Зарегистрирован: 10.05.2017 Суждений: 279 Откуда: Москва
№435498Добавлено: Сб 11 Авг 18, 15:14 (6 лет тому назад)Практика контроля органов чувств для мирян
Не планировал пока создавать данную тему, т.к. на то, чтобы раскрыть её подробно нет времени. Но раз уж о данной практике зашла речь http://dharma.org.ru/board/post435162.html#435162, то пока немного напишу об этом. В обсуждениях темы к сожалению практически не смогу принять участия.
Для начала обратимся к тому, как данная практика описывается в суттах:
«И как, друг, кто-либо охраняет двери органов чувств? Вот, увидев глазом форму, монах не цепляется за темы или [их] вариации, за счёт которых – если бы он не контролировал свою способность видеть – плохие, неблагие качества, такие как влечение или недовольство, охватили бы его. Он практикует сдержанность. Он охраняет дверь глаза. Он берётся за практику сдержанности по отношению к своей способности видеть.
Воспринимая ухом звук…
Воспринимая носом запах …
Воспринимая языком вкус…
Воспринимая телом тактильное ощущение…
Воспринимая умом ментальный феномен, он не цепляется за темы или [их] вариации, за счёт которых – если бы он не контролировал свою способность думать – плохие, неблагие качества, такие как влечение или недовольство, охватили бы его. Он практикует сдержанность. Он охраняет дверь ума. Он берётся за практику сдержанности по отношению к своей способности думать. Вот так, друг, он охраняет двери органов чувств"
(Сарипутта сутта СН 35.120)
Немного другое описание данной практики:
«...Татхагата обучает его далее: «Ну же, монах, охраняй двери своих органов чувств. Видя форму глазом, не цепляйся за её черты и детали. Поскольку, если ты оставишь качество глаза неохраняемым, плохие неблагие состояния алчности и уныния могут наводнить тебя, практикуй сдержанность в отношении этого, охраняй качество глаза, предпринимай сдерживание качества глаза.
Услышав ухом звук…
Унюхав носом запах…
Различив языком вкус…
Ощутив тактильное ощущение телом…
Познав умственный объект умом, не цепляйся за его черты и детали. Поскольку, если ты оставишь качество ума неохраняемым, плохие неблагие состояния алчности и уныния могут наводнить тебя, практикуй сдержанность в отношении этого, охраняй качество ума, предпринимай сдерживание качества ума».
(Ганакамоггаллана сутта МН 107, Маха ассапура сутта МН 39, Дантабхуми сутта МН 125)
И этот же отрывок в другом переводе:
"Иди, монах, охраняй двери своих чувств. Видя зрением форму, не улавливай ни те представления (нимитта), ни те подробности, из-за которых, - если не сдерживать постоянно способность (индрия) зрения, - могут всплыть алчность или уныние, пагубные, неумелые способы поведения (дхаммы). Так что постоянно сдерживай способность зрения, охраняй ее, достигни обуздания способности зрения.
Слыша слухом звук...
Чуя обонянием запах...
Ощущая чувством вкуса вкус...
Ощущая прикосновение осязанием...
Сознавая рассудком (мано) понятие, не улавливай ни те представления (нимитта), ни те подробности, из-за которых, - если не сдерживать постоянно способность (индрия) рассудка, - могут всплыть алчность или уныние, пагубные, неумелые способы поведения (дхаммы). Так что постоянно сдерживай способность рассудка, охраняй ее, достигни обуздания способности рассудка.» _________________ ...угасание, прекращение, Ниббана
Зарегистрирован: 10.05.2017 Суждений: 279 Откуда: Москва
№435499Добавлено: Сб 11 Авг 18, 15:15 (6 лет тому назад)
Итак, цель данной практики в том, чтобы внешние события не вызывали в нас «алчность или уныние, пагубные, неумелые способы поведения» когда мы начинаем рассматривать их черты и детали.
Давайте посмотрим, что происходит при отсутствии контроля органов чувств и как может практиковать это мирянин, на нескольких ярких примерах:
Допустим, есть мирянин, который за счет практики анапанасати достигает некоторого успокоения ума и сосредоточения. Но у этого мирянина преобладает качество страсти, например в виде сексуального влечения. И вот помедитировав, спокойный и сосредоточенный, но не контролирующий органов чувств наш дорогой мирянин идет по улице или едет в метро. Сам того не замечая, он обращает внимание на те части тела проходящих мимо девушек. Которые кажутся ему сексуальными. Пусть к примеру это будет грудь и ноги. Увидев красивые ноги девушки он переводит взгляд на ее грудь и на лицо. Он может даже оглянуться ей вслед. Девушка оказывается симпатичной, которая очень нравится нашему медитатору. Что происходит в его уме при этом? При этом в уме возникает некоторое возбуждение. Может возникнуть сожаление: «Такая красивая девушка и не со мной! Меня никогда не любила такая красивая девушка! Разве может меня полюбить такая девушка?». Может возникнуть зависть: «Как же повезло тому мужчине, кому эта девушка дарит свою любовь и с кем она проводит свои ночи». Может возникнуть влечение: «Как бы я хотел, чтобы меня полюбила подобная девушка!». Возбуждение закралось в ум и начинает постепенно разрастаться и наш медитатор своим сосредоточенным взглядом сосредоточенно обращает внимание на притягательные части тел желанных девушек. Он старается рассмотреть их получше, он втягивает запах духов проходящих мимо девушек, он наслаждается невольными прикосновениями к телам девушек в переполненном транспорте. Сев за компьютер, он также обращает внимание на изображения красивых девушек, которых он видит например в новостной ленте, на рекламных изображениях и т.д. Вроде бы ничего он при этом не нарушает, 5 предписаний он не нарушает, но вот эти неблагие качества постепенно все сильнее и сильнее захватывают его ум практически полностью разрушает его спокойствие, достигнутое в медитации и в последующей медитации ему может быть сложнее достигнуть сосредоточения. Мне рассказывали об одном моем знакомом медитаторе, который прошел великое множество ретритов, что он во время перерывов между сессиями медитации становился напротив входа в женскую часть зала и наблюдал за проходящими там девушками))
Что можно посоветовать такому практику? Охранять органы чувств! Увидев взглядом проходящих девушек контролировать орган зрения, не позволять своим глазам рассматривать этих девушек, не позволять себе переводить взгляд с одной части их тела на другую. Не давать оценки типа: «Эта мне нравиться, а эта не нравиться. А вот у этой красивые ноги, а у той не очень. У этой девушки такая грудь, как мне нравиться и т.д.». При нахождении в людных местах не позволять себе останавливать внимание то на одной, то на другой девушке! Почувствовав приятный запах духов проходящей мимо девушки, не принюхиваться в наслаждении к нему: «Какой приятный запах», а игнорировать его: «Это просто запах».
Я не говорю о более продвинутой тренировке. Когда увидев приятное, мы видим неприятное и вместо красивой девушки мы начинаем практиковать: «Это просто 32 части тела. Это просто отвратительный скелет. Всего лет через 50 эта красивая девушка превратиться в безобразную беззубую старуху, а потом в разлагающийся труп».
Также, к примеру, этот мирянин любит шашлыки. И вот в выходные, проходя мимо шашлычной, он чувствует приятный запах пищи. Он начинает принюхиваться: «Так. Пахнет жареным мясом.» Он поворачивает голову на запах и видит сочные шашлыки с румяной корочкой, которые источают этот приятный запах, видит людей, которые за столиком аппетитно едят этот шашлык. Далее возникает влечение: даже если до этого он совсем не хотел есть, то у него тут же возникает это желание, «слюнки текут». Если у него нет возможности купить шашлык, то он может испытать сожаление и/или зависть к тем, кто ест шашлык. Сколько раз вы сами покупали так какие-нибудь булочки, сладости, просто вкусности, совсем не хотя есть, а просто соблазнившись красивым видом пищи и/или его приятным запахом?
Что можно посоветовать в данном случае? Контролировать органы чувств! Почувствовав запах пищи — не принюхиваться к нему, не оценивать: «Это пахнет шашлыком. Это пахнут вкусные булочки! Это пахнет ароматный кофе! И т.д.», сдерживать способность обоняния: «Это просто запах». Увидев на витрине привлекательную пищу — не задерживать на ней взгляд, рассматривая подробности, давая тем самым возможность влечению закрасться в ум. Просто позволить взгляду скользить дальше: «Это просто видимое».
На работе, услышав разговор коллег у себя за спиной, он начинает думать, что это обсуждают его. «Что это они там про меня болтают?». И вместо работы, его внимание переключается на слушание чужих разговоров и сплетен. Потом он чувствует доносящийся запах кофе: «А не пойти не не попить ли мне кофе?», он идет пить кофе и проводит минут 10 в пустой болтовне с коллегами попивая кофе и засоряя свои мысли бесполезной информацией. Потом, во время медитации, он вместо наблюдения дыхания мысленно продолжает эту пустую болтовню или в его голове всплывают обрывки этих ненужных разговоров. Все это произошло потому, что он не контролировал и не сдерживал органы чувств!
Вот наш медитатор идет в магазин, чтобы купить буханку хлеба и пакет молока — все остальное у него есть. Но вот, проходя мимо витрин и полок супермаркета, он останавливает свой взгляд то на одном, то на другом продукте. В результате он набирает целую корзинку продуктов! А ведь эти продукты по сути были ему совсем не нужны до похода в магазин. Почему? Причина все та же - потому что он не контролировал и не сдерживал органы чувств!
При походе в магазин одежды с намерением купить новые носки, он выходит из магазина с кипой вещей! А чуть позже начинает думать: «И зачем я все это купил сейчас? Ведь у меня осталось мало денег, а до зарплаты еще далеко. Я же хотел купить это позже. А вот без этой рубашки я вполне мог обойтись!» Почему так произошло? Потому что он не контролировал и не сдерживал органы чувств и жажда захватила его ум! _________________ ...угасание, прекращение, Ниббана
Зарегистрирован: 10.05.2017 Суждений: 279 Откуда: Москва
№435504Добавлено: Сб 11 Авг 18, 15:46 (6 лет тому назад)
Вот примерное описание того, как может практиковать мирянин контроль органов чувств:
Начиная данную практику не стоить браться за контроль сразу всех органов чувств. Начинаем с тренировки контроля органа зрения. Вспоминаем описание данной тренировки: «Видя форму глазом, не цепляйся за её черты и детали. Поскольку, если ты оставишь качество глаза неохраняемым, плохие неблагие состояния алчности и уныния могут наводнить тебя, практикуй сдержанность в отношении этого, охраняй качество глаза, предпринимай сдерживание качества глаза.»
Начинаем тренировать себя в «свободное от основной работы время», например идя на работу и с работы, на выходных, во время походов по магазинам. Естественно, не усердствуя во время вождения автомобиля, перехода через проезжую часть, выполнения травмоопасной работы и т. д.
Мы начинаем сдерживать и охранять нашу способность зрения. Как это выполняется? Мы не вертим головой вокруг, смотря то туда, то сюда без необходимости. Например, идя домой по привычной дороге, по привычному пути, мы не смотрим по сторонам, смотря на проходящих мимо людей. Мы не смотрим на вывески, не смотрим на витрины магазинов, не смотрим на припаркованные машины. Достаточно смотреть вперед и чуть вниз. Поднимая взгляд только при необходимости, например, при переходе через дорогу, при необходимости зайти в магазин за продуктами и т. д. Увидев форму, особенно привлекательную, мы не задерживаем на ней взгляд, а позволяем ему идти дальше: «Это просто видимая форма». Учимся замечать, когда наш глаз начинает цепляться к привлекательным для него формам. Мы учимся не рассматривать излишние подробности видимых форм, особенно привлекательных для нас, не давать им оценку.
Далее, аналогичным образом можно перейти к тренировке охраны органов слуха, обоняния, вкуса, осязания, ума (рассудка). _________________ ...угасание, прекращение, Ниббана
Последний раз редактировалось: Anagarika Viragananda (Вс 12 Авг 18, 01:31), всего редактировалось 1 раз
не принюхиваться в наслаждении к нему: «Какой приятный запах», а игнорировать его: «Это просто запах».
Спасибо Вам за текст, в котором так наглядно описываете механизм возникновения влечения по отношению к тому, что воспринимается, цепляния за то, что воспринимается, а затем и действий, возникающих из цепляния (как минимум, мысленных - но не всегда только мысленных).
Однако замечу, что выполнение этих рекомендаций требует определенных условий. Чтобы не принюхиваться в наслаждении к запаху, а остановиться, сказав себе, что это просто запах, нужно заметить, что обратил внимание на запах. То есть, чтобы выполнять эти пожелания, нужно бдительно отслеживать, что происходит с вниманием - куда оно в данный момент поворачивается? Специально поддерживать эту бдительность в непрерывном режиме, круглосуточно, мирянин чисто технически не может - просто потому, что невозможно жить мирской жизнью, с её заботами, удовольствиями, интересами, проблемами и угрозами, не уделяя десятки раз на дню всё внимание различным предметам и людям (приятным и неприятным) - а не рефлексии, не наблюдению за самим вниманием.
Тем не менее, если регулярно уделять некоторое время в течение дня бдительному, внимательному отслеживанию феноменов, если в этом тренироваться, то постепенно выработается привычка и в течение дня часто включать этот "режим" (режим сугубой внимательности к происходящему) - особенно в тех случаях, когда чувствуется угроза нарушения ментального равновесия.
Другими словами: без тренировки человек склонен замечать, что с ним что-то не то, уже тогда, когда он совсем собрался сказать или сделать что-то неправильное (а то и после совершения неправильных дел, ещё чаще - после произнесения неправильных слов). Но при условии регулярной тренировки осознанность автоматически включается сразу, как внимание цепляется за (неуместный/непозволительный) объект страсти или за объект раздражения, и страсть/недоброжелательность начинают разрастаться. Казалось бы, разница между началом разрастания страсти/недоброжелательности и появлением уже полноценных мысленных действий (волевых импульсов, намерений) может равняться каким-то долям секунды, да и от словесного действия начало разрастания может отстоять лишь на секунду. Тем не менее, этот ничтожный временный промежуток очень значим практически - активизация осознанности в начале этого интервала (а не после него) позволяет относительно легко отбросить возникающие неблагие устремления, не рискуя возникновением ситуации, где они могли бы реализоваться. _________________ Границы мира - это границы языка
Последний раз редактировалось: empiriocritic_1900 (Сб 11 Авг 18, 16:13), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: СлаваА, Anagarika Viragananda
№435507Добавлено: Сб 11 Авг 18, 15:53 (6 лет тому назад)
Хорошие, правильные размышления. Вообще, лучше жить в небольшом городе, где меньше волнующих ум объектов. В Москве слишком много "игры на цимбалах, дутья горшков", все как бы тянет человека вовне. А вот тихое, красивое место на природе... Правда, есть ли они в России )
№435508Добавлено: Сб 11 Авг 18, 15:55 (6 лет тому назад)
Этим всем сначала на ретритах надо заниматься, в уединении, а в обычной жизни - как получится, так как слишком много отвлечений. По идее, с постепенным развитием данных качеств ума в тепличных условиях, и в жизни будешь чаще памятовать о вовлеченности в концептуальные объекты.
Другими словами: без тренировки человек склонен замечать, что с ним что-то не то, уже тогда, когда он совсем собрался сказать или сделать что-то неправильное (а то и после совершения неправильных дел, ещё чаще - после произнесения неправильных слов). Но при условии регулярной тренировки осознанность автоматически включается сразу, как внимание цепляется за (неуместный/непозволительный) объект страсти или за объект раздражения, и страсть/недоброжелательность начинают разрастаться. Казалось бы, разница между началом разрастания страсти/недоброжелательности и появлением уже полноценных мысленных действий (волевых импульсов, намерений) может равняться каким-то долям секунды, да и от словесного действия начало разрастания может отстоять лишь на секунду. Тем не менее, этот ничтожный временный промежуток очень значим практически - активизация осознанности в начале этого интервала (а не после него) позволяет относительно легко отбросить возникающие неблагие устремления, не рискуя возникновением ситуации, где они могли бы реализоваться.
Да, это очень верное наблюдение. Чем раньше осознано возникновение, тем проще отбросить, а с практикой возникновение неблагоприятных факторов происходит уже больше по привычке и как будто просто вспыхивает не проникая в сознание глубоко, а задевая только поверхность. Но в принципе привычка эта достаточно упорная и если, например, из любопытства ей уступить, и позволить проникнуть и тем более повлиять на действие, то ее сила возобновляется.
А вообще по теме мне лично помогает считать все эти неблагоприятные факторы привлечения и отторжения от объектов чувств как не я. То что мы считаем собой отбросить сложнее, а так как это не-я и пришло это не от меня, то что и держаться, смело отбрасываем. И как раз в обычной жизни мирянина условий для такой практики максимально много, так как на много больше разных ситуаций для проверки своей отстраненности. А в медитации можно много чего о себе нафантазировать.
Хорошие, правильные размышления. Вообще, лучше жить в небольшом городе, где меньше волнующих ум объектов. В Москве слишком много "игры на цимбалах, дутья горшков", все как бы тянет человека вовне. А вот тихое, красивое место на природе... Правда, есть ли они в России )
Очень немного таких мест. Наша страна не предназначена для этого, как я это вижу, не задумывалась для такого. Коллективизм правит общественным сознанием. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Хорошие, правильные размышления. Вообще, лучше жить в небольшом городе, где меньше волнующих ум объектов. В Москве слишком много "игры на цимбалах, дутья горшков", все как бы тянет человека вовне. А вот тихое, красивое место на природе... Правда, есть ли они в России )
Именно в тихом красивом месте на природе, если там есть ещё обитатели, уединение совершенно невозможно, потому что эти самые обитатели будут постоянно с тобой общаться с самыми лучшими намерениями, а потом обижаться в своих самых лучших чувствах. Только в большом городе можно пребывать в относительном уединении и без обид - никто не будет тянуть тебя послушать игры на цимбалах, если самому не захочется.
Хорошие, правильные размышления. Вообще, лучше жить в небольшом городе, где меньше волнующих ум объектов. В Москве слишком много "игры на цимбалах, дутья горшков", все как бы тянет человека вовне. А вот тихое, красивое место на природе... Правда, есть ли они в России )
Именно в тихом красивом месте на природе, если там есть ещё обитатели, уединение совершенно невозможно, потому что эти самые обитатели будут постоянно с тобой общаться с самыми лучшими намерениями, а потом обижаться в своих самых лучших чувствах.
У меня таких проблем не возникает, всегда можно установить рамки коммуникаций.
Зарегистрирован: 10.05.2017 Суждений: 279 Откуда: Москва
№435618Добавлено: Сб 11 Авг 18, 23:34 (6 лет тому назад)
Еще важное дополнение по поводу данной практики:
Логическим, а самое главное практическим путем выводится необходимость практиковать контроль как "снаружи", когда в примере с органом зрения мы наблюдаем внешние видимые формы и объекты, так и "внутри", когда мы представляем (фантазируем, мысленно восстанавливаем виденный образ, мысленно творим мысленный образ) визуальные формы и образы, так и "внутри и снаружи".
Здесь также лучше тренироваться поэтапно: сначала работая с объектами "снаружи", затем "внутри", затем "внутри и снаружи". _________________ ...угасание, прекращение, Ниббана
Этим всем сначала на ретритах надо заниматься, в уединении, а в обычной жизни - как получится, так как слишком много отвлечений. По идее, с постепенным развитием данных качеств ума в тепличных условиях, и в жизни будешь чаще памятовать о вовлеченности в концептуальные объекты.
Мое личное мнение, впрочем подтвержденное как текстами нескольких сутт, так и личным опытом практики: развитию контроля органов чувств нужно уделять особое внимание на ретритах "начального уровня", а никак не начинать с випассаны и подобных практик. Таким образом, сначала развив контроль органов чувств, углубляющий уже развитую нравственность - выполнение 5 предписаний панча силы (а практика контроля органов чувств относится к практикам класса Sila - нравственность), мы сможем создать прочную основу для дальнейшего развития устойчивого правильного "сосредоточения", устойчивой правильной "внимательности", и в конце концов развития Прозрения и видения сути процессов, качеств и характеристик (развития мудрости). Такой порядок практики может дать стабильное и устойчивое продвижение по Пути.
Возможно, при проведении ретритов, правильным была бы обучение практике примерно следующим образом:
На начальных ретритах 1 уровня, кроме упора на развитие нравственности и подробного теоретического разбора факторов и качеств соблюдения/нарушения 5 предписаний и этапов Благородного восьмеричного пути, основной упор в практике был бы именно на контроль органов чувств. Первый ретрит мог бы быть посвящен контролю органа зрения, второй - контролю органа уха и т.д.
На ретрите 2 уровня - можно было бы практиковать анапанасати начального уровня. Также на данном этапе шло бы обучение осознанности при принятии пищи и умеренности в еде.
На ретрите 3 уровня - основной упор бы был на развитие непрерывного бодрствования с интенсивной формальной практикой сидя, стоя, при ходьбе и лежа, учась наблюдать возникшие неблагие качества в уме и непрерывно очищая от них ум.
На ретрите 4 уровня - практика наблюдения за 4 наблюдения за положениями тела с наблюдением факторов возникновения и исчезновения в теле
На ретрите 5 уровня - практика сампаджана - наблюдение за всеми действиями тела с наблюдением факторов возникновения и исчезновения
и т.д. _________________ ...угасание, прекращение, Ниббана
№435634Добавлено: Вс 12 Авг 18, 00:21 (6 лет тому назад)
В цитатах речь идёт о бхиккху, это наставления тем, кто практикует Сангхе. _________________ АН 1.140 [Бхагаван сказал]: «Монахи (bhikkhave), те бхиккху, которые объясняют неверную Дхамму (adhammaṃ) как неверную, делают это ради благополучия многих людей (bahujanahitāya), ради счастья многих людей (bahujanasukhāya), ради блага (atthāya), благополучия (hitāya) и счастья (sukhāya) многих дэвов и людей (devamanussānaṃ). Эти бхиккху порождают много заслуг (puññaṃ), и укрепляют Истинную Дхамму (saddhammaṃ).
Этим всем сначала на ретритах надо заниматься, в уединении, а в обычной жизни - как получится, так как слишком много отвлечений. По идее, с постепенным развитием данных качеств ума в тепличных условиях, и в жизни будешь чаще памятовать о вовлеченности в концептуальные объекты.
Мое личное мнение, впрочем подтвержденное как текстами нескольких сутт, так и личным опытом практики: развитию контроля органов чувств нужно уделять особое внимание на ретритах "начального уровня", а никак не начинать с випассаны и подобных практик..
Под ретритами я не имею ввиду только какие-то коллективные мероприятия, где строем ходят на медитации ) Небольшой ретрит на неск. дней и более каждый может сам себе устроить, уединившись где-нибудь в тихом месте.
А развивать сначала надо сати-сампаджаннья, без этих качеств никакого "контроля" врат чувств не получится )
А развивать сначала надо сати-сампаджаннья, без этих качеств никакого "контроля" врат чувств не получится )
На это могу отослать только к описанию поэтапного пути, который описан в суттах, например в Маха ассапура сутта, Ганакамоггаллана сутта, Дантабхуми сутта)) После развития нравственности идет практика контроля органов чувств, а практика сампаджання - только на 5 месте.
Подробный ответ на тему так превозносимой в последнее время сати, которая подчас трактуется как "просто наблюдать", без предварительно развитых навыков контроля чувств требует развернутого ответа, на подготовку которого я сейчас не имею времени. Приношу свои извинения. _________________ ...угасание, прекращение, Ниббана
Последний раз редактировалось: Anagarika Viragananda (Вс 12 Авг 18, 00:58), всего редактировалось 3 раз(а) Ответы на этот пост: Upas, Just process
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы