№108256Добавлено: Пн 23 Янв 12, 07:52 (13 лет тому назад)Буддийская поэзия
На розамирском форуме мне задали такой вопрос:
Цитата:
Вот тезис которому я хотел бы найти не опровержение, а альтернативное мнение среди знатоков поэзии стран, находящихся под влиянием буддизма:
Цитата:
Ни один великий поэт никогда не «верил в себя».
Моё личное погружение в эти сферы могло бы быть познавательным и интересным, но скорее всего именно с такой целью — безрезультатным. Так что буду благодарен, если обратитесь к своим знатокам с вопросом. Знают ли они примеры, когда великий восточный поэт «верил в себя» и выражал эту веру своим творчеством.
Сам я ничего не смог сказать по этому поводу, поэтому предложил обратиться к просвещенным буддистам... _________________ Александр Изотов
№108339Добавлено: Вт 24 Янв 12, 15:01 (13 лет тому назад)
Вот предыстория вопроса:
Наблюдатель пишет:
...это и есть вера в Бога, а не в себя. Если ты полагаешься на Него, если понимаешь, что все, что имеешь — так или иначе восходит к Нему, что он и есть тот родник, без которого иссякнет вода и не будет ничего, значит ты веришь в Него, а не в себя. А «вера в себя» — это лишь уверенность в том, что Он тебя не оставит ни дарами, ни силами, ни Своей любовью, ни Своим руководством.
«Ибо без Меня не можете делать ничего».
...Обычно когда человек «верит в себя и в Бога», он верит на самом деле только в себя, а Богу делает , как ему кажется, некое небольшое одоложение. Мол, я признаю Твое существование, но Ты в мои дела не лезь. Я сам по себе все сделаю, а Ты постой в сторонке, желательно подальше...
Вот еще о чем я подумал. Ни один великий поэт никогда не «верил в себя».Гомер считал, что его устами Муза воспевает Троянскую войну. Данте в «Божественной комедии» верит в Вергилия, в Беатриче и в высшие силы, но не в себя. Пушкин называет себя «ничтожнейшим из детей мира», пока его не призывает «к священной жертве» Аполлон. Верят в себя только графоманы, пишущие стихи для районной газеты. Видимо, жених царской дочки и был таким графоманом...
(Чтобы понять последнюю фразу, нужно учитывать то, что обсуждение началось с публикации сказки Николая Рериха о царе, его дочке, женихах дочки и бедном поэте, пожелавшем участвовать в "конкурсе женихов").
Сергей пишет:
...на тему «Бог вовне — Бог внутри» сломано столько философических копий и всё безрезультатно. Потому не гоняясь за результатом всё таки пообщаемся «вокруг сказки». Вот вы уверенно сказали про поэтов. А вы с восточной поэзией хорошо знакомы? Я — нет. Но думаю, что там есть свои титаны духа с иной чем у вас точкой зрения. Я могу только привести в пример Хайяма...
Наблюдатель пишет:
...Вообще-то предпочитаю Руми. Да, мои примеры сплошь из западной традиции, если относить к западным цивилизациям Античность, европейские цивилизации и Россию (отчасти): христианский или предхристианский мир. Но именно эти цивилизации как раз и страдают пороком индивидуализма и гордыни в наибольшей степени. Потому здесь величие к поэтам приходит вместе с осознанием зависимости своего творчества от Источника.
Восток (арабский Восток, поскольку речь идет о нем и только о нем), являет другую картину, и страдает другой крайностью. Здесь в силу специфики ислама Аллах воспринимается как безмерно всемогущий, пожалуй, даже придавливающий своим всемогуществом человека. Искушений свободы здесь не возникает, но возникает некий паралич духовных сил из-за осознания своей приниженности.
Потому здесь великие поэты выполняют другую задачу: им нужно эту приниженность снять. Заставить поверить, что Бог может действовать и через человека, а не является только внешней и чуждой силой...
Вообще очень опасно брать чужой духовный опыт из иных культур и помещать его в совершенно иной контекст. Буддизм тому пример. Так, европейские поклонники дзен-буддизма обычно считают, что он дает им право нести всякую чушь, поклонники тантры — что нужно заниматься сексуальными оргиями для духовного просветления, Рауха превратил буддизм в агностицизм и т.д.
И Хайям тому пример. У нас его очень любят алкоголики за стихи о вине. У нас что ни пьяный бомж, так поклонник духовного пути Хайяма. Надерется какой-то сивухой, в грязи вываляется — и туда же, рубаи, заплетаясь языком, бормочет. Я типа, вовсе не пьяная свинья, я духовно совершенствуюсь под руководством мудрого Хайяма...
Сергей пишет:
...Вот бы ещё всё таки со знатоками японской или какой другой, буддистской традиции поэзии, побеседовать на эту тему.
№108352Добавлено: Вт 24 Янв 12, 17:02 (13 лет тому назад)
Зимняя ночь
Вглядываюсь в темноту
А она - в меня
Разве все что увидел
Не описать?
Как часто люди любят рассуждать о поэзии, вместо того, чтобы наслаждаться ей. Так же и с религией - вместо постижения истины, рассуждают о тех, кто постиг, кто не постиг. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№108387Добавлено: Ср 25 Янв 12, 10:31 (13 лет тому назад)
КИ пишет:
Многие тексты в поэтической форме...
Это уже ответ на мой вопрос. Тогда еще один вопрос: насколько обширно поэтическое изложение сутр и наскольо оно важно для передачи их содержания?
КИ пишет:
...Прочие часто содержат гатхи.
Не знаю, что такое гатхи...
Ну а есть какой-нибудь классический великий буддийский поэт, стихи которого имели бы не столько философское, сколько художественное содержание? Понимаю, что в буддизме эти вещи неразделимы, но все же... Хотя бы имя его назовите, а там уж я сам поищу. _________________ Александр Изотов
Ну а есть какой-нибудь классический великий буддийский поэт, стихи которого имели бы не столько философское, сколько художественное содержание? Понимаю, что в буддизме эти вещи неразделимы, но все же...
№108392Добавлено: Ср 25 Янв 12, 12:25 (13 лет тому назад)
Поэтическая (силлабическая в основном - т.е. ритмическая, без рифмы и совпадения ударений) форма использовалась для лучшего запоминания и удобства декларирования.
Гатха - это поэтическое вкрапление в прозаической форме сутры.
Сутры паллийского канона в основном прозаические. А вот махаянские сутры уже часто поэтические. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№108397Добавлено: Ср 25 Янв 12, 14:23 (13 лет тому назад)
так насколько я знаю, а я точно знаю - в древней индии чуть ли не все трактаты писались стихами, такое у них правило хорошего тона было, даже грамматика паннини написана стихами. а поэзия ради поэзии то есть просто ради красивости слова - это вроде как совсем не буддистское что-то. тут я понимаю, если говорить о поэтах, так говорить надо о вдохновении которое на поэта снисходит. так вот и получается, что если поэт под вдохновением пишет, то вроде как и не сам, и значит и верить ему в себя не приходится. а если же он "в себя верит" - так это уже не вдохновленная поэзия, а концептуализм какой-то получается. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№108401Добавлено: Ср 25 Янв 12, 15:51 (13 лет тому назад)
Фикус пишет:
...получается, что если поэт под вдохновением пишет, то вроде как и не сам, и значит и верить ему в себя не приходится...
Я думаю, что если буддийский поэт пишет под вдохновением, то он не сомневается, что это его вдохновение, и что пишет он сам. (Если, конечно, он не видит воочию и не слышит "воушие" тех "духов", которые ему диктуют эти стихи). Другое дело, что он может не отождествляться с этим вдохновением, а наблюдать его "со стороны". Но это совсем не отсутствие веры в себя. По крайней мере, не антипод такой веры... _________________ Александр Изотов
Последний раз редактировалось: Gandalf (Ср 25 Янв 12, 16:19), всего редактировалось 1 раз
Ну а есть какой-нибудь классический великий буддийский поэт, стихи которого имели бы не столько философское, сколько художественное содержание? Понимаю, что в буддизме эти вещи неразделимы, но все же... Хотя бы имя его назовите, а там уж я сам поищу.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы