В палийских суттах Будда много раз сравнивает жизнь с горением, с пламенем, а также проводит метафоры с угольями и пеплом, что явно подсказывает аллегорическую игру с погребальными кострами, священным пеплом и ритуальными огнями брахманов. И везде горение = страдание жизни в какой бы то ни было телесной форме, и прекращение горения = освобождение от страдания какого бы то ни было телесного бытия.
Лишь бестелесное бытие в высших локах не подвержено грубой дукхе и полностью блаженно, однако его омрачает то, что оно не вечно. Вот где аничча непосредственно равна дукхе.
И лишь те риши и архаты, что полностью изжили всякое желание бытия - лишь они достигают вечности и полного, окончательного, абсолютного освобождения от всех видов дукхи.
Обратите внимание, что вовсе не любая изменчивость есть страдание в мирах богов, а так называется только то, что затем приводит к страданию. То есть, "изменчивость" не входит полностью в объем "страдания". Простое "что-то изменилось" - не обязательно страдание.
В сутте про приятность ниббаны (АН 9.34) рассматриваются факторы Б8П которые ощущаются болезненными. Тем более аналогично миры богов с их изменчивостью тоже "болезненны".
"Если по мере пребывания в ней ему досаждает внимание, [направленное на] воcприятие [джхановых факторов] направления ума и удержания ума, то для него это болезненно. Подобно тому, как возникающая у здорового человека боль является болезненностью, то точно так же досаждающее монаху внимание, [направленное на] воcприятие направления ума и удержания ума, является для него болезненным. А Благословенный сказал, что всё, что является болезненным – страдание. "
" Он входит и пребывает в третьей джхане, о которой Благородные говорят так: «Непоколебимый и осознанный, он пребывает в приятном пребывании». Если по мере пребывания в ней ему досаждает внимание, [направленное на] воcприятие [фактора] восторга, то для него это болезненно."
"Подобно тому, как возникающая у здорового человека боль является болезненностью, то точно так же досаждающее монаху внимание, [направленное на] воcприятие [фактора] невозмутимости, является для него болезненным. А Благословенный сказал, что всё, что является болезненным – страдание."
и т.д. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
ТМ
У вас какой то набор слов
"спящая, полупробуждение, неясен, вибрирующая, полусон",
какждое слово вообще то имеет определенный смысл,
а у вас сплошной бисер, переливающийся блёстками костюма жоглёра.
Это конечно хорошо и забавно - но не по теме
Непонятно откуда у него про максимум 4 жизни взялось. Мне кажется логичной в свете текстов классификация как в книке Па-Аук Саядо "Действие Каммы" со страницы 201
Созревание в одной из будущих жизней не ограничено обязательно что 4 и потом вдруг она не созревающей стала. Будут условия ничто не помешает ей созреть и через 5 и т.д жизней.
"Время действия
Первые четыре вида каммы можно выделить в зависимости от времени её
действия (созревания)397 / 188:
1. Камма, созревающая в текущей жизни (diṭṭha·dhamma·vedanῑya·kamma), даёт результат в этой самой жизни (atta·bhāva).
2. Камма, созревающая в следующей жизни (upapajja·vedanῑya·kamma),
даёт результат в следующей жизни.
3. Камма, созревающая в одной из будущих жизней (apar·āpariya·vedanīya·kamma), даёт результат в одной из будущих жизней после
следующей.
4. Никогда не созревающая камма (ahosi·kamma) не может дать результат. Это либо камма, созревающая в текущей жизни, либо камма,
созревающая в следующей жизни, прекратившая своё действие, то
есть от неё остаётся одно лишь название. Сюда же включаются каммы Араханта, созревающие в одной из будущих жизней, так как после Париниббаны (окончательного угасания) никакие совершённые"
им ранее каммы не смогут созреть, чтобы принести плоды."
https://www.dhamma.ru/lib/authors/paauk/kamma_1.pdf _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Вопросы тем, кто утверждает, что факторы Б8П прекращаются при достижении архатства.
Утверждаете, что Б8П прекращается при достижении его цели, которая есть архатство? Значит, вы утверждаете прекращение качеств\факторов Пути при достижении цели? Или утверждаете, что Путь отличен от факторов, его составляющих?
Какие качества\факторы из Б8П (на самом деле, у него другой путь, но это не суть, качества там те же) Будда оставил под деревом Бодхи?
Если вы утверждаете, что факторы прекращаются при смерти тела, то сперва все равно должны будете признать, что факторы не прекращаются после достижения цели Б8П.
Или же вам придется утверждать, что цель Б8П не достижение архатства, а смерть тела, и архат продолжает Б8П после обретения архатства - то есть, откажетесь от изначального тезиса.
Далее, если факторы не прекращаются при обретении архатства, какие основания утверждать их прекращение при прекращении упадана-скандх (смерти тела архата), к которым факторы Пути не просто относятся, а которым они противоположны?
(не надо, вместо ответа по сути, цитировать сутры - это считается флудом)
(понятно, что прекращальцы не могут в логику, и ответа по сути дать не смогут)
Если отталкиваться от ранее приведенных цитат про то, что Б8П впадает в ниббану и второй цитаты про то что арахант может вызывать факторы Б8П по желанию, то получается, что Б8П прекращается в ниббане, но до париниббаны факторы могут вызываться по желанию.
Идея что факторы Б8П как-то в некотором роде "вечны" - странная, так как получается что факторы приравниваются к самой ниббане. Но очевидно они ей не являются. Кстати это натолкнуло на мысль, что возможно это пример как достигший другого берега может продолжать тащить плот на себе - он в ниббане, но продолжает вызывать факторы Б8П. Но это предположение. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
У ТМ весьма подозрительные источники - сомнительные переводы, которые не только не сведены, но еще и непонятно кем сделаны. Скажем, ТМ долго (несколько лет) цитировал дурной перевод. Оказалось, что переводчик слушал лекцию и записывал на слух то, что услышал. Тут ни о какой точности речи быть не может. И еще - надо понимать, что комментаторские работы это всегда комментарии к чему-то. И необходимо указывать не только сам комментарий но и то, к какому именно тексту ПК он был дан.
Вопросы тем, кто утверждает, что факторы Б8П прекращаются при достижении архатства.
Утверждаете, что Б8П прекращается при достижении его цели, которая есть архатство? Значит, вы утверждаете прекращение качеств\факторов Пути при достижении цели? Или утверждаете, что Путь отличен от факторов, его составляющих?
Какие качества\факторы из Б8П (на самом деле, у него другой путь, но это не суть, качества там те же) Будда оставил под деревом Бодхи?
Если вы утверждаете, что факторы прекращаются при смерти тела, то сперва все равно должны будете признать, что факторы не прекращаются после достижения цели Б8П.
Или же вам придется утверждать, что цель Б8П не достижение архатства, а смерть тела, и архат продолжает Б8П после обретения архатства - то есть, откажетесь от изначального тезиса.
Далее, если факторы не прекращаются при обретении архатства, какие основания утверждать их прекращение при прекращении упадана-скандх (смерти тела архата), к которым факторы Пути не просто относятся, а которым они противоположны?
(не надо, вместо ответа по сути, цитировать сутры - это считается флудом)
(понятно, что прекращальцы не могут в логику, и ответа по сути дать не смогут)
Если отталкиваться от ранее приведенных цитат про то, что Б8П впадает в ниббану и второй цитаты про то что арахант может вызывать факторы Б8П по желанию, то получается, что Б8П прекращается в ниббане, но до париниббаны факторы могут вызываться по желанию.
Вы уверены, что вообще поняли то, что прочитали? Вызывает по желанию - иногда балаболит, хамит, а иногда вдруг хочет соблюдать правильную речь? Иногда хочет, и начинает быть буддистом по воззрению? Обычно это относят только к дхьянам.
Идея что факторы Б8П как-то в некотором роде "вечны" - странная, так как получается что факторы приравниваются к самой ниббане. Но очевидно они ей не являются.
Речь шла про Путь, а не Ниббану. Про тождественность факторов Пути ему самому. Научились у Ренаты - сочиняете то, чего не сказано, приписываете оппоненту и затем опровергаете?
Кстати это натолкнуло на мысль, что возможно это пример как достигший другого берега может продолжать тащить плот на себе - он в ниббане, но продолжает вызывать факторы Б8П. Но это предположение.
Про "плот" - это про прекращение быть учеником, обретение статуса "далее не обучающегося", что есть один из известных эпитетов архата. Это прочтение полностью логично, понятно и традиционно. Это было подробно разобрано на форуме. Там даже контекст других сутт рядом об этом. _________________ Буддизм чистой воды
Ну раз уж начали, то хотелось бы, чтобы ваши посты перестали напоминать бормотание пифии. Если даете ссылку, то указывайте автора. Если ссылка переводная, то перевод должен быть сведен. Для вас, так часто упрекающего переводчиков в неточности, сведение перевода должно быть особенно важно. Если вы приводите комментарий, то непременно следует указать, к чему именно этот комментарий, к какому конкретному тексту.
ТМ
У вас какой то набор слов
"спящая, полупробуждение, неясен, вибрирующая, полусон",
какждое слово вообще то имеет определенный смысл,
а у вас сплошной бисер, переливающийся блёстками костюма жоглёра.
Это конечно хорошо и забавно - но не по теме
Прочитали бы ссылки сперва, не ТМ же эти термины ввел. Вот тут про любимые вами "двери ума" и там же эта "вибрация": https://theravada.world/abhidhammainpractice/ _________________ Буддизм чистой воды
В палийских суттах Будда много раз сравнивает жизнь с горением, с пламенем, а также проводит метафоры с угольями и пеплом, что явно подсказывает аллегорическую игру с погребальными кострами, священным пеплом и ритуальными огнями брахманов. И везде горение = страдание жизни в какой бы то ни было телесной форме, и прекращение горения = освобождение от страдания какого бы то ни было телесного бытия.
Лишь бестелесное бытие в высших локах не подвержено грубой дукхе и полностью блаженно, однако его омрачает то, что оно не вечно. Вот где аничча непосредственно равна дукхе.
И лишь те риши и архаты, что полностью изжили всякое желание бытия - лишь они достигают вечности и полного, окончательного, абсолютного освобождения от всех видов дукхи.
Обратите внимание, что вовсе не любая изменчивость есть страдание в мирах богов, а так называется только то, что затем приводит к страданию. То есть, "изменчивость" не входит полностью в объем "страдания". Простое "что-то изменилось" - не обязательно страдание.
В сутте про приятность ниббаны (АН 9.34) рассматриваются факторы Б8П которые ощущаются болезненными. Тем более аналогично миры богов с их изменчивостью тоже "болезненны".
"Если по мере пребывания в ней ему досаждает внимание, [направленное на] воcприятие [джхановых факторов] направления ума и удержания ума, то для него это болезненно. Подобно тому, как возникающая у здорового человека боль является болезненностью, то точно так же досаждающее монаху внимание, [направленное на] воcприятие направления ума и удержания ума, является для него болезненным. А Благословенный сказал, что всё, что является болезненным – страдание. "
" Он входит и пребывает в третьей джхане, о которой Благородные говорят так: «Непоколебимый и осознанный, он пребывает в приятном пребывании». Если по мере пребывания в ней ему досаждает внимание, [направленное на] воcприятие [фактора] восторга, то для него это болезненно."
"Подобно тому, как возникающая у здорового человека боль является болезненностью, то точно так же досаждающее монаху внимание, [направленное на] воcприятие [фактора] невозмутимости, является для него болезненным. А Благословенный сказал, что всё, что является болезненным – страдание."
и т.д.
Это про факторы дхьян, а не факторы Б8П.
Хоть один адекватный защитник воззрения пропаданцев найдется? _________________ Буддизм чистой воды
Есть разные мнения по поводу «срока годности» кармы. Но он небольшой: 3-4 жизни.
Если не затруднит, можно ли чуть подробнее?
Я перепыжил с 3-я. У тхеравадинов 1-а жизнь - следующая и все.
В течение жизни у вас нагенерено 10000000, допустим, познавательных актов. Не в смысле познания нового, а просто знания - более общих "знательных" актов. Там есть и новое и уже знакомое. Все эти акты имеют 7 джаван - импульсов ума, когда объект познания уже определен вами. Джаваны идут по нарастающей: 1-я самая слабая, возможно, даст результат в этой жизни. Если нет, то станет навсегда нефункционирующей (агхоси камма). 7-я самая сильная и ведет вас к следующей жизни. Но приведет только одна. Остальные станут нефункционирующими. Промежуточные 5 джаван, средние по силе, растягиваются на все время вашей жизни в сансаре. Их результат неопределен.
Джаваны классифицируются по силе: весомая (гарука) - 5 действиий-без-промежутка, рупа-арупавачара бхавана и локуттара камма. Это срабтают в первую очередь. Если их нет, то сработает асанна - ближайшая камма. То, что вы помните или делали перед смертью. Если и такого нет, то срабатывает камма привычных действий (ачинна камма). Если и ее нет, то - неспецифицируемая каттата камма. Мелкие рандомные поступки.
Прочитать об этом можно в Abhiidhamma - Ultimate sciience, например. Или у Буддхахгосы. Оно все +\- одинаковое.
"Если первых трех не хватает, созреет какая-то камма из накопленной в прошлых жизнях."
1. Какое-то важное действие, совершенное ранее умирающим. Это может быть заслуга, такая как джхановый восторг, или же это может быть неблагой проступок. Любой из них будет настолько мощным, что затмит все другие каммы в определении перерождения. Это называется весомая камма.
2. Если не будет таких серьезных действий, созреет то, что делалось привычно — хорошее или плохое. Это называется камма привычки.
3. Если привычная камма не созревает, то приносит плоды то, что называют приближающейся к смерти каммой. В этом случае мысль, которая была пережита во время благого или неблагого поступка в недавнем прошлом, возвращается в момент смерти.
4. Если первых трех не хватает, созреет какая-то камма из накопленной в прошлых жизнях.
Вот так разные умы видят разное в одних и тех же словах.
Осталось ли у КИ умение не наступать в лужи на тропинке, когда он пришёл в магазин?
Осталась ли у Ренаты память о поворотах тропинки, по которой она шла в магазин?
Осталось ли у Sure намерение не сворачивать с тропинки, когда он дошёл до магазина?
Поскольку магазин указан как конечная цель, то обратный путь не актуален. Так что умение не наступать на лужи уже без надобности, как и память о поворотах. Тропинка осталась позади (совсем), как и навыки по ее преодолению.
Но это умение не является "потерянным". _________________ нео-буддист
По делу есть. Как прокомментируете смерть дост.Могалланы? И еще. Вы не можете поменять своих родителей и место своего рождения. Но вы можете вести себя так, что ваша камма позволит вам через какое-то время переродиться в благоприятных условиях. Так что опомнитесь, пока совсем не обезумели.
"Вы можете вести себя так , что ваша камма позволит вам через какое-то время переродиться в благоприятных условиях".Это таже камма что вас привела в эти неблагоприятные условия?Допустим кама может то в неблагоприятные,то в благоприятные условия кидать.Но тогда где здесь вы и как вы можете всем этим рулить?Даже мысль о "рулении кармой" — проекция ума , а не свободная воля.Поэтому если у вас неблагая карма,она будет поддерживать сама себя и вы будете вращатся в ней столько столько потребуется,может кальпу,а может 10 в 32 степени кальп,я даже не вижу причин почему бы ей не генерироваться вечно,а не то что вы прямо сейчас решите ХВАТИТ. Миндалевидное тело (центр страха/ярости) активируется за 0.2 секунды — быстрее, чем включается префронтальная кора (рациональное мышление).
Я перепыжил с 3-я. У тхеравадинов 1-а жизнь - следующая и все.
В течение жизни у вас нагенерено 10000000, допустим, познавательных актов. Не в смысле познания нового, а просто знания - более общих "знательных" актов. Там есть и новое и уже знакомое. Все эти акты имеют 7 джаван - импульсов ума, когда объект познания уже определен вами. Джаваны идут по нарастающей: 1-я самая слабая, возможно, даст результат в этой жизни. Если нет, то станет навсегда нефункционирующей (агхоси камма). 7-я самая сильная и ведет вас к следующей жизни. Но приведет только одна. Остальные станут нефункционирующими. Промежуточные 5 джаван, средние по силе, растягиваются на все время вашей жизни в сансаре. Их результат неопределен.
Джаваны классифицируются по силе: весомая (гарука) - 5 действиий-без-промежутка, рупа-арупавачара бхавана и локуттара камма. Это срабтают в первую очередь. Если их нет, то сработает асанна - ближайшая камма. То, что вы помните или делали перед смертью. Если и такого нет, то срабатывает камма привычных действий (ачинна камма). Если и ее нет, то - неспецифицируемая каттата камма. Мелкие рандомные поступки.
Прочитать об этом можно в Abhiidhamma - Ultimate sciience, например. Или у Буддхахгосы. Оно все +\- одинаковое.
Спасибо. То есть, средние по силе, всё-таки, делают "срок кармы" - бессрочным?
Но это именно тхеравадинский лор, джаваны только у них?
Я перепыжил с 3-я. У тхеравадинов 1-а жизнь - следующая и все.
В течение жизни у вас нагенерено 10000000, допустим, познавательных актов. Не в смысле познания нового, а просто знания - более общих "знательных" актов. Там есть и новое и уже знакомое. Все эти акты имеют 7 джаван - импульсов ума, когда объект познания уже определен вами. Джаваны идут по нарастающей: 1-я самая слабая, возможно, даст результат в этой жизни. Если нет, то станет навсегда нефункционирующей (агхоси камма). 7-я самая сильная и ведет вас к следующей жизни. Но приведет только одна. Остальные станут нефункционирующими. Промежуточные 5 джаван, средние по силе, растягиваются на все время вашей жизни в сансаре. Их результат неопределен.
Джаваны классифицируются по силе: весомая (гарука) - 5 действиий-без-промежутка, рупа-арупавачара бхавана и локуттара камма. Это срабтают в первую очередь. Если их нет, то сработает асанна - ближайшая камма. То, что вы помните или делали перед смертью. Если и такого нет, то срабатывает камма привычных действий (ачинна камма). Если и ее нет, то - неспецифицируемая каттата камма. Мелкие рандомные поступки.
Прочитать об этом можно в Abhiidhamma - Ultimate sciience, например. Или у Буддхахгосы. Оно все +\- одинаковое.
Спасибо. То есть, средние по силе, всё-таки, делают "срок кармы" - бессрочным?
Но это именно тхеравадинский лор, джаваны только у них?
Не, не делают, поскольку возможна святость. Не в этой, например, через следующую, если вы - двихетука (с двумя хету алобхи и адоши без праджни) и не сможете освободиться в этой жизни или следующей. Вся масса джаван никак на освобождение не повлияют, не сделают новые обороты 12ПС. Иначе бы никто и не освобождался. Этих джаван всегда заведомо больше.
Цитата:
джаваны только у них
Раздел виттхи (видхи, наверное на санскрите) только у них в таком объеме. В Коше этой теме меньше посвящено места. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы