Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

ответ на безответный вопрос "вечен или не вечен мир"

Страницы 1, 2  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10349
Откуда: Москва

638742СообщениеДобавлено: Чт 25 Янв 24, 13:16 (3 мес. назад)    ответ на безответный вопрос "вечен или не вечен мир" Ответ с цитатой

на вопрос "вечен или не вечен мир" Будда не давал ответа и так этот вопрос и оставался в безответных.

однако 200 лет назад Кант написал "Критику чистого разума", в которой указывается, что делать с такими вопросами.

"разматывание" 12ПС назад (если есть звено N, то значит было и звено N-1) - это регрессивный синтез, о котором разум и спрашивает себя (в своём безответном вопросе) - "будет ли когда-нибудь остановка или нет ?".

И на этот вопрос буддизм легко может дать ответ, используя свою основную истину - саму 12ПС:

с одной стороны мир можно считать вечным, потому что у регрессивного синтеза не будет конца (мы всё время можем переходить к более раннему звену),
а с другой стороны мир можно считать возникшим (т.е. мы можем остановиться в регрессивном синтезе) - т.к. 12ПС есть самозамкнутый цикл. Сама 12ПС и есть начало мира.

----
для простоты понимания можно задать себе вопрос "конечна или бесконечна окружность". Тут ответ будет такой же, как и про мир.

----

таким образом, ответ на безответный вопрос о мире содержится просто в указании на 12ПС.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: Экалавья
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
LS_rus78
LS Сергей


Зарегистрирован: 16.09.2021
Суждений: 2123
Откуда: Мартышкино

638743СообщениеДобавлено: Чт 25 Янв 24, 14:20 (3 мес. назад)     Ответ с цитатой

бесконечность - изобретение ума, фикция, слово ни о чём за пределами ума
то же и с вечностью
поэтому Будда и не отвечал на подобные вопросы


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48696

638744СообщениеДобавлено: Чт 25 Янв 24, 14:52 (3 мес. назад)     Ответ с цитатой

LS_rus78 пишет:
бесконечность - изобретение ума, фикция, слово ни о чём за пределами ума
то же и с вечностью
поэтому Будда и не отвечал на подобные вопросы

На какие вопросы Будда отвечал, которые "о чём" за пределами ума?

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: LS_rus78
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
LS_rus78
LS Сергей


Зарегистрирован: 16.09.2021
Суждений: 2123
Откуда: Мартышкино

638745СообщениеДобавлено: Чт 25 Янв 24, 15:42 (3 мес. назад)     Ответ с цитатой

LS_rus78 пишет:
бесконечность - изобретение ума, фикция, слово ни о чём за пределами ума
то же и с вечностью
поэтому Будда и не отвечал на подобные вопросы

На какие вопросы Будда отвечал, которые "о чём" за пределами ума?

Например, о том, что существуют параматтхи - читты, четасики, рупа, Ниббана - за пределами ума, независимо от ума


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48696

638746СообщениеДобавлено: Чт 25 Янв 24, 15:53 (3 мес. назад)     Ответ с цитатой

LS_rus78 пишет:
LS_rus78 пишет:
бесконечность - изобретение ума, фикция, слово ни о чём за пределами ума
то же и с вечностью
поэтому Будда и не отвечал на подобные вопросы

На какие вопросы Будда отвечал, которые "о чём" за пределами ума?

Например, о том, что существуют параматтхи - читты, четасики, рупа, Ниббана - за пределами ума, независимо от ума

Читты за пределами ума? Вопросов больше не имею.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: LS_rus78
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Экалавья



Зарегистрирован: 26.12.2021
Суждений: 2291
Откуда: Пантикапей

638748СообщениеДобавлено: Чт 25 Янв 24, 15:59 (3 мес. назад)    Re: ответ на безответный вопрос "вечен или не вечен мир" Ответ с цитатой

Кира пишет:
однако 200 лет назад Кант написал "Критику чистого разума", в которой указывается, что делать

"разматывание" 12ПС...

для простоты понимания ... ответ будет такой же, как и про мир.

ответ на безответный вопрос о мире содержится просто...

Чёт, как-то не впечатляет, не греет.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
LS_rus78
LS Сергей


Зарегистрирован: 16.09.2021
Суждений: 2123
Откуда: Мартышкино

638749СообщениеДобавлено: Чт 25 Янв 24, 16:07 (3 мес. назад)     Ответ с цитатой

LS_rus78 пишет:
LS_rus78 пишет:
бесконечность - изобретение ума, фикция, слово ни о чём за пределами ума
то же и с вечностью
поэтому Будда и не отвечал на подобные вопросы

На какие вопросы Будда отвечал, которые "о чём" за пределами ума?

Например, о том, что существуют параматтхи - читты, четасики, рупа, Ниббана - за пределами ума, независимо от ума

Читты за пределами ума? Вопросов больше не имею.

Да. Например,

Сознание глаза с его читтами - за пределами ума


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
LS_rus78
LS Сергей


Зарегистрирован: 16.09.2021
Суждений: 2123
Откуда: Мартышкино

638750СообщениеДобавлено: Чт 25 Янв 24, 16:28 (3 мес. назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Сознание глаза с его читтами - за пределами ума

Б'ольшая часть сознания глаза до ума вообще не доходит.
Такое происходит, когда объект является большим, слабым или очень слабым (по классификации Абхидхаммы).
В этих случаях объект не способен просуществовать до двери ума, его регистрирующих моментов - происходит возврат в бхавангу.
Только очень большой объект доживает до дверей ума.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48696

638751СообщениеДобавлено: Чт 25 Янв 24, 16:42 (3 мес. назад)     Ответ с цитатой

LS_rus78 пишет:
LS_rus78 пишет:
LS_rus78 пишет:
бесконечность - изобретение ума, фикция, слово ни о чём за пределами ума
то же и с вечностью
поэтому Будда и не отвечал на подобные вопросы

На какие вопросы Будда отвечал, которые "о чём" за пределами ума?

Например, о том, что существуют параматтхи - читты, четасики, рупа, Ниббана - за пределами ума, независимо от ума

Читты за пределами ума? Вопросов больше не имею.

Да. Например,

Сознание глаза с его читтами - за пределами ума

Сознание и ум - одно и то же.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: LS_rus78
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
LS_rus78
LS Сергей


Зарегистрирован: 16.09.2021
Суждений: 2123
Откуда: Мартышкино

638752СообщениеДобавлено: Чт 25 Янв 24, 17:08 (3 мес. назад)     Ответ с цитатой

LS_rus78 пишет:
LS_rus78 пишет:
LS_rus78 пишет:
бесконечность - изобретение ума, фикция, слово ни о чём за пределами ума
то же и с вечностью
поэтому Будда и не отвечал на подобные вопросы

На какие вопросы Будда отвечал, которые "о чём" за пределами ума?

Например, о том, что существуют параматтхи - читты, четасики, рупа, Ниббана - за пределами ума, независимо от ума

Читты за пределами ума? Вопросов больше не имею.

Да. Например,

Сознание глаза с его читтами - за пределами ума

Сознание и ум - одно и то же.

Здесь налицо терминологическая путаница. Смотря что называть сознанием.
В самом общем варианте, сознание - это читта, её возникновение, существование и прекращение.
Тогда читта "сознание глаза", №13, поддерживаемая глаз-основой и берущая в качестве объекта видимую форму - это тоже сознание.
Если же под сознанием понимать обязательное включение в процесс ума, тогда вы правы.

Я понимаю, вы хотите сказать, что одна читта ничего не даёт, поэтому это ещё не сознание - возможно.

Однако, если даже оставить в процессе пяти дверей ум (последующие после сознания глаза читты ума), тогда, возможно, тоже всё в порядке.
Проблемы возникают тогда, когда ум работает не с пятью дверьми, обслуживая их -
но в случае с ум-дверью, когда ум имеет в качестве входа не одну из сенсорных дверей, но самого себя.

Пожалуй, я переформулирую мысль об ущербности ума:
сам по себе ум безобиден и полезен - но становится монстром,
когда начинает разговаривать сам собой,
имея в качестве входа ум-дверь, то есть самого себя, впадая, таким образом, в дурные рекурсивные циклы.

Не ум сам по себе зло, но ум-дверь - зло

Напомню: ум-дверь - это сознание ума, имеющее на входе не сознания сенсорных дверей, а исключительно сознание ума


Ответы на этот пост: ТМ, КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 12681

638753СообщениеДобавлено: Чт 25 Янв 24, 17:24 (3 мес. назад)     Ответ с цитатой

Определите сначала что такое «мир». Физический, химический, эмоциональный, внутренний, эмпирический?

«Лока» - это не совсем мир. А восприятие существ, 5 скандх. То есть в титуле «локавид» у Будды будет «знаток восприятий существ». «Знаток миров» - это литературно, для красоты.

12ПС не окружность, а развивающаяся смена состояний. Незнание нейма когда он был сатанистом-роцкером, а потом стал протестантом, одинаковое только по отношению к отдельному предмету. Это не фактически окружность, а абстрактно.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 12681

638754СообщениеДобавлено: Чт 25 Янв 24, 17:32 (3 мес. назад)     Ответ с цитатой

LS_rus78 пишет:
LS_rus78 пишет:
LS_rus78 пишет:
LS_rus78 пишет:
бесконечность - изобретение ума, фикция, слово ни о чём за пределами ума
то же и с вечностью
поэтому Будда и не отвечал на подобные вопросы

На какие вопросы Будда отвечал, которые "о чём" за пределами ума?

Например, о том, что существуют параматтхи - читты, четасики, рупа, Ниббана - за пределами ума, независимо от ума

Читты за пределами ума? Вопросов больше не имею.

Да. Например,

Сознание глаза с его читтами - за пределами ума

Сознание и ум - одно и то же.

Здесь налицо терминологическая путаница. Смотря что называть сознанием.
В самом общем варианте, сознание - это читта, её возникновение, существование и прекращение.
Тогда читта "сознание глаза", №13, поддерживаемая глаз-основой и берущая в качестве объекта видимую форму - это тоже сознание.
Если же под сознанием понимать обязательное включение в процесс ума, тогда вы правы.

Я понимаю, вы хотите сказать, что одна читта ничего не даёт, поэтому это ещё не сознание - возможно.

Однако, если даже оставить в процессе пяти дверей ум (последующие после сознания глаза читты ума), тогда, возможно, тоже всё в порядке.
Проблемы возникают тогда, когда ум работает не с пятью дверьми, обслуживая их -
но в случае с ум-дверью, когда ум имеет в качестве входа не одну из сенсорных дверей, но самого себя.

Пожалуй, я переформулирую мысль об ущербности ума:
сам по себе ум безобиден и полезен - но становится монстром,
когда начинает разговаривать сам собой,
имея в качестве входа ум-дверь, то есть самого себя, впадая, таким образом, в дурные рекурсивные циклы.

Не ум сам по себе зло, но ум-дверь - зло

Напомню: ум-дверь - это сознание ума, имеющее на входе не сознания сенсорных дверей, а исключительно сознание ума

>>сознание - это читта
>>сознание - это сознание


Laughing

Читта, манас и виджняна - это одна и та же нама в тхераваде, различаясь только по контексту употребления.

А определение сознания в тхераваде трудно найти.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10349
Откуда: Москва

638755СообщениеДобавлено: Чт 25 Янв 24, 17:34 (3 мес. назад)     Ответ с цитатой

Мир - это буддийский мир - «опыт»

Вопрос привычный западному уму про безначальность/возникновение мира в буддийских терминах переформулируется как «есть ли у 12пс начало или она безначальна»

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: LS_rus78
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
LS_rus78
LS Сергей


Зарегистрирован: 16.09.2021
Суждений: 2123
Откуда: Мартышкино

638756СообщениеДобавлено: Чт 25 Янв 24, 17:39 (3 мес. назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
Мир - это буддийский мир - «опыт»

Вопрос привычный западному уму про безначальность/возникновение мира в буддийских терминах переформулируется как «есть ли у 12пс начало или она безначальна»

Безначальность не означает бесконечность.
Будда неоднократно говорил, что начала не УВИДЕТЬ - он нигде не говорил, что начало есть или его нет - это за пределами ума, не говоря уже о глазе и остальных сенсорных дверях
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48696

638757СообщениеДобавлено: Чт 25 Янв 24, 19:13 (3 мес. назад)     Ответ с цитатой

LS_rus78 пишет:
LS_rus78 пишет:
LS_rus78 пишет:
LS_rus78 пишет:
бесконечность - изобретение ума, фикция, слово ни о чём за пределами ума
то же и с вечностью
поэтому Будда и не отвечал на подобные вопросы

На какие вопросы Будда отвечал, которые "о чём" за пределами ума?

Например, о том, что существуют параматтхи - читты, четасики, рупа, Ниббана - за пределами ума, независимо от ума

Читты за пределами ума? Вопросов больше не имею.

Да. Например,

Сознание глаза с его читтами - за пределами ума

Сознание и ум - одно и то же.

Здесь налицо терминологическая путаница. Смотря что называть сознанием.
В самом общем варианте, сознание - это читта, её возникновение, существование и прекращение.
Тогда читта "сознание глаза", №13, поддерживаемая глаз-основой и берущая в качестве объекта видимую форму - это тоже сознание.
Если же под сознанием понимать обязательное включение в процесс ума, тогда вы правы.

Я понимаю, вы хотите сказать, что одна читта ничего не даёт, поэтому это ещё не сознание - возможно.

Однако, если даже оставить в процессе пяти дверей ум (последующие после сознания глаза читты ума), тогда, возможно, тоже всё в порядке.
Проблемы возникают тогда, когда ум работает не с пятью дверьми, обслуживая их -
но в случае с ум-дверью, когда ум имеет в качестве входа не одну из сенсорных дверей, но самого себя.

Пожалуй, я переформулирую мысль об ущербности ума:
сам по себе ум безобиден и полезен - но становится монстром,
когда начинает разговаривать сам собой,
имея в качестве входа ум-дверь, то есть самого себя, впадая, таким образом, в дурные рекурсивные циклы.

Не ум сам по себе зло, но ум-дверь - зло

Напомню: ум-дверь - это сознание ума, имеющее на входе не сознания сенсорных дверей, а исключительно сознание ума

Это всё номинальные деления, не метафизические. Различие по факту - "сознание глаза" это такой ум, объект которого видимое.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: LS_rus78
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.032 (0.542) u0.019 s0.000, 18 0.013 [267/0]