Вопрос-то очевидный, но вот ответа на него я не знаю. Я бы считал, что ведана - это именно качество. Ради оптимизации классификации по скандхам и удаления из нее самопересечений. Однако, тогда получится, что 4 скандхи - наборы выделяемых в опыте сущностей, а 1 - результат абстракции. Но если принять, что ведана - это и сами окрашенные "эмоции", то получится, что одни и те же сущности классифицированы дважды - как ведана и как самскара.
Санью забыли, она идет сразу за веданой. Сання - распознавание ощущений, т.е. эмоции.
Тогда три раза. Непонятная классификация. _________________
Два класса столкнулись в последнем бою;
Наш лозунг - Всемирный Советский Союз!
Вопрос-то очевидный, но вот ответа на него я не знаю. Я бы считал, что ведана - это именно качество. Ради оптимизации классификации по скандхам и удаления из нее самопересечений. Однако, тогда получится, что 4 скандхи - наборы выделяемых в опыте сущностей, а 1 - результат абстракции. Но если принять, что ведана - это и сами окрашенные "эмоции", то получится, что одни и те же сущности классифицированы дважды - как ведана и как самскара.
Санью забыли, она идет сразу за веданой. Сання - распознавание ощущений, т.е. эмоции.
Тогда три раза. Непонятная классификация.
Эмоции - это реакция. Emotions are responses to significant internal and external events... In practical terms, Joseph LeDoux has defined emotions as the result of a cognitive and conscious process which occurs as a system response to a trigger. (https://en.wikipedia.org/wiki/Emotion)
Ведана - это ещё не реакция. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Однозначного ответа на вопрос и нет, в этом и суть. Дхарма нам непонятна, и это ясно любому, кто её действительно изучает.
Вам несколько человек разъясняют, что ведана - не эмоции, т.к. эмоции=реакция, а ведана это еще не реакция. "Громом пораженный" - всего лишь констатация факта. Кирпичом ударенный - тоже факт ощущения (неприятно), а вот цвет кирпича и сила удара - это распознавание ощущения, сання. Хотя у невнимательного человека всё в одну кучу свалено и сама жизнь для него непонятна, потому что проходит в полной несознанке.
Не идет ни самджня ни ведана ни перед чем и ни за чем. Это всегда присутствующие четасики, которые могут сочетаться в разных сознательных актах и так и так, смотря на что обращено внимание.
Ну да, когда кирпич летит на голову, то действительно, никакой последовательности в этом процессе нету, тут весь вопрос в том, на что внимание обращать. И так уж, для сведения - "я боюсь" и "мне страшно" - это всё распознавание ощущения "неприятно", т.е. эмоция, чувство.
Однозначного ответа на вопрос и нет, в этом и суть. Дхарма нам непонятна, и это ясно любому, кто её действительно изучает.
Вам несколько человек разъясняют, что ведана - не эмоции, т.к. эмоции=реакция, а ведана это еще не реакция. "Громом пораженный" - всего лишь констатация факта. Кирпичом ударенный - тоже факт ощущения (неприятно), а вот цвет кирпича и сила удара - это распознавание ощущения, сання. Хотя у невнимательного человека всё в одну кучу свалено и сама жизнь для него непонятна, потому что проходит в полной несознанке.
Тут как раз "громом поражённый" и "кирпичём ударенный" - это уже продукция санскара-скандхи. То есть, сразу очень сильно перепрыгнули в буддийской схеме сознания. Продуцируя эти представления, санскара-скандха придаёт этим словам ещё и интонационную окраску - то есть выражает отношение, проявляет эмоцию. Эту эмоцию, как только она возникла, тут же (когда есть это, есть и то) считывает виджняна, которая и формирует импульс психического ответа на стимул - который, как мы знаем, выражает в трёх видах действий - умом, словом или телом. Подверженная влиянию эмоции, виджняна что-то думает, или что-то говорит или заставляет субъект-тело (то есть всю нашу психо-физиологическую систему) как-то действовать. Для чего виджняна даёт команду санскара-скандхе, которая формирует соответствующий импульс действия (the complex motivational formation - sanskara). То есть, как и учил Будда, намерение формирует действие - cetana kammakāra. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Рената Скот, если вам всё понятно, то например объясните, три веданы - это три качества, или деление по трем признакам? То есть, ведана это только приятно\неприятно\нейтрально или это деление "эмоций" по трем таким качествам? Или вам настолько понятно, что вам без разницы? Или вы просто не понимаете вопроса, настолько вам всё понятно?
Вопрос-то очевидный, но вот ответа на него я не знаю. Я бы считал, что ведана - это именно качество. Ради оптимизации классификации по скандхам и удаления из нее самопересечений. Однако, тогда получится, что 4 скандхи - наборы выделяемых в опыте сущностей, а 1 - результат абстракции. Но если принять, что ведана - это и сами окрашенные "эмоции", то получится, что одни и те же сущности классифицированы дважды - как ведана и как самскара.
Однозначного ответа на вопрос и нет, в этом и суть. Дхарма нам непонятна, и это ясно любому, кто её действительно изучает.
Почему или-или? Это может быть и то и другое, ведь между ощущениями и эмоциями есть корреляции.
Рената Скот, если вам всё понятно, то например объясните, три веданы - это три качества, или деление по трем признакам? То есть, ведана это только приятно\неприятно\нейтрально или это деление "эмоций" по трем таким качествам? Или вам настолько понятно, что вам без разницы? Или вы просто не понимаете вопроса, настолько вам всё понятно?
На этот вопрос действительно вряд ли есть простой ответ.
Сперва нужно определить вид веданы, о котором мы говорим.
По поводу телесной можно сказать, что сознание на сердечной основе устроено так, что всё, угрожающее телу, принимает значение дуккхи. Всё, что служит на благо тела - суккхи. Это происходит автоматически и, по видимому, не подлежит изменению в силу условия самой основы. Здесь можно сказать, что это - неотъемлимое качество той или иной веданы.
Вектор же веданы ментальной определяется читтой, в составе которой та находится. Поэтому вопрос о её изолированном качестве или признаке лишен смысла. _________________ Upāsaka
№597395Добавлено: Пт 07 Янв 22, 16:57 (3 года тому назад)
Если нельзя игнорировать предмет в утверждениях о возникновении, признак которого был абстрагирован, значит понятие и обозначает предмет. Абстракции не возникают.
Если нельзя игнорировать предмет в утверждениях о возникновении, признак которого был абстрагирован, значит понятие и обозначает предмет. Абстракции не возникают.
Цвет - абстракция. Цвет не возникает. Но вы можете говорить о цвете предмета, и даже о возникновении и пропаже цвета, ничего не "гипостазируя". Даже у абстрактного понятия есть (может быть) объём. _________________ Буддизм чистой воды
Тут как раз "громом поражённый" и "кирпичём ударенный" - это уже продукция санскара-скандхи.
Почему же? Есть ощущение (ведана) и ощущение это однозначно неприятное.
Неприятное ощущение - это восприятие (ощущение). Эмоция - это реакция на воспринимаемое. Для того, чтобы сформировалась реакция, нужна обработка воспринятых данных. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы