Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Философия махаяны и современность


 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
А.



Зарегистрирован: 31.05.2011
Суждений: 8
Откуда: Россия

94366СообщениеДобавлено: Пт 03 Июн 11, 11:04 (6 лет тому назад)    Философия махаяны и современность Ответ с цитатой

 Структура сознания в  буддизме Махаяны.                            
        или   «Гудок от паровоза»            
                                     

                           

Согласно эпифеноменализму, сознание не обладает
никакой реальной функцией, никакой каузальной силой. Будучи
побочным продуктом деятельности мозга, оно само никак не влияет на
функционирование нашего организма. Оно подобно свистку паровоза,
который, являясь побочным продуктом работы парового двигателя, не
способен оказать какое-либо воздействие на движение поезда.
Д.Иванов. «Analytica» ,2009г.


Философия буддизма махаяны понимает идею спасения, как выход за пределы кармической причинно-следственной обусловленности, выход совершаемый собственными усилиями адепта, к нирване, понимаемой, как абсолютная реальность. Школой буддизма виджнянавады или йогачаров, в лице ее выдающихся представителей Дигнаги и Дхармакирти в 7 в.  н.э. , были сформулировано буддийское учение о познании в ее связи с логикой. Внимание Дхармакирти в его «Кратком учебнике логики»  направлено на деятельность сознания тождественного с обыденным. Предшественники Дигнаги и Дхармакирти — Асанга и  Васубандху в 5 в. н.э.,  создавшие учение виджнянавады выделяли восемь видов сознания, из них шесть – формы чувственного сознания: зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное, вкусовое и ментальное(также имеющее телесную основу) и то, что в Европе считается собственно сознанием: это манас- воспринимающее или «цепляющееся сознание», синтезирующее опыт, обусловливающее активность субъекта, центр его личности  и восьмое – алайявиджняна, сознание сокровещница, которое  является источником и корнем остальных видов сознания.
Для адептов виджнянавады именно искажения или лишеность просветления шестого- ментального и седьмого- manas(восприятие)  видов сознанияи является причиной порождающей «иллюзию» существования  «Я» и внешнего мира. В своем «Кратком учебнике логики»   рассматривает две составляющие познавательного процесса это — восприятие и умозаключение,  Дхармакирти определяет  принципы структурирования сознания необходимые для  «правильного»  познания,  технические санскритские термины восприятие(pratyaksa)**, anumana(умозаключение)**, pratiti(мышление) **  означают функции соответсвующих видов сознания, реализующие его  «механизм», что с одной стороны «не противоречит опыту» обыденного сознания и в то же время принципу буддийской эпистемологии,  а с другой  Дхармакирти, определяя их структуру, решает сотериологические задачи буддизма, одной из которых является  и «видение вещей такими каковы они в действительности»*.  С точки зрения виджнянавады, логичность, рождается из способности сознания живого существа  к различению, не различению истинности или ложного, а бесформенного  различения вообще(отличности)  в контексте буддийской сотериологии так рождаются «логики» отдельных индивидов, поскольку сознание в принципе искажено. Если рассмотреть способность  к различению в свете эволюционной теории,как устоявшейся форме научного знания,  ( нужно сказать, что классический буддизм не знает зволюционной теории, исходным пунктом рассуждения становится изначальная омраченность сознания, его растворенность в  волнении-страдании, и как следствие необходимость выхода за его пределы, но в энциклопедии Абхидхармы(приписываемой Васубандху, 5 в. н.э.), говорится о последовательном развитии видов живых существ.),сама   эта способность коренится возможно в эволюционном прошлом, в различении организмом света и тьмы, тепла- холода, ка простой реакции на среду,  вплоть до сложных химических диференцирующих реакций(например процесса еды), причем для одноклеточного организма составляющая этих воздействий «вертикальна» по отношению к внешней поверхности клетки, а активность по взаимодействию клетки со средой должна быть направлена от центра вовне, внешние воздействия задают так же и граници существования — жизни и смерти,   что  на уровне сознания (с возникновением смысловой сферы)      приходит  к онтологической двузначности мышления, как форме познания.  Реакции обладающего сознанием  организма(или живого существа в буддийской интерпретации), составляющего нераздельное единство с материальным универсумом в его органической -самосознающей форме(существования) т. е.  двухзначность мышления неразрывно связана с эволюционным происхождением телесности и им обусловлена.   С другой стороны сама способность к различению не несет в себе никакой эвристической функции,  являясь формой реагирования на  «среду»  и ее изменения,  так и логическая двузначность является первой формой осознания мира-материальности, и  логике, как нуке, именно в силу своей предельности, по словам  И.Канта «..со времени Арестотеля ….не приходилось делать не шагу назад...»***   Логическое мышление, как таковое, является частью более общего процесса и имеет функциональную роль и иерархическое место в эволюционном движении т. е. можно допустить (теоретически) существование более высоких уровней сознания, а с другой стороны сама схваченность в слове, логическая форма в которой происходит мышление или мышление которое получило свое  выражение в слове в той или иной форме, отражает саму структуру сознания или форму его структурирования.
*Е.А.Островская-младшая. Буддийский эпистемологический идеал Ythabhutam.С-Птб,1993 г.
**Первая глава трактата Дхармакирти Ньяя-бинду  «Восприятие»(пер. с сансрита и тиб. Е.А.Островской-младшей)
***И.Кант. «Критика чистого разума», Москва, 2007,пер.Лосского.
http://osachenko-a.livejournal.com/

Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 2461

94368СообщениеДобавлено: Пт 03 Июн 11, 12:04 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Вы о чем?  Shocked
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 28383

94369СообщениеДобавлено: Пт 03 Июн 11, 14:36 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

3+
_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
freya9



Зарегистрирован: 11.03.2011
Суждений: 1
Откуда: Томск

94414СообщениеДобавлено: Вс 05 Июн 11, 11:45 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

В эпиграфе содержится существенно ошибочный взгляд
" Будучи
побочным продуктом деятельности мозга, оно само никак не влияет на
функционирование нашего организма. "       Мы знаем,в современной медицинской практике более чем достаточно примеров того,как сознание влияет на жиз

недеятельность человеческого организма. бе-бе-бе  Laughing
      Вторая статья мне больше понравилась Smile
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
А.



Зарегистрирован: 31.05.2011
Суждений: 8
Откуда: Россия

94425СообщениеДобавлено: Вс 05 Июн 11, 19:25 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

freya9 пишет:
      Мы знаем,в современной медицинской практике более чем достаточно примеров того,как сознание влияет на жиз

недеятельность человеческого организма. бе-бе-бе  Laughing
      Вторая статья мне больше понравилась Smile
И это радует Bugaga
_________________
Осаченко А.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
А.



Зарегистрирован: 31.05.2011
Суждений: 8
Откуда: Россия

94426СообщениеДобавлено: Вс 05 Июн 11, 19:27 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

КИ пишет:
3+
Спасибо, я рад.
_________________
Осаченко А.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1
Быстрый ответ
Имя
Редактирование
Сообщение
 

 
Перейти:  
Вам можно начинать темы
Вам можно отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.077 (0.415) u0.060 s0.006, 18 0.010 [233/0]