№108822Добавлено: Пн 30 Янв 12, 21:58 (13 лет тому назад)
Термин Свобода воли имеет смысл в рамках авраамических систем. У буддистов взаимозависимое происхождение. Если нет не зависимой самосущнсоти то какой смысл говорить о ее свободе? _________________ ни в сансаре, ни в нирване нет реальной сущности даже размером с пылинку, а причины и следствия и закон взаимозависимого становления безошибочны
№108826Добавлено: Пн 30 Янв 12, 22:44 (13 лет тому назад)
Можно ли сказать, что индивид может выбрать нечто независимо от своей выбиральной системы? Совокупность факторов это и есть выбор, он и выбирает.
Факторы не принуждают кого-то, а они сами и есть воля, ее часть. Можно ли сказать, что машина едет потому, что ее принуждает к этому мотор и колеса? Можно, но только это будет несколько поэтично (т.е. глупо). Так как машина это совокупность ее частей, и едет не машина отдельно от колес и мотора, а вся она целиком, включая мотор и колеса. _________________ Буддизм чистой воды
№108836Добавлено: Вт 31 Янв 12, 00:41 (13 лет тому назад)
Alex123
"можно ли свободно выбрать что то иначе чем то что те принуждающие факторы принуждают?"
-тоесть вопреки им?
-Да, если будут другие факторы способствующие иному выбору чем тот, к которому принуждают, факторы известные самому человеку или неизвестные. Но это будет опять же не свободный абсолютно выбор, а свободный лишь внутри возможных вариантов. И также сам набор известных вариантов, как и их реализация также ограничен совокупностью факторов.
И если человек считает что он выбирает свободно, то это будет иллюзией, либо выбрав что либо, не входящее в его варианты, обусловленные его набором факторов, он не сможет реализовать этот выбор и все равно в итоге вернется к лишь возможным для него вариантам.
На одной из лекций я слышал, как буддийский учитель приводил пример - корридор. Один человек идет по очень узкому корридору и у него нет возможности никуда свернуть, а другой по широкому и в нем есть ответвления - варианты пути. Человек может расширять этот свой корридор, если будет снимать ограничивающие его движение концепции.
Факторы не принуждают кого-то, а они сами и есть воля, ее часть. Можно ли сказать, что машина едет потому, что ее принуждает к этому мотор и колеса?
Без колес и мотора, машина не поедет. Если есть колеса и слабый двигатель то машина не сможет ехать быстро на гору. Если есть сильный а не слабый двигатель, то машина сможет ехать быстро на гору. Со слабым мотором нельзя будет поехать быстро, а с сильным мотором можно. Результат не свободный а зависим от причин... _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
№108846Добавлено: Вт 31 Янв 12, 04:18 (13 лет тому назад)
Цитата:
Выбор имеет причины или без причин?
Выбор (воля) это и есть причины. Все причины (факторы) составляющие выбор это и есть выбор.
Цитата:
Результат не свободный а зависим от причин...
Противопоставление свободы причинам лишено логики. Это примерно как противопоставлять синему длинное. В аналогии не шла речь о свободе машины, а шла речь о ее езде. Езда машины = свобода воли. _________________ Буддизм чистой воды
№108848Добавлено: Вт 31 Янв 12, 07:41 (13 лет тому назад)
Выбор это совокупность (скандха) факторов. Причинный поток (сантана) не означает, что это причина самой себя. Скандха самскар это в основном и есть воля и выбор в самом широком смысле (она описывает факторы воли и волевую деятельность). Какие дхармы в потоке такой путь он "себе" и выбирает. _________________ Буддизм чистой воды
№109024Добавлено: Ср 01 Фев 12, 05:44 (13 лет тому назад)
Цепляние и удержание (упадана) ограничивают волю (камма четана). Освобождение о цепляния делает волю свободнее. Татхагата - свободная воля. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Входит ли воля в один или несколько Скандх?
Какая причина для возникновения и прекращение той скандхи?
Где тут свобода когда причины влияют на возникновение и прекращении такойто воли? _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
№109050Добавлено: Ср 01 Фев 12, 18:41 (13 лет тому назад)
А вот мы некритично принимаем перевод cetana как воля, намерение. А почему это так? Однокоренные слова citta, cetasika, cinteti/ceteti, cinta, это всё просто производные от ума. При чём тут якобы воля/намерение?
MW пишет:
cetana mf(%{I4})n. visible , conspicuous , distinguished , excellent RV. AV. ix , 4 , 21 ; percipient , conscious , sentient , intelligent Kat2hUp. v , 13 S3vetUp. vi , 13 Hariv. 3587 KapS. Tattvas. &c. ; m. an intelligent being , man Sarvad. ii , 221 ; soul , mind L. ; n. conspicuousness RV. i , 13 , 11 and 170 , 4 ; iii , 3 , 8 ; iv , 7 , 2 ; soul , mind R. vii , 55 , 17 and 20 ; (%{A}) f. consciousness , understanding , sense , intelligence Ya1jn5. iii , 175 MBh. &c. (often ifc. [f. %{A}] Mn. ix , 67 MBh. &c.) (cf. %{a-} , %{niz-} , %{puru-ce4t-} , %{vi-} , %{sa-} , %{su4-}).
№109059Добавлено: Ср 01 Фев 12, 21:41 (13 лет тому назад)
Обусловленность не противоречит свободе. Уже обсуждали - про то, что воля индивида это все волевые факторы сразу. Термин "свобода воли" осмыслен только когда речь про свободу индивида, а не про свободу кусочка индивида от других его кусочков. _________________ Буддизм чистой воды
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы