Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Духовная прелесть

Страницы Пред.  1, 2, 3  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30509

434075СообщениеДобавлено: Сб 04 Авг 18, 12:57 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

BonZa пишет:
Благодарю за участие. Но я не зря выше спросил: "Есть сведения об учителях писавших об этом явлении еще до "нулевых" годов нашей эры?".  Как я заметил, о явлении ложного прозрения появляются записи примерно с VI веков. (С Нагарджуной не понятно когда он жил, будем считать его как исключение). Просто у меня возникает подозрение, что в буддизм это учение могло придти из христианства. Поэтому меня более интересуют учителя жившие до Н.Э. исследовавшие это явление и описавшие его.
О прелести "уверенности в собственной продвинутости" говорится ещё в палийских суттах (то есть столетиями раньше христианства), в частности в одной из сутт описывается случай, когда некий монах заявил, что всё постиг и ему нечему больше учится, на что Будда ответил нечто вроде "всегда есть чему ещё учиться".
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: С точки зрения
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Nima



Зарегистрирован: 25.11.2014
Суждений: 2904

434080СообщениеДобавлено: Сб 04 Авг 18, 13:03 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

BonZa пишет:
Благодарю за участие. Но я не зря выше спросил: "Есть сведения об учителях писавших об этом явлении еще до "нулевых" годов нашей эры?".  Как я заметил, о явлении ложного прозрения появляются записи примерно с VI веков. (С Нагарджуной не понятно когда он жил, будем считать его как исключение). Просто у меня возникает подозрение, что в буддизм это учение могло придти из христианства. Поэтому меня более интересуют учителя жившие до Н.Э. исследовавшие это явление и описавшие его.

Да все гораздо проще, есть путь и есть качества практикующих, которые либо ведут по пути, обуславливают достижения, либо наоборот, отводят от пути в сторону далече. Некоторые могут еще мнить, что чего-то достигли, тогда как на самом деле ничего не достигли, а то и больше как говорится закопались в гордыню, как например Девадатта. Тут ничего не надо заимствовать, это характерные вещи для всех религиозных традиций. Разве чтобы очищать ум, нужно что-то у кого-то заимствовать? Просто это общие схемы так сказать.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
BonZa



Зарегистрирован: 04.04.2016
Суждений: 1711
Откуда: Oттyдa

434086СообщениеДобавлено: Сб 04 Авг 18, 13:08 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

В христианстве есть такое определение: первый признак духовной прелести - считать себя свободным от всякой прелести.
Самое опасное впасть в это состояние настолько глубоко, что уже невозможно будет из него выйти. И самое сложное распознать это в себе.
Какие способы решения этой проблемы существуют и, как самостоятельно, в отсутствии опытного наставника не впасть с состояние духовной прелести?

_________________
Те, кто веруют слепо, - пути не найдут. Тех, кто мыслит, - сомнения вечно гнетут. Опасаюсь, что голос раздастся однажды: "О невежды! Дорога не там и не тут!" (Омар Хайям)


Последний раз редактировалось: BonZa (Сб 04 Авг 18, 13:20), всего редактировалось 1 раз
Ответы на этот пост: Серж, Nima, Горсть листьев, ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Серж



Зарегистрирован: 28.01.2011
Суждений: 4111

434092СообщениеДобавлено: Сб 04 Авг 18, 13:17 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

BonZa пишет:
В христианстве есть такое определение: первый признак прелести - считать себя свободным от всякой прелести.
Самое опасное впасть в это состояние настолько глубоко, что уже невозможно будет из него выйти. И самое сложное распознать это в себе.
Какие способы решения этой проблемы существуют, как самостоятельно, в отсутствии опытного наставника не впасть с состояние духовной прелести?
В мудрости. Корень высокомерия находится в ложных воззрениях, это и есть специфика буддийского дискурса. Само буддийское учение можно назвать "антипрелесть". Поэтому не нужно прилагать никаких аргументов об отсутствии "заимствования".
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Nima



Зарегистрирован: 25.11.2014
Суждений: 2904

434095СообщениеДобавлено: Сб 04 Авг 18, 13:24 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

BonZa пишет:
Самое опасное впасть в это состояние настолько глубоко, что уже невозможно будет из него выйти. И самое сложное распознать это в себе.
Какие способы решения этой проблемы существуют, как самостоятельно, в отсутствии опытного наставника не впасть с состояние духовной прелести?

Ну так Патрул Ринпоче и пишет: "Из всех этих препятствий — источников заблуждения — труднее всего распознать гордыню". Христиане тоже говорят, что гордыню тяжело увидеть. Что может смирять? Смирять может виденье своих недостатков, но их надо увидеть, внешние жизненные обстоятельства тоже смиряют. Но тут нужно еще понять, что буддизм и христианство разные религии, для христианина признать себя спасенным наверное грех, за исключением протестантских деноминаций и тех например православных святых, которые могли говорить, что если буду иметь дерзновение, то буду молиться за вас. Или как например в житии Серафима Саровского, когда он с кем-то делится своими видениями, откровением, что ему Пречистая сказала, что он любимиче, скоро будет с ними, и тут, либо он реально с кем-то поделился данными откровениями, которые и вошли в житие, либо выдумано позднее. В психологии древних христианских мучеников так вообще мученичество уверено равно спасению. Но в случае буддизма, там нет такого "я святой", просто Будда подтверждал реализацию, дзен-мастера подтверждали постижение, понимание учеников. При этом говорили не цепляться к различным знакам практики, о чем говорится например в том-же комментарии на Карма Чакме, не привязываться к переживаниям. В тибетском буддизме, там еще сильный акцент пологания на учителя, линию, то есть, я встречал например по типу подобные заявления: "благодаря своему учителю", то есть уже как говорится страховка от гордыни.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30509

434116СообщениеДобавлено: Сб 04 Авг 18, 14:02 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

BonZa пишет:
В христианстве есть такое определение: первый признак духовной прелести - считать себя свободным от всякой прелести.
Самое опасное впасть в это состояние настолько глубоко, что уже невозможно будет из него выйти. И самое сложное распознать это в себе.
Какие способы решения этой проблемы существуют и, как самостоятельно, в отсутствии опытного наставника не впасть с состояние духовной прелести?
Подвергнуть его сомнению и проверке.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
миг 37
Гость





434154СообщениеДобавлено: Сб 04 Авг 18, 15:26 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Опытному наставнику и совесть не нужна. Нет такого слова в санскрите, а значит это бред сивой кобылы.

Ответы на этот пост: чайник2
Наверх
С точки зрения
Гость





434179СообщениеДобавлено: Сб 04 Авг 18, 16:39 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
BonZa пишет:
Благодарю за участие. Но я не зря выше спросил: "Есть сведения об учителях писавших об этом явлении еще до "нулевых" годов нашей эры?".  Как я заметил, о явлении ложного прозрения появляются записи примерно с VI веков. (С Нагарджуной не понятно когда он жил, будем считать его как исключение). Просто у меня возникает подозрение, что в буддизм это учение могло придти из христианства. Поэтому меня более интересуют учителя жившие до Н.Э. исследовавшие это явление и описавшие его.
О прелести "уверенности в собственной продвинутости" говорится ещё в палийских суттах (то есть столетиями раньше христианства), в частности в одной из сутт описывается случай, когда некий монах заявил, что всё постиг и ему нечему больше учится, на что Будда ответил нечто вроде "всегда есть чему ещё учиться".
На сколько я помню была группа учеников,которая утверждала, что: "святая жизнь прожита,все что должно быть сделано, нет более становления в каком-либо состоянии". Т.е признали себя архантами. Часть из них Будда подтвердил,части сказал что они поняли своё состояние неверно.
Наверх
Nima



Зарегистрирован: 25.11.2014
Суждений: 2904

434194СообщениеДобавлено: Сб 04 Авг 18, 17:31 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

С точки зрения, ну тут нужно действительно понять, что буддизм и христианство это разные религии. В буддизме под гордыней, высокомерием, скорее понимается презрение. Ну и в плане негативной оценки ведь подразумевается отрицательно окрашенное чувство, а не то что кто-то реализовал архатство, имел знание об этом и получил подтверждение от Будды.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Алексей_Михайлов
заблокирован


Зарегистрирован: 21.04.2015
Суждений: 1111

465080СообщениеДобавлено: Чт 10 Янв 19, 01:34 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

перенёс сюда:

Чтобы хоть как-то обезопасить себя от состояния погружения в свои или чужие глюки, необходима специфическая культура мышления. Чем тщательнее такая культура построена, то есть, наработана способность, например, к интеллектуальной проверке некоего нового знания в системе уже созданного собой же мировоззрения, или в системе уже имеющегося в традиции мировоззрения, или в общепринятой парадигме, тем больше вероятность того, что очередные глюки не уведут за собой.

Приведем некоторые аналогии. В римской католической церкви, которая является наиболее тонко простроенной религиозной организацией, очень развита теология, наука о Боге, всевозможные рассуждения о чудесах, которые есть истинные, неистинные и так далее. Казалось бы, для чего верующему человеку теология? Вот протестанты – верь себе и все! А католики говорят: не так все просто. Ведь с их точки зрения, в их мировоззрении, в мире существует как минимум две силы: есть сила божественная, и есть сила дьявольская. И человек не может быть точно уверен, какой силой навеяна соответствующая идея, мысль, переживание. Для того чтобы быть в этом уверенным, необходимо сформировать систему, которая давала бы такую уверенность, которая бы максимально точно, достоверно интерпретировала бы священные писания, позволила бы интерпретировать чудеса, мистические откровения и так далее. Поэтому если католическая церковь сталкивается с явлением, которое можно считать чудом и проявлением святости, создается специальная комиссия, в которую входят представители (в том числе светские) различных наук – физики, химики, медики, и они рассматривают вопрос: не могло ли быть естественных оснований у этого чуда? Если они ответили на вопрос отрицательно и не смогли определить таковых, в бой вступают демонологи и специалисты по этики. Их задачей является определить: не могло ли это чудо быть проявлением демонических сил? Это определяется по долговременным последствиям. Например, если чудесно исцеленный человек стал впоследствии преступником – чудо считается небожественным и т.д. Разумеется, на разных этапах развития человечества физика и химия, да и нравственный нормы менялись, и то, что сто лет назад было бы необъяснимым наукой и чудесным, – сейчас вопрос техники, но нас интересует принцип. Готовность поставить мистический опыт под суд интеллекта, логики и здравого смысла.

Аналогичные вопросы поднимались и в православном христианстве и исихазме. У них существует очень развитое учение о «прелестях духовных». Что такое прелести? Прелести – это не нечто, что кайфовое, как в обыденном языке. Прелесть – это то, что прельщает. Фактически – те же вритти. То, что притягивает к себе. Когда исихасты практикуют свои техники, они имеют в виду, что на их пути могут возникать определенные заблуждения – те самые прелести. Есть прелести примитивные, эмоциональные, к примеру, какое-то заблуждение, незнание, эмоциональное западание, а есть прелести и другие. Целый раздел – прелести интеллектуальные, например, кайф от интеллектуального осмысления, когда человек уходит от духовного знания и начинает заниматься интеллектуальным. Или, допустим, кайф, прелесть, которая рождается тогда, когда человеку уже приятнее рассказывать о мистическом опыте, а не практиковать его. Есть прелести, связанные с мистическими откровениями. Например, ложное видение Фаворского света (нетварных энергий). И возникает задача отсортировать одно от другого, которая решается, в частности, при помощи «логосного», т.е. рационального начала, фактически, при помощи ориентированной на аскетическую практику теории познания.

То же самое вы можете обнаружить в католических психопрактиках, например, духовных упражнениях Игнатия Лойолы. Он описывает целый спектр состояний, которые являются патологическими, выражаясь нашим языком, при духовной практике.

О духовных опасностях предупреждает и суфизм, в рамках которого была также создана продуманная теория познания кашф, на которой мы сейчас не будем останавливаться, но, возможно, вернемся к ней в следующих статьях. Самое главное, она есть.

Наличие простроенной и критичной теории познания, готовность использовать интеллект отличает серьезную Школу и Традицию от совсем молодой или вообще доморощенной. Также Традицию характеризует накопление и передача опыта работы с возможными ошибками в процессе практики на протяжении нескольких поколений.

Подытожу: смысл строфы о прамане состоит не только в том, что она описывает формы получения правильного знания, а в том, что эта строфа призывает к тому, что для того чтобы успешно практиковать любые мистические практики, необходимо иметь специфическую культуру осмысления соответствующего опыта, которую нужно развивать. Развивать, в частности, на почве интеллектуальной.
(Содрано с yogi.org.ua/pramana/)


Ответы на этот пост: BonZa
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
BonZa



Зарегистрирован: 04.04.2016
Суждений: 1711
Откуда: Oттyдa

465083СообщениеДобавлено: Чт 10 Янв 19, 02:00 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Алексей_Михайлов пишет:
<...> для того чтобы успешно практиковать любые мистические практики, необходимо иметь специфическую культуру осмысления соответствующего опыта, которую нужно развивать. Развивать, в частности, на почве интеллектуальной.
(Содрано с yogi.org.ua/pramana/)
Я считаю иначе: для того чтобы успешно практиковать любые мистические практики необходимо иметь, в первую очередь, опытного старца-наставника который поможет понять, осмыслить и развить.
_________________
Те, кто веруют слепо, - пути не найдут. Тех, кто мыслит, - сомнения вечно гнетут. Опасаюсь, что голос раздастся однажды: "О невежды! Дорога не там и не тут!" (Омар Хайям)
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Росс
Гость





465086СообщениеДобавлено: Чт 10 Янв 19, 05:24 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Понимаете - почему чаньцы прямо говорят о Будде, нирване и т.д - как о тонкой прелести?Это самое главное. Сам смысл вритти - уже вритти. Паравритти же - прелюбопытнейшая вещь.)
Наверх
чайник2



Зарегистрирован: 11.09.2008
Суждений: 3971

465088СообщениеДобавлено: Чт 10 Янв 19, 08:41 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

миг 37 пишет:
Опытному наставнику и совесть не нужна. Нет такого слова в санскрите, а значит это бред сивой кобылы.

sems byung dge ba bcu gcig (dge ba), kusala caitta - одиннадцать благих элементов сознания

ngo tsha shes pa, hri (санскр.) - совестливость, совесть - чувство сильного смущения от сознания предосудительности своего поступка, что препятствует совершению неблагих деяний и способствует совершению благих.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 12603

465110СообщениеДобавлено: Чт 10 Янв 19, 16:23 (5 лет тому назад)    Re: Духовная прелесть Ответ с цитатой

BonZa пишет:
Доброго всем здравия!
Хочу поинтересоваться: есть ли в буддизме такое понятие как духовная прелесть? Я понимаю, что духовная прелесть - чисто христианское определение запущенному духовному состоянию человека пребывающего в гордыне и самомнении за свои мнимые заслуги, но всё же.

Духовная прелесть   (ссылка на википедию)
Духо́вная пре́лесть (от ст.‑слав. прѣльсть, прелесть — обман, заблуждение, обольщение: от греч. πλάνη) — в соответствии с православным вероучением, «обманчивая святость», сопровождающаяся высшей и очень тонкой формой лести самому себе, самообманом, мечтательностью, гордыней, мнением о своём достоинстве и совершенстве

Встречал в буддизме разбор двух явлений - ложная гордость, самомнение и килесы випассаны (10 шт). Плохая во втором случае только 10-я из 10-и.

Buddha Abhidhamma пишет:
Upakkilesa (Ten Impurities of Vipassanà)
k 1 Obhasa – rays emitting from the body on account of
insight,
2 Pãti – five kinds of rapture (unprecedented joy),
3 Passaddhi – both kàya- and citta-passadhi – tranquility or
quietude.
4 Adhimokkha – the controlling faculty of strong faith,
5 Paggaha – intense effort which supports vipassanà-citta
6 Sukha – pleasant feeling in the whole body due to
wholesome cittaja-råpa,
7 Nana – quick insight wisdom,
8 Upatthana – mindfulness fixed on kammaññhàna,
9 Upekkha – tatramajjatupekkhà and avajjanupekkhà, (the
former represents tatramajjattatà cetasika which can
observe phenomena effortlessly; the latter refers to the
cetana associated with avajjana-citta that can reflect on
phenomena quickly)
10 Nikanti – mild attachment to vipassanà-nàna which is
accompanied by pãti, passaddhi, sukha and obhàsa.
Of the ten impurities mentioned above, only nikanti
(attachment) belongs to kilesas (defilements). The remaining ones
are wholesome qualities.

У бодхисатт, по версии дост. Ананда Майтреи, дело не идет ни в какую дальше санкхара-упекха-ньяни перед сотапанством. Т.о. это всё к ним применимо.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 12603

465111СообщениеДобавлено: Чт 10 Янв 19, 16:31 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

BonZa пишет:
В христианстве есть такое определение: первый признак духовной прелести - считать себя свободным от всякой прелести.
Самое опасное впасть в это состояние настолько глубоко, что уже невозможно будет из него выйти. И самое сложное распознать это в себе.
Какие способы решения этой проблемы существуют и, как самостоятельно, в отсутствии опытного наставника не впасть с состояние духовной прелести?

Опять эта пгмнутая шизофрения... Проблема с неполной святостью-сотапанством решается знанием, что еще не сотапанна, т.к. нет соответствующих признаков вошедшего в поток. А вот достоверно вошедший в поток может на строгих основаниях считать себя свободным от сотапанно-уничтожаемых килес и это не будет "прелестью", т.к. решается по значимым признакам, а не по эмоциональному "считаю свободным".

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3  След.
Страница 2 из 3

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.038 (0.895) u0.016 s0.001, 18 0.022 [263/0]