№437496Добавлено: Пн 20 Авг 18, 21:24 (6 лет тому назад)Видение опасности, болезни, недуга в неблагих деяниях, мыслях, склонностях
На мой взгляд, важный переворот в воззрениях происходит, когда ученик Благословенного, начинает воочию видеть в злобе, гневе, недоброжелательности, желании причинять вред, в жажде, страсти, невежестве - болезнь, недуг, опасность, куда более серьезную, чем в болезнях тела, мучительных, страдательных и даже смертельных. Потому что болезни тела - это лишь дукха человеческого мира, следствие рождения в этом мире, следствие деяний, совершенных в прошлом. Тогда как неблагие склонности, мысли, состояния ума и проистекающие из них деяния, являются основой для длительного страдания сейчас и в будущем (в нижних мирах, где страдания на порядок сильнее человеческих). Эти болезни ума, поистине страшнее человеческих телесных болезней, но многие люди не видят в них опасности. И каждое существо в сансаре ранено отравленной стрелой, яд которой действует, убивая.
№437534Добавлено: Пн 20 Авг 18, 22:08 (6 лет тому назад)
Интересная тема!
Как раз в эти дни думал об одном её аспекте: в хорошо известной Калама сутте Будда, как Вы помните, говорит о таком гипотетическом рассуждении человека, очищающего свой ум от неблагих и развивающего благие качества (вплоть до брахмавихар): "Даже если не существует ни будущей жизни, ни плода и результата благих и дурных дел, уже в этой жизни я сохраняю себя счастливым, свободным от враждебности, недоброжелательности, ярости".
Если он всерьез рассматривает возможность отсутствия будущей жизни, значит, о нём нельзя сказать, что он уверен в Дхамме. Может быть, он и не буддист вовсе. Тем не менее, он знает, что очищение от недоброжелательности приносит счастье, или даже так - является счастьем, причём уже здесь и сейчас, в этой жизни. То, что это знает и понимает личность, развившая брахмавихары (помимо буддистов, это могут быть отшельники любых других религий) - вполне естественно.
Но очевидно, что проблески этого понимания возможны и у людей, никаких брахмавихар ещё не развивших - иначе Будда не стал бы об этом говорить каламам, в беседе с которыми он не может опираться на свой авторитет и, поэтому, апеллирует только к тому, что им очевидно.
И действительно - понимание этого (то есть, что недоброжелательность болезненна) приобрести не так уж сложно, даже просто в обыденной жизни. Достаточно обратить внимание на то, что недоброжелательность - это форма боли. Боль, которую мы стремимся выплеснуть или на того, кто её нам причинил, или просто на случайно подвернувшееся лицо. А боль мы чувствуем, когда лишаемся чего-то, к чему были привязаны, или когда возникает угроза лишиться этого, или когда мы боролись за что-то привлекательное, но проиграли.
Отсюда уже можно перейти к размышлению о том, что имеет смысл иметь поменьше привязанностей. "Проигравший испытывает боль, а победитель вызывает ненависть" - об этих последствиях борьбы Будда говорит применительно к таким разным ситуациям, как азартная игра (AN8.54), и война между царями (SN3.14). В обоих случаях Будда делает однозначный вывод - лучше в этом не участвовать. Желать войны, желать азартной игры, участвовать в азартной игре, участвовать в войне (как минимум, по собственной инициативе - в случае вынужденности тут далеко не так всё однозначно; впрочем, это отдельная, чреватая спором тема: я помню, что Вы известный фрагмент из Махавамсы считаете искажением Дхаммы, а я не считаю) - не следует. Это и для мирянина, а не только для странника/отшельника/монаха - недостойные занятия.
Привязанности иного, более мирного свойства (к жене/мужу, к детям, и т.п.), конечно, не являются для мирянина чем-то недостойным, неприемлемым. Более того, они для него неизбежны. Но и мирянину полезно помнить о том, что эти же самые привязанности, дающие ему счастье и радость, неизбежно, по природе вещей, будут также и источником горя (MN87). Памятование об этом также будет способствовать очищению ума (и, кстати, позволит легче примириться с горем, когда оно-таки случится). _________________ Границы мира - это границы языка
Как раз в эти дни думал об одном её аспекте: в хорошо известной Калама сутте Будда, как Вы помните, говорит о таком гипотетическом рассуждении человека, очищающего свой ум от неблагих и развивающего благие качества (вплоть до брахмавихар): "Даже если не существует ни будущей жизни, ни плода и результата благих и дурных дел, уже в этой жизни я сохраняю себя счастливым, свободным от враждебности, недоброжелательности, ярости".
Если он всерьез рассматривает возможность отсутствия будущей жизни, значит, о нём нельзя сказать, что он уверен в Дхамме. Может быть, он и не буддист вовсе. Тем не менее, он знает, что очищение от недоброжелательности приносит счастье, или даже так - является счастьем, причём уже здесь и сейчас, в этой жизни. То, что это знает и понимает личность, развившая брахмавихары (помимо буддистов, это могут быть отшельники любых других религий) - вполне естественно.
Но очевидно, что проблески этого понимания возможны и у людей, никаких брахмавихар ещё не развивших - иначе Будда не стал бы об этом говорить каламам, в беседе с которыми он не может опираться на свой авторитет и, поэтому, апеллирует только к тому, что им очевидно.
Да, еще об этом говорится в сутте о безопасном выборе (МН 60).
Цитата:
И действительно - понимание этого (то есть, что недоброжелательность болезненна) приобрести не так уж сложно, даже просто в обыденной жизни. Достаточно обратить внимание на то, что недоброжелательность - это форма боли. Боль, которую мы стремимся выплеснуть или на того, кто её нам причинил, или просто на случайно подвернувшееся лицо. А боль мы чувствуем, когда лишаемся чего-то, к чему были привязаны, или когда возникает угроза лишиться этого, или когда мы боролись за что-то привлекательное, но проиграли.
Болезненность жажды чувственных удовольствий понять сложнее, так как они не имеют прямой болезненности при их переживании (относятся к сукха-ведана), и чтобы понять их опасность, нужно отслеживать последствия в перспективе, а также болезненность, вытекающую из зависимости к ним (крючки Мары).
Да, безусловно так. Поэтому и говорю, что продемонстрировать болезненность недоброжелательности (при прочих равных условиях) легче. _________________ Границы мира - это границы языка
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы