№199061Добавлено: Чт 03 Апр 14, 00:11 (11 лет тому назад)Медитация ходьбы
Аджан Ньянадхаммо. Корни всех вещей
" ....Первая польза от медитации ходьбы заключается в том, что она развивает в нас выносливость для дальних переходов. Во времена Будды это было особенно важно, потому что тогда люди ходили пешком. Будда сам регулярно странствовал от одного селения к другому, проходя по шестнадцать километров в день. Поэтому он рекомендовал применять медитацию ходьбы для того, чтобы развить физическую силу и выносливость для дальних переходов.
Лесные монахи и в наши дни продолжают ходить пешком. Эта практика называется тудонг. Они отправляются в путь, захватив с собой свои чаши и робы, в поисках уединенного места для медитации. Готовясь к странствию, они каждый день последовательно увеличивают количество часов медитации ходьбы, до пяти-шести часов в день. Если вы ходите со скоростью примерно четыре-пять километров в час и выполняете медитацию ходьбы пять часов в день, то ежедневно совершаете настоящее путешествие!
Развитие выдержки
Вторая польза такой медитации заключается в развитии выдержки, особенно необходимой для борьбы с сонливостью. Когда человек медитирует сидя, то учится погружаться в безмятежное состояние. Но если он излишне «безмятежен», то лишается осознанности, поэтому может начать «клевать носом» или даже храпеть. Время бежит быстро, но у него нет ясности или осознанности, несмотря на все его кажущееся умиротворение. Без внимательности и осознанности медитация может превратиться в тупость, поскольку она делает человека вялым и апатичным. Регулярно выполняя медитацию ходьбы, можно сопротивляться этой склонности.
Например, наш мастер Аджан Ча советовал нам один раз в неделю бодрствовать всю ночь. Мы медитируем попеременно сидя и ходя, и так всю ночь. К часу или двум пополуночи человек становится очень сонным, поэтому Аджан Ча рекомендовал выполнять медитацию ходьбы спиной вперед, чтобы одолеть сонливость. Вы не упадете, заснув, если будете ходить задом наперед!
Я помню, как однажды в монастыре Бодхиньяна, что в западной Австралии, мы выходили рано утро, примерно в пять часов, чтобы выполнить медитацию ходьбы. Я видел одного мирянина, которые оставался во время сезона дождей в монастыре и прикладывал чрезвычайные усилия, чтобы не заснуть. На самом деле, он медитировал, очень осторожно ступая по двухметровому забору, окружавшему монастырь. Он ходил туда-сюда по стене! Я боялся, что он упадет и покалечится. Однако этот человек прилагал максимум усилий для того, чтобы осознавать каждый свой шаг и постоянно преодолевал сонливость, развивая высокое состояние бдительности, решимости и усердия.
Польза для здоровья
Будда говорил, что медитация ходьбы улучшает здоровье. Это третья польза. Все мы знаем о том, что ходьба считается очень хорошим физическим упражнением. Теперь мы слышим даже о «энергичной ходьбе». И мы говорим о «энергичной медитации», развивая медитацию ходьбы как физическое и умственное упражнение. Таким образом, ходьбу можно использовать и как хорошую форму упражнения, и как способ развития ума. Но для того чтобы получить об пользы, мы должны привнести осознанность в процесс ходьбы, а не просто ходить, позволяя уму бродить, размышляя о других вещах.
Улучшение пищеварения
Четвертая польза медитации ходьбы заключается в том, что она улучшает пищеварение. Это особенно важно для монахов, которые едят один раз в день. После трапезы кровь устремляется в желудок, покидая мозг. Поэтому человек чувствует сонливость. Лесные монахи подчеркивают, что после трапезы необходимо несколько часов выполнять медитацию ходьбы, потому что, когда мы ходим туда-сюда, наше пищеварение улучшается. Если практикующий мирянин переел, он тоже может выйти во двор и час выполнять медитацию ходьбы вместо того, чтобы лечь в постель. Это поможет ему улучшить физическое здоровье, даст ему возможность развивать ум.
Усиление сосредоточения
Пятая важная польза медитации ходьбы — умение длительно сосредоточиваться. На самом деле, ходьба не самая удобная форма медитации, по сравнению с сидячей позой. Когда мы сидим, нам удобно поддерживать свою позу. Мы закрываем глаза, чтобы ничто не отвлекало наше зрение, и не двигаемся. Поэтому сидение, по сравнению с ходьбой, представляет собой более подходящую позу для психофизических упражнений. То же самое верно в отношении стояния или лежания, поскольку движение не происходит.
Когда мы ходим, наши чувства фиксируют очень много событий. Мы смотрим в направлении движения, поэтому наше зрение активно работает; мы также получаем сенсорную информацию о движении тела. Поэтому, если мы умеем сосредоточивать ум, ступая и отмечая про себя все чувственные стимулы, значит мы можем перейти от этой позы к более утонченной, и тогда нам будет легче поддерживать сосредоточение. Таким образом, когда мы садимся, сила ума и интенсивность сосредоточения легко переходит в эту более утонченную позу.
Если человек развил сосредоточение только в сидячей позе, тогда ему труднее поддерживать сконцентрированное состояние, когда он встает с коврика и начинает совершать грубые телесные движения, например идти. А все потому, что он переходит от утонченного состояния к грубому. Поэтому медитация ходьбы способна помочь нам развить силу и ясность ума, сосредоточение, которое может перейти к другим, менее активным позам медитации.
2. ПОДГОТОВКА К МЕДИТАЦИИ ХОДЬБЫ
Найдите подходящее место
Место в Бодхгайе, где Будда выполнял медитацию ходьбы после своего просветления, сохранилось до наших дней. Его медитативная тропа составляла семнадцать шагов. наше время лесные монахи склонны выбирать гораздо более длинный путь для медитации. Их тропа может быть длиной в тридцать шагов. Новичок может счесть тридцать шагов слишком длинным расстоянием, потому что он еще не успел развить осознанность. К тому времени, как он достигнет конца пути, его ум может «облететь весь мир и возвратиться». Помните о том, что ходьба — стимулирующее упражнение, изначально ум склонен много бродить. Обычно новичку удобнее практиковать на более коротких дистанциях, пятнадцать шагов составят оптимальную дистанцию.
Если вы намерены ходить на открытом воздухе, найдите уединенное место, в котором вас ничто не смутит и не отвлечет. Хорошо бы вам найти тропу, невидимую со стороны. Вы можете отвлекаться, если станете ходить по открытому пространству, где вас будут видеть люди; вы будете замечать, что ваш ум отвлекается. Уединенное место особенно подходит для рассудительных людей, которые любят много думать; это помогает успокоить ум (Узт, 111,103). Если тропу никто не видит, тогда медитирующий человек склонен обращать ум вовнутрь, в себя, обретать покой.
Подготовка тела и ума
Как только вы избрали подходящий путь, встаньте в самом его начале. Стойте прямо. Положите правую руку на левую перед собой. Не ходите, заложив руки за спину. Я помню мастера медитации, который посетил наш монастырь. Когда он увидел, что один из наших гостей ходит, заложив руки за спину, то заметил: «Он не медитирует, а прогуливается». Мастер сделал это замечание потому, что у того человека не было решимости сосредоточить ум на медитации ходьбы, положив руки перед собой, чтобы его ходьба отличалась от банальной прогулки.
Прежде всего, практика призвана развивать самадхи, а для этого надо направить усилия в единую точку. Палийское слово «самадхи» означает сосредоточение ума, развитие ментальной концентрации посредством последовательного повышения степени осознанности и сосредоточения. Для того чтобы сосредоточить ум, надо быгь усердным и решительным. Первым делом требуется высокий уровень физического и душевного самообладания. Человек начинает приводить себя в порядок, хлопая в ладоши перед собой. Умиротворение тела помогает успокоить ум. Умиротворив тело, человек должен стоять неподвижно, направив внимание и осознанность на тело. Затем ему следует соединить ладони вместе у груди в восточном жесте приветствия, закрыть глаза и несколько минут размышлять о качествах Будды, Дхаммы и Сангхи.
http://www.rulit.net/books/korni-vseh-veshchej-read-289573-42.html
Последний раз редактировалось: Еше Нинбо (Вс 11 Янв 15, 13:05), всего редактировалось 1 раз
№200797Добавлено: Пн 14 Апр 14, 18:32 (11 лет тому назад)
Буддийский монах и лауреат Нобелевской премии мира Тхить Нят Хань /Тич Нат Хан предлагает советы по основам практики медитации при ходьбе – ходить просто ради удовольствия каждого шага, каждого вздоха, синего неба, запахов и образов на пути.
«Медитация при ходьбе принесет радость, уравновешенность и покой».
Это может сделать каждый
Медитация ходьбы – это медитация во время ходьбы. Мы идем медленно, расслабленно, сохраняя на губах легкую улыбку. Когда мы упражняемся подобным образом, то чувствуем себя совершенно расслабленно и спокойно, и наши шаги – это шаги самых безмятежных людей на Земле. Все сожаления и тревоги отброшены, наши сердца наполняют мир и радость. Каждый может делать это. Понадобится только немного времени, немного осознанности и желание быть счастливым.
Всё зависит от ваших шагов
В каждом из нас есть зерно полного осознания, но обычно мы забываем его поливать. Мы думаем, что счастье возможно только в будущем – когда у нас будет дом, машина, докторская степень. Наше тело и сознание борются изо всех сил, и мы не способны прикоснуться, почувствовать покой и радость, доступные в настоящий момент – голубое небо, зеленые листья, глаза любимых людей.
Что важнее всего? Многие люди сдали экзамены, купили дома и машины, и тем не менее они всё еще несчастны. Самое главное – обрести мир и покой, и делиться этим с другими. Чтобы обрести покой, можно начать со спокойной, тихой ходьбы. Всё зависит от ваших шагов.
Бесцельность
В буддизме есть термин apranihita. Он означает отсутствие желаний и целей. Смысл в том, чтобы не ставить перед собой никаких задач и целей, не стремиться к ним. Когда мы практикуем медитацию ходьбы, мы ходим в таком состоянии души. Мы просто наслаждаемся ходьбой, не имея никакой конкретной цели или места назначения. Наша ходьбы не является средством передвижения к конечному пункту. Мы идем ради самой ходьбы.
Абрахам Мюст (Abraham Johannes Muste) говорил: «Не существует дороги к миру и покою, мир и покой – вот дорога». Ходьба в полном осознании дает покой и радость, делает нашу жизнь настоящей. Зачем спешить? Нашим конечным пунктом неизбежно будет кладбище. Почему не идти по направлению к жизни, наслаждаясь покоем в каждый миг, с каждым шагом? Не нужно бороться изо всех сил. Радуйтесь каждому шагу. Мы уже достигли места назначения.
Достигая мира и покоя
Если вы думаете, что покой и счастье находятся где-то там, если гонитесь за ними, вы никогда их не достигнете. Только когда поймете, что мир и счастье доступны здесь, в настоящем моменте, вы сможете расслабиться.
В повседневной жизни так много забот и так мало времени. Вы чувствуете необходимость постоянно бежать, спешить. Остановитесь! Прикоснитесь к сути настоящего момента, и вы коснетесь подлинной радости и покоя.
Ходьба в мире и покое
Если взглянете поглубже, то увидите, что свои заботы и тревоги люди запечатлевают на Земле по мере движения. Мы ступаем тяжело, наши шаги обычно исполнены сожалений и страха. Мы неуверенны, и это обнаруживает наша поступь.
В этом мире множество дорог. Некоторые тянутся вдоль красивых деревьев, другие вьются вокруг ароматных полей, некоторые устланы листьями и цветами. Но если идти по этим дорогам с тяжелым сердцем, мы не оценим их красоты.
В год или два мы начинали делать первые нетвердые шаги. Сейчас нам нужно научиться ходить заново – медленно, с радостью и легким сердцем. После нескольких дней практики вы научитесь это делать. Я счастливо улыбнусь, когда увижу вас идущими в глубоком спокойствии и мире.
Каждый шаг – цветок
Когда родился Будда, он сделал семь шагов, и в каждом из следов его ног выросло по цветку лотоса. Когда вы практикуете медитацию ходьбы, вы можете достичь того же. Отчетливо представляйте лотос, тюльпан, гардению, произрастающими в отпечатке каждого вашего следа, там, где вы коснулись земли. Эта красивая практика позволит вашим друзьям увидеть поля цветов там, где вы ходили.
Чудо – ходить по Земле
Говорят, что чудо – это хождение по водам. Но для меня настоящее чудо – это спокойные шаги по Земле. Земля – это чудо. Каждый шаг – это чудо. Шагать по нашей прекрасной планете – настоящее счастье.
Каждый шаг – лёгкий бриз
На пути в тропе для медитации ходьбы в дзенском храме Вьетнама стоит камень с высеченными на нем словами: «С каждым шагом поднимется лёгкий ветерок».
Бриз, мягкий ветерок, - это покой и радость, сдувающие, уносящие прочь жар страданий.
№200799Добавлено: Пн 14 Апр 14, 18:53 (11 лет тому назад)
Сейчас мне предстоит медитация вождения машины От Питера до Великого Новгорода.
Дзен повседневных действий в отличие от привычного исполнения этих действий составляет осознанность того, что происходит.
Сначала восприятие здесь и сейчас смутное, размытое, то больше, то меньше. Ум приносит сюда разные вещи и образы из прошлого, из будущего, слева, справа, из разных мест и с разных направлений. И возвращаясь к осознанию всего, что происходит каждый момент, секунда за секундой, здесь и сейчас становится все компактнее, но с каждой попыткой все яснее. И когда ясность становится устойчивой, здесь и сейчас снова начинает расти, охватывая все больше и больше, без суеты, омраченности, вбирая все пределы и границы, выходя за них.
Гате, гате, парагате, парасамгате, бодхи, сваха! _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Сейчас мне предстоит медитация вождения машины От Питера до Великого Новгорода.
Дзен повседневных действий в отличие от привычного исполнения этих действий составляет осознанность того, что происходит.
Сначала восприятие здесь и сейчас смутное, размытое, то больше, то меньше. Ум приносит сюда разные вещи и образы из прошлого, из будущего, слева, справа, из разных мест и с разных направлений. И возвращаясь к осознанию всего, что происходит каждый момент, секунда за секундой, здесь и сейчас становится все компактнее, но с каждой попыткой все яснее. И когда ясность становится устойчивой, здесь и сейчас снова начинает расти, охватывая все больше и больше, без суеты, омраченности, вбирая все пределы и границы, выходя за них.
Гате, гате, парагате, парасамгате, бодхи, сваха!
Допустим. Пробуждаться начали. Едем В Вышку. Дальше то что? Так что пока не вижу смысла древних слов.
№200866Добавлено: Вт 15 Апр 14, 09:37 (11 лет тому назад)
xormx
Не там смотрите, мой друг. Тут важно не "внешнее" передвижение куда-либо. "Куда бы ты ни шёл, ты приходишь к себе - вот истинный Путь". _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Сейчас мне предстоит медитация вождения машины От Питера до Великого Новгорода.
Дзен повседневных действий в отличие от привычного исполнения этих действий составляет осознанность того, что происходит.
Сначала восприятие здесь и сейчас смутное, размытое, то больше, то меньше. Ум приносит сюда разные вещи и образы из прошлого, из будущего, слева, справа, из разных мест и с разных направлений. И возвращаясь к осознанию всего, что происходит каждый момент, секунда за секундой, здесь и сейчас становится все компактнее, но с каждой попыткой все яснее. И когда ясность становится устойчивой, здесь и сейчас снова начинает расти, охватывая все больше и больше, без суеты, омраченности, вбирая все пределы и границы, выходя за них.
Гате, гате, парагате, парасамгате, бодхи, сваха!
Допустим. Пробуждаться начали. Едем В Вышку. Дальше то что? Так что пока не вижу смысла древних слов.
Разве можно начать пробуждаться?
Дальше все то же, что и сейчас. Пытаться снова и снова пребывать в нерожденном. Путь к нерожденному очень короткий - всего один миг. Как Вас зовут? _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Разве можно начать пробуждаться?
Дальше все то же, что и сейчас. Пытаться снова и снова пребывать в нерожденном. Путь к нерожденному очень короткий - всего один миг. Как Вас зовут?
Можно. Иначе на кой ляд эта осознанность. Например можно заметить причинно-следственные связи. У меня чисто прагматический подход к делу. Жаль не знаю никаких нерожденных, поэтому наверно и не понимаю Вас. Надеюсь это не простое кайфовое состояние? И что это дает?
№200872Добавлено: Вт 15 Апр 14, 11:12 (11 лет тому назад)
"Посреди внутренней реальности неразличающей простоты,
Внезапно возникает сияние осознавания ,
Касающееся внутренней реальности, которая совершенно лишена всяких понятий."
В нашей школе говорится о том, что повседневные действия - и есть объект для тренировки удержания ясного ума. И так же, сидячий дзен - это только ясность, осознавание потока происходящего в уме, в теле, вокруг. Поэтому есть дзен сидения, есть дзен ходьбы, есть дзен принятия пищи, есть дзен сна, есть дзен вождения машины, есть дзен общения, есть дзен чтения форума, есть дзен написания сообщения. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
В нашей школе говорится о том, что повседневные действия - и есть объект для тренировки удержания ясного ума. И так же, сидячий дзен - это только ясность, осознавание потока происходящего в уме, в теле, вокруг. Поэтому есть дзен сидения, есть дзен ходьбы, есть дзен принятия пищи, есть дзен сна, есть дзен вождения машины, есть дзен общения, есть дзен чтения форума, есть дзен написания сообщения.
Так можно отвлечься на дзэн вождения машины, забыв про вождение машины. _________________ Буддизм чистой воды
№200877Добавлено: Вт 15 Апр 14, 13:14 (11 лет тому назад)
Лучше всего перед каждым вождением машины помедитировать на безопасность поездки, а также помедитировать по завершении поездки, поблагодарить Будду за Его защиту.
Во время вождения машины лучше думать только о соблюдении правил дорожного движения, так как ежегодно гибнет и получает увечья в дтп столько людей, сколько на большой войне. В России ежегодно погибает в дтп 33 тысячи человек.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы