Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Сюйдзэн


 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дальневосточный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Ba



Зарегистрирован: 18.03.2009
Суждений: 14

64203СообщениеДобавлено: Ср 18 Мар 09, 11:25 (8 лет тому назад)    Сюйдзэн Ответ с цитатой

Здравствуйте!

Я хочу найти единомышленников по медитативной практике Сюйдзэн!
ЕСли кто-либо располагает информацией, пожалуйста, поделитесь здесь.

В России я не знаю ни одного человека, который мог бы об этом поведать, а лучше обучить.

По роду своей деятельности мне довелось изучить некоторые аспекты Сюйдзэн на практике. Следы этих скромных потуг на познание Сюйдзэн изложены в дипломной работе на моем сайте.

И так... где вы Сэнэи... Комусо!
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КILL not Вill



Зарегистрирован: 19.07.2008
Суждений: 685

64241СообщениеДобавлено: Ср 18 Мар 09, 19:40 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Амиго,Ва!
Растолкуй ,пожалуйста,что такое сюйдзен?
В краце,своими словами. Ломает по сайтам шляться, а всё ж интересно Smile
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Ba



Зарегистрирован: 18.03.2009
Суждений: 14

64281СообщениеДобавлено: Чт 19 Мар 09, 13:54 (8 лет тому назад)    suezen Ответ с цитатой

КILL not Вill пишет:
Амиго,Ва!
Растолкуй ,пожалуйста,что такое сюйдзен?
В краце,своими словами. Ломает по сайтам шляться, а всё ж интересно Smile

Аригато амиго! Компрендэ коничива! Smile

Сюйдзэн это медитативная практика с флейтой хотику (сякухати).
Мне удалось немного исследовать влияние элементов практики на баланс вегетативной нервной системы организма в своей дипломной работе, если интересно - на сайте есть.

К сожалению, практика Сюйдзэн практически не изучена за пределами традиции Дзэн, да и после запрещения направления Фукэ (направление Дзэнбуддизма, в котором началось развитие практики Сюйдзэн) знания остались буквально в рамках небольшой группы людей. В настоящее время можно лишь предполагать, что после смерти последнего патриарха Сюйдзэн – Коку Нишимура в конце прошлого столетия, его ученики получили от него знания не только для проведения концертов по всему миру, но также и знания о совершенствовании тела, психики и сознания. Русскоязычной литературы на эту тему нет вовсе, есть книги японских и американских авторов на английском языке, но они передают в основном творческий аспект игры на флейте Сякухати, лишь вскользь упоминая о практике Сюйдзэн. В конце работы приводится список литературы по данной тематике и русскоязычных ресурсов Интернет использованных в качестве источников.



Как и любое тайное знание, практику Сюйдзэн предполагается постигать на опыте, в непосредственном переживании, как все гениальное она очень проста. Само название практики в духе Дзэнских наставлений звучало в переводе как «дуй-дуй-дуй», что говорит о необходимости действовать и переживать опыт.





Что такое «Сюйдзэн»
Историческая справка
Сюйдзэн
(яп. 吹禅, букв. «духовой дзэн») — вид медитативной практики японских дзэн-буддийских монахов-комусо, последователей школы Фукэ. Считалось, что посредством игры на флейте сякухати монах может достичь самореализации, причём, чем выше мастерство играющего, тем большей степени самореализации он достигает.



Почти одновременно с появлением сякухати в Японии зарождается представление о сакральности музыки, исполняемой на флейте. В своде основных принципов учения Фукэ-сю «Хонсоку» говорилось: «Сякухати – это инструмент Закона (Дхармы) и в ней заложены бесчисленные значения.

Сякухати сделана из трех колен бамбука и разделена на две части. Три колена – это Небо, Земля, Человек. Четыре верхних отверстия – солнце, одно нижнее – луна, пять отверстий – это также пять элементов. В целом сякухати – источник всех вещей. Если человек играет на сякухати, все вещи приходят к нему. Его разум, область света и область тьмы становятся одним». Раздел, посвященный сякухати, завершался словами: «одной бамбуковой трубкой повернуть колесо Закона».

В другом дзэнском источнике, «Кётаку Дэнки» объясняется зарождение традиции странствующих монахов и формирование канонического духовного музыкального репертуара, названного Хонкёку («Главные мелодии»). Классические пьесы сольного репертуара сякухати в жанре хонкёку стали, пожалуй, наиболее непосредственным музыкальным выражением философии, эстетики и практики дзэн-буддизма, что не могло не определить уникальность произведений этого жанра. Звучание сякухати несет на себе отпечаток ритмов природы, человеческого организма и служит показателем способности музыканта достичь состояния «фу-ни» («не-два»). Понятие «овладеть сякухати» означало «отрешиться от всех органов чувств и превратить свое сознание в подобие куска дерева, когда этот кусок дерева неожиданно вздрагивает и производит шум, в тот самый момент вы чувствуете себя львом, свободно гуляющим, где ему вздумается, так как ничто не может его потревожить, в этот момент вы чувствуете абсолютный покой, вот и все».
Звук флейты сякухати был избран дзэнскими монахами как одно из наилучших средств для медитации.

Преподобный Иккю Содзюн (1394-1481), настоятель крупнейшего столичного храма Дайтокудзи, а кроме того поэт, живописец, каллиграф, религиозный реформатор и эксцентричный философ, сравнивал игру на сякухати со звуковой атмосферой чайной церемонии. Шум закипающей воды в котелке, постукивание венчика при взбивании чая, бульканье воды, – все это призвано создавать ощущение гармонии, чистоты, почтения, тишины. Те же цели достигались и при игре на сякухати, когда человеческое дыхание из глубины души, проходя через простую бамбуковую трубку, становилось дыханием самой жизни.
«Играя на сякухати, – писал Иккю, – видишь невидимые сферы, во всей вселенной только одна песня».

Все исполняемое монахами на сякухати – часть дзэнской практики Сюйдзэн («сюй» – «дуть, играть на духовом инструменте»). Частое повторение одного и того же звука имитирует звучание колокольчика. Игра допускает три правильные статичные позы, в которых тело принимает уравновешенное положение. Из-за ограниченности движений во время игры возникло выражение «три года трясти подбородком» – столько лет требуется, чтобы производимый звук был похож на звучание сякухати.

Фукэ
(яп. 普化) — японская школа дзэн-буддизма, просуществовавшая с XIII века до последней четверти XIX века.

Согласно традиции, учение школы Фукэ восходит корнями к китайскому мастеру чань (школы Линьцзы) Линьцзы Исюяню (800—866), известному в Японии под именем Риндзай Гигэн. Среди его учеников был монах Пухуа (в японской традиции — Фукэ), который считается, собственно, основателем школы. Предания гласят, что Пухуа был талантливым, прямым и изобретательным человеком.

Легенды описывают, что Пухуа, проходя по своему городу, звонил в колокольчик, призывая всех к просветлению. Считается, что именно эта легенда послужила началом постоянной практике изучения мастерства игры на японской бамбуковой флейте сякухати (尺八), которым так славились монахи фукэ. Собственно, умелая игра на флейте считалась в школе фукэ путем к достижению просветления.

В Японии Фукэ появилось благодаря монаху Синти Какусину (心地覚心) (1207—1298), известному так же под именем Мухон Какусин (無本覚心), а после смерти — как Хотто Кокуси (法燈国師). Какусин путешествовал по Китаю в течение 6 лет и обучался у мастера чань У-мэня.

Несмотря на то, что школа Фукэ прекратила свое существование в настоящее время, в былые годы она была довольно широко распространена. Её приверженцев легко было узнать по умению играть на бамбуковой флейте, что считалось способом медитации и называлось Сюйдзэн (吹禅). Таких монахов изначально называли комосо (薦僧, комосо, букв. «монахи соломенных матов»), а с середины XVII века — комусо (虚無僧, комусо:, букв. «монахи пустоты»).

Фукэ в основном проповедывала странничество, его приверженцы были скорее практикующими мирянами, нежели священниками. Во времена периода Эдо многие ронины вступали в ряды послушников фукэ, поэтому в скором времени школа получила неприятный эпитет «сборища сорвиголов».

Фукэ, бывшая изначально неопределённым объединением монахов и мирян-пиллигримов, объединилась в школу около 1700 года. Однако, это не спасло школу — Фукэ была закрыта декларацией правительства в 1871 году, во время Революции Мэйдзи.

В XVII веке среди комусо выделилась группа самураев Фукэ-сю, которая придерживалась дзэнской традиции секты Риндзай. Свою родословную секта вела от китайского монаха Пухуа (по-японски «Фукэ»), просветлевшего от звука своего ручного колокольчика. Этот звук сумел повторить на своей полой флейте монах Чжан Бо, назвав его Кётаку, «Колокольчик Пустоты». Научить этим звукам было невозможно – мелодия могла переходить только от сердца к сердцу, и, наконец, в XIII веке она случайно дошла до сердца японского монаха Какусина Хатто Дзэндзи. Его ученику Китику приснились еще две мелодии, обладающие духовной сущностью. Вместе они составили костяк канонического репертуара Хонкъёку («Главные мелодии»).

В 18-м веке Комусо по имени Куросава Кинко собрал и объединил 36 буддистских музыкальных произведений, что и составило стандартный репертуар школы Кинко, известный как Хон Киоку (оригинальные, или первоначальные, отрывки).

Комусо получили исключительную свободу передвижения и игры на флейте. Но голове они носили корзину, полностью закрывающую лицо, что символизировало отрешение от внешнего мира. По легенде, запрет на ношение оружия побудил Комусо изменить конструкцию флейты; инструмент стали делать из прочной толстой корневой части бамбука, и флейта, помимо музыкального применения, стала ещё и грозным оружием в руках смиренных монахов.

Несмотря на простоту конструкции, Сякухати создаёт очень приятный глубокий звук, резонируя в определённых местах бамбукового ствола и, по легенде, соединяя в себе все звуки Вселенной. Но это, в свою очередь, требует наличия определённого навыка у музыканта. Постижение искусства игры может с лёгкостью стать проектом на всю жизнь, поэтому не удивительно, что всё меньше и меньше японцев тратят время на освоение древних музыкальных традиций.

Существует много различных классических типов музыки, исполняемой на Сякухати в Японии. Стиль Кинко, характерен живописностью звука и многообразием переливов и концентрируется на исполнении буддистской и медитативной музыки. Школы Кинко и Маян придерживаются старинных традиций буддистов, причём первая требует от учеников предварительного обучения игре на Кото и Сямисен, двух струнных японских инструментах, а вторая начинает обучению буддистской музыке почти с самого начала.

Направление До Киоку отличается большим разнообразием техник и звуковых переливов. Школа Тозан является довольно-таки молодой. Она сыграла большую роль в выживании Сякухати благодаря включению флейты в западную музыку, наводнившую Японию в 19-м веке. Тозан придаёт большое значение переборам звуков, в то время, как Кинко и До Киоку отдают предпочтение переливам тембра звука. Одним из современных направлений является Сан Киоку – сочетание игры на флейте с Кото и Сямисен.

Корпус сольных пьес для сякухати – Хонкъёку – сложился к XVIII веку благодаря монаху Куросаве Кинко, который их собирал по всем монастырям. В честь него назвали одну из основных школ игры на сякухати – Кинко. Одновременно началась светская жизнь флейты: вытеснив смычковый инструмент кокю, она стала обязательным участником в ансамбле санкъёку («сан» – «три»): на цитре кото, лютне сямисэне и укороченной сякухати (около 40 см) исполнялась средневековая придворная музыка Гагаку. В конце XIX века при реставрации династии Мэйдзи секта Фукэ была запрещена, и ее члены стали светскими музыкантами. Тогда же окончательно оформились наиболее известные школы игры на сякухати: Кинко, Мэйан, Тодзан.



Сякухати
— продольная бамбуковая флейта, пришедшая в Японию из Китая в период Нара. Существует около 20 разновидностей сякухати. Стандартная длина — 1,8 японского фута (54,5 см) — определила само название инструмента, так как "сяку" — значит "фут", а "хати" — "восемь". По мнению некоторых исследователей, сякухати ведет свое происхождение от египетского инструмента саби, проделавшего долгий путь в Китай через Ближний Восток и Индию.

Первоначально инструмент имел 6 отверстий (5 впереди и 1 позади). Позднее, видимо, по образцу пришедшей также из Китая в период Муромати продольной флейты сяо, модифицированной в Японии и ставшей известной как хитоёгири (дословно — "одно колено бамбука"), она приняла современный вид с 5-ю пальцевыми отверстиями. Их величина, обеспечивающая возможность многообразной техники полузакрытий, а также иная, нежели у китайского прототипа, форма амбушюра, позволяющая широко варьировать угол подачи воздуха, делают инструмент способным к продуцированию звуков любой высоты в пределах более чем 2-октавного диапазона, извлечению одного и того же по высоте звука в разных аппликатурных позициях (что, как правило, полностью изменяет его окраску), свободному получению микротоновых интервалов, приемам портаменто, глиссандо и др.

Вместе с изысканнейшими изменениями интонации и множеством типов портаменто специальное передувание на самом конце амбушюра дает красочный звуковой эффект (в виде шороха, шелеста). Характерный звук сякухати поражает мягкостью и густотой тембра. Для улучшения качества звучания бамбуковую трубку покрывают изнутри лаком.





Инструмент имеет особый, неповторимый звук, который может в значительной степени меняться по желанию играющего мелодию. Это свойство использовалось мастерами дзэн для исполнения медитативных мелодий (практика Сюйдзэн). Кроме того, флейта имела распространение среди крестьян, так как была простым в изготовлении инструментом и подходила для исполнения народных мелодий.

В настоящее время принято выделять две основных школы (стиля) игры на сякухати: тодзан и кинко, названные по фамилиям основателей.

Сякухати изготавливается из нижней части ствола бамбука. Средний диаметр трубки — 4–5 см, и внутри трубка почти цилиндрическая. Длина варьируется в зависимости от строя ансамбля кото и сямисэна. Разница в 3 см дает разницу в высоте звучания на полтона. Стандартная длина в 54,5 см используется для сякухати, играющей сольные композиции, а звук "открытого инструмента" считается стандартной высотой. На инструменте можно продуцировать все 12 тонов хроматической гаммы, использовать разнообразную аппликатуру, частичное закрывание отверстия, контролируя угол, под которым инструмент помещается между губами и полостью рта.

Существуют следующие разновидности сякухати:

1. гагаку сякухати использовалась в составе оркестра гагаку и является одной из наиболее ранних разновидностей, пришла в Японию из Китая. Этот вид сякухати имеет 6 игровых отверстий. В императорской сокровищнице в Наре до сих пор хранится несколько замечательно сохранившихся образцов.

2. тэмпуку отличается от классической сякухати несколько иной формой отверстия для рта и получила распространение на территории современной префектуры Кагосима в XII-XV вв. Этот вид сякухати изготовляется из тонкого и длинного отрезка бамбука и имеет 5 игровых отверстий.

3. хитоёгири вырезается из одного колена бамбука и также имеет 5 игровых отверстий. Со второй половины XVII в. хитоёгири постепенно выходила из употребления и до нашего времени исполнение на этом виде музыкального инструмента не сохранилось.

4. фукэ сякухати тоже имеет 5 отверстий для игры и отдельно выделяется тяжёлым и широким концом, который образуется корнем бамбука. В течение периода Эдо фукэ сякухати находилась в исключительном ведении монахов секты Фукэ, поэтому очень часто этот вид флейты называется комусо сякухати.

5. отдельно можно выделить нестандартные сякухати – с 7 и 9 отверстиями для игры, а также гибрид восточной и западной флейты – флейту с ротовым отверстием сякухати и клапанным механизмом флейты с Запада.

Из-за того, что традиционно сякухати делают вручную, ее звук очень чувствителен к любым изменениям положений пальцев, вибрации губ и прочим тонкостям. При этом флейты разных школ звучат по-разному: у сякухати школы Тодзан насыщенный «трубный» голос, у хотику Кинко-рю – мягкий и гибкий, как звук струящейся воды. Для традиционной сякухати выбирается ствол бамбука с корневыми отростками. После очистки и прогрева на слабом огне из-за выделения масел бамбук меняет цвет. После недельной сушки заготовку оставляют в темном месте на срок от трех до шести лет (чем дольше хранится бамбук, тем благороднее и глубже звук сякухати). После зачистки канала, высверливания отверстий и обработки рассекателя воздуха утагути флейту покрывают лаком изнутри – для лучшего звучания и снаружи – для красоты.

Сякухати относится к продольным флейтам открытого типа. У неё нет свистка, как, например, у блок-флейты, а есть только ребро скошенного края, на которое игрок направляет струю воздуха. От силы, направления и диаметра этой струи зависит качество и тембр звука. Сам игрок является второй половиной флейты. Настроение музыканта, степень усталости, самочувствие – всё это находит отражение в качестве играемой мелодии. Сама флейта имеет очень простое устройство. Что может быть проще абсолютно пустой трубки, открытой с обеих сторон, имеющей немного скошенный край с одной стороны и 5 дырок сбоку?

Именно эта простота делает инструмент чрезвычайно сложным для освоения, но, в награду за это, диапазон тембра производимого звука несравним ни с одной из существующих флейт. Поэтому сякухати стала ежедневным инструментом Дзэн-буддистов. Это были и протяжные медитативные мелодии под равномерный стук Сиси-Одоси, очищающие сознание, и весёлый «Облачный лев», играемый в качестве послеобеденного развлечения в храме, и исполненное благодарности «Возвращение миски», когда кто-то из жителей деревни приносил в подаяние миску с рисом странствующему Комусо.

ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ МАТЕРИАЛОВ ПРИВЕДЕНЫ В ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ НА МОЕМ САЙТЕ.


Кстати, в "Убить Билла" музыкальная тема как раз "сякухатная".
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КILL not Вill



Зарегистрирован: 19.07.2008
Суждений: 685

64290СообщениеДобавлено: Чт 19 Мар 09, 15:30 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Мучас Грасиас! Сегодня же начну изготовление сего чудесного инструмента.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Ba



Зарегистрирован: 18.03.2009
Суждений: 14

64293СообщениеДобавлено: Чт 19 Мар 09, 16:10 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

КILL not Вill пишет:
Мучас Грасиас! Сегодня же начну изготовление сего чудесного инструмента.

удачи! Exclamation
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КILL not Вill



Зарегистрирован: 19.07.2008
Суждений: 685

64296СообщениеДобавлено: Чт 19 Мар 09, 18:26 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Изготовил,щас слушаю Коku Nishimurа "Kyotакu".
Спасибо за тему, Ва!

P.s. Билл,кстати переоценил возможности свои, размер уж оченно великSmile
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Ba



Зарегистрирован: 18.03.2009
Суждений: 14

64305СообщениеДобавлено: Чт 19 Мар 09, 21:59 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

КILL not Вill пишет:
Изготовил,щас слушаю Коku Nishimurа "Kyotакu".
Спасибо за тему, Ва!

P.s. Билл,кстати переоценил возможности свои, размер уж оченно великSmile

Коку Нишимура - действительное совершенство в сюйдзэн, слушал разное, но ЭТО - ни в какое сравнение не идет.

За тему - на здоровье! Smile

Размер, хм... если ты о флейте, то у Коку Нишимуры практически все флейты 3.0, то есть почти метр если я не ошибаюсь.
У меня 2.6 - так я сперва тоже с "растяжкой" пальцев с непривычки помучался, а потом взял обычную 1.8 и она показалась мне шариковой ручкой Bugaga
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КILL not Вill



Зарегистрирован: 19.07.2008
Суждений: 685

64307СообщениеДобавлено: Чт 19 Мар 09, 22:34 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Блин, я чёт разогнался, она у меня 2раза пискнула и больше ни звука ;-(
Завтрема плотно сядуSmile
Слушай,стукни мне в iсq 496836617
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Ba



Зарегистрирован: 18.03.2009
Суждений: 14

64334СообщениеДобавлено: Пт 20 Мар 09, 14:57 (8 лет тому назад)    связь Ответ с цитатой

КILL not Вill пишет:
Блин, я чёт разогнался, она у меня 2раза пискнула и больше ни звука ;-(
Завтрема плотно сядуSmile
Слушай,стукни мне в iсq 496836617

стукнул, но чаще я пользуюсь скайпом, там мой ник - basilicius
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Добрый волшебник Эго-Арт)
Гость





64367СообщениеДобавлено: Сб 21 Мар 09, 00:33 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

а я счас на Варгане (Комусе) медитирую.Душевно! рекомендую.Простая в освоении вещица, а сколько удовольствий! погуглите, почитайте, купите-не пожалеете.Удачи..Своими вибрациями и игрой создает трансовые состояния, особенно низкочастотный с применением горлового пения...в контакте есть несколько групп...
Наверх
Ba



Зарегистрирован: 18.03.2009
Суждений: 14

64380СообщениеДобавлено: Сб 21 Мар 09, 11:09 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Добрый волшебник Эго-Арт) пишет:
а я счас на Варгане (Комусе) медитирую.Душевно! рекомендую.Простая в освоении вещица, а сколько удовольствий! погуглите, почитайте, купите-не пожалеете.Удачи..Своими вибрациями и игрой создает трансовые состояния, особенно низкочастотный с применением горлового пения...в контакте есть несколько групп...

Спасибо, я не ищу трансовых состояний Smile
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Добрый волшебник Эго-Арт)
Гость


Откуда: Kusa


64459СообщениеДобавлено: Вс 22 Мар 09, 21:16 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

трансовых - читай медитативных... этот смысл я вкладывал.
Наверх
Ba



Зарегистрирован: 18.03.2009
Суждений: 14

64471СообщениеДобавлено: Вс 22 Мар 09, 23:47 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Добрый волшебник Эго-Арт) пишет:
трансовых - читай медитативных... этот смысл я вкладывал.

что сказано то сказано Smile

Для меня нет МНОГО, есть одно и я узнаю его из тысяч других "состояний".
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ВА



Зарегистрирован: 08.04.2009
Суждений: 2

65613СообщениеДобавлено: Ср 08 Апр 09, 23:18 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ba пишет:
Для меня нет МНОГО, есть одно и я узнаю его из тысяч других "состояний".
То состояние, в котором слышно флейту?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дальневосточный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1
Быстрый ответ
Имя
Редактирование
Сообщение
 

 
Перейти:  
Вам можно начинать темы
Вам можно отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.079 (0.484) u0.069 s0.003, 18 0.007 [241/0]