|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 След.
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Слава_ Гость
Откуда: Kuban
|
№402759Добавлено: Вс 08 Апр 18, 12:01 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
Я отнюдь не говорил о "пассивном прекращении мыслей, чувств, эмоций". Я говорил нечто более узкое и определенное - временная остановка реакций влечения и отторжения. При этом, разумеется, есть представления, есть мысли, есть переживания. А насчёт образа "спокойного острова в бушующем море" - то да, я тоже писал в первом посте темы, что такое представление возникает. Но затем удаётся выяснить, что на самом деле это не неподвижный остров, а дрейфующий плот. Тоже неплохо, конечно. Это может вначале и плот, но он может доплыть до острова. )
То что это может быть островом говорят достижения йогинов и на мой взгляд Будды. То есть это состояние которое ничто, никакие внешние условия уже не могут поколебать, оно всегда остаётся. Это реализация - сиддхи, в отличии от временных ( разной длительности) переживаний этого состояния. Но даже во временных переживаниях есть внутреннее указание на то что над ним не властны внешние условия.
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№402763Добавлено: Вс 08 Апр 18, 12:12 (7 лет тому назад) |
|
|
|
То есть это состояние которое ничто, никакие внешние условия уже не могут поколебать, оно всегда остаётся. Это реализация - сиддхи, в отличии от временных ( разной длительности) переживаний этого состояния. Но даже во временных переживаниях есть внутреннее указание на то что над ним не властны внешние условия.
А это уже другой вопрос. По этому поводу лишь повторю вновь, что важно не путать составляющие четвертой Истины/Действительности благородных (мудрость, нравственность, собранность/сосредоточенность - то есть, качества, которыми разрушается жажда и постигается Ниббана) и их объект, то есть саму Ниббану. Мудрость, нравственность и сосредоточенность обусловлены и производны; в их природе - разрушаться, прекращать быть. А их объект - покой, не-возникновение и не-исчезновение, Ниббана - необусловлен, не произведен, и неизменен. _________________ Границы мира - это границы языка |
|
Наверх |
|
|
Рената Скот
Зарегистрирован: 29.09.2017 Суждений: 12920
|
№402764Добавлено: Вс 08 Апр 18, 12:18 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: Конечно же медитация должна быть разной и она не должна состоять исключительно в отслеживании умственных процессов и их классификации. Обратимся к ДН22. Сначала предлагается отслеживать исключительно тело, потом исключительно ощущения, потом исключительно ум и только потом исключительно умственные формирования. То есть сначала надо научиться осознавать исключительно ум и только потом брать бухгалтерские счеты и считать мысли, классифицируя их. Отслеживание же ума отнюдь не предполагает осознанного отношения к мыслям, наоборот всё внимание при этом направляется на удержание ума свободным от них.
Как видите, здесь говорится об отслеживании разных состояний ума. Как может пустой ум, ум, свободный от мыслей, пребывать в разных состояниях, то сопровождаться жаждой, злобой, заблуждением, то не сопровождаться? Как он вообще может меняться? Что страсть, что злоба, что отсутствие страсти и злобы, что сосредоточенность, что рассеянность, и т.д. - это всё различные четасики, которые возникают вместе с различными читтами (умственными представлениями), направленными на различные объекты. Так что здесь есть и читты, и четасики - и речь идёт об отслеживании четасик, притом таких четасик, которые доминируют над самой читтой и над другими четасиками. Страсть, злоба, неведение, и т.д., или, наоборот - их отсутствие, это четасики, которые определяют, куда внимание обратится в следующий момент, какие мысли, слова и действия последуют.
Общая логика четырех сатипаттхан - от более грубого и очевидного к познанию более тонких взаимосвязей. Первая сатипаттхана - это созерцание состояний и поз тела - то, на чём многим людям сначала проще сконцентрироваться. Вторая - это отслеживание - что сейчас переживается как приятное, что как неприятное, а что ни как приятное, ни как неприятное? Третья - это отслеживание основных, доминирующих, наиболее сильных реакций на представляемые (с опорой на чувственное восприятие либо только умом) и переживаемые объекты.
И четвертая - это отслеживание всего ментального процесса; отслеживание пяти препятствий, отслеживание всех кхандх и аятан (то есть, предметы первых трёх сатипаттхан сюда входят), отслеживание семи факторов пробуждения, которые начинают возникать при отстранении пяти препятствий. И, наконец, самый глубокий уровень - видение всех феноменов сквозь призму 4БИ: это страдание, а это возникновение страдания, а это прекращение страданий, а это качества, ведущие к прекращению страданий. "Сосредоточение с направление и удержанием ума на объекте медитации, сосредоточение без направления, но только с удержанием, СОСРЕДОТОЧЕНИЕ БЕЗ НАПРАВЛЕНИЯ И БЕЗ УДЕРЖАНИЯ - вот что называется путем, ведущим к необусловленному" СН43.3. "Пустотное сосредоточение, БЕСПРЕДМЕТНОЕ СОСРЕДОТОЧЕНИЕ, НЕНАПРАВЛЕННОЕ СОСРЕДОТОЧЕНИЕ - вот что называется путем, ведущим к необусловенному". СН43.4.
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
Слава_ Гость
Откуда: Kuban
|
№402767Добавлено: Вс 08 Апр 18, 12:45 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Эмпириокритик, а у Вас были в Вашей практике переживания «плотного» покоя, который по физическим ощущениям захватывает мозг останавливая в нем мысли, потом может распространяться на все тело приводя тело в состояние спонтанной неподвижной асаны? При этом он ощущается также простирающимся за пределы тела.
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№402769Добавлено: Вс 08 Апр 18, 13:04 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Сосредоточение с направление и удержанием ума на объекте медитации, сосредоточение без направления, но только с удержанием, СОСРЕДОТОЧЕНИЕ БЕЗ НАПРАВЛЕНИЯ И БЕЗ УДЕРЖАНИЯ - вот что называется путем, ведущим к необусловленному" СН43.3. "Пустотное сосредоточение, БЕСПРЕДМЕТНОЕ СОСРЕДОТОЧЕНИЕ, НЕНАПРАВЛЕННОЕ СОСРЕДОТОЧЕНИЕ - вот что называется путем, ведущим к необусловенному". СН43.4.
1. Сосредоточение без направления и удержания - это вторая джхана. Всё правильно. Но она достигается после первой, и на её основе. Сначала всё равно нужно распознать и отстранить пять препятствий (это вхождение в первую джхану). Затем пребывание в отстраненности от пяти препятствий с восторгом и блаженством поддерживается уже без специального направления и удержания внимания на предмете медитации (без витакки и вичары) - это будет вторая джхана (или, если перечислять джханы не по четырехчленной, а по пятичленной системе, то это будут две джханы - вторая и третья, вторая без витакки, но с вичарой).
Кстати, сейчас проверил по списку четасик в Дхаммасангани - витакки и вичары во второй (или в третьей, по пятичленной системе) джхане нет, но вот памятование, сатииндрия, там действует, как, кстати и распознавание, сан'ня - то есть, речь совсем не о том, что отслеживание состояний должно вообще прекратиться; скорее, речь идёт о том, что памятование поддерживается "само собой", в силу того, что усилия по направлению и удержанию были приложены раньше, а внешними отвлечениями инерция предыдущих усилий, благодаря внешней и внутренней уединенности монаха, не разрушается. Затем успокаивается восторг (достигается вхождение в третью или четвертую джхану), затем утихает и блаженство, остаётся невозмутимость (упеккха). Это четвертая джхана (или пятая, по пятичленной системе).
Также достижение упеккхи можно описать посредством другой номенклатуры - не четырёх джхан, а семи факторов пробуждения, последним из которых упеккха как раз и является.
Но логика всё равно не меняется. Сначала развивается памятование и внимательность, развивается отслеживание приятных/неприятных переживаний и дистанцирование от них - не в смысле, что они перестают возникать, но в смысле, чтобы не реагировать на них влечением/отторжением. Затем отслеживаются состояния ума, затем выявляются и отстраняются пять препятствий. И здесь, на этой основе, начинают появляться джхановые факторы / факторы пробуждения.
2. Другие виды сосредоточения, упоминания о которых Вы цитируете - это речь об арупа-локах. Их практик на пути к Ниббане тоже, конечно, может освоить, и об этом говорится во многих суттах. Но есть множество сутт (см., например, MN4, MN27, MN36, MN107, AN5.28) где достижение Ниббаны описывается, как происходящее на основе четвертой джханы (джханы с упеккхой), без арупа лок (ср. также SN12.70, MN70). И в понятие "совершенная сосредоточенность" (sammāsamādhi) входят именно первые четыре джханы (см., например, SN45.8). _________________ Границы мира - это границы языка |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№402771Добавлено: Вс 08 Апр 18, 13:07 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Эмпириокритик, а у Вас были в Вашей практике переживания «плотного» покоя, который по физическим ощущениям захватывает мозг останавливая в нем мысли, потом может распространяться на все тело приводя тело в состояние спонтанной неподвижной асаны? При этом он ощущается также простирающимся за пределы тела.
Нет, не было. Наоборот, это очень лёгкое, ясное, прозрачное, светоносное состояние, состояние непривязанности и к телу и к эмоциям. _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: Горсть листьев, Слава_ |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30621
|
№402798Добавлено: Вс 08 Апр 18, 14:51 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: Переживание "безрадостной пустоты" в результате практики - это хорошая возможность обнаружить, распознать, увидеть эту жажду, эту тонкую привязанность - и видя, как она возникает, продолжается и исчезает, отстраниться также и от неё. Очень правильное замечание. Учителя разных традиций буддизма одинаково говорят об этом: когда вы сели и вот, посидев и поборовшись со своим умом, вы вдруг обнаружили скуку - это очень хорошо: это правильная начальная точка практики - ваш ум наконец-то успокоился. Можете начинать работать.
Цитата: empiriocritic_1900 пишет:
...в этот конкретный момент именно эта тонкая жажда является "мной" (реальной основой, реальным наполнением иллюзорного представления о "я"). Очень важно выявлять эту Кощееву иглу - то, что именно сейчас переживается как "я", и отстранять именно это. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся. |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30621
|
№402800Добавлено: Вс 08 Апр 18, 15:03 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: Эмпириокритик, а у Вас были в Вашей практике переживания «плотного» покоя, который по физическим ощущениям захватывает мозг останавливая в нем мысли, потом может распространяться на все тело приводя тело в состояние спонтанной неподвижной асаны? При этом он ощущается также простирающимся за пределы тела.
Нет, не было. Наоборот, это очень лёгкое, ясное, прозрачное, светоносное состояние, состояние непривязанности и к телу и к эмоциям. Подобные кататонические состояния встречаются у некоторых практиков "неправильной" медитации с точки зрения "классического" буддизма. Впрочем, не берусь говорить за тантрические буддийские методы - там всякое есть. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: Слава_ |
|
Наверх |
|
|
Слава_ Гость
|
|
Наверх |
|
|
Слава_ Гость
|
№402931Добавлено: Вс 08 Апр 18, 21:58 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: Эмпириокритик, а у Вас были в Вашей практике переживания «плотного» покоя, который по физическим ощущениям захватывает мозг останавливая в нем мысли, потом может распространяться на все тело приводя тело в состояние спонтанной неподвижной асаны? При этом он ощущается также простирающимся за пределы тела.
Нет, не было. Наоборот, это очень лёгкое, ясное, прозрачное, светоносное состояние, состояние непривязанности и к телу и к эмоциям. Спасибо. Мне кажется я понял почему Вы на основании своего опыта считаете, что Ниббана это прежде всего прекращение. Потому что в медитации ум у Вас освобождается от всего - тело, эмоции. И чем больше это освобождение, тем большую озаренность Вы чувствуете.
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№402982Добавлено: Пн 09 Апр 18, 11:54 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: Эмпириокритик, а у Вас были в Вашей практике переживания «плотного» покоя, который по физическим ощущениям захватывает мозг останавливая в нем мысли, потом может распространяться на все тело приводя тело в состояние спонтанной неподвижной асаны? При этом он ощущается также простирающимся за пределы тела.
Нет, не было. Наоборот, это очень лёгкое, ясное, прозрачное, светоносное состояние, состояние непривязанности и к телу и к эмоциям. Спасибо. Мне кажется я понял почему Вы на основании своего опыта считаете, что Ниббана это прежде всего прекращение. Потому что в медитации ум у Вас освобождается от всего - тело, эмоции. И чем больше это освобождение, тем большую озаренность Вы чувствуете.
Нет, дело не в том, какую "озаренность" я чувствую. "Озаренность" - это естественный эффект, сопровождающий отрешенность (viveka). Но ни отрешенность ума, ни телесно переживаемая отрешенность, сколь бы глубоки они ни были - это отнюдь не полное прекращение.
Нет, я считаю то, что считаю, поскольку удалось понять две вещи: А) любое состояние отрешенности суть временное и производное. Оно создаётся практикой - не в том смысле, что человек просто хочет быть отрешенным, и немедленно им становится, а в том смысле, что определенные психотехники создают психологическую ситуацию, в которой отрешенность возникает. Возникая благодаря наличию условий, отрешенность прекращается, когда прекращаются эти условия.
Б) желание отрешенности и стремление удерживать отрешенность, когда она достигнута - это всё ещё проявление жажды. А где жажда - там беспокойство (daratha).
Осознание пункта (А) стало для меня (на тот момент - воцерковленного, благочестивого, и мистически ориентированного, если можно так выразиться, христианина) проблемой, подрывавшей сами основания моей веры - то есть, убежденность в непосредственном богообщении, заключающемся в созерцании Славы Господней, в воздействии Св.Духа на умы и тела верных - а в христианской парадигме отрешенность и её эффекты интерпретируется именно таким образом.
Осознание пункта (Б) стало для меня решением этой проблемы; оно же и убедило меня в правоте Будды, в истинности БуддаДхаммы.
P.S. С Буддадхаммой я был, в общих чертах, знаком и до этого - но меня отталкивала та мысль, что-де в прекращении нет никакого смысла. Правда, жалко мне было не "духовного развития", как досточтимому Бхиккху Бодхи, а человеческой жизни - не моей лично, а вообще. Вслед за Шестовым, я предпочитал вопреки всей мирской очевидности надеяться на Бога, который может воскресить мёртвых, исправить все несчастья, вернуть Аврааму - Исаака, а Кьеркегору - Регину Ольсен. И вот, однажды возникло осознание, что всё это - миражи, иллюзии, порождения жажды. Той самой жажды, у которой можно наблюдать возникновение, подпитку, ослабление; жажды, которая является, по сути дела, безличной силой, тем не менее доминирующей в "моём" сознании. И в этот момент пришло понимание. _________________ Границы мира - это границы языка
Последний раз редактировалось: empiriocritic_1900 (Пн 09 Апр 18, 12:03), всего редактировалось 1 раз
|
|
Наверх |
|
|
Рената Гость
|
№402986Добавлено: Пн 09 Апр 18, 12:00 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Эмпириокритик, скажите пожалуйста, а стремление к уединению, которое во многих суттах указано как верный признак правильного усердия, это по-вашему жажда отрешенности? То есть получается, что стремление к уединению это беспокойство?
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№402993Добавлено: Пн 09 Апр 18, 12:16 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Эмпириокритик, скажите пожалуйста, а стремление к уединению, которое во многих суттах указано как верный признак правильного усердия, это по-вашему жажда отрешенности? То есть получается, что стремление к уединению это беспокойство?
Безусловно, есть правильное стремление, выражающееся в правильных усилиях (sammappadhāna). Это усилия, предпринимаемые, чтобы прекратить уже возникшие неумелые (akusala) состояния, не допускать возникновения ещё не возникших неумелых состояний, чтобы порождать ещё не возникшие умелые (kusala) состояния, и поддерживать уже возникшие умелые состояния.
И, в то же самое время, есть страсть к джхановым состояниям (rūparāga, arūparāga - см. AN10.13; в Дхаммасангани также используются термины rūpataṇhā и arūpataṇhā), которая относится к числу оков.
Как отличить правильное стремление и правильное усилие от страсти, от жажды, направленной на те же самые предметы? Только применяя к тому и к другому памятование и внимательность. _________________ Границы мира - это границы языка |
|
Наверх |
|
|
Слава_ Гость
Откуда: Kuban
|
№403050Добавлено: Пн 09 Апр 18, 13:21 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Эмпириокритик, спасибо. Понятно. Мой опыт вначале тоже меня вёл к отрешенности. В медитации ты создаёшь себе необходимые условия, отрешаешься от тела, чувств, мыслей и действительно достигаешь озарённых состояний. Но потом как Вы верно заметили, невозможно постоянно поддерживать условия для такой медитации и ты возвращаешься к физическому сознанию - обычному физическому уму, жизни и нуждам тела. И это физическое сознание практически ничего не приобретает от возвышенных состояний медитации - нет влияния на обычный ум и тело. У тебя как бы два мира, один в твоих медитациях, а второй внешний обычный. И у меня возникло стремление к объединению этих миров внутреннего и внешнего, а для этого нужна трансформация и внешнего физического сознания силой йоги. Поэтому я пришёл к интегральной йоге Шри Ауробиндо.
И я различаю, что есть жажда, а что стремление. Это разные силы.
На буддийском пути у Вас разрыв между внутренней и внешней жизнью должен становиться все больше. Поэтому Будда говорил о необходимости монашества на определенном этапе, так разрыв становится критическим до степени, что может привести к смерти. Если же внешнее физическое сознание принимает и следует движению, то оно начинает частично, а потом и полностью воплощать в себе высшую природу. И пропадает необходимость разделения. Кроме того это позволяет сохранять достижения медитации, например, покой постоянно в любой деятельности и он уже не зависит от условий.
Ответы на этот пост: Горсть листьев, Рената |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30621
|
№403053Добавлено: Пн 09 Апр 18, 13:23 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Просто тело спонтанно принимает удобную позу, не двигается и не мешает медитации. Вы попробуйте просто так сесть в любую удобную Вам позу и не двигайтесь. Это достаточно сложно продолжительное время, а тут это спонтанно. "Спонтанно удобная поза" - да, это наиболее правильное название падмасаны, насколько я знаю. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся. |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Буддийские форумы -> Южный буддизм |
Часовой пояс: GMT + 4 Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 След.
|
Страница 5 из 14 |
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|