Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Вопросы терминологии (Mindfulness in Plain English)

Страницы 1, 2, 3  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Димка
Гость


Откуда: Jersey City


94645СообщениеДобавлено: Вс 12 Июн 11, 19:30 (6 лет тому назад)    Вопросы терминологии (Mindfulness in Plain English) Ответ с цитатой

Начал книжку читать "Mindfulness in Plain English" (by the Venerable Henepola Gunaratana), очень интересно, просто написано для совсем начинающих, только так до конца и не могу проникнуть в смысл слова mindfulness. Что это за понятие и как это поточнее на русский перевести?

И еще, такое есть место: "Feeling is one of the seven universal mental factors. The other six are contact, perception, mental formations, concentration, life force, and awareness."

Что здесь подразумевается под contact?
И что такое mental formations?

Как бы вы это место перевели на русский целиком?
Наверх
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18034

94646СообщениеДобавлено: Вс 12 Июн 11, 20:04 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Mindfulness (в оригинале на пали sati) - осознанность, внимательность, памятование. Понятие там и правда сложное (многозначное) поэтому обыгрываются все значения.

Контакт (на пали phassa) - это такой фактор в цепи восприятия. Буддисты различают в психике различные элементы. Вот эти "универсальные" считаются присутствующими в любой момент.

"Mental formations" тут перевели с пали cetana его еще переводят как намерение, это фактор отсветственный за поступки.

"Чувство один из всегда присутствующих умственных факторов. Другие шесть - контакт, апперцепция, намерение, однонаправленность (сосредоточение), жизненная сила и внимание."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Димка
Гость


Откуда: Jersey City


94655СообщениеДобавлено: Пн 13 Июн 11, 00:46 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

test пишет:
Mindfulness (в оригинале на пали sati) - осознанность, внимательность, памятование. Понятие там и правда сложное (многозначное) поэтому обыгрываются все значения.
Такое как бы состояние ума, которое включает в себя все эти оттенки?

Цитата:
Контакт (на пали phassa) - это такой фактор в цепи восприятия. Буддисты различают в психике различные элементы. Вот эти "универсальные" считаются присутствующими в любой момент.
А контакт в каком смысле? Просто факт встречи с предметом восприятия?

Цитата:
"Mental formations" тут перевели с пали cetana его еще переводят как намерение, это фактор отсветственный за поступки.
Намерение? А может речь идти просто о мыслях, как о производных ума? Имею в виду это место как раз начало абзаца: "When we mindfully watch our bodily sensations, we should not confuse them with mental formations, for bodily sensations can arise without anything to do with the mind. For instance, we sit comfortably. After a while, there can arise some uncomfortable feeling on our back or in our legs. Our mind immediately experiences that discomfort and forms numerous thoughts around the feeling. At that point, without trying to confuse the feeling with the mental formations, we should isolate the feeling as feeling and watch it mindfully." Вот это "forms numerous thoughts" как "mental formations" может означать просто мысли, возникающие в связи с ощущением? Потому что намерение это ведь все-таки нечто другое.

Цитата:
"Чувство один из всегда присутствующих умственных факторов. Другие шесть - контакт, апперцепция, намерение, однонаправленность (сосредоточение), жизненная сила и внимание."
Стало быть движущие силы, определяющие характер деятельности ума это:
1.Чувство - возникающее ощущение (в вышеприведенном примере - "uncomfortable feeling on our back")
2.Контакт - это в смысле просто факт встречи ума с ощущением?
3.Апперцепция - это реакция ума на ощущение (в примере "immediately experiences that discomfort")
4.Намерение (?) или просто возникновение мыслей как результат реакции
5.Однонаправленность (сосредоточение) - это наверное в смысле направления реакции, отвращение, приятие или нейтральное отношение
6.Жизненная сила - а это что за фактор не совсем понятно...
7.Внимание - это степень сосредоточенности

Ну вот так примерно, правильно?
Наверх
Alex123



Зарегистрирован: 03.03.2011
Суждений: 2550

94657СообщениеДобавлено: Пн 13 Июн 11, 03:05 (6 лет тому назад)    Re: Вопросы терминологии (Mindfulness in Plain English) Ответ с цитатой

Димка пишет:
Начал книжку читать "Mindfulness in Plain English" (by the Venerable Henepola Gunaratana), очень интересно, просто написано для совсем начинающих, только так до конца и не могу проникнуть в смысл слова mindfulness. Что это за понятие и как это поточнее на русский перевести?

И еще, такое есть место: "Feeling is one of the seven universal mental factors. The other six are contact, perception, mental formations, concentration, life force, and awareness."

Что здесь подразумевается под contact?
И что такое mental formations?

Как бы вы это место перевели на русский целиком?


По суттам,  сати очень часто означает "память".  То есть, ИМХО, важно помнить о Дхамме как можно чаще и не забывать важные вещи когда что то случается.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18034

94663СообщениеДобавлено: Пн 13 Июн 11, 09:45 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Димка пишет:
test пишет:
Mindfulness (в оригинале на пали sati) - осознанность, внимательность, памятование. Понятие там и правда сложное (многозначное) поэтому обыгрываются все значения.
Такое как бы состояние ума, которое включает в себя все эти оттенки?

Нет. Не состояние ума, а фактор ума. Состояние ума включало бы всё содержимое ума, а фактор это один элемент. Просто функцию этого элемента трактуют по разному.

Цитата:
Цитата:
Контакт (на пали phassa) - это такой фактор в цепи восприятия. Буддисты различают в психике различные элементы. Вот эти "универсальные" считаются присутствующими в любой момент.
А контакт в каком смысле? Просто факт встречи с предметом восприятия?

Соединение органа восприятия (он же способность восприятия) и объекта восприятия, которое порождает сознание этого объекта.

Цитата:
Цитата:
"Mental formations" тут перевели с пали cetana его еще переводят как намерение, это фактор отсветственный за поступки.
Намерение? А может речь идти просто о мыслях, как о производных ума?

Да может. Это проблема не формальных переводов. "Mental formations" из списка семи универсальных факторов, это намерение. А вне этого контекста английская фраза "mental formations" вообще - это может означать любые умственные факторы вообще. В том числе и мысли. А какое слово оригинала там имеется ввиду я не знаю. Со списком 7 универсальных факторов было просто, так как этот список хорошо известен.

Цитата:
Имею в виду это место как раз начало абзаца: "When we mindfully watch our bodily sensations, we should not confuse them with mental formations, for bodily sensations can arise without anything to do with the mind. For instance, we sit comfortably. After a while, there can arise some uncomfortable feeling on our back or in our legs. Our mind immediately experiences that discomfort and forms numerous thoughts around the feeling. At that point, without trying to confuse the feeling with the mental formations, we should isolate the feeling as feeling and watch it mindfully." Вот это "forms numerous thoughts" как "mental formations" может означать просто мысли, возникающие в связи с ощущением? Потому что намерение это ведь все-таки нечто другое.

В буддизме фактор намерения приравнивается к поступкам. А поступки бывают и умственные. Например "надо пойти туда-то", "хочу то-то". Так что вполне можно иметь намерение в виде мыслей.

Цитата:
Цитата:
"Чувство один из всегда присутствующих умственных факторов. Другие шесть - контакт, апперцепция, намерение, однонаправленность (сосредоточение), жизненная сила и внимание."
Стало быть движущие силы, определяющие характер деятельности ума это:
1.Чувство - возникающее ощущение (в вышеприведенном примере - "uncomfortable feeling on our back")

Это телесное чувство.

Цитата:
2.Контакт - это в смысле просто факт встречи ума с ощущением?

Или факт появления объекта в уме.

Цитата:
3.Апперцепция - это реакция ума на ощущение (в примере "immediately experiences that discomfort")

Апперцепция - это скорее мысли ("numerous thoughts").
А "experiences that discomfort" - это умственное чувство.

Цитата:
4.Намерение (?) или просто возникновение мыслей как результат реакции

Намерение, это управляющий фактор для почти всех умственных факторов, поэтому часто их назыают его именем (говорят "самскары" или "формирующие факторы"). "Император выдвинул войска на Францию" - но ведь не один император что-то делал, ещё участвовали генералы и солдаты. Но появление русского солдата во Франции - это и поступок императора. В случае семи факторов, это намерение, а в случае предыдущей цитаты он может быть и вообще не описан - не надо смешивать два куска текста.

Цитата:
5.Однонаправленность (сосредоточение) - это наверное в смысле направления реакции, отвращение, приятие или нейтральное отношение
Однонаправленность ума на объект.

Цитата:
6.Жизненная сила - а это что за фактор не совсем понятно...

Факт что вы живы.

Цитата:
7.Внимание - это степень сосредоточенности

Внимание, это обычное внимание - оно двигает ум на объект.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Димка
Гость


Откуда: Jersey City


94693СообщениеДобавлено: Вт 14 Июн 11, 05:05 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Спасибо за ответы, немного прояснилось. Продолжаю читать.
Наверх
Димка
Гость


Откуда: Jersey City


94695СообщениеДобавлено: Вт 14 Июн 11, 08:17 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Еще вопрос.

"As your mindfulness develops, your resentment for the change, your dislike for the unpleasant experiences, your greet for the pleasant experiences and the notion of self hood will be replaced by the deeper insight of impermanence, unsatisfactoriness and selflessness."

Selflessness - это о чем здесь речь?
Наверх
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18034

94697СообщениеДобавлено: Вт 14 Июн 11, 13:09 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Это одно из сложнейших понятий. Вкратце - отсутствие самоотождествления.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Yuriy



Зарегистрирован: 01.12.2005
Суждений: 1005

94698СообщениеДобавлено: Вт 14 Июн 11, 14:18 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Димка пишет:
Спасибо за ответы, немного прояснилось. Продолжаю читать.

Как закончите, езжайте на международный конгресс по mindfulness Smile

Mindfulness – a Buddhist practice for today’s society
18th til 21th of August 2011 at Hamburg University
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Димка
Гость


Откуда: Jersey City


94703СообщениеДобавлено: Вт 14 Июн 11, 16:11 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

test пишет:
Это одно из сложнейших понятий. Вкратце - отсутствие самоотождествления.
Да, сложновато. В психологической энциклопедии сказано: "Психологический процесс, посредством которого субъект присваивает себе свойства, качества, атрибуты другого человека и преобразует себя - целиком или частично - по его образу." В этом смысле?

Yuriy пишет:
Как закончите, езжайте на международный конгресс по mindfulness Smile
Это далековато и дороговато, да и читаю я медленно, но за информацию спасибо.
Наверх
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18034

94704СообщениеДобавлено: Вт 14 Июн 11, 16:15 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Димка пишет:
test пишет:
Это одно из сложнейших понятий. Вкратце - отсутствие самоотождествления.
Да, сложновато. В психологической энциклопедии сказано: "Психологический процесс, посредством которого субъект присваивает себе свойства, качества, атрибуты другого человека и преобразует себя - целиком или частично - по его образу." В этом смысле?
Нет. У буддистов в другом смысле. Разве в книжке не написано? (Сложная и многогранная штука - одним словом не передать.)

Последний раз редактировалось: test (Вт 14 Июн 11, 16:31), всего редактировалось 1 раз
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Yuriy



Зарегистрирован: 01.12.2005
Суждений: 1005

94705СообщениеДобавлено: Вт 14 Июн 11, 16:25 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Димка пишет:
Это далековато и дороговато, да и читаю я медленно, но за информацию спасибо.

Из предварительных материалов конгресса уже сейчас можно понять, насколько активно используется техника внимательности мирянами (в мирских целях Smile ).
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Димка
Гость


Откуда: Jersey City


94706СообщениеДобавлено: Вт 14 Июн 11, 16:39 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

test пишет:
Нет. У буддистов в другом смысле. Разве в книжке не написано? (Сложная и многогранная штука - одним словом не передать.)
А, ну может не добрался еще...

Yuriy пишет:
Из предварительных материалов конгресса уже сейчас можно понять, насколько активно используется техника внимательности мирянами (в мирских целях Smile ).
Это да, я обратил внимание.
Наверх
Димка
Гость


Откуда: Jersey City


94848СообщениеДобавлено: Пт 17 Июн 11, 01:06 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Вот, "the practice of Universal Loving-Kindness", смысл вроде понятен, а как это все-же на русском звучит?
Наверх
Yuriy



Зарегистрирован: 01.12.2005
Суждений: 1005

94855СообщениеДобавлено: Пт 17 Июн 11, 08:11 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Искусственное культивирование искусственного состояния. Пример: один известный в Москве дзенский лидер ведет групповую медитацию. И говорит, говорит, говорит, говорит, говорит, что практикующие должны испытывать. Я терпел, терпел, терпел, терпел, потом не выдержал, встал и вышел из зала. Он вышел вслед за мной и весь проникнутый состоянием любящей доброты спросил: «Что с вами?»
Smile
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2, 3  След.
Страница 1 из 3
Быстрый ответ
Имя
Редактирование
Сообщение
 

 
Перейти:  
Вам можно начинать темы
Вам можно отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.112 (0.541) u0.068 s0.005, 18 0.040 [242/0]