Си-ва-кон སྲི་བ་དཀོན
Зарегистрирован: 19.12.2014 Суждений: 7258
|
№646350Добавлено: Ср 13 Ноя 24, 21:25 (2 дня назад) Сколько дхату (из 18-ти) в Арупье? |
|
|
|
Щербатской, как и "Коша", утверждают что всегда три
АК 1.31.a
ārūpyāptā manodharmamanovijñānadhātavaḥ / Арупа-локе присущи
мано- , дхармо- и виджняна-дахту.
Но Асанга в "Самуччае" говорит, что бывает и четыре!
Перечисляя случаи "есть видимое, нет глаза"
syāccakṣurdhātu rna cakṣuḥ / упоминает "в яйце, эмбрионе, у утратившего глаз после того как имел его" и
ārūpyeṣūpapannasya pṛthagjanasya у притхагджны, рожденного в Арупье.
Здесь сокрыто какое-то Учение Асанги и я пока даже не представляю где "копать".
Имеющихся данных в "Самуччае" маловато для расшифровки
Имеем лишь
syāccakṣurna cakṣurdhātuḥ / yathā arhataścaramaṃ cakṣuḥ / Есть глаз нет видимого, как в последнем моменте архата.
na syāccakṣurna cakṣurdhātuśca /
nirupādhiśeṣanirvāṇadhātusamāpannasya ārūpyeṣūpapannasyāryasya vā // Нет глаза, нет видимого
у достигшего нирваны без остатка
или у арьи, рожденного в Арупье.
syānmano na manodhātuḥ / yathā arhataścaramaṃ manaḥ / Есть манас, нет мано-дхату, как манас архата в последний [мыслительный] момент.
syānmanodhāturna manaḥ / yathā nirodhasamāpannasya Есть мано-дхату, нет манаса, как у достигшего ниродха-самапатти.
na syānmano 'pi manodhāturapi / yathā nirūpādhiśeṣanirvāṇadhātusamāpannasya / Нет ни манаса, ни манодхату, как у достигшего нирваны без остака.
Пока отмечу лишь некое сходство (по наличии индрии при отсутствии объекта)
Есть глаз нет видимого, как в последнем моменте архата.
Есть манас, нет мано-дхату, как манас архата в последний [мыслительный] момент.
Наличие индрии по отсутствии объектов фиксируется и в Рупа-локе (для запаха и вкуса).
Асангой ясно и четко показана лестница от камалоки до нирваны без остатка
1. Камалока - 18 дхату
2. Рупалока - 14.
3. Арупья - 3 (или даже 4)
4. НС - 1
5. Нирвана без остатка - 0.
А насчет указанных им примеров говорит, что остальные случаи рассматриваются по аналогии.
Т.е. считает, что сказанного им достаточно для полной реконструкции. _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча |
|