Дуккха (dukkha) — дословно «то, что тяжело нести»; неудовлетворительность, болезненное чувство, которое может быть телесным или умственным; также означает неудовлетворительную природу всех составных (обусловленных) феноменов, которая является таковой из-за их непостоянства, то есть дуккха включает в себя Суккху и противопоставляется Ниббане (необусловлена, постоянна).
Да, как я говорил, где-то это вполне может быть, но я лично с этим не соглашусь.
аничча, одна из трех основополагающих характеристик существования, означает непостоянство, нестабильность, изменяющийся поток всех обусловленных дхамм
счастье - обусловленная дхамма (только ниббана является необусловленной), следовательно счастье содержит в себе характеристику аничча и, таким образом, является дуккхой
счастье - сегодня есть, завтра его нет - и чё?
типа, сегодня ниббана, а завтра не ниббана?
парам суккхам - "выше счастья"
То есть: счастье хорошо, нирвана лучше. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№595943Добавлено: Ср 22 Дек 21, 13:20 (3 года тому назад)
Горсть листьев
Ну вот же (по ссылке выше)
[Благословенный сказал]: «Монахи, существует плотский восторг, существует духовный восторг, существует восторг, что превыше духовного. Существует плотское счастье, существует духовное счастье, существует счастье, что превыше духовного. Существует плотская невозмутимость, существует духовная невозмутимость, существует невозмутимость, что превыше духовной. Существует плотское освобождение, существует духовное освобождение, существует освобождение, что превыше духовного.
Плотский восторг
И что такое, монахи, плотский восторг? Монахи, есть эти пять нитей чувственного удовольствия. Какие пять? Формы, познаваемые глазом – милые, приятные, чарующие, привлекательные, воспаляющие желание, соблазнительные. Звуки, воспринимаемые ухом… Запахи, воспринимаемые носом… Вкусы, воспринимаемые языком… Тактильные ощущения, воспринимаемые телом – милые, приятные, чарующие, привлекательные, воспаляющие желание, соблазнительные. Таковы пять нитей чувственного удовольствия. Восторг, возникающий в зависимости от этих пяти нитей чувственного удовольствия, называется плотским восторгом.
Духовный восторг
И что такое, монахи, духовный восторг? Вот, монахи, монах, оставивший чувственные удовольствия, оставивший неблагие качества, входит и пребывает в первой джхане: восторг и удовольствие, рождённые [этим] оставлением сопровождаются направлением ума [на объект медитации] и удержанием ума [на этом объекте]. С успокоением направления и удержания ума, он входит и пребывает во второй джхане: [его наполняют] восторг и удовольствие, рождённые сосредоточением, и единение ума, который свободен от направления и удержания – [он пребывает] во внутренней устойчивости. Это называется духовным восторгом.
Восторг, что превыше духовного
И что такое, монахи, восторг, что превыше духовного [восторга]? Когда монах, чьи пятна [загрязнений ума] уничтожены, пересматривает свой ум, освобождённый от жажды, освобождённый от злобы, освобождённый от заблуждения – [в нём] возникает восторг. Это называется восторгом, что превыше духовного.
Плотское счастье
И что такое, монахи, плотское счастье? Монахи, есть эти пять нитей чувственного удовольствия. Какие пять? Формы.. звуки… запахи… вкусы… тактильные ощущения… – милые, приятные, чарующие, привлекательные, воспаляющие желание, соблазнительные. Таковы пять нитей чувственного удовольствия. Счастье, возникающее в зависимости от этих пяти нитей чувственного удовольствия, называется плотским счастьем.
Духовное счастье
И что такое, монахи, духовное счастье? Вот, монахи, монах, оставивший чувственные удовольствия, оставивший неблагие качества, входит и пребывает в первой джхане… во второй джхане… с успокоением восторга он пребывает невозмутимым, осознанным и бдительным, и ощущает приятное телом. Он входит и пребывает в третьей джхане, о которой Благородные говорят так: «Непоколебимый и осознанный, он пребывает в удовольствии». Это называется духовным счастьем.
Счастье, что превыше духовного
И что такое, монахи, счастье, что превыше духовного [счастья]? Когда монах, чьи пятна [загрязнений ума] уничтожены, пересматривает свой ум, освобождённый от жажды, освобождённый от злобы, освобождённый от заблуждения – [в нём] возникает счастье. Это называется счастьем, что превыше духовного.
Плотская невозмутимость
И что такое, монахи, плотская невозмутимость. Монахи, есть эти пять нитей чувственного удовольствия. Какие пять? Формы.. звуки… запахи… вкусы… тактильные ощущения… – милые, приятные, чарующие, привлекательные, воспаляющие желание, соблазнительные. Таковы пять нитей чувственного удовольствия. Невозмутимость, возникающая в зависимости от этих пяти нитей чувственного удовольствия, называется плотской невозмутимостью.
Духовная невозмутимость
И что такое, монахи, духовная невозмутимость? Вот, монахи, монах, с успокоением удовольствия и боли, как и с предшествующим угасанием радости и недовольства, входит и пребывает в четвёртой джхане: [он пребывает] в чистейшей невозмутимости и осознанности, в ни-удовольствии-ни-боли. Это называется духовной невозмутимостью.
Невозмутимость, что превыше духовной
И что такое, монахи, невозмутимость, что превыше духовной [невозмутимости]? Когда монах, чьи пятна [загрязнений ума] уничтожены, пересматривает свой ум, освобождённый от жажды, освобождённый от злобы, освобождённый от заблуждения – [в нём] возникает невозмутимость. Это называется невозмутимостью, что превыше духовной.
Освобождения
И что такое, монахи, плотское освобождение? Освобождение, связанное с миром форм, является плотским освобождением1.
И что такое, монахи, духовное освобождение? Освобождение, связанное с бесформенным миром является духовным освобождением.
И что такое, монахи, освобождение, что превыше духовного [освобождения]? Когда монах, чьи пятна [загрязнений ума] уничтожены, пересматривает свой ум, освобождённый от жажды, освобождённый от злобы, освобождённый от заблуждения – возникает освобождение. Это называется освобождением, что превыше духовного».
Таким образом, осознание ниббаны вызвает не только невозмутимость, но и вполне ощутимое счастье и восторг.
В другой сутте Будда относит невозмутимость к разновидности счастья.
Например, можно ведану делить на дуккха/суккха/упеккха. А можно просто на дуккха/суккха (суккха+упеккха)
Еще в другой сутте Будда говорит, что он ничему не радуется и ничему не печалится.
То есть переживая боль в теле он не печалится, переживая восторг ниббаны он не радуется.
Но это уже немного другое.
Ниббана - это достижение безопасности, например свобода от сансарных циклов. Когда совокупности распались про это арахант уже не думает, просто нечто благоприятное достигнуто или произошло. В этом плане он достиг счастья.
Но думая об этом при жизни, об этом счастье, он может переживать ощутимый восторг! То есть это счастье уже не абстрактное, а мощное, ощутимое. Как некое предвкушение надвигающейся волны у серфера. Предчувствие праздника, отпуска, выходных после работы. Предчувствие рождение малыша. Или предвкушение выхода на пенсию у шахтера.
Например, можно ведану делить на дуккха/суккха/упеккха.
Не ведану, а самскару – двеша, рага и упекша. А ведану на духкху, сукху и адухкху-асукху. К слову, упражнение в шаматхе – это, по сути, упражнение в упекше/адухкхе-асукхе.
Например, можно ведану делить на дуккха/суккха/упеккха.
Не ведану, а самскару – двеша, рага и упекша. А ведану на духкху, сукху и адухкху-асукху. К слову, упражнение в шаматхе – это, по сути, упражнение в упекше/адухкхе-асукхе.
Например, можно ведану делить на дуккха/суккха/упеккха.
Не ведану, а самскару – двеша, рага и упекша. А ведану на духкху, сукху и адухкху-асукху. К слову, упражнение в шаматхе – это, по сути, упражнение в упекше/адухкхе-асукхе.
Ну в суттах так, как я говорю.
Сутры, да и вообще вся буддийская литература, не во всём логичны.
[Благословенный сказал]: «Монахи, существует плотский восторг, существует духовный восторг, существует восторг, что превыше духовного. Существует плотское счастье, существует духовное счастье, существует счастье, что превыше духовного. Существует плотская невозмутимость, существует духовная невозмутимость, существует невозмутимость, что превыше духовной. Существует плотское освобождение, существует духовное освобождение, существует освобождение, что превыше духовного.
Плотский восторг
И что такое, монахи, плотский восторг? Монахи, есть эти пять нитей чувственного удовольствия. Какие пять? Формы, познаваемые глазом – милые, приятные, чарующие, привлекательные, воспаляющие желание, соблазнительные. Звуки, воспринимаемые ухом… Запахи, воспринимаемые носом… Вкусы, воспринимаемые языком… Тактильные ощущения, воспринимаемые телом – милые, приятные, чарующие, привлекательные, воспаляющие желание, соблазнительные. Таковы пять нитей чувственного удовольствия. Восторг, возникающий в зависимости от этих пяти нитей чувственного удовольствия, называется плотским восторгом.
Духовный восторг
И что такое, монахи, духовный восторг? Вот, монахи, монах, оставивший чувственные удовольствия, оставивший неблагие качества, входит и пребывает в первой джхане: восторг и удовольствие, рождённые [этим] оставлением сопровождаются направлением ума [на объект медитации] и удержанием ума [на этом объекте]. С успокоением направления и удержания ума, он входит и пребывает во второй джхане: [его наполняют] восторг и удовольствие, рождённые сосредоточением, и единение ума, который свободен от направления и удержания – [он пребывает] во внутренней устойчивости. Это называется духовным восторгом.
Восторг, что превыше духовного
И что такое, монахи, восторг, что превыше духовного [восторга]? Когда монах, чьи пятна [загрязнений ума] уничтожены, пересматривает свой ум, освобождённый от жажды, освобождённый от злобы, освобождённый от заблуждения – [в нём] возникает восторг. Это называется восторгом, что превыше духовного.
Плотское счастье
И что такое, монахи, плотское счастье? Монахи, есть эти пять нитей чувственного удовольствия. Какие пять? Формы.. звуки… запахи… вкусы… тактильные ощущения… – милые, приятные, чарующие, привлекательные, воспаляющие желание, соблазнительные. Таковы пять нитей чувственного удовольствия. Счастье, возникающее в зависимости от этих пяти нитей чувственного удовольствия, называется плотским счастьем.
Духовное счастье
И что такое, монахи, духовное счастье? Вот, монахи, монах, оставивший чувственные удовольствия, оставивший неблагие качества, входит и пребывает в первой джхане… во второй джхане… с успокоением восторга он пребывает невозмутимым, осознанным и бдительным, и ощущает приятное телом. Он входит и пребывает в третьей джхане, о которой Благородные говорят так: «Непоколебимый и осознанный, он пребывает в удовольствии». Это называется духовным счастьем.
Счастье, что превыше духовного
И что такое, монахи, счастье, что превыше духовного [счастья]? Когда монах, чьи пятна [загрязнений ума] уничтожены, пересматривает свой ум, освобождённый от жажды, освобождённый от злобы, освобождённый от заблуждения – [в нём] возникает счастье. Это называется счастьем, что превыше духовного.
Плотская невозмутимость
И что такое, монахи, плотская невозмутимость. Монахи, есть эти пять нитей чувственного удовольствия. Какие пять? Формы.. звуки… запахи… вкусы… тактильные ощущения… – милые, приятные, чарующие, привлекательные, воспаляющие желание, соблазнительные. Таковы пять нитей чувственного удовольствия. Невозмутимость, возникающая в зависимости от этих пяти нитей чувственного удовольствия, называется плотской невозмутимостью.
Духовная невозмутимость
И что такое, монахи, духовная невозмутимость? Вот, монахи, монах, с успокоением удовольствия и боли, как и с предшествующим угасанием радости и недовольства, входит и пребывает в четвёртой джхане: [он пребывает] в чистейшей невозмутимости и осознанности, в ни-удовольствии-ни-боли. Это называется духовной невозмутимостью.
Невозмутимость, что превыше духовной
И что такое, монахи, невозмутимость, что превыше духовной [невозмутимости]? Когда монах, чьи пятна [загрязнений ума] уничтожены, пересматривает свой ум, освобождённый от жажды, освобождённый от злобы, освобождённый от заблуждения – [в нём] возникает невозмутимость. Это называется невозмутимостью, что превыше духовной.
Освобождения
И что такое, монахи, плотское освобождение? Освобождение, связанное с миром форм, является плотским освобождением1.
И что такое, монахи, духовное освобождение? Освобождение, связанное с бесформенным миром является духовным освобождением.
И что такое, монахи, освобождение, что превыше духовного [освобождения]? Когда монах, чьи пятна [загрязнений ума] уничтожены, пересматривает свой ум, освобождённый от жажды, освобождённый от злобы, освобождённый от заблуждения – возникает освобождение. Это называется освобождением, что превыше духовного».
Таким образом, осознание ниббаны вызвает не только невозмутимость, но и вполне ощутимое счастье и восторг.
В другой сутте Будда относит невозмутимость к разновидности счастья.
Например, можно ведану делить на дуккха/суккха/упеккха. А можно просто на дуккха/суккха (суккха+упеккха)
Еще в другой сутте Будда говорит, что он ничему не радуется и ничему не печалится.
То есть переживая боль в теле он не печалится, переживая восторг ниббаны он не радуется.
Но это уже немного другое.
Ниббана - это достижение безопасности, например свобода от сансарных циклов. Когда совокупности распались про это арахант уже не думает, просто нечто благоприятное достигнуто или произошло. В этом плане он достиг счастья.
Но думая об этом при жизни, об этом счастье, он может переживать ощутимый восторг! То есть это счастье уже не абстрактное, а мощное, ощутимое. Как некое предвкушение надвигающейся волны у серфера. Предчувствие праздника, отпуска, выходных после работы. Предчувствие рождение малыша. Или предвкушение выхода на пенсию у шахтера.
В этом переводе сукха переводится как счастье. Я не против. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
аничча, одна из трех основополагающих характеристик существования, означает непостоянство, нестабильность, изменяющийся поток всех обусловленных дхамм
счастье - обусловленная дхамма (только ниббана является необусловленной), следовательно счастье содержит в себе характеристику аничча и, таким образом, является дуккхой
счастье - сегодня есть, завтра его нет - и чё?
типа, сегодня ниббана, а завтра не ниббана?
Я не говорил что счастье и ниббана тождественны. Так же как яблоко это фрукт (ниббана - сукха), но не каждый фрукт это яблоко (не все что сукха это ниббана). Я говорил что сукха это не дукха.
Аничча, дукха, анатта это не то что выводится друг из друга. Довольно распространенное мнение, но, я не соглашусь с этим. Это просто памятка о том, как нужно помнить о любых вещах. Дукха там, соответственно, это не то понятие дукха из истины о дукха или трех видов дукха.
№598924Добавлено: Вс 30 Янв 22, 17:11 (3 года тому назад)
А вот трактовка Нирваны видимо у всех разная. Для меня это абсолютная свобода от эмоций и желаний. Ты как будто наблюдаешь со стороны за происходящим. Находишься над ситуацией, а не внутри неё. _________________ Ничто не вечно, колесо Сансары для всех
А вот трактовка Нирваны видимо у всех разная. Для меня это абсолютная свобода от эмоций и желаний. Ты как будто наблюдаешь со стороны за происходящим. Находишься над ситуацией, а не внутри неё.
А как же смысловое значение как угасание и прекращение? Кроме чувств еще и движение ума есть.
А вот трактовка Нирваны видимо у всех разная. Для меня это абсолютная свобода от эмоций и желаний. Ты как будто наблюдаешь со стороны за происходящим. Находишься над ситуацией, а не внутри неё.
А как же смысловое значение как угасание и прекращение? Кроме чувств еще и движение ума есть.
Угасание и прекращение чего имел в виду Учитель учителей? Угасание пламени страстей. Пламени плотского вожделения, алчности, жадности, зависти, злобы...и всей прочей глупости.
А вот трактовка Нирваны видимо у всех разная. Для меня это абсолютная свобода от эмоций и желаний. Ты как будто наблюдаешь со стороны за происходящим. Находишься над ситуацией, а не внутри неё.
А как же смысловое значение как угасание и прекращение? Кроме чувств еще и движение ума есть.
Угасание и прекращение чего имел в виду Учитель учителей? Угасание пламени страстей. Пламени плотского вожделения, алчности, жадности, зависти, злобы...и всей прочей глупости.
Это - да. Но пищеварительные и выделительные процессы при этом лучше не трогать.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы