Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Учитель vs. Проповедник


 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Чайная
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 29204

613343СообщениеДобавлено: Вс 20 Ноя 22, 17:01 (2 мес. назад)    Учитель vs. Проповедник Ответ с цитатой

Людям, приходящим в храмы и на духовные занятия в центры медитации, а также всем, кто интересуется религией и религиозными вопросами, а в особенности тем из них, кого больше волнуют вопросы философии, за ними стоящие — всем таким людям полезно знать, что там, куда они приходят, они вовсе не обязательно встретят Учителя.
Пишу это слово с большой буквы, чтобы подчеркнуть особость учительского статуса. Он сильно, даже разительно отличается от статуса проповедника и тем более от статусов евангелиста, визионера, тютора-коуча, а про статусы инструктора по йоге или самодеятельного вдохновителя (это те люди, что выступают с духо-подъёмными речами и проводят мотивационные тич-ины и тренинги) и вовсе не стоит говорить.
Все перечисленные статусы, кроме учительского — это статусы торговцев на медиа-рынке. Если представить себе большой городской базар, то эти люди занимают несколько рядов в той части базара, где раскладываются ювелиры, различные ремесленные художники, а с другой стороны продавцы книг и всякой другой литературы. Вот в промежутке между ними и работают все перечисленные выше статусы, зазывая попутно пришедших в лавки ювелиров, художников и книжников. Кстати, сказать, вовсе не такая уж презренная работа, как некоторым может показаться. Работа в области народного просвещения — дело вполне уважаемое.
Но почему статус Учителя вне этих стройных рядов? - спросите вы. Я отвечу так: потому, что не надо путать народное просвещение и личное, личностное образование. Учитель работает не в просвещении, а в образовании. На нашем воображаемом базаре этот ряд стоит по другую сторону книжных рядов, и единственное, что его одновременно и связывает, и разделяет с рядами деятелей культпросвета — это вот эти самые книжные ряды.
Но тут есть очень важный момент: Учитель не посылает вас за книгой, которую вам непременно нужно купить (о чём как раз очень старательно говорят деятели культпросвета). Он либо даёт вам её (бесплатно или же за символическую плату, называемую нередко даной), либо вы приходите к нему уже со своей книгой. И тогда Учитель помогает вам эту книгу понять, чтобы потом её можно было отдать кому-нибудь, кому она будет нужнее.

Выражение «духовная пища», хотя и чрезвычайно затёрто, но всё же является очень точной метафорой. То, что мы в самом широком обиходе именуем этими словами, действительно является пищей — для души и для ума. И совершенно правильно, когда под этим словосочетанием в первую очередь понимаются произведения искусства или даже Искусство вообще.
Именно произведения искусства содержат в себе целебные ингредиенты и полезные элементы в первую для души, поскольку эмоциональный отклик — это важнейшая составляющая того, в чём присутствует Искусство; но и в не меньшей мере в них питательных элементов для ума — так как произведение Искусства никогда не может быть бессмысленным украшением. Искусство всегда осмысленно. Даже вроде бы чисто эмоциональные росчерки и пятна современного художника-абсурдиста преисполнены стремления к осмыслению — именно поэтому художник и выплёскивает свои краски на полотно. Это нечто родственное магическому гаданию — всматриваясь в эмоциональный след, пытаться распознать в нём что-то, что отзовётся и в душе, и в уме. Хотя бы просто одним словом или даже каким-то междометием…
Людям действительно нужна эта пища. Кому-то, может быть, совсем немного, в размере таблетки или коробки конфет, но есть те, кому нужно больше… иногда существенно больше. Эти люди буквально испытывают «духовный голод». Вся их пища скучна и однообразна. Но однажды они попробовали нечто другое, и теперь им хочется большего… Или же они даже просто услышали от кого-то рассказ о том, что есть другая пища и она несказанно лучше…
Нередко переживание такого духовного голода порождает своего рода «духовную всеядность», а вернее сказать — ненасытность.
Впрочем, вот эта ненасытность как раз и является главным «рычагом», за который тянут работники культурного просвещения и освещения. Предлагаемая, рекламируемая и продаваемая ими пища не даёт насыщения. Она обладает яркими вкусами, дразнящим запахом и красочным видом, но ей вы никак не можете действительно утолить свой голод, так как, получив удовольствие от поедания этой пищи, вам очень скоро хочется ещё. А всё потому, что эта пища не успокаивает вас — наоборот, она вас возбуждает.
Конечно же, человеку от пищи нужен заряд энергии. «Кто хорошо ест, тот хорошо работает» - эту крестьянскую поговорку мы все с детства знаем. И восприняв её как истину в последней инстанции, о чём нам страстно вещали на протяжении всей жизни работники культпросвета, мы привыкаем к фаст-фуду, к энергетикам и стимуляторам. Я сейчас как раз про духовную пищу говорю, но метафора, опять же, абсолютно точна. Духовный голод и порождённая им духовная всеядность делают человека неразборчивым, часто невнимательным (из-за постоянной возбуждённости), немного нервным и по сути очень поверхностным — точно так же, как поверхностны в суждении о тонкостях кулинарии потребители милк-шейков и шавермы.
Однако те, кто, не насытившись, не удовлетворившись тем, что предлагают культурные просветители, устремляют свой умственный взор туда, на что нередко деятели культпросвета указывают как на Искусство или Мастерство (опять ставлю это слово с большой буквы, чтобы подчеркнуть равенство этого статуса с Искусством) — они приходят в храмы и на духовные занятия в центры медитации.
Но, к сожалению, нет никакой гарантии, что они не встретят там, вместо учителя, проповедника, евангелиста или вовсе какого-нибудь техника-мотиватора. К сожалению, там они встречаются гораздо чаще учителей.
Впрочем, отличить одних от других весьма не трудно. Учитель, в отличие от всех остальных деятелей, даёт тебе то, чем ты насыщаешься. Поначалу это насыщение недолгое, но оно всё равно значительно дольше, чем та духовная пища, которой вы питались ранее. Да, вот такой простой критерий. Затем вы получаете ещё, и на этот раз насыщение ещё дольше, ещё более полное… В конце концов учитель помогает вам окончательно удовлетворить свой голод. Вернее, помогает вам обуздать его — в первую очередь перестать есть всё подряд, поняв, какая именно духовная пища вам действительно нужна и полезна. Спокойно и без голодного блеска в глазах вы насыщаетесь этой пищей, когда у вас есть в этом потребность. И в остальное время вы ощущаете и осознаёте покой и свободу.
Это, собственно, и есть истинное назначение любой, как физической, так и духовной пищи. Упомянутая выше крестьянская поговорка чрезвычайно лукава, ведь в ней скрыта самая банальная корысть. Работа же не выполняется ради удовольствия от самого выполнения работы (что бы там ни голосили идеологи бесплатного труда). Работа выполняется человеком для того, чтобы обеспечить себе, как в народе говорится, пищу и кров, а если по-научному — обеспечить себе удовлетворённость, благодушие и безопасность. А эти три компонента и есть ни что иное, как покой и свобода. Эти слова можно даже выстроить в один ряд, где первые три означают финальные два, а два финальных сливаются в единое понятие.
При этом вовсе не значит, что учитель не берёт со своих учеников никакой платы, что он «работает бесплатно». Учитель выполняет свою работу, делает своё дело. Но задача у него не в том, чтобы поиметь с вас денег. Учитель может принимать плату от учеников и даже устанавливать некоторые правила в этом отношении.

В одной из случайно попавшихся древних китайских книжек я как-то встретил интересный мини-рассказ на эту тему. Что за книжка, не помню, но этот рассказ запомнился мне так:

Цитата:
Помощник одного известного учителя словесности и права попросил его установить какую-то плату за его уроки, которые он проводил для всех желающих в городе. Желающих было довольно много, и помощник пожаловался на то, что с этим связаны порядочные издержки. Хорошо, - сказал учитель, - возьми горсть монет из чаши для подаяния у выхода и покажи мне ту, которая самая чистая, которую вытерли тысячи человеческих рук так, что она блестит ярче других.
Помощник так и сделал, и принёс учителю самую расхожую монету в 5 шу. Вот, - сказал учитель, - путь это и будет той установленной платой, которую ты просишь.

(шу — старинная мера веса, равная весу 100 зерен проса; начиная со времён императора У-ди (вторая половина второго века н.э) эта монета чеканилась ещё 700 лет, а в хождении была и того дольше; была монетой самого малого номинала, чаще всего использовавшегося в мелкой торговле)

Получает ли Учитель какие-то ещё доходы? Ну, это дело учителя, каким образом обеспечить себе содержание. Как правило, скромность запросов тут играет определяющую роль.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Экалавья



Зарегистрирован: 26.12.2021
Суждений: 1365
Откуда: Пантикапей

613377СообщениеДобавлено: Пн 21 Ноя 22, 11:13 (2 мес. назад)     Ответ с цитатой

Сколько пищеварительных метафор, панфагийное существо человек - всё пробует на вкус, жуёт, переваривает и отрыгивается. Проповедник зовёт к столу, Учитель обучает здоровому питанию. Видел сегодня переиздание книг ламы Сопа Ринпоче под названием - "Вкус Дхармы".

Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
aurum



Зарегистрирован: 10.04.2012
Суждений: 6724

613378СообщениеДобавлено: Пн 21 Ноя 22, 11:24 (2 мес. назад)     Ответ с цитатой

Учитель это человек у которого есть ученики которые, в свою очередь, признают в этом человеке своего учителя.
А все остальные рассуждения в духе кто же есть НАСТОЯЩИЙ учитель это пустая болтовня.

Противопоставлять понятия "учитель" и "проповедник" глупо.

_________________
[censored]


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 29204

613380СообщениеДобавлено: Пн 21 Ноя 22, 12:25 (2 мес. назад)     Ответ с цитатой

Экалавья пишет:
Сколько пищеварительных метафор, панфагийное существо человек - всё пробует на вкус, жуёт, переваривает и отрыгивается. Проповедник зовёт к столу, Учитель обучает здоровому питанию. Видел сегодня переиздание книг ламы Сопа Ринпоче под названием - "Вкус Дхармы".
Да, всё тем же базовые принципы. Будда тоже так учил: эки нама ким? (что есть номер один) - спрашивал он, и ученик отвечал - ахара! (пища).

Ответы на этот пост: Экалавья
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 29204

613382СообщениеДобавлено: Пн 21 Ноя 22, 12:28 (2 мес. назад)     Ответ с цитатой

aurum пишет:
Учитель это человек у которого есть ученики которые, в свою очередь, признают в этом человеке своего учителя.
А все остальные рассуждения в духе кто же есть НАСТОЯЩИЙ учитель это пустая болтовня.

Противопоставлять понятия "учитель" и "проповедник" глупо.
С моей точки зрения это очень поверхностное, сугубо материалистическое суждение.
Ученик ведь - это не тот, кто заявляет себя учеником какого-то учителя, а тот, кто чему-то у этого учителя научился. По плодам о дереве судят.


Ответы на этот пост: aurum
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
aurum



Зарегистрирован: 10.04.2012
Суждений: 6724

613386СообщениеДобавлено: Пн 21 Ноя 22, 12:41 (2 мес. назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
aurum пишет:
Учитель это человек у которого есть ученики которые, в свою очередь, признают в этом человеке своего учителя.
А все остальные рассуждения в духе кто же есть НАСТОЯЩИЙ учитель это пустая болтовня.

Противопоставлять понятия "учитель" и "проповедник" глупо.
С моей точки зрения это очень поверхностное, сугубо материалистическое суждение.
Ученик ведь - это не тот, кто заявляет себя учеником какого-то учителя, а тот, кто чему-то у этого учителя научился. По плодам о дереве судят.

Учитель, кстати говоря, тоже должен признать, является ли гражданин его учеником. Взаимное признание, так сказать.
А по поводу плодов - пустая болтовня! Как учитель может быть плохим или хорошим, так и ученик, может быть плохим или хорошим.

_________________
[censored]
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Экалавья



Зарегистрирован: 26.12.2021
Суждений: 1365
Откуда: Пантикапей

613396СообщениеДобавлено: Пн 21 Ноя 22, 13:51 (2 мес. назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Да, всё тем же базовые принципы. Будда тоже так учил: эки нама ким? (что есть номер один) - спрашивал он, и ученик отвечал - ахара! (пища).

Материальная и духовная пища (контакт, надежда, сознание), так или иначе, - жуть фагийной цепи сансары - от поедания риса до пожирания Дхармы:



.jpg
 Описание:
 Размер файла:  62.25 KB
 Просмотрено:  106 раз(а)

.jpg


Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 29204

613397СообщениеДобавлено: Пн 21 Ноя 22, 13:53 (2 мес. назад)     Ответ с цитатой

Да, и ещё Бхагаван говорил, что Дхарма - это утоление голода и жажды.
Я понимаю, что пищевая ассоциация выглядит примитивизирующим акцентом - от этого акцента пытались избавиться, как нам хорошо известно, джайны Нигантхапутты - вместе с едой и собственно телом. Некоторые созвучия с ними есть в и РБТ.


Ответы на этот пост: Экалавья
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Экалавья



Зарегистрирован: 26.12.2021
Суждений: 1365
Откуда: Пантикапей

613402СообщениеДобавлено: Пн 21 Ноя 22, 15:04 (2 мес. назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Да, и ещё Бхагаван говорил, что Дхарма - это утоление голода и жажды.
Я понимаю, что пищевая ассоциация выглядит примитивизирующим акцентом - от этого акцента пытались избавиться, как нам хорошо известно, джайны Нигантхапутты - вместе с едой и собственно телом. Некоторые созвучия с ними есть в и РБТ.

Феномен фундаментальный, наш язык, начиная со слова "язык" перегружен фагийными метафорами, как писал Арто - "в начале было не слово, а голод". В средневековье христианские монахи рассуждали о человеке в Царстве Небесном, о том, что ему там не нужен будет желудок, а значит и кишечник, выводное отверстие, рот и т.д. Святость часто ассоциируется с голодовкой - от религиозных постов до политических протестов (голодовка как техника духовного прозрения). Думаю, нужно отличать, где Бхагаван пользует формальное сравнение, а где акцентирует внимание на антропологичеком изъяне - необходимости вступать в отношение поедания.

В этом смысле - проповедник - существо прожорливое.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Андрей Васильев



Зарегистрирован: 20.10.2021
Суждений: 108

613890СообщениеДобавлено: Вс 27 Ноя 22, 19:57 (2 мес. назад)     Ответ с цитатой

Учителя можно и не встретить вовсе, а, встретив, не понять, что это Учитель Sad
_________________
Тодзан сказал собравшимся монахам: - Слова ничего не выражают, словами делу не поможешь, верящий в слова неминуемо погибнет, повторяющий чужие слова подвергнется заблуждению
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Чайная Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.025 (0.422) u0.012 s0.004, 21 0.009 [286/0]