По случаю прибытия книжки А.Г. Фесюна "Кукай.Избранные труды", издательство "Серебрянные нити", 1999 год, перевод с древнеяпонского.
стр. 192
Цитата:
Значение слова "ХУМ". (Ундзи-ки)
Слово "ХУМ" содержит в себе два типа значений: неизменные и конечные. В первой части трактата разъясняются неизменные значения слова, во второй - конечные значения.
ХУМ разделяется на четыре части, поскольку имеется деление слова на четыре знака. При объяснении этого слова в "Цзинь ган дин" говорится, что оно обладает смыслами четырех знаков.
Знак "Х" - это знак тела Свадэвы, Основного Почитаемого в центре мандалы. Считается, что знак "Х" обозначает хэту (причину). На санскрите это называют хэтва. Иными словами, это означает причинную связь. Имеется Шесть Видов Причин. Из этих причин здесь мы используем пять. Это пространство объясняется в текстах Абхидхармы. Увидев знак "Х", знаем ч то вся совокупность дхарм не могла произойти без причин. Это называется неизменным значением знака "Х".
О значении знака "А". Знак "Х" включает в себя знак "А". Это - мать всех знаков, тело всех звуков, исток всего истинно сущего. "Самый первый звук, произносимый всеми, впервые открывающими рот, это звук "А". Если убрать звук "А" не объяснишь ни одного слова. Поэтому он есть мать всех звуков". Когда видишь знак "А", постигаешь пустоту, отсутствие всех дхарм. Таково неизменное значение звука "А".
Знак "У" означает отсутствие всей совокупности дхарм. Когда видишь знак "У", постигаешь непостоянство всего, Пустоту, претерпеваемые по неведению страдания, отсутствие отдельного "я и другое. Все это есть "отсутствие", что является неизменным значением знака "У".
Значение знака "М". На санскрите его называют "атман". Это, иными словами, субъект. Есть два вида субъектов. Один - субъекты-люди, другой - субъекты-дхармы. Рассмотрев значение знака "М", постигаешь, что для непросветленного сознания во всей совокупности дхарм содержится: своя индивидуальность, другие люди, все живые существа и другое. Это называется преувеличением. Это неизменное значение знака "М". Все люди этого мира знают только неизменные значения знаков и никогда не слыхали об их конечных значениях. Поэтому они остаются людьми, подверженными рождению и смерти. Татхагата знает действительно истинное, конечное значение. Поэтому его именуют Великим Просветленным.
Текст пришлось набирать вручную, в интернете текст не нашел.
Кстати, есть более новое издание "Кобо Дайси. Кукай. Избранные труды." Обложка с ваджрой на черном фоне.
У меня вот такой вариант есть. Более новый тоже приобретал пару лет назад.
Немного об авторе, для тех кто не сталкивался.
Цитата:
Андрей Григорьевич Фесюн - кандидат исторических наук (история религий), доцент Школы востоковедения ВШЭ.
Родился в 1957 году в Москве.
Окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ (1984).
Закончил аспирантуру Института Востоковедения АН (1985-87).
Сотрудник московского бюро японской телекомпании NHK (1988-1989)
Сотрудник московского бюро японской телекомпании TBS (1990-2003)
Корреспондент токийского представительства РИА Новости (2004-2007)
Руководитель токийского представительства РИА Новости (2007- 2008)
Россотрудничество - представитель в Японии - 2010-2011
НИУ ВШЭ, Школа востоковедения, доцент, академический руководитель программы "Востоковедение" - 2011-2018
Россотрудничество - руководитель представительства в Пакистане (г.Карачи) - 2018-2022
И потехи ради, статья о знаке ОМ на Рувики содержит такой комментарий:
Цитата:
В то же время буддолог Е. А. Торчинов отмечал, что слог «Ом» и подобные слоги («хум», «ах», «хри», «э-ма-хо») «не имеют никакого словарного смысла» и указывал, что эти слоги в отличие от других слогов мантр представляют собой в махаянской традиции «священную непереводимость». Торчинов отмечал, что буддист должен понять данные звукосочетания непосредственно. В таком случае при созерцательном повторении данных слогов считается, что слоги через «звуковые колебания и модуляции голоса» прямо воздействуют «на сознание и психофизические параметры повторяющего их йогина» [18]. Таким образом, мантра «ом» как самостоятельно, так и в составе других мантр и дхарани часто используется в медитативной практике.
Даже не знаю, был ли знаком буддолог Торчинов с работами Фесюна. Может был. Может не был. А может имел более простое отношение к этому звуку.
Но такая точка зрения буддолога Торчинова, выглядит конечно более примитивно. Ведь Кукай в VIII веке то уже тантрический буддизм привез в Японию. И до него привозили тоже.
Даже не знаю, был ли знаком буддолог Торчинов с работами Фесюна. Может был. Может не был. А может имел более простое отношение к этому звуку.
Нашел этот словарь Торчинова, о слоге ОМ там нет статьи, есть статья Мантры и Дхарани. Наверно имеется ввиду связь слова с предметами и явлениями окружающего мира тогда можно и так сказать: «не имеет никакого словарного смысла», то есть то, что невозможно выразить словами. Слог ОМ у тантриков имя Божества выражается как "пранава"; в индуизме пранава - "слог дающий жизнь" и имя Верховного Божества; также эпитет Вишну.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы