Подобную же мысль сказал Чхуан-цзы. Почему её не мог сказать другой пробуждённый от сна неведенья? В те времена ж ещё не было либерального мышления, авторских прав и т.д.)
Ну естественно . Не сам же я выдумал эту фразу (и приписывалась она именно Бодхидхарме)... Я не столь высокого мнения о себе. Меня поражает другое, - уровень агрессии и недоброжелательности на буддийских форумах. Вот это уж на самом деле печально . Надо это исправлять шаг за шагом.
Специально исследовал этот вопрос.
1. До париниббаны архат или татхагата подобен обрубку пальмы - у него прекращена жажда, но не прекращены тепло и формирователи жизненных сил. Я не нашел в каноне или комментариях объяснения, что есть формирователи жизненных сил и тепло.
2. У архата или татхагаты прекращено становление, вследствие чего нет больше рождения и смерти. У анагамина еще не прекращено становление в бесформенных мирах, поскольку не прекращено самомнение (цепляние за я)
3. Бодхисаттва прежде всего сосредоточен на пустоте (прекращении самомнения), по этой причине он взращивает бодхичитту, безличный ум, свободный от "я-мне-мое". По этой причине, с прекращением неведения ум становится свободным от жажды и цепляния и восприятие может быть направлено в любые уделы существования. Никакой из уделов существования не является притягательным или отталкивающим.
4. Ни у архата, ни у арья бодхисаттвы (на самом деле, между ними нет разницы) нет какой-либо индивидуальности, какой-либо привязанности. И те и другие продолжают принимать пищу и поддерживать тело ради других чувствующих существ. Разница лишь в том, было ли развито восприятие разных уделов сансары или освобожденые мудростью они не уделяют внимания существам разных уделов. Поэтому Арья бодхисаттва может направлять сознание в разные миры, а архат, освобожденный мудростью, склоняется лишь к нирване.
5. В полном смысле слова архаты и бодхисаттвы не перерождаются, однако они могут воплощать определенные качества в потоках умов других существ. Хотя преград даже для рождения у архата или бодхисаттвы - нет, ведь это вопрос зарождения чувств, жажды, цепляния и становления.
6. Путь шраваки это путь к архатству, прекращению страданий, освобождения от перерождений. Путь бодхисаттвы это путь Будды, возвращение татхагаты к существам, чтобы учить их дхарме. Как ни странно, но путь шраваки ничуть не потиворечит пути бодхисаттвы. Как и наоборот.
7. Основной парадокс паринирваны заключен в том, что никто не уходит в паринирвану. Распадаются совокупности, в которых уже не коренится жажда. Поэтому и нечего сказать о корнях татхагаты после паринирваны, поскольку опоры татхагаты изначально нет в мире.
8. Насколько таинственен феномен татхагаты, настолько же таинственен феномен бодхисаттвы. Канон не учит невозможности перерождений архата. Канон учит возможности пути к освобождению от перерождений. Привязанность к нирване - такая же несвобода, как и привязанность к чувственным наслаждениям, идеям, ритуалам или самомнению. Архат свободен от жизни и смерти, а не ограничен их невозможностью. Архат лишь разочарован всеми уделами существования, но все они ему доступны как умом (нама) так и телом (рупа).
Все парадоксы разрешены в прекращении феноменов. Не удерживая ничего прекращается сама сущность совокупностей. Изначально не о ком говорить, как о перерождающемся, и это не постижимо умом, цепляющимся за какое-либо "я". Прекращение цепляния за "я" сметает все вопросы рождения и смерти.
В общем, нет никаких бодхисаттв, но если хочешь - то есть. Вот ха это я махаяну и люблю.
Бодхидхарма еще круче высказывался по поводу этих сложных архато-бодхисаттских сентенций: "Вы просто спите и видите сны. И тот, кто вам об этом рассказал, тоже..."
Аджан Чаа (Тхеравада): "Не будьте боддхисаттвой, не будьте архатом, не будьте никем, - иначе вы будете страдать" .
Я тоже что то крутое сказал однажды.
Если ты Будда, то ты не Будда
Если ты Будда, то ты не Будда
Бодхидхарма еще круче высказывался по поводу этих сложных архато-бодхисаттских сентенций: "Вы просто спите и видите сны. И тот, кто вам об этом рассказал, тоже..."
Аджан Чаа (Тхеравада): "Не будьте боддхисаттвой, не будьте архатом, не будьте никем, - иначе вы будете страдать" .
Бодхидхарма еще круче высказывался по поводу этих сложных архато-бодхисаттских сентенций: "Вы просто спите и видите сны. И тот, кто вам об этом рассказал, тоже..."
Аджан Чаа (Тхеравада): "Не будьте боддхисаттвой, не будьте архатом, не будьте никем, - иначе вы будете страдать" .
Смысл получается нехороший.
чего ж нехороший. Очень даже буддийский - все явленное страдает.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы