На тибетских танка (религиозных картинах, иконах) эта доктрина получает чрезвычайно наглядное воплощение, органично соединяясь с учением о карме и формах рождений. Подобного рода изображения носят название бхава-чакра (колесо бытия) и представляют собой следующее. Вообразите себе три концентрические окружности. И центральном (самом маленьком) круге изображены три животных: свинья, змея и петух. Они как бы ухватились за хвосты друг друга и пустились в бег по кругу (как белка в колесе), приводя в движение все «колесо бытия». Эти три животных суть невежество (моха), гнев (рага) и страсть (двеша) — три базовых аффекта (клеша), лежащих в основе сансарического существования (в текстах к ним иногда добавляются еще зависть и гордыня)[5].
Внешний относительно этого большой круг разделен на пять секторов, соответствующих пяти мирам рождений живых существ (обычно боги и титаны изображаются в одном и том же секторе); он содержит сцены жизни каждого типа существ.
И, наконец, последний, узкий круг, образующий как бы обод колеса, разделен на двенадцать сегментов, соответствующих двенадцати ниданам цепи причинно-зависимого происхождения. Каждой нидане соответствует символическое изображение. Например, неведение символизируется изображением человека, в глаз которого попала стрела; формирующие импульсы — фигурой гончара, лепящего горшки на своем гончарном круге; сознание — обезьяной, прыгающей с ветки на ветку (сознание неустойчиво и склонно перескакивать с одного объекта на другой); имя и форма — двумя людьми, плывущими в одной лодке; шесть баз восприятия — домом с шестью окнами; соприкосновение органов чувств с их объектами — совокупляющейся четой и так далее.
Это «колесо бытия» держит в своих лапах, как бы обнимая его, страшный монстр, символизирующий страдание — главное свойство сансарического бытия. Вне колеса, в верхнем углу картины, обычно изображается Будда (или монах), указывающий перстом на сияющий круг около него — символ нирваны, состояния, свободного от страданий.
№310591Добавлено: Пт 20 Янв 17, 00:14 (8 лет тому назад)
Только тут шесть миров. Мир дэв верхний, скорей всего. Противоположный снизу - это ад. Справа от мира дэв - мир асуров. Асуры в точке соприкасания с миром дэв с ними враждуют. Слева от верхнего мира - мир людей. Ниже мира людей - мир животных. А справа, последний из миров - шестой, это мир претов или голодных духов. Он ниже мира асуров, под ним. _________________ живите больше
А вы внимательнее посмотрите, что там нарисовано. Символизм достаточно наглядный)
Да ну как сказать. Например можно решить, что раз в центре животные кусают друг друга за хвост, значит вся окружность замкнутая и символизирует цикличность. т.е. это просто тема для медитации монахов, на предмет бхавы-существования. Колесо сансары.
что означает этот центральный круг, одна сторона которого белая, другая черная?
Цитата:
В ободке, объемлющем ступицу, представлены «темный» и «светлый» пути. Для зрителя справа, но по общему правилу буддийской иконографии, т.е. с точки зрения самого изображения, слева — темный путь, на котором человека его порочные наклонности увлекают «вниз», т.е. к мучительным формам существования. Справа — под влиянием благой проповеди учителей и святых индивидуум возвышается к счастливым рождениям. Таким образом, этот путь не только «справа», но и «правый», согласно общечеловеческому пониманию «правого» и «левого» (для человечества с большинством левшей было бы наоборот). Этот ободок иллюстрирует карму, т.е. поступки, произведенные под влиянием либо трех дурных факторов центра, либо их положительного отсутствия, и именно поэтому смежен со ступицей. Ведь известно из абхидхармы, что аффективные эмоции и произведенные ими поступки суть причины сансарного существования.
Итак, вместе с центром ободок изображает причины; к тому же указаны и два направления движения, хотя оба они суть лишь фазы вращения колеса по часовой стрелке (если исходить из позиции зрителя). Здесь можно видеть отдаленное сходство с известным западным изображением «колеса фортуны». Далее, взаимная противоположность благого и дурного путей позволяет истолковать их как два — из трех известных в абхидхарме — разряда кармы, а именно карму удачную (kusala) и неудачную, которые вместе порождают причины существования в мире желаний (kamaloka).
А вы внимательнее посмотрите, что там нарисовано. Символизм достаточно наглядный)
Да ну как сказать. Например можно решить, что раз в центре животные кусают друг друга за хвост, значит вся окружность замкнутая и символизирует цикличность. т.е. это просто тема для медитации монахов, на предмет бхавы-существования. Колесо сансары.
Это тема для медитации всем, кому это интересно. Первая и вторая БИ
Это тема для медитации всем, кому это интересно. Первая и вторая БИ
Ну это само собой. Если приглядеться, там боги сражаются с демонами. Стрелы пуляют друг в дружку. Но почему изображены святые - не понятно. Получается, что там единственная тема для медитации, это насилие и его следствия. Гнев наверно.
№310610Добавлено: Пт 20 Янв 17, 01:17 (8 лет тому назад)
Упадана:
обезьяна на дереве (сознание, которое перепрыгивает с ветки на ветку, как мысль котороая переходит с одного ментального объекта на другой) бросает плод (объект желания или тришны) вниз. Прекрасная аналогия. Упадана именно упадение. Противоположность бессознательной упадана - это нимита. Или сознательный внутренний образ сосредоточения _________________ живите больше
№310611Добавлено: Пт 20 Янв 17, 01:22 (8 лет тому назад)
А вот объяснение нама-рупа на мой субъективный взгляд не очень удачное:
Цитата:
Единство физического и психического (нама-рупа, № 4) нераздельно, как двое в лодке, ибо лишь вдвоем можно переправиться через бурную реку жизни: у руля задает направление психический компонент личности, а гребет тело.
http://www.indcultur.narod.ru/paribok_samsara.html
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы