Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Способность познавать

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

566255СообщениеДобавлено: Вт 16 Фев 21, 15:18 (3 года тому назад)    Re: Способность познавать Ответ с цитатой

Darius Farmer пишет:
Ктото пишет:
Способность познавать - она есть в каждом моменте ума, потому что в каждом моменте ума есть читта, которая что-то познает. Способность познавать - это не читты сами по себе (которые ежемоментно возникают и прекращаются), а скорее способность к возникновению читт.
Что думаете по этому поводу?
В каждом моменте ума есть читта
А вы можете сказать по-русски что есть в каждом моменте ума?
Нет, не могу. Это из Абхидхармы. То есть речь о дхармах. Например, кроме читты, там обязательно есть еще сопутствующие чайтасики (на пали - четасики).
А читта переводится как сознание.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Последний раз редактировалось: Ктото (Вт 16 Фев 21, 15:43), всего редактировалось 1 раз
Ответы на этот пост: Горсть листьев, Darius Farmer
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30509

566257СообщениеДобавлено: Вт 16 Фев 21, 15:20 (3 года тому назад)    Re: Способность познавать Ответ с цитатой

Ктото пишет:
Darius Farmer пишет:
Ктото пишет:
Способность познавать - она есть в каждом моменте ума, потому что в каждом моменте ума есть читта, которая что-то познает. Способность познавать - это не читты сами по себе (которые ежемоментно возникают и прекращаются), а скорее способность к возникновению читт.
Что думаете по этому поводу?
В каждом моменте ума есть читта
А вы можете сказать по-русски что есть в каждом моменте ума?
Нет, не могу. Это из Абхидхармы. То есть речь о дхармах. Например, кроме читты, там обязательно еще сопутствующие чайтасики (на пали - читасики) есть.
А читта переводится как сознание.
Может быть, удобно сказать, что читта - это мысль, и в любом моменте ума есть мысль?
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

566258СообщениеДобавлено: Вт 16 Фев 21, 15:23 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Ктото пишет:
Горсть листьев
Функция - это, насколько я понимаю, реализация способности.
Способность познавать абстрактна - тут КИ прав.
В реальности способность познавать реализуют читты, функция которых - знать. То есть это уже конкритезация, реальность всегда конкретна, а вот представления о реальности - абстрактны. У Асанги при описании дхарм часто используется форма "ее [дхамы] функция состоит в том, чтобы ...".
Можем ли мы, в таком случае, определить способность как нереализованную функцию?
Скорее нет, чем да. Не можем же мы сказать, что тот, кто реализовался как музыкант, не имеет способностей к музыке.
Но иногда, когда говорят о способностях, именно это и имеют в виду. Зависит от контекста.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

566259СообщениеДобавлено: Вт 16 Фев 21, 15:24 (3 года тому назад)    Re: Способность познавать Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Ктото пишет:
Darius Farmer пишет:
Ктото пишет:
Способность познавать - она есть в каждом моменте ума, потому что в каждом моменте ума есть читта, которая что-то познает. Способность познавать - это не читты сами по себе (которые ежемоментно возникают и прекращаются), а скорее способность к возникновению читт.
Что думаете по этому поводу?
В каждом моменте ума есть читта
А вы можете сказать по-русски что есть в каждом моменте ума?
Нет, не могу. Это из Абхидхармы. То есть речь о дхармах. Например, кроме читты, там обязательно еще сопутствующие чайтасики (на пали - читасики) есть.
А читта переводится как сознание.
Может быть, удобно сказать, что читта - это мысль, и в любом моменте ума есть мысль?
Читты и рупу познают. Но это ощущение, а не мысль.
_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Darius Farmer
Гость





566260СообщениеДобавлено: Вт 16 Фев 21, 15:26 (3 года тому назад)    Re: Способность познавать Ответ с цитатой

Ктото пишет:
Darius Farmer пишет:
Ктото пишет:
Способность познавать - она есть в каждом моменте ума, потому что в каждом моменте ума есть читта, которая что-то познает. Способность познавать - это не читты сами по себе (которые ежемоментно возникают и прекращаются), а скорее способность к возникновению читт.
Что думаете по этому поводу?
В каждом моменте ума есть читта
А вы можете сказать по-русски что есть в каждом моменте ума?
Нет, не могу.
А как так? А как же можно рассуждать используя иностранные слова не имея представления что это?

Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

566263СообщениеДобавлено: Вт 16 Фев 21, 15:32 (3 года тому назад)    Re: Способность познавать Ответ с цитатой

Darius Farmer пишет:
Ктото пишет:
Darius Farmer пишет:
Ктото пишет:
Способность познавать - она есть в каждом моменте ума, потому что в каждом моменте ума есть читта, которая что-то познает. Способность познавать - это не читты сами по себе (которые ежемоментно возникают и прекращаются), а скорее способность к возникновению читт.
Что думаете по этому поводу?
В каждом моменте ума есть читта
А вы можете сказать по-русски что есть в каждом моменте ума?
Нет, не могу.
А как так? А как же можно рассуждать используя иностранные слова не имея представления что это?
Это было бы долго и было бы отдельной темой (то есть оффтопом здесь). Я около года изучала буддизм, чтобы хоть как-то начать ориентироваться в этом.
В принципе, вопрос темы ставился для тех, кто уже "в теме" читт и других дхарм, поэтому объяснений в заглавном посте нет и я их не предполагала.
Ни в коем случае не хотела вас обидеть. Просто хотелось бы обсудить именно тему поста.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: Darius Farmer
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30509

566265СообщениеДобавлено: Вт 16 Фев 21, 15:51 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
Горсть листьев пишет:
Ктото пишет:
Горсть листьев
Функция - это, насколько я понимаю, реализация способности.
Способность познавать абстрактна - тут КИ прав.
В реальности способность познавать реализуют читты, функция которых - знать. То есть это уже конкритезация, реальность всегда конкретна, а вот представления о реальности - абстрактны. У Асанги при описании дхарм часто используется форма "ее [дхамы] функция состоит в том, чтобы ...".
Можем ли мы, в таком случае, определить способность как нереализованную функцию?
Скорее нет, чем да. Не можем же мы сказать, что тот, кто реализовался как музыкант, не имеет способностей к музыке.
Но иногда, когда говорят о способностях, именно это и имеют в виду. Зависит от контекста.
Способность к музыке может быть реализована - появляется музыкант. Нереализованная способность  к музыке = любитель музыки.
Я не берусь обсуждать вопрос, имеется ли способность к музыке у всех людей, но скорее всего правильнее не определять её как столь генерализованную способность.
Способность к познанию вы определяете именно как максимально генерализованную, то есть присущую любому уму. Верно я вас понимаю?

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

566266СообщениеДобавлено: Вт 16 Фев 21, 15:53 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Способность к познанию вы определяете именно как максимально генерализованную, то есть присущую любому уму. Верно я вас понимаю?

Совершенно верно.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Senya
Гость





566267СообщениеДобавлено: Вт 16 Фев 21, 15:55 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой


Что лежит в основе Ума махаянского будды?!   Это любящее сознание.
Какие свойства этого сознания?! Это сознание Великой мощи, всепроникающее, без верха без низа, не рожденное, вне создания и уничтожения. (махапаринирвана сутра)
Что означает любящее? Это означает бескорыстное чувство любить и сострадать другим. Это вечная природа будды.
А у сознания будды есть ещё чувства, кроме чувства «любить жс как своих детей»?!
 Конечно есть, это все остальные чувства: зрения, слуха, блаженства, покоя.
Издать Львиный рык – это значит возвестить о том, что все существа обладают "природой" будды, что Татхагата вечен и не изменяется.
Что значит вечен и не изменяется?! Это значит, что его чувственная способность к восприятию является вечной, чистой и неизменной, а не то что дхарма красного остановилась во времени как стоп кадр.
Мгновенность дхарм это также вечное явление природы.
Какие качества сознания бывают: Слабое-рассеяное, спящее, одурманенное, ясное, сильное. А бывает сверх ясное и сверх сильное в самадхи пробуждения.
 
А может ли будда страдать и чувствовать боль?! Конечно может. Он как истинный бодхисатва плачет сострадая тем кто терпит страдания.
Он может прыгнуть в горячую или ледяную воду, чтобы спасти другого, потому что не может спокойно пройти мимо.
В священных текстах Индии есть повествования как святые добровольно спускались в ады, чтобы помочь, тем кто там страдает.
Надо различать момент знания(познания) как моментальное восприятие дхармы, от самого индивидуального Ума.
Различные процессы восприятия различными чувствами всегда принадлежат индивидуальному уму.

Ясный осознанный ум всегда себя осознает.
Не осознает себя, только ум в отключке либо совсем неосознанный.


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48649

566268СообщениеДобавлено: Вт 16 Фев 21, 15:57 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
Ктото пишет:
Реальны только мгновенные явления.

Нирвана нереальна?

По логике - нет. Часть школ это прямо заявляют, а часть что-то там теребят.

Но, она Истина.

Почему же тогда одни абстракции, вроде Нирваны или Татхаты, в буддизме посчитали истинными и даже включили в списки дхарм.
А если и не включили в списки дхарм, то все равно в ряде школ считают их истинными - вроде "природы Будды", "первоначальное лицо". "Способность познавать" - тоже вполне себе абстракция, вряд ли ложная, тоже могла бы использоваться для методологических целей.
А другие абстракции, вроде Атмана, считают ложными и никуда не включили?
Просто потому, что такая абстракция, как Нирвана, полезна для цели пробуждения/освобождения, а такая абстракция, как Атман, вредна, так как способствует привязанности и препятствует освобождению?

Одни избавляют от страдания, а другие его создают. Еще банальностей?

_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30509

566269СообщениеДобавлено: Вт 16 Фев 21, 15:58 (3 года тому назад)    Re: Способность познавать Ответ с цитатой

Ктото пишет:
Горсть листьев пишет:
Ктото пишет:
Darius Farmer пишет:
Ктото пишет:
Способность познавать - она есть в каждом моменте ума, потому что в каждом моменте ума есть читта, которая что-то познает. Способность познавать - это не читты сами по себе (которые ежемоментно возникают и прекращаются), а скорее способность к возникновению читт.
Что думаете по этому поводу?
В каждом моменте ума есть читта
А вы можете сказать по-русски что есть в каждом моменте ума?
Нет, не могу. Это из Абхидхармы. То есть речь о дхармах. Например, кроме читты, там обязательно еще сопутствующие чайтасики (на пали - читасики) есть.
А читта переводится как сознание.
Может быть, удобно сказать, что читта - это мысль, и в любом моменте ума есть мысль?
Читты и рупу познают. Но это ощущение, а не мысль.
Ощущение, насколько я понимаю, в буддийской психологии (абхидхарме) находятся в области пяти сфер восприятия (пять органов чувств, имеющих дело с формами - зрительными, слуховыми, обонятельными, вкусовыми и осязательными). То есть, ощущения относятся к сфере материального, читта - к имматериальной сфере.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

566270СообщениеДобавлено: Вт 16 Фев 21, 16:00 (3 года тому назад)    Re: Способность познавать Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Ктото пишет:
Горсть листьев пишет:
Ктото пишет:
Darius Farmer пишет:
Ктото пишет:
Способность познавать - она есть в каждом моменте ума, потому что в каждом моменте ума есть читта, которая что-то познает. Способность познавать - это не читты сами по себе (которые ежемоментно возникают и прекращаются), а скорее способность к возникновению читт.
Что думаете по этому поводу?
В каждом моменте ума есть читта
А вы можете сказать по-русски что есть в каждом моменте ума?
Нет, не могу. Это из Абхидхармы. То есть речь о дхармах. Например, кроме читты, там обязательно еще сопутствующие чайтасики (на пали - читасики) есть.
А читта переводится как сознание.
Может быть, удобно сказать, что читта - это мысль, и в любом моменте ума есть мысль?
Читты и рупу познают. Но это ощущение, а не мысль.
Ощущение, насколько я понимаю, в буддийской психологии (абхидхарме) находятся в области пяти сфер восприятия (пять органов чувств, имеющих дело с формами - зрительными, слуховыми, обонятельными, вкусовыми и осязательными). То есть, ощущения относятся к сфере материального, читта - к имматериальной сфере.
В момент познания рупы кроме рупы все равно есть читта и сопутствующие чайтасики.
Любой контакт (в том числе с рупой) ведь тройственный - в него по любому входит сознание.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

566271СообщениеДобавлено: Вт 16 Фев 21, 16:14 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

КИ
Правильно ли я понимаю, что в буддизме все асанскрита-дхармы - абстракции, нереальное?

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48649

566272СообщениеДобавлено: Вт 16 Фев 21, 16:16 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
КИ
Правильно ли я понимаю, что в буддизме все асанскрита-дхармы - абстракции, нереальное?

Зависит от школы. Нирвану могут считать некоей реальной штукой - "тхеравадины", например.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

566273СообщениеДобавлено: Вт 16 Фев 21, 16:17 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
КИ
Правильно ли я понимаю, что в буддизме все асанскрита-дхармы - абстракции, нереальное?

Зависит от школы. Нирвану могут считать некоей реальной штукой - "тхеравадины", например.

А в йогачаре?

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11  След.
Страница 4 из 11

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.035 (0.329) u0.021 s0.000, 18 0.015 [270/0]