Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Экстремальные виды спорта как средство тренировки бесстрашия

Страницы 1, 2  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Чайная
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Еше Нинбо



Зарегистрирован: 02.03.2010
Суждений: 2246

82139СообщениеДобавлено: Пн 25 Окт 10, 04:03 (13 лет тому назад)    Экстремальные виды спорта как средство тренировки бесстрашия Ответ с цитатой

Экстремальные виды спорта, такие как прыжки с парашютом, быстрая езда на мотоциклах, сплавы на катамаранах по быстрым горным рекам, марафонский бег и т.д. являются отличным средством для тренировки и выработки таких очень важных качеств как бесстрашие, терпение, сила воли.
Конечно, не нужно забывать о технике безопасности. Спас. жилет, каска должны быть.
Без таких редких и ценных качеств как бесстрашие, терпение и сила воли буддисту не достичь прозрения.

Что такое бесстрашие? Это не значит не испытывать страха. Бесстрашие - это умение преодолеть страх, контролировать его.
Покоритель Эвереста Месснер, который в одиночку без кислородного балона первым взобрался на Эверест, всегда говорил, что он при восхождении испытывает животный страх (непроизвольное содрагание тела и т.д.), но тем не менее идёт вперёд на вершину.  
Не верьте тем, кто говорит, что они не испытывают страх. Страх не испытывают только олигофрены.
Тренер Майка Тайсона Кас Д'Амато говорил, что страх - это помощник боксёра. Он как дрова, которые подкладывают в огонь. Но нужно контролировать этот огонь, чтобы он тебя не поглотил. Тогда он будет другом. "В чём отличие труса от смелого", - говорил Диамато, - "в том, что смелый может победить свой страх, а трус нет".
Кас Д'Амато: "Первый урок, который я даю детям, прежде чем научить их боксу, это урок о страхе, о том что это такое и почему он у нас есть. Страх — как огонь. Если ты контролируешь его, как мы контролируем огонь, когда хотим согреться, он друг. Когда не контролируешь, он сожжет и тебя и все что вокруг тебя".
"Герои и трусы испытывают абсолютно один и тот же страх. Герои просто ведут себя по-другому"
Буддийский мастер Оле Нидал после того, как в одном из прыжков с парашютом сломал ногу, как только нога зажила, сразу отправился и сделал следующий прыжок. Он сказал, что это для того, чтобы проверить своё сознание, есть ли в нём страх. Скорее, это для того, чтобы преодолеть свой страх. И он его преодолел.
"Нет ума, нет страха". Когда усилием воли останавливаешь мысли, страх исчезает.

Сутра сердца Праджня Парамиты: "Поэтому в пустоте нет материи, нет групп чувства, представлений, формирующих факторов и сознания, нет органов зрительного, слухового, обонятельного и ментального восприятия, нет зримого, слышимого, обоняемого, вкусоощущаемого, осязаемого, нет и дхарм; нет ничего от сферы зрительного восприятия и до сферы ментального восприятия.
Нет заблуждения и нет прекращения заблуждения и так вплоть до отсутствия старости и смерти и отсутствия прекращения старости и смерти. Нет страдания, причины страдания, уничтожения страдания и Пути. Нет мудрости и нет обретения, и нет того, что было бы обретаемо.
По той причине, что бодхисаттвы опираются на праджня-парамиту, в их сознании отсутствуют препятствия (мысли). А поскольку отсутствуют препятствия (мысли), то отсутствует и страх".
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Sleng



Зарегистрирован: 08.11.2009
Суждений: 153

82151СообщениеДобавлено: Пн 25 Окт 10, 20:31 (13 лет тому назад)     Ответ с цитатой

А вы простите сами-то экстремальным спортом увлекаетесь?
А то у меня как у экстримала со стажем, ваши суждения о предмете мягко говоря недоумение вызывают.
Я тут было настроился целый опус написать, по поводу того насколько спорны ваши утверждения, но потом подумалось, что некоторые выводы
из нижеприведенной цитаты вы и сами можете сделать:

"А вот, монахи, Благородная Истина о Причине Страданий. Это Жажда (пали танха; т.е. желание приятных ощущений и нежелание неприятных), которая ведёт к последующему Становлению
(пали бхава; т.е. обретение существования), она сопровождается сильным душевным волнением и переживанием удовольствия, она ищет наслаждений то здесь, то там.

Другими словами, это жажда к чувственным удовольствиям, жажда к становлению (т.е. к бытию) и жажда к не-становлению (к небытию)."

Можете считать это приветом господину Оле от БуддыSmile (простите мне мою иронию)
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Sam



Зарегистрирован: 14.07.2010
Суждений: 294
Откуда: Питер.

82152СообщениеДобавлено: Пн 25 Окт 10, 20:40 (13 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Мой учитель говорил: чтобы ничего не бояться, надо испугаться всего и сразу. ))
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Fritz



Зарегистрирован: 02.11.2006
Суждений: 4434

82153СообщениеДобавлено: Пн 25 Окт 10, 21:19 (13 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Можете считать это приветом господину Оле от БуддыSmile (простите мне мою иронию)

Организм компенсирует выброс адреналина выделением морфиноподобных веществ, так же как и при боли. Так что господа экстремалы гоняются именно за этим кайфом, а не за адреналином, не бесстрашие это, а жажда с жадностью. В буддизме бесстрашие скорее синонимично прекращению неведения, экстримальные же экзерсисы я лично классифицирую как нарушение одной из ваджрных самайя. Без иронии, но всё с тем же пламенным  приветом Нидалу.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Еше Нинбо



Зарегистрирован: 02.03.2010
Суждений: 2246

82156СообщениеДобавлено: Вт 26 Окт 10, 03:27 (13 лет тому назад)     Ответ с цитатой

"А то у меня как у экстримала со стажем, ваши суждения о предмете мягко говоря недоумение вызывают.
Я тут было настроился целый опус написать, по поводу того насколько спорны ваши утверждения"

Нет. Ну интересно было бы послушать мнение экстримала со стажем. Wink  Прошу изложить ваш опус  Very Happy  

Я немного занимаюсь сплавом по горным рекам на катамаранах, марафонским бегом, немного боевыми единоборствами. Мои друзья занимаются парашютным спортом, боевыми единоборствами, дальними походами по тайге и сплавами по горным рекам.

Эндорфины выделяются и дают радость. Радость от самопреодоления и самопревосхождения. Когда делаешь что-то хорошее, всегда радуешься. Помогать другим просто ради радости, к примеру.
Также, например, после 50 минут бега начинаются выделяться эндорфины и ты чувствуешь радость. Это устраняет стрессы и даёт заряд бодрости и оптимизма. Марафон - экстремальная нагрузка на организм. Но в какой-то степени - это как прививка от возможных стрессов и других неблагоприятных факторов. То есть периодически организму нужна встряска, чтобы сбросить, так сказать, груз накопившихся стрессов и проблем. И это хорошая возможность потренироваться в выработке такого качества как терпение. Просто выйти на старт - для этого тоже нужна определённая смелость.

Любое качество поддаётся тренировке. Бесстрашие, смелость, терпение. Робкий может стать смелым. Нетерпеливый может стать терпеливым и выносливым.
К примеру, первый раз когда я перевернулся в котле на гружёном четырёхместном катамаране, это вызвало у меня после того как мы уже выплыли на берег гнев на капитана (истерику). Когда же я перевернулся через год опять в этом же котле, я реагировал спокойно на всё происшедшее, хотя и не терял необходимой активности по спасению себя и команды.
В целом, дальние походы в тайгу выработали определённую выносливость и приспособляемость к тяжёлым (для горожанина) условиям жизни. К примеру, когда идёт нескончаемый дождь в течение недели, ты ночуешь в палатке, которая местами протекает. Вода в реке холодная. Внизу сыро, сверху сыро, внутри тоже все промокшее. Но ты не унываешь и плывёшь дальше по маршруту, и чувствуешь радость от общения с друзьями и самопреодоления.
Как же мы радовались после недельного пребывания в дикой природе когда мы случайно наткнулись на домик нефритчиков, кусочек цивилизации, так сказать. Сейчас я стал во много раз неприхотливее, могу более спокойно выносить в случае необходимости физический дискомфорт и т.д.

Я тоже против прохождения препятствий, связанных с существенным риском для жизни и здоровья участников, особенно когда спортсмен недостаточно подготовлен физически, технически и т.д. Среди друзей возможно я наиболее осторожный в плане соблюдения техники бзопасности.

Но мы ведь каждый день переходим проезжую часть улицы. Но никто из нас не одевает каску, щитки и т.д. Когда мы едем в такси на быстрой скорости, мы иногда даже не пристёгиваем ремень безопасности, мы не одеваем каску. Мы очень спокойны. А в год на дорогах нашей страны погибает 40 тыс. человек. Как на войне!
А сколько погибает спортсменов-экстремалов? Единицы.
Экстремальные виды спорта ( при грамотной организации и подготовке) - прекрасное средство для тренировки бесстрашия, силы воли, терпения, оптимизма, выносливости, чувства локтя, взаимопомощи, сочувствия, сострадания и т.д.

Забыл назвать альпинизм. Embarassed  Это один из самых экстремальных видов жизни (спорта). Наш брат занимается альпинизмом в альпийском стиле (самый экстремальный) на 7-8 тысячники.

В.Высоцкий:

Hm
Здесь вам не равнина, здесь климат иной:
Идут лавины одна за одной
  Em            A               D
И здесь за камнепадом ревёт камнепад.
  Em
И можно свернуть, обрыв обогнуть,
  Hm
Но мы выбираем трудный путь-
 F#                   Hm  (H7)  
Опасный, как военная тропа.

Кто здесь не бывал, кто не рисковал,
Тот сам себя не испытал,
Пусть даже внизу он звёзды хватал с небес.
Внизу не встретишь, как не тянись
За всю свою счастливую жизнь,
Десятой доли таких красот и чудес.

Нет алых роз и траурных лент,
И не похож на монумент
Тот камень, что покой тебе подарил.
Как вечным огнём сверкает днём
Вершина изумрудным льдом,
Которую ты так и не покорил.

И пусть говорят, да пусть говорят,
Но нет никто не гибнет зря,
Так лучше, чем от водки и от простуд.
Другие придут, сменив уют
На риск и непомерный труд
Пройдут тобой непройденный маршрут.

Отвесные стены - а ,ну, не зевай,
Ты здесь на везение не уповай
В горах не надёжны ни камень, ни лёд, ни скала.
Надеемся только на крепость рук,
На руки друга и вбитый крюк
И молимся чтобы страховка не подвела.

Мы рубим ступени - ни шагу назад,
И от напряженья колени дрожат
И сердце готово к вершине бежать из груди.
Весь мир на ладони, ты счастлив и нем,
И только немного завидуешь тем
Другим у кого вершина ещё впереди.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рон



Зарегистрирован: 11.05.2008
Суждений: 15

82160СообщениеДобавлено: Вт 26 Окт 10, 07:19 (13 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Почитайте Ламрим (пути общие с малой личностью) или Четыре мысли направляющие ум к Дхарме. Тема об особой человеческой жизни все поставит на место.

П.С. Не уверен в вашей традиции (чань?) есть ли подобное.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Еше Нинбо



Зарегистрирован: 02.03.2010
Суждений: 2246

82165СообщениеДобавлено: Вт 26 Окт 10, 09:10 (13 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Жизнь по Ламриму становится драгоценной при наличии определённых условий - когда ты практикуешь Дхарму.
Главная же практика Дхармы по Ламриму это Гуру-йога и на её основе отречение, понимание пустоты и бодхичитта.

Что есть отречение, понимание пустоты и бодхичита?
Это есть Чистота и Недеяние. Когда ты сдаёшься воле просветлённого Учителя и Будды, у тебя больше нет своей воли. И тогда уже нет моего тела, моей частной жизни, нет моих маленьких мирских действий, а есть только Единство  с тем, что не имеет начала и не имеет конца, с вселенским телом Дхармакаи Будды. А Будда - это всеведение, всемогущество. Его воля - самая правильная. Когда ты в Недеянии, нет того к чему бы не было приложено великое Деяние (Будды). И тогда ты становишься действенным, энергичным инструментом в руках Учителя и Будды.
Единственно важно не ошибиться с выбором учителя. Поэтому Будда и говорил, что нужно выбирать учителя как выбирают золото на рынке. Плавить, скоблить, резать, мыть, пробовать на вкус, проверять истинное оно или подделка.
Чтобы реализовать отречение от своего маленького "я" и направить свой сознание к Бодхичитте - желанию достичь Наивысшего прозрения ради блага всех - нужна немалая храбрость, энергичность, терпение, сила воли. Поэтому есть необходимость в тренировке данных качеств сознания.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Аргентинец



Зарегистрирован: 23.06.2010
Суждений: 89

82211СообщениеДобавлено: Вт 26 Окт 10, 13:21 (13 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Хэшан

ИМХО: все что вы написали в последнем посте - правильно, конечно, но: Very Happy  вместо отсечения привязаностей - налицо культивирование новых, причем сознательно... Бесстрашие - продукт (опять ИМХО) правильного понимания. что некому бояться, и нечего... Любое хобби - сплавы, рыбалки, гонки на мото  - помехи... И риск - рисковать драгоценной человеческой жизнью попросту глупо, если присутствует осознание того, насколько это уникальный дар... В процессе любой деятельности можно найти место для практики (медитация в повседневной жизни).... но без формирования новых препятствий Smile
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48472

82219СообщениеДобавлено: Вт 26 Окт 10, 16:54 (13 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Пожалуй, экстремальщики легче могут понять, что такое бренность бытия. Но это не значит, что они это обязательно поймут, а если поймут, то используют правильно, а не будут наоборот - игнорировать и пытаться спрятаться от этого.
_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Fritz



Зарегистрирован: 02.11.2006
Суждений: 4434

82222СообщениеДобавлено: Вт 26 Окт 10, 17:03 (13 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Я думаю эффект обратный - привязанность к бренности, соревновательность, риск. наверное это мышление асуров. Ну и кайф после выплеска адреналина. Отмечу, что серьёзный кайф. При том, что я лично слабо экстремалил, представляю что происходит если серьёзно подходить к этому удовольствию. То что они дозу постоянно повышают - это факт.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Еше Нинбо



Зарегистрирован: 02.03.2010
Суждений: 2246

82241СообщениеДобавлено: Ср 27 Окт 10, 05:56 (13 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Из комментария знаменитого Мастера чань-буддизма эпохи Мин Ханьшань Дэцина к "Лао-Цзы"

Глава 50

«Выйдя из рождения, входим в смерть.
Живых учеников (долгожителей) трое из десяти.
Мёртвых учеников (с короткой жизнью) трое из десяти.
Тех, кто умирает от своих действий, трое из десяти.
Почему? Поскольку они слишком лелеют свою жизнь.
Слышал, что тот, кто искусен в искусстве питания жизни, путешествуя, не встречает носорогов и тигров. Попадая в расположение армии, не прячется от вооруженных воинов. Носорогу некуда воткнуть в него свой рог, тигру некуда вонзить в него свои когти, воину некуда воткнуть в него свой меч. Почему? Потому что у него нет места смерти»

Здесь говорится о том, что святой человек постольку превосходит жизнь и смерть, выходит за их границы, поскольку он не имеет страстей и полностью забывает о своём теле. Это потому что он постиг истину нерождения (отсутствия жизни).
«Выйдя из рождения, входим в смерть». То есть смерть появляется из рождения. Мирские люди не понимают истину того, что жизнь изначально не рождена (не имеет жизни). Поэтому они питают своё тело, страстно жаждая жизни. И все они из-за жажды к жизни находят смерть. Поэтому те, кто входят в смерть, выходят из рождения. И приблизительно таких людей 9 из 10. А те, кто не относятся к жизни и смерти, их всего 1 из 10. И люди их не знают.
Живые ученики – это те, пестуют своё тело и живут долго. Мёртвые ученики – это те, кто следуют за своими желаниями, забывая о теле. Они несутся вовне и не поворачивают свой взгляд внутрь себя. Те, кто умирают от своих действий, предаются страстям и вредным привычкам, тем самым, губя свою жизнь. Для них нет никаких табу и запретов. Всех людей мира можно поделить на эти 3 типа. И все они не могут избежать смерти. Поскольку все они жаждут жизни. Почему? Потому что они слишком сильно лелеют свою жизнь. Они знают, что нужно питать (пестовать) жизнь, но они не знают хозяина пестования жизни. Поскольку они не знают хозяина пестования жизни, поэтому они все не искусны в пестовании жизни. Слышал, что тот, кто искусен в пестовании жизни, не питает жизнь, а питает хозяина его жизни. То, что имеет жизнь – это тело. Тот, кто управляет жизнью (Хозяин) – это Природа (Сущность, Самоприрода, природа Будды). Природа является хозяином жизни. Если Природа получает питание (пестование), то она возвращается к своему истинному состоянию, и тогда естественным образом забываем о теле. Когда забываем о теле, тогда «я» автоматически становится пустым. Когда «я» пустотно, тогда нет среди всех вещей того, который бы мог быть врагом. Поэтому «путешествуя, не встречает носорогов и тигров. Попадая в расположение армии, не прячется от вооруженных воинов. Носорогу некуда воткнуть в него свой рог, тигру некуда вонзить в него свои когти, воину некуда воткнуть в него свой меч. Почему? Потому что у него нет места смерти». Поэтому познаём, что «я» - это временная гостиница для жизни. А жизнь – это место смерти. Если нет «я» и нет жизни (рождения), то разве может быть смерть? Конфуций сказал: «Если не знаешь жизни, разве узнаешь смерть?» Поэтому познаём, что у жизни изначально нет жизни (рождения). Тогда также познаём, что у смерти нет смерти. Поэтому и ценится высказывание: «Если утром услышал о Дао, вечером можно умереть». Тому, кто не превзошёл жизнь и смерть, не вышел за их границы, трудно достигнуть этого.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Аргентинец



Зарегистрирован: 23.06.2010
Суждений: 89

82258СообщениеДобавлено: Ср 27 Окт 10, 16:31 (13 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Хэшан

опять же, все здорово.... Но бесстрашие о котором говорят учителя развивается за счет практики, это плод мудрости, а не плод занятий экстримальными видами спорта... Говорю, как ездящий на мотоцикле, прыгавший (не один раз) с парашютом, и.т.д.
Среди экстремалов просветленных не встречал... Обратно - среди людей занятых духовным развитием как-то экстрпемалы не попадаются... Серьезные занятия - время, а его нет. А несерьезные - риск для здоровья... Все ИМХО, по-моему здесь нет предмета для дискусии Very Happy
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Еше Нинбо



Зарегистрирован: 02.03.2010
Суждений: 2246

82278СообщениеДобавлено: Чт 28 Окт 10, 06:17 (13 лет тому назад)    Интервью Юрия Кошеленко Ответ с цитатой

А я думаю, ИМХО, здесь есть что обсудить...

Что может знать о горах рядовой житель равнины, кроме легендарных строчек из песни Высоцкого? Честно – ничего. Многие видели, кто-то поднимался, найдется еще пара-тройка сочувствующих, но понять, почему в этом мире появляются люди, которые добровольно обрекают себя на страдания, опасность и нередко верную гибель в горах – довольно трудно. Но когда попадаешь в зал, где выставлены работы известного ростовского альпиниста, чувствуешь, что есть какая-то особая сфера жизни, которую по горизонтали никак не разглядеть.

Альпинисты называют ее «альпосферой» и убеждены, что, побывав там и спустившись вниз, несут в наш мир горизонтальных устремлений особую энергетику заоблачного высокогорья, от которого, как известно, рукой подать до неба. О высоте и о высоком корреспондент 161.ru побеседовал с заслуженным мастером спорта, девятикратным чемпионом России, обладателем престижнейшей международной награды «Золотой ледоруб», что в альпинизме приравнивается к золоту на первенстве мира, известным ростовским альпинистом Юрием Кошеленко.

– Как вы объясняете свое увлечение тем, кто никогда не испытывал любви к горам?

– Объяснение простое. Надо посмотреть на динамику развития современного общества. Альпинизм возник двести лет назад, когда начали строиться предприятия, города, расти мегаполисы. Человек стал отделяться от природы, и альпинизм стал своеобразной альтернативой этому процессу. Ведь людям древности экстрима хватало и в повседневной жизни.

Когда человек начал жить в более комфортных условиях, желание пережить те самые сильные эмоции никуда не делось. Так появились экстремальные виды спорта и альпинизм – первый среди них. Человек уходит в горы, потому что того требует его сущность: накопленный поколениями опыт жизни в условиях жесткого противостояния с природой никак не используется в повседневности жизни, но он ищет своего выхода. В горах человек его реализует. Он борется, он учится принимать решения в сложных ситуациях, выживать и побеждать.

– Так все-таки, альпинизм – это признак высокой развитости личности или возвращение в прошлое человечества?

– Это естественная потребность человека. Вся сознательная деятельность мужчины так или иначе связана с риском. Я вообще считаю, что для того чтобы мужчина реализовался, ему необходим риск. Попадая в горы, человек ни с кем не борется и никого не побеждает. Ну не с природой же ему сражаться, она все равно сильнее. Человек на скале – песчинка. Стоит стихии только слегка проявить свой нрав – и человека нет. В горах человек ищет себя и борется только с собой. Преодолевая физические страдания и справляясь со сложными ситуациями, человек получает удовлетворение, можно сказать.

– В горах мужчине стыдно бояться?

– Нет, не стыдно. В горах страх присутствует всегда, но он должен быть контролируемым. Бесконтрольный страх очень опасен. Альпинист постоянно находится в состоянии анализа ситуации. Например, ты знаешь, что когда солнце осветит эту сторону склона, слишком велика опасность схода лавины. Бояться бессмысленно, надо принимать решение. Можно пройти этот участок рано утром, когда солнце с другой стороны, например. Или вот ступаешь на склон и по характерному скрипу снега понимаешь, что под тобой так называемая доска, которая может в любой момент уйти вниз... Надо выбирать другой маршрут. Альпинизм – очень интеллектуальный вид спорта, не зря же им увлекается столько ученых и просто умных людей.

– Что же их туда тянет?

– Я думаю, альпинизм получил наибольшее развитие именно тогда, когда закончилась эра великих географических открытий. Все материки были найдены и названы, в природе практически не осталось нехоженых мест. А жажда исследований во многих людях осталась. Потому горы так притягательны для них. В альпинизме еще есть место для маленьких географических открытий: первое восхождение, первопроходец... Да, все мы немножко Магелланы.

– Всегда интересны детали. Вот, например, изменение сознания в условиях кислородного голодания в горах – это опасно? Вы с этим сталкивались?

– Альпинизм – это спорт. Спорт – это тренировки. Подготовить человеческий организм можно ко всему. Конечно, есть люди, которые хронически не могут переносить гипоксию, но большинство, уверяю вас, можно подготовить. На больших высотах низкое давление и кислорода – 15-20% от нормы. Именно в таких условиях и наступает гипоксия, мозг страдает.

Но к таким восхождениям можно подготовиться заранее, еще внизу провести ряд тренировок. Наш организм уникален: стоит ему один раз побывать в таких экстремальных условиях, он, борясь за выживание, создает специальные механизмы защиты. И не забывает их. Он их помнит и применяет тогда, когда человек снова оказывается на большой высоте, где испытывает недостаток кислорода. Поэтому, прежде чем подниматься на большие высоты, надо сделать несколько восхождений: подняться на определенную высоту и спуститься вниз. Потом чуть выше подняться и снова вниз. И так дальее.

– А что случается с теми, кто не подготовился?

– Ну, может случится то, что альпинисты зовут «горняшка». У кого-то просто голова кружится, и общее состояние плохое, у кого-то наблюдается неадекватное поведение. Например, человек шел вверх, а потом вдруг начинает говорить, что надо идти вниз. Такое легкое помутнение рассудка. Но это уже жесткие случаи.

– Вы сталкивались с этим?

– Ну, у меня и моих друзей таких вот жестких случаев не было в практике. Обычно это происходит с очень неподготовленными людьми, которые или первый раз в горах, или второй-третий, но на меньших высотах. Организм – очень тонкая вещь. Если ты один раз побывал в горах, то в следующий раз так называемой акклиматизации в условиях высокогорья уже не будет.

– Альпинизм становится все более доступным, опять же, обилие вспомогательных технических средств. Все это не приведет ли к некоторой деградации спорта?

– К сожалению, и в альпинизме уже заканчивается эра абсолютных достижений, как и в географических исследованиях. На все «восьмитысячники» восхождения уже совершены, большинство сложных стен тоже пройдено. Кстати, вот в стенном альпинизме людей не интересует высота над уровнем моря, им важен перепад стены и техническая сложность маршрута.

Есть такое понятие как стиль восхождения. Если раньше было все равно как , главное – залез, и ты уже герой. Сейчас развитие альпинизма привело к тому, что ценность имеет не сам факт восхождения, а стиль в котором оно совершается. Например, мы говорим: эту стену мы пройдем только «свободным лазаньем». При этом профи понимают: для такого стиля прохождения сил и умения требуется очень много, без длительных тренировок с такой задачей не справиться.

– Вы говорите «альпинизм – вид спорта». Но, на мой взгляд, в нем больше человек соревнуется сам с собой и с природой.

– Да, в альпинизме, как в других видах спорта, нет так называемой сравнимости условий. В разных горах условия разные, как вы понимаете. Тем не менее принято считать альпинизм видом спорта потому, что человек постоянно испытывает на себе влияние новых факторов. Максимум непредсказуемости.

– Как много времени вы проводите в горах?

У меня в среднем две экспедиции в год. И, конечно, небольшие выезды в горы уже здесь. Кроме того, я тренирую ребят, провожу фотовыставки. Последняя фотовыставка, организованная при поддержке банка «Возрождение», у меня называлась «Альпосфера». Она как раз и отражает специфику гор. Ведь между тропосферой и стратосферой встречаются участки суши – это вершины самых высоких гор. Это пространство мы называем альпосферой.

Там действуют свои законы, и люди, которые туда попадают, заряжаются совершенно особенной энергией. Потом мы несем ее вниз, другим людям. Общество от нас заряжается благородной энергией высокогорья, энергией риска. Эта энергия настолько сильна, что даже когда люди смотрят на фотографии, они чувствуют ее. Ведь если фото сделано с душой, оно обязательно передаст эту энергетику.

– Как складываются ваши отношения со спонсорами? Ведь вы сами по себе уже бренд.

– Время такое, что без спонсорства сложно обойтись. Я отношусь к деньгам, как к энергии. Она мне нужна для того, чтобы сделать что-то хорошее для людей. Есть разные виды спонсоров. Есть такие, что начинают давить на спортсмена, диктовать ему свои требования. С такими я стараюсь дела не иметь. У тех же, кто мне помогает, в том числе и банк «Возрождение», например, никаких особых требований нет.

Они полагаются на мое мировоззрение, на мою порядочность. Поэтому мне приятно с ними сотрудничать. И такие отношения, как правило, длятся долго. Мне кажется, что каждый человек, который заработал достаточно денег, рано или поздно приходит к тому, что ему хочется делиться с людьми, возникает желание больше отдавать. Поэтому получается, что такие люди сейчас берут на себя те обязанности, до которых не доходят руки у государства. Раньше нас опекали различные спорткомитеты, теперь тех денег, что они могут выделить, например, на организацию экспедиции, никак не хватит.

– Это дорогой вид спорта?

– Дорогой. Поездки не дешевые, бензин, перелеты. Во многих странах за разрешение на восхождение надо платить деньги, в частности в Непале, в Китае. Причем, никто не гарантирует организацию спасательной экспедиции, ежели что. Они берут деньги просто за попытку восхождения. Кроме того, они еще приставляют к тебе специального человека, который отвечает за связь и которого ты должен кормить, одевать, обувать на время восхождения, мало этого – он еще и не все ест, поэтому надо к нему еще и повара за собой тащить! И оборудование. А это значит – нужна помощь носильщиков. Все это растет как снежный ком, и в результате стоимость экспедиции сильно возрастает.

– Вы видели гибель людей?

– На скалах – да, видел. Это страшно. Когда человек буквально разбивается у твоих ног... В таких трагедиях не последнюю роль играет так называемый субъективный фактор. Чаще всего все происходит потому, что человек что-то неправильно сделал, не сконцентрировал свое внимание. В том случае, когда я стал свидетелем гибели, позже выяснилось, что спортсмен просто неправильно завязал узел на веревке. Маршрут был скалолазный, они его прошли, и, когда начали спускаться, парень сорвался с высоты около 17 метров. Такие происшествия, конечно, очень сильно влияют на психологию.

В то же время учат нас терпению и милосердию. Если в горах что-то случается с человеком, люди скорее спешат ему на помощь, даже порой подвергая себя серьезной опасности. Горы нас воспитывают, они делают нас лучше. В обычной жизни, в том же городе этого нет. Люди не смотрят друг на друга, никто ни о ком не думает, все размыто. А в горах среда такая, что люди очень быстро сближаются. Там чувства и качества человеческие обостряются, усиливаются.

– Вы падали?

– Да, я много раз срывался – это обычное дело. Но все со страховкой. Можно ведь удачно и неудачно сорваться.

– А в людях разочаровывались?

– Не надо ничего от людей заранее ждать, чтобы потом не разочаровываться.

– Но как же вы идете в горы, если не доверяете человеку?

– Я доверяю, но не требую слишком много... Всего лишь – спасти мою жизнь, если понадобиться... Все дело в том, что это – само собой разумеющееся. Люди, которые идут в одной связке, понимают, что их жизни зависит друг от друга. Если с одним что-то случится, у второго тоже шансов не много. Особенно когда речь идет о больших высотах, о серьезных восхождениях. Там ведь помочь некому: вертолеты не летают, у них максимум – шесть тысяч метров. То есть с шести тысяч еще снимают, а вот с Эвереста никого не снимали. А там много всякого происходит.

– Кстати, говорят, что из-за нашествия туристов Эверест сильно страдает с экологической точки зрения.

– Да, там очень много коммерческих туристов. К сожалению, время, когда Хиллари и Норгей бросили вызов Эвересту, прошло. Там сейчас оборудованный маршрут, хорошо оснащенный, который поддерживается в рабочем состоянии и привлекает с каждым годом все больше и больше людей. Они идут в горы хорошо оснащенные, с кислородом...

И тем не менее Эверест есть Эверест: там каждый год погибало и погибает очень много народу. Опять же, потому что идут люди не подготовленные, а имеющие возможность заплатить деньги. Он заплатил и хочет взойти любой ценой. У настоящего альпиниста другое мировоззрение: если он понимает, что ситуация может привести не только к его гибели, но и к гибели его коллег, он умеет остановиться, свернуть, пойти другим путем. Этот самоконтроль и является ключевым аспектом жизни альпиниста.

– Вы занимаетесь экстремальным альпинизмом, то есть стремление к «адреналиновым» видам спорта – налицо. А вот, например, через Арктику на собаках – не хотите?

– У меня стремление по вертикали. По горизонтали как-то не интересно. Вот в Антарктиде есть несколько вершин...

– По айсбергам, что ли, хотите полазать?

Нет, там обычные горы есть, только острые, как карандаши. На них особенно стремятся попасть те, кто решил выполнить программу «7» – взойти на семь вершин мира: в Азии – Эверест, в Европе – Эльбрус, В Северной Америке – МакКинли, в Южной – Аконкагуа, в Африке – Килиманджаро, в Антарктиде – Массив Винсена.

И еще есть две вершины в Австралии и Новой Гвинее. Австралийскую я даже не знаю, как считать – туда уже можно зайти, считай, по тротуару – это пик Костюшко. А в Новой Гвинее – пик Карстонс, высотой более пяти тысяч метров. Он сложнее, потому что под ним папуасы голодные и американский урановый рудник. К нему подобраться еще труднее, чем взойти.

17 апреля 2008


http://161.ru/person/62913.html
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
tseliaev



Зарегистрирован: 07.12.2009
Суждений: 89

82286СообщениеДобавлено: Чт 28 Окт 10, 08:11 (13 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Экстремальные приключения - глупость, конечно. О каком бесстрашии может идти речь пока лелеется таким образом собственная самость. Но я знаю людей, для которых легче прыгнуть с парашютом, чем остановить внутренний диалог - сама мысль, что можно прекратить мысли приводит их в неподдельный ужас.  Совершая всевозможные экстримальности мы имеем дело с известным и особая отвага и отрешенность тут не нужны, другое дело - непознанное, вот где необходима подлинная отвага.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Еше Нинбо



Зарегистрирован: 02.03.2010
Суждений: 2246

82288СообщениеДобавлено: Чт 28 Окт 10, 08:56 (13 лет тому назад)     Ответ с цитатой

tseliaev пишет:
Совершая всевозможные экстримальности мы имеем дело с известным и особая отвага и отрешенность тут не нужны, другое дело - непознанное, вот где необходима подлинная отвага.
В самую точку. Very Happy
Но для тренировки экстрим ( с соблюдением техники безопасности) не помешает.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Чайная Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.028 (0.097) u0.015 s0.001, 18 0.013 [256/0]