Зарегистрирован: 21.05.2008 Суждений: 3 Откуда: Самара
№53049Добавлено: Ср 21 Май 08, 07:49 (17 лет тому назад)эмоции и бодхичитта
Только начинаю изучать буддизм, и очень не хватает понимания.
Если все эмоции нереальны, то что такое бодхичитта и как возможно, что она не только необходима, но и неизбежный результат избавления от неведения?
Возможно, я неверно подбираю слово, говоря "нереальны", имеются в виду эмоции, которые "опираются" на существование скандх. У разных людей эмоциональные реакции на разные ситуации и так могут отличаться, а если нет скандх, то эмоции тем более будут другими. То есть они меняются вместе с восприятием и нереальны по сути.
Тем не менее, есть бодхичитта как абсолютная истина правильного отношения к существам, то есть именно "правильные" эмоции, какие "должны" быть у всех.
№53059Добавлено: Ср 21 Май 08, 11:29 (17 лет тому назад)
Любовь, сострадание, радость, равностное отношение, бесстрашие, то есть все то, что проистекает непосредственно из истинной природы ума. Это и будет базовой основой бодхичитты. Гордость, гнев, желание, ревность, тупость и т.д. происходят из ошибочной эгоцентрической привычки ума, поэтому исчезают или трансформируются, когда эта привычка побеждена. _________________ Don't worry, be happy!
Зарегистрирован: 21.05.2008 Суждений: 3 Откуда: Самара
№53092Добавлено: Ср 21 Май 08, 19:59 (17 лет тому назад)
Fritz пишет:
А почему эмоции нереальны? Здесь главное расхождение.
Не знаю, а как думать о них как о реальных?
У меня почему-то получается, что нереальны. Если они переменчивы, зависят от много, а не существуют сами по себе, ими можно управлять - то это нечто нереальное. Не совсем.
Zabuka
Спасибо. После этих слов у меня мысли идут так: есть истинная природа ума и неистинная, но присущие истинной природе эмоции испытываются и в обычном состоянии, небуддистами. Как так может быть? И как им отличить, что эти эмоции истинные, а те нет, только правилами морали?
№53093Добавлено: Ср 21 Май 08, 21:14 (17 лет тому назад)
Все пять скандх пусты - нужно не просто логически осмысливать, что же это значит, это нужно ясно воспринимать.
Что такое зрительное восприятие? Это движения ума. Что такое слышимые звуки? Снова движения ума. Все чувственные ощущения - лишь движения ума. То же касается и эмоций.
Бодхичитта - буквально, ум направленный к пробуждению. Что такое спящий ум? Это такой ум, который не осознает себя, упускает себя, воспринимает только феномены, но упускает себя как причину различения этих феноменов, находится в неведении относительно своего состояния, своих намерений, своих воззрений, узнает как самого себя лишь некоторые проявления, определенные феномены, не обнаруживает причин узнавания феноменов, не обнаруживает способностей воспринимать узнавание как процесс, опирается на результаты узнавания как на самосущие явления, как на реальность.
Что такое пробужденный ум? Это такой ум, который осознает свои состояния, осознает взгляды и намерения, осознает направление внимания, движение внимания, осознает, что из момента в момент оказывается причиной движения внимания, причиной изменения направления внимания, обнаруживает способность легко рефлексировать зарождение, появление, развитие, угасание и исчезновение импульсов, устремлений, порывов и намерений.
Таким образом эмоции, как проявление состояния ума можно обнаруживать как самостоятельные состояния ума, если ум спит, и можно обнаруживать как обусловленные состояния ума, если ум пробужден.
Пробужденный ум не является результатом каких-либо длительных специальным образом направляемых усилий, пробужденный ум - это естественное состояния ума в полном покое, когда успокоены все устремления и порывы и каждый новый импульс может быть легко обнаружен.
Пробужденный ум может быть сильным и слабым. Когда пробужденный ум слаб, он легко увлекается и теряет способность обнаруживать возникающие импульсы и порывы. Когда пробужденный ум силен, он одинаково способен обнаруживать возникающие и исчезающие импульсы и порывы будучи как успокоенным, расслабленным, так и устремленным, сосредоточенным.
Бодхичитта это практика удерживания ума пробужденным. Таким образом ум обнаруживает как работают импульсы, порывы и устремления и начинает обнаруживать состояния умов других существ, отбрасывает заблуждения об самосущей индивидуальности, обнаруживает проявления индивидуальности как изменчивые, но повторяющиеся снова и снова состояния ума, и обнаруживает, что такие состояния ума не являются индивидуальными, а охватывают умы всех существ одинаковым образом.
Вследствие этого, состояния ума воспринимаются как правильные, то есть ведущие к укреплению бодрствующего ума, и как неправильные, то есть ведущие к ослаблению бодрствующего ума. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№53128Добавлено: Чт 22 Май 08, 14:10 (17 лет тому назад)
Цитата:
Не знаю, а как думать о них как о реальных?
У меня почему-то получается, что нереальны. Если они переменчивы, зависят от много, а не существуют сами по себе, ими можно управлять - то это нечто нереальное. Не совсем.
Нет, тут нужно либо туда либо сюда. Реальны или нереальны. Как может быть нечто нереальным когда оно переменчиво, не само по себе, возможное к управлению? У меня получается, что нереальное не может быть переменчивым и т.д.
Зарегистрирован: 21.05.2008 Суждений: 3 Откуда: Самара
№53174Добавлено: Чт 22 Май 08, 21:54 (17 лет тому назад)
БТР, спасибо. Удивило, что бодхичитта это получается внимание, а не сострадание. Буду думать.
Fritz, может и так... Но у меня это не столько логика, сколько уверенность. Я не могу перестать думать, что эмоции нереальны. Наверно, когда-то был сделан такой вывод и очень прочно засел. Поэтому я понимаю другую логику, но перестать думать по-своему это не помогает. :\
Зарегистрирован: 07.04.2007 Суждений: 1688 Откуда: Москва
№53182Добавлено: Чт 22 Май 08, 23:43 (17 лет тому назад)
ночь пишет:
БТР, спасибо. Удивило, что бодхичитта это получается внимание, а не сострадание. Буду думать.
БТР совершенно прав, но хочу немного добавить.
Традиционно различают абсолютную и относительную бодхичитту.
Относительная - это деятельная любовь и сострадание, а абсолютная - постижение пустотности.
Но не следует думать, что одна "выше", а другая "ниже". Скорее, это два аспекта одной целостности, проявляющейся как метод и мудрость. Правильное постижение пустотности избавляет человека от следования собственным эгоистическим устремлениям, поэтому, будучи развернуто в мир, оно становится любящей добротой.
Можно посмотреть и иначе: бодхичитта является интегральной суммой "четырех безмерных" - любви, сострадания, равностности и сорадования, но сама по себе она не есть какое-либо из этих качеств в отдельности.
Если рассуждать дальше, то в некоторых направлениях буддизма существуют техники, позволяющие порождать эти качества непосредственно из их противоположностей (например, любовь из ненависти, а сострадания из вожделения); так яды страстей-клеш преобразуются в нектар изначальной мудрости. А осуществляется это преобразование именно посредством постижения пустотности.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы