В тхераваде Будда точно так же выше архатов-шраваков, и его путь выше. Это вроде никого не оскорбляет.
Да, способности Самма-сам-будды, который самостоятельно открывает путь к пробуждению, выше способностей тех, кто достигает пробуждения, следуя уже открытому пути, т.е. его учеников (савака-будд). Эти способности обретены благодаря практике парамит (парами) в течении многих жизней. Однако Ниббана у всех типов будд одинакова. Да и путь к пробуждению один - тот самый благородный восьмеричный путь:
«Также я увидел древний путь, древнюю дорогу, по которой шли Истинно Само-Пробуждённые прежних времён. И что это за древний путь, древняя дорога, по которой шли Истинно Само-Пробуждённые прежних времён? Это этот благородный восьмеричный путь: правильные воззрения, правильное устремление, правильная речь, правильные действия, правильные средства к жизни, правильное усилие, правильная осознанность, правильное сосредоточение… Я шёл этим путём. Идя по нему, я получил прямое знание старения и смерти, прямое знание возникновения старения и смерти, прямое знание прекращения старения и смерти, прямое знание пути, ведущего к прекращению старения и смерти… Зная это напрямую, я раскрыл это монахам, монахиням, мирянам и мирянкам…»
(Нагара сутта) _________________ Не увеличивай существования!
"Есть три типа состояния Будды:
Самма Самбудда, который достигает полного Пробуждения своими собственными силами, Паччекабудда, качества которого уступают Самма Самбудде, и Савака Будда, который достиг состояния Архата, практикуя учение Будды.
Достижение Ниббаны у всех трёх типов аналогично. Разница только в том, что Самма Самбудда имеет гораздо больше выдающихся качеств и способностей, чем другие два." (Валпола Рахула)
Так что с точки зрения тхеравады никакой разницы в реализации ниббаны тремя типами будд нет. А способности Будды, которыми могут не обладать в полной мере его ученики, так называемые «десять сил Татхагаты» (даса татхагатабала) не являются основанием для того, чтобы говорить о разных ниббанах. Например всеведение считается в тхераваде мирской способностью, хотя и доступной лишь будде. Ануруддха например обрёл Божественный Глаз(дибба-чакку), прежде чем стал архатом.
Будда и сам использовал эту сверхспособность в повседневной жизни, когда, рано утром, созерцал мир на предмет наличия тех существ, кому можно было помочь Дхаммой. С помощью Божественного Глаза он также видел, когда какие-либо из учеников испытывали сложности в продвижении по Пути. В таком случае он часто отправлялся к тому или иному ученику, давал ему совет и подбадривал. В списке трёх высших знаний (тевиджа) Божественный Глаз имеет название и функцию «знания смерти и перерождения» существ (чутупапатаньяна). _________________ Не увеличивай существования!
Последний раз редактировалось: Бодхи (Ср 23 Окт 13, 14:22), всего редактировалось 3 раз(а) Ответы на этот пост: КИ
Вы вообще знаете, что такое та отличающаяся нирвана в махаяна? Я уверен, что нет. Так как пишете о каких-то фантазийных своих нирванах. _________________ Буддизм чистой воды
Вы вообще знаете, что такое та отличающаяся нирвана в махаяна? Я уверен, что нет. Так как пишете о каких-то фантазийных своих нирванах.
Причём тут какие-то фантазии? Я пишу лишь о том, что концепция "разных нирван" - сугубо махаянская и в тхераваде её нет.
Две формы ниббаны, о которых говорит Будда в суттах ПК: ниббана с остатком и ниббана без остатка (париниббана) - это насколько я знаю, не тоже самое, что нирвана пребывания и нирвана не-пребывания в махаяне. _________________ Не увеличивай существования!
Последний раз редактировалось: Бодхи (Ср 23 Окт 13, 14:43), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: КИ
Вы вообще знаете, что такое та отличающаяся нирвана в махаяна? Я уверен, что нет. Так как пишете о каких-то фантазийных своих нирванах.
Причём тут какие-то фантазии? Я пишу лишь о том, что концепция "разных нирван" - сугубо махаянская и в тхераваде её нет.
Две формы ниббаны, о которых говорит Будда в суттах ПК: ниббана с остатком и ниббана без остатка (париниббана) - это насколько я знаю, не тоже самое, что нирвана пребывания и нирвана не-пребывания в махаяне.
Одна из них - та же самая. А вторая - знаете, что она такое? Каким же образом она противоречит тхераваде, объясните? _________________ Буддизм чистой воды
Одна из них - та же самая. А вторая - знаете, что она такое? Каким же образом она противоречит тхераваде, объясните?
Та хотя бы тем, что в суттах Будда не говорит о том, что его ниббана какая-то другая, нежели та, которую достигали под его руководством его последователи, становясь архатами. _________________ Не увеличивай существования!
Одна из них - та же самая. А вторая - знаете, что она такое? Каким же образом она противоречит тхераваде, объясните?
Та хотя бы тем, что в суттах Будда не говорит о том, что его ниббана какая-то другая, нежели та, которую достигали под его руководством его последователи, становясь архатами.
Лишь не говорит - то есть, не противоречит вообще ничем? _________________ Буддизм чистой воды
№167764Добавлено: Ср 23 Окт 13, 15:19 (12 лет тому назад)
Цитата:
Я говорю лишь о том, что непринятие тхеравадой махаянской классифиации "ян", где тхеравада занимает определенное положение, не даёт права называть тхеравадинов сектантами. Когда на этом начинают настаивать, тхеравадины также включают ответку, называя те самые махаянские положения ересью и небуддизмом.
Тхеравадинов сектантами никто не называл. Так называли только православных русских неотхеравадинов. Зачем вы всё время врёте не могу понять?
Цитата:
Я пишу лишь о том, что концепция "разных нирван" - сугубо махаянская и в тхераваде её нет.
В махаяне тоже нет разных нирван. Само словосочетание "разные нирваны" - абсурдно.
Последний раз редактировалось: Fritz (Ср 23 Окт 13, 15:23), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Бодхи
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы