ее истории, включая и "вещи мысли", созданные наукой. Если историзм Хайдеггера как первого пост-марксиста (и первого пост-ницшеанца соответственно) состоит в возвращении в началу, которое проявит себя и в конце истории, в будущем, то историзм Щедровицкого в том, чтобы рассмотреть историческое целое в его максимальном разнообразии, в развитии, в "золотой середине". Именно как бытие максимального развития  сущностей, сущего, вещей философско-методологическая установка Щедровицкого полагает деятельность. Именно способ полагания деятельности (минуя самотождественный субъект Декарта), отличает системо-мыследеятельностную методологию Щедровицкого и Московского методологического кружка от научного мышления как такового. А от философии-как-таковой ее отличает установка на содержательное раскрытие мира сущего через существование, бытие, деятельность. Освобожденный труд должен становится деятельностью, а не основанием субъекта.
СССР был и остается экспериментом марксисткого научного мышления, первой технологии мышления с историей, социумом в целом. Философско-методологические разработки Щедровицкого и ММК были и остаются программой развития исторического проекта развития европейской цивилизации, являвшегося основой советской империи России. Политическая смерть СССР никак не отменяет культурного и цивилизационного значения этого проекта - как и значения постмарксистской философии-методологии деятельности Щедровицкого и ММК."
http://www.mmk-documentum.ru/announc/32
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Чайная Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1
Быстрый ответ
Имя
Редактирование
Сообщение
 

 
Перейти:  
Вам можно начинать темы
Вам можно отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.059 (0.701) u0.047 s0.006, 18 0.007 [228/0]