Нет такого слова "медитация". Есть бхавана (культивирование качеств ума), самадхи (сосредоточение), випашьяна (видение мудростью). Но последние два относятся к четасикам.
Цитата из канона? Там статья ни о чем. Словоблудие от Ошо Раджниша до ислама по понятие без первоначального значения, обросшее новым смутным смыслом. Природой самадхи и випашьяны являются четасики. Более того, они в равной степени есть как в шаматхе, так и в випашьяне. В шаматхе просто випашьяна мирская. А более общий термин у всего этого - бхавана, культивирование качеств ума. Культивировать вы можете и в метро. Как размышляя (meditatio) так и не размышляя, поскольку стадии витарки и вичары прошли.
Культивировать - от лктинского культиваре, что значит вспахивать и возделывать. Начальное значение слова бхавана практически то же самое - возделывание, выращивание.
Бхавана (камматхана) - культивирование - возделывание, выращивание
Дхьяна - медитация - размышление, погружение в мышление. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
вне практики 8 обетов моя формальная медитация редко приходила к стабильному и ясному уму
поделитесь, которые из восьми обетов оказались наиболее сложными? - секс, бухло?
и как с этим можно бороться? ну или как вы с этим боретесь?
Из всех обетов самый сложный в практике это Правильная Речь. Ибо как говорится - дорога между сердцем и языком очень коротка. Поэтому для успешной практики этого обета нужно регулярно развивать Правильное Намерение, так как если намерения - Не-Вреда, Не-Злобы, Отречения - хорошо установленны и развиты, если они всегда находятся на передем плане ума, и если практик памятует (сати) о них - то он может быть спокоен относительно речи, что бы он не сказал будет исходить из Правильного Намерения.
Что касается дополнительных обетов : целибат, умеренность во сне, умеренность в еде, и не-развлечение - то самый сложный это не-развлечение, ибо он идёт корнями в Неведение и Неугомонность (ну и конечно в чувственное).
Принцип 8ми обетов в том что это холистическая практика, другими словами нельзя успешно держать целибат и одновременно быть неумеренным во сне, в еде и топить свой ум в развлечениях.
Почему?
Дело в том, что пока ум не обрёл стабильность относительно чувственной сферы, она имеет власть над ним и может шатать его. Ум может быть обусловлен чувственными контактами. Поэтому если человек не практикует 8 обетов целиком, то ум недостаточно защищён, и чувсивенный яд может проникнуть со стороны которая не охраняется и в итоге разрушить всю дисциплину.
Я заметил, что каждый раз когда мой ум срывался и окунался в чувсивенное, в плоть до клубов и алкоголя, всё начиналось с того что я позволил себе поспать чуть по больше (ничего страшного, немного устал, с кем не бывает...)... это давало трещину в дисциплине, и как следствие я разрешал себе покушать немного больше (ничего страшного, от этого плохо не будет, правда?), потом разрешал себе посмотреть развлекательное видио... потом включал соц сети... потом писал друзьям... потом тусил в клубах... потом просыпался на утро с квадратной головой и думал о том как это плохо и как хороша святая жизнь - лёгкая и чистая...
Когда такое происходит два-три раза, то ум начинает осознавать на личном опыте - что яд может просочиться даже в самую маленькую трещину, и начинает "видеть опасность в мельчайших проступках" (как говорится в каноне).
Ум нужно оберегать от яда до тех пор пока рана не заживёт, пока он не обретёт стабильность, радость и счастье самадхи (собранности).
Когда ум достаточно спокоен, что естественным образом испытывает радость лёгкости и счастье стабильности - чувственному яду гораздо сложнее проникнуть и отравить его, ибо ум имеет доступ к более глубокому покою и блаженству чем то, что могут дать чувства.
Представьте, как если бы человек был заперт в тёмной, холодной и мокрой комнате. Единственный источник тепла и света который у него бы был - это искры которые он получает от 6 промокших спичек (6 чувств). И чем больше он черкает ими, тем больше он слепнет от ярких искр.
Но если однажды, будучи наполненным верой, решительностью и терпением, он перестанет черкать спичками - его глаза привыкнут к темноте и он заметит, что из комнаты есть выход. Выйдя на ружу, он может испугаться такому теплу и свету, ибо он оказался на теплом пляжу где ясно и тепло греет Солнце. И даже если прекрасная девушка позовёт его обратно в эту тёмную, мокрую и холодную пещеру, даже если ему будут обещать что то, или с силой потянут обратно - этот человек не согласится...
Таким же образом, если практик оберегал свой ум благодаря 8 обетам достаточно долго и хорошо - в один момент его ум успокаивается и собирается - он обретает счастье и радость не зависящие от внешних факторов. Зачем ему тереть спички когда он греется под солнцем?
После этого, 8 обетов могут стать естественным образом жизни для человека, а купание в чувствах будут переживаться я как не-естественное состояние, поэтому очень быстро он вернётся обратно на пляж...
Проблема чувств в том что они неудавлитворительны и поверхностны. Их КПД счастья по отношению к усилию- очень низкое, в то время как счастье покоя и радость лёгкости - наоборот, ничего не требуют, и поэтому практик может просто сидеть в пустой комнате и быть счастливым и лёгким. Он как бы становится источником своего собственного счастья, он больше не получает счастье извне, но оно сочится и наполняет его изнутри.
Счастье это стабильность и покой
Радость это лёгкость и простота
Практикуя щедрость и отпуская вещи за которые он держится- его ум обретает лёгкость.
Практикуя охрану чувств и успокоение - его ум собирается и стабилизируется. Будучи стабильным он не "падает" в ту сторону или в другую, он не тянется к чему либо, он стабилен а значит счастлив. Счастлив тот у кого нет нужд.
Подобно тому, как капля воды, вышедшая за пределы Земных сил влияющих на неё, естественным образом легко парит в космосе и собирается вместе, обретая стабильную сферическую форму, и свет проходя сквозь неё не искажается и не формирует блики и тени, таким же образом ум, вышедший за пределы чувственной сферы, естесивенным образом становится лёгким и стабильным, наполняется радостью и счастьем...
ПС: Из общих наблюдений:
- Чем больше мы радуемся чему то - тем мы сильнее привязываем к этому ум, и тем сложнее будет терпеть жажду по отношению к этому. Главное понимать что терпение, как сказал Будда - это высшая из аскез, это высший сжигатель загрязнений. Почему?
Потому что все феномены непостоянны, и если у нас хватит сил переждать жажду, как она появилась, как она присутсивует в уме и уходит сама - то с каждым разом мы всё меньше и меньше будем её бояться, всё слабее она будет становится, пока совсем перестанет появляться. Например я очень любил и радовался тусам в клубах, в течении пару лет это было моей главной проблемой в практике 8ми обетов. Ум вспоминал как радовался этому и хотел испытать эту радость снова. Поэтому практику следует понимать что чем больше он чему то радуется, тем больнее ему будет от этого отказываться... По сути, Delight (радость в чувственном) это и есть ЯД, который отравляет ум.
- Важно иметь хороших друзей которые поддерживают в практике. Если практик начал практиковать 8 обетов без поддержки - то будет сложнее не падать и вставать. Как хорошую альтернативу можно взять чтение Сутт - очень вдохнавляет. _________________ Нравственность (sila) - это великая щедрость
Собранность (samadhi) - это великое счастье
Мудрость (panna) - это великая свобода
https://t.me/yellowpageteachingsajahnjayasaro
Последний раз редактировалось: Nwad (Чт 28 Окт 21, 13:21), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: LS Сергей
Здравствуйте. Заранее извиняюсь, если кому-то эта тема покажется глупой и заезженной, но я правда никак не могу понять.
Прочитал здесь (и не только) множество высказываний относительно медитации, но это лишь больше запутало.
Одни говорят, что во время медитации любые мысли должны останавливаться, другие же утверждают, что это ведет только к отупению и задерживаться в таком состоянии нежелательно.
Отсюда вопросы: что такое медитация в буддийском смысле? Как понять, что ты практикуешь именно то, что надо?
Это состояние отрешённости, несосредоточенности на чём-то конкретном, но без погружения в сон.
Дхьяна - медитация - размышление, погружение в мышление.
У дхьян отсутствует витарка и вичара в большинстве случаев. А по тхеравадинской версии для целей сосредоточения объект познания урезается по сравнению с культивированием праджни. Не все объекты умелого сосредоточения могут до 1-й дхьяны дотянуть. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Дхьяна - медитация - размышление, погружение в мышление.
У дхьян отсутствует витарка и вичара в большинстве случаев. А по тхеравадинской версии для целей сосредоточения объект познания урезается по сравнению с культивированием праджни. Не все объекты умелого сосредоточения могут до 1-й дхьяны дотянуть.
В тхеравадинской традиции дхьяна классифицируется на четыре или пять ступеней, в зависимости от соединения или рассоединения витакка и вичара. Первая (или первая и вторая) ступень дхьяны характеризуются активным и целенаправленным мышлением. На последующих ступенях мышление пассивно, но имеется мета-мышление. Про четвёртую ступень ничего сказать не могу, не бывал там. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Дхьяна - медитация - размышление, погружение в мышление.
У дхьян отсутствует витарка и вичара в большинстве случаев. А по тхеравадинской версии для целей сосредоточения объект познания урезается по сравнению с культивированием праджни. Не все объекты умелого сосредоточения могут до 1-й дхьяны дотянуть.
В тхеравадинской традиции дхьяна классифицируется на четыре или пять ступеней, в зависимости от соединения или рассоединения витакка и вичара. Первая (или первая и вторая) ступень дхьяны характеризуются активным и целенаправленным мышлением. На последующих ступенях мышление пассивно, но имеется мета-мышление.
Сильно урезанным мышлением, которое в фазе сосредоточение сводится к минимуму типа слова и однообразной картинки. Там основная часть мышления на мирскую випашьяну приходится в начале. А объекты с широким содержанием не могут привести к дхьянам, считается.
В чем тогда смысл медитации, если это явление обусловлено? Можно с таким же успехом и пирожки печь или футбол смотреть - тож обусловленные явления.
Так-то в сансаре всё обусловлено. Вы же не арахант пока, а сансарный житель и всё, что с вами происходит - обусловлено. А уж происходит ли с вами то, что способствует выходу из сансары или нет, зависит от направленности ваших усилий.
Потом прочитать все комментарии, задать вопросы монахам и практикующим, начать самостоятельные попытки, потом снова задать вопросы, опять прочитать сутту и так много лет.
Если повезёт, то через долгое время вы сможете справедливо сказать "Да, эта практика была верна. Я достиг такого-то результата."
Существенный результат это не приятные ощущения в теле, а общение с дэвами, к примеру. С фактической проверкой того, что они - не воображаемые. _________________ Upāsaka
№592740Добавлено: Пт 29 Окт 21, 14:25 (3 года тому назад)
Как можно проверить и убедиться, что божетва, с которыми вы в своём уме общаетесь, реальные существа, а не плод вашего воображения? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Потом прочитать все комментарии, задать вопросы монахам и практикующим, начать самостоятельные попытки, потом снова задать вопросы, опять прочитать сутту и так много лет.
Если повезёт, то через долгое время вы сможете справедливо сказать "Да, эта практика была верна. Я достиг такого-то результата."
Существенный результат это не приятные ощущения в теле, а общение с дэвами, к примеру. С фактической проверкой того, что они - не воображаемые.
Очень интересно. Теперь понятно, почему у меня не получается продвинуться дальше. Оказывается, один из признаков достижения результата - это умение общаться с несуществующими персонажами из мифов. Жаль, но похоже, что данный путь не для меня.
Существенный результат это не приятные ощущения в теле, а общение с дэвами, к примеру. С фактической проверкой того, что они - не воображаемые.
Вот оно - абсолютное пренебрежение к Палийскому Канону. На самом деле, согласно суттам, "существенный результат" - достижение джхан, а вот "общение с дэвами" может случиться, а может и нет, и является не "существенным результатом", а прихотью самих дэвов.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы