|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Вел Гость
Откуда: Krasnodar
|
№402607Добавлено: Сб 07 Апр 18, 17:29 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Ум давно потерял доверие к самому себе, поэтому начинать надо с самого начала – с внимания. И первым объектом является повседневность. Внимание повышает эффективность работы, а повышение эффективности дает чувство удовлетворения. Это значительно снижает действие негативных факторов. Получая знания непосредственно от жизни, неизбежно приходишь к представлению, что большинство проблем и действий являются следствием наших заблуждений и вредных привычек. Сатипаттхана учит правильно понимать ситуацию, и удерживать контроль над собой правильным наполнением ума. Это дает независимость и ощущение свободы. Очень вредным заблуждением является надежда на помощь со стороны – учителя, высших сил, богов. Это снижает доверие к самому себе, перекладывает ответственность за свои действия на другого, ведет к нерешительности.
Другим серьёзным препятствием является действие подсознания. Это действие становится понятным при направлении на него голого внимания. Оно становится понимаемым, а, следовательно, и контролируемым. Уменьшение непредсказуемости собственного поведения уменьшает и недоверие к себе, и нерешительность в поступках. Сатипаттхана не имеет ничего общего со всякими экзотическими культами, заумными рассуждениями, посвящениями в «тайное знание» и непонятными ритуалами. Она основана на ответственности за свои действия и несовместима с религией, которая перекладывает ответственность на бога. Поэтому начинающему дают только одно указание: «начал – продолжай!», или же «если пошел – иди!».
Хотя практика выглядит простой на словах, при начале практики сразу выясняется, что дело далеко не такое простое. Даже в восточных странах, где буддизм имеет тысячелетние традиции, практика часто подменяется заумными рассуждениями. Пока ещё только в Бирме сохраняются древние правила практики. В начале ХХ века бирманский монах Нарада, глубоко усвоив учение, создал свой метод практики, оказавшийся эффективным. Этот метод получил название «бирманской сатипаттханы». Сам Нарада скончался в 1955 году в возрасте 87 лет, его имя было Джетаван Мингун Сайядев. Курс этой медитации практикуется в Рангуне и занимает 1-2 месяца, после чего практикующий практикуется самостоятельно, приспосабливая практику к условиям своей жизни. |
|
Наверх |
|
|
Вел Гость
Откуда: Krasnodar
|
№402737Добавлено: Вс 08 Апр 18, 09:07 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Во время строгого курса практикующий не делает ничего, кроме поддержания жизненных сил. Общение ограничено до минимума, книги, письма, радио и телевизор исключаются. Определенные виды пищи – тоже. Указания в тексте не возместят общение с учителем, но всё же, принесут определенную пользу. Основа практики – личный опыт, нельзя поддаваться чужому влиянию, нельзя заранее планировать, какой результат вы получите. Следует выполнять инструкции, не занимаясь игрой воображения. Когда ощущение наполненности ума станет привычным, медитирующий открывает для себя свойства объекта медитации, которые раньше были от него скрыты. Если ученик строго следует указаниям, то учителем становится его собственное восприятие. Рассудительное самонаблюдение – вот внешнее проявление медитативной практики. Ученик не копирует учителя, он должен усвоить суть, а не внешнюю форму. Поэтому учитель не дает никаких посвящений, не выполняет никаких ритуалов – это противоречит принципам сатипаттханы. Никакого восторга или некоего «мистического восприятия» появляться не должно как и мыслей о будущих достижениях и грядущих результатах. Сначала целью практики должно являться точное выполнение инструкций. Смысл упражнений проявится сам позже с укреплением практики.
Начало заключается в достижении «проникающего взгляда» (джханы) без медитации. Задача состоит в различении телесных и ментальных функций собственного организма. При этом появляется понимание временности, эгоистичности устремлений и рождающегося, в результате, страдания. И тогда впереди вырисовывается цель – освобождение от всего этого. Вообще, классической позой для наполнения ума объектом является падмасана – поза со скрещенными особым образом ногами. Это устойчивая поза, позволяющая полностью отвлечься от удержания положения. Но для европейцев она непривычна. Для европейца рекомендуется поза «кучера на дрожках» - вы сидите на стуле с полумягким сиденьем, ступни плотно стоят на полу, руки свободно лежат на бедрах или на подлокотниках кресла, если они есть, корпус выпрямлен и слегка наклонен вперед. Это относительно устойчивая поза, позволяющая расслабиться.
Питание при строгой практике только жидкой пищей два раза в день. Те, кто занят тяжелой работой – может соблюдать это правило по выходным. Перед практикой буддист мысленно совершает «тройной отказ», настраиваясь на наполнение ума. При этом следует понимать истинный смысл словесной формулы. Во время практики не обязательно сидеть в медитативной позе, но внимание должно быть направлено на объект медитации. В медитации можно делать короткие перерывы. Наполнение ума начинается с четырех позиций тела – ходьбы, стояния, сидения и лежания. Необходимо осознавать свою позу в каждый данный момент, её изменения и ощущения. Проснувшись, старайтесь уловить первое проявление мысли о действии. Во время еды осознавайте, почему вы едите? Пришло время, вы голодны, или вид блюда вас соблазнил? Старайтесь фиксировать все мелкие движения тела – это развивает наблюдательность. Но нельзя сосредотачиваться на деталях – вы как бы «скользите» по поверхности, отмечая те детали, которые сами всплывают в уме. Цель упражнения – способность к длительному сосредоточению внимания без усилия, моментальному фиксированию нарушения и восстановления внимания.
Когда привычка направлять ум на выбранный объект укореняется и не требует усилий, переходят к практике медитации в сидении. Сначала необходимо проследить голым вниманием все этапы подготовки – от возникновения желания медитировать, до принятия позы. Когда устойчивость в позе достигнута, внимание переключается на движение дыхательных мышц. Оно направляется на ощущение физического движения, а не на мысленную картину процесса дыхания. Удерживать внимание надо возможно дольше, но без усилия. Эта практика автоматически повышает уровень сосредоточенности ума. Мастера об этом процессе говорят, что «знание вырастает само по себе». С практикой начинают восприниматься процессы, которые раньше не замечались. Это упражнение не является наполнением ума дыханием, оно направлено исключительно на движение мышц живота, но оно помогает развить внутреннее видение. Когда движение мышц ощущается отчетливо, можно переходить к медитативной практике. Если во время медитации какая-нибудь часть тела затечет, следует направить на это ощущение голое внимание. Если в результате ощущение исчезло, следует вернуться к медитации. Осознание отвлекающих изменений позволяет устранить их до того, как они разрушат медитацию.
Для развития внутреннего видения надо наполнять ум движением – приседаниями. Это движение, напоминающее движения лягушки. Приседания выполняются до появления усталости. Его можно практиковать как отдых после сидения в медитации. Можно также направлять внимание на движения во время ходьбы – на сгибание, касание стопой земли, движения рук и т.п. эти упражнения также укрепляют устойчивость внимания. Если возникли посторонние мысли, следует сделать их объектом внимания. Не следует считать их бесполезной потерей времени, так как любое событие можно сделать объектом голого внимания, тогда любое отвлечение становится помощником в медитации. Начинающему достаточно 2-4 часов практики наполнения ума. Но надо знать, что если через 30 минут практики вас что-то отвлекло, то это означает, что практику вы начинаете заново. Вы можете наполнять ум сколько угодно долго, но если вы каждые полчаса отвлекаетесь, то ваша длительность наполнения ума равна 30 минутам. Но до изнеможения доводить себя не следует. Как только вы начинаете ощущать неудобство от практики, следует сделать перерыв и отдохнуть. Когда степень наполненности возрастет, надо направлять внимание на отдельные отвлекающие мысли или ощущения. Их надо рассеивать в зародыше. Эта простая практика позволяет подняться до самых высоких ступеней, которые не достичь никакими посвящениями. |
|
Наверх |
|
|
Вел Гость
Откуда: Krasnodar
|
№402814Добавлено: Вс 08 Апр 18, 15:37 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Ещё раз подчеркнем важную деталь – голое внимание – не осмысливание словами объекта, это просто восприятие без слов. Если мысль возникла, следует направить на неё голое внимание, и она исчезнет. При практике могут возникать всплески эмоций, цепочки мыслей. Эти явления следует наблюдать, не привязываясь к ним, понимая, что это побочные явления процесса. При бесстрастном наблюдении всё успокаивается, и внимание возвращается к объекту медитации. Вначале следует добиваться возникновения ощущения сосредоточения. Быстрых результатов ждать не следует, все должно развиваться естественно, любое интеллектуальное усилие немедленно останавливает процесс и уводит в сторону бессмысленной терминологической болтовни.
Основная цель практики – задать направление развитию сознания. В таком состоянии ум наиболее устойчив к отвлечениям и переход на более высокую ступень может случиться в любой момент, поэтому практикой следует овладеть в совершенстве. Чтобы привыкнуть к такой строгой дисциплине, следует начинать с одного-двух дней в неделю и постепенно увеличивать их количество. В современных городских условиях выдерживать практику постоянно нет никакой возможности, но мастера утверждают, что и при коротких практиках в свободные минуты можно достичь хороших результатов. Правда, прогресс наступает медленнее и зависит от упорства ученика. Главное – это не вспоминать о необходимости практики от случая к случаю, а постоянное стремление к ней в любую свободную минуту. Когда направленность ума и практика наполнения освоены, ученик может приспосабливаться к условиям свое деятельности. Эта практика не требует никаких странных действий, привлекающих внимание окружающих.
Вся система буддистской практики делится на две части – развитие спокойствия и развитие внутреннего видения. Спокойствие развивается при полностью поглощенном сознании на 38 объектах медитации. При полном поглощении чувства затихают, а отвлекающие мысли рассеиваются. Но поглощение не является конечной целью медитации, это только фундамент, на котором строится внутреннее видение. Когда спокойствие развито в достаточной степени наступает естественное врожденная концентрация. В этом состоянии отвлечения перестают отвлекать, а служат для укрепления медитации. В текстах это называется «голым внутренним видением» (сукха випассана) или «направленной медитативной практикой без предварительного внутреннего поглощения». Сегодня мало кто идет путём предварительного поглощения, так это требует уединения и многочасовой практики. Но возросший уровень образованности среднего горожанина создает хорошие условия для развития внутреннего видения.
Если развитие внутреннего видения переходит в медитацию – шанс успешной практики значительно возрастает. Поэтому неудивительна высокая популярность сатипаттханы в Бирме. Это вовсе не означает, что другие методы не годятся, сатипаттхана использует всё, что помогает движению по пути. «Если после телесных процессов медитирующий не достиг ясности в ментальных, он должен вернуться к телесным процессам и практиковать их до абсолютной отчетливости. Тогда ментальные процессы, связанные с телом станут отчетливыми сами по себе» (Кайягати сутта). В отношении движений брюшных мышц, то в текстах сказано, что объектом наполнения ума может стать любое движение тела, но движение брюшных мышцы происходит автоматически, и нет нужды контролировать его.
Многие предпочитают практику наполнения ума дыханием с предварительным поглощением ума и направленным развитием внутреннего видения. Напомним, что буддистская практика отрицает всякое регулирование дыхания, метод состоит в том, что внимание концентрируется на той точке в ноздрях, где начинает ощущаться движение воздуха. Нельзя следить за движением воздуха внутрь или наружу и каким-либо образом регулировать его. Если поток идет более интенсивно через одну ноздрю, надо просто наблюдать это, фиксируя внимание на той точке, где этот поток начинает ощущаться. Начинающие часто стараются дышать медленнее и глубже. Это ошибка. После того, как сосредоточение внимания на точке ощущения движения воздуха станет привычным, практикующий замечает, что наполненность ума на разных фазах дыхания различна. Такое различение считается важным шагом в практике, так как позволяет наполнять ум без напряжения и отупения. К тому же, осознание отклонений помогает освободиться от них. На этом этапе практикующий переходит к осознанию вдоха-выдоха. Это последняя стадия практики. Её следует продолжать до тех пор, пока все фазы дыхания не будут наблюдаться ясно, отчетливо и отстраненно. В этой точке практики випассаны и самадхи соединяются.
Если медитирующий идет через поглощение (джхану) к глубокому спокойствию (самадхи), он делает сознание дыхания всё более тонким, переходя к общему наблюдению без выделения фаз. Внимание спокойно движется вслед за дыханием. При этом, если погружение достаточно глубокое, появляются ментальные образы, говорящие о достигнутой глубине. Но если ментальные образы слишком сложные, это ошибка и её следует устранить. При практике поглощения наполнение ума должно присутствовать постоянно, но не вдаваться в детали, так как детали вызывают интерес и привязанность, чего следует избегать.
Если медитирующий желает идти в практике дальше, он должен вернуться к наполнению ума отдельными фазами дыхания, поочередно наполняя ими ум. Тогда он видит, что дыхание состоит из двух аспектов: физического процесса и ментальной картины этого процесса. Этот факт производит глубокое впечатление на практикующего, и означает, что достигнута следующая ступень практики. Эти ступени достигаются только практикой наполнения ума и никакими интеллектуальными рассуждениям их не достичь. Эти наблюдения являются естественными индикаторами продвижения по пути или, как говорят некоторые тексты, его «верстовыми столбами». Обычно учитель не говорит о них ученику, но их появление указывает ему о продвижении ученика. Но если учителя нет, серьёзно практикующий ученик доложен знать об их появлении. |
|
Наверх |
|
|
Вел Гость
Откуда: Krasnodar
|
№402837Добавлено: Вс 08 Апр 18, 17:08 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Да, но всего с 3-го этажа. |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30630
|
№402846Добавлено: Вс 08 Апр 18, 17:24 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Цитата: Если медитирующий желает идти в практике дальше, он должен вернуться к наполнению ума отдельными фазами дыхания, поочередно наполняя ими ум. Тогда он видит, что дыхание состоит из двух аспектов: физического процесса и ментальной картины этого процесса. Цитата: Если после телесных процессов медитирующий не достиг ясности в ментальных, он должен вернуться к телесным процессам и практиковать их до абсолютной отчетливости. Тогда ментальные процессы, связанные с телом станут отчетливыми сами по себе Спасибо за полезные тексты _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся. |
|
Наверх |
|
|
Вел Гость
Откуда: Krasnodar
|
№402856Добавлено: Вс 08 Апр 18, 17:43 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Фону Дю: закон гравитации неумолим.
Горсти листьев: Удивительно, что вы этих текстов на знаете! Но следует учесть, что чем проще и короче объяснение, тем труднее его понять. И сущность пути можно изложить за 30 минут, а вот идти надо 30 лет. |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30630
|
№402868Добавлено: Вс 08 Апр 18, 17:50 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Вел, я поблагодарил вас не за то, что вы выложили здесь то, чего бы я не знал. Я поблагодарил вас за то старание, которое вы приложили к этому. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся. |
|
Наверх |
|
|
Вел Гость
Откуда: Krasnodar
|
№402888Добавлено: Вс 08 Апр 18, 18:41 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Фону Дю: вы (и не только) выдаете такие безграмотные перлы, что хоть стой, хот падай! "Экзотическая практика"! Да это же стандартная практика любого буддизма, только без терминологической ахинеи, которая так греет сердца безграмотных болтунов. И то, что для вас это экзотика, о чем-то говорит.
Горсти Листьев: Если вы этот текст знали, то почему молчали и мололи терминологическую чушь вместо простого объяснения своими словами? И старался я вовсе не для этого форума, я путь искал. И как положено верному последователю всех школ йоги разом, посылал в задницу всех трепачей, но при этом внимательно их прочитывая. И кое-что выписывал, без словесной дребедени. Конспектировал для себя, то есть. И кое-что понял, чего очень многие, то есть все на всех форумах, понять, почему-то, не в состоянии. И не только понял, но и получил кое-какой результат. И ни один адепт так и не смог мне ни на одном форуме ответить, какие реально результаты проявляются при успешной практике и в какой последовательности. Ни один! |
|
Наверх |
|
|
Вел Гость
Откуда: Krasnodar
|
№402917Добавлено: Вс 08 Апр 18, 21:10 (7 лет тому назад) |
|
|
|
То, что вы называете "общепринятым" является обычная европейская безграмотность. Он действительно, общепринята. Вот один чех, фамилию забыл, написал книгу о своем опыте пребывания две недели в не то в Бирме, не то в Таиланде в школе бирманской сатипаттханы. И, в заключении, выдает такой перл: "к сожалению, я не достиг нирваны, но получил хороший опыт ..." Это каким же европейским остолопом надо быть, чтобы такое ляпнуть! |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|