Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Āryasaṃdhinirmocana­nāmamahāyānasūtra.

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
LS_rus78
LS Сергей


Зарегистрирован: 16.09.2021
Суждений: 2167
Откуда: Мартышкино

620409СообщениеДобавлено: Вс 12 Фев 23, 21:28 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Fritz пишет:
Рari­niṣpanna­lakṣaṇa (yongs su grub pa’i mtshan nyid) - это объект?
Чайник, абсолютная истина, предмет её - это объект?

Каким образом известно о существовании чего либо что не объект? Знание не бывает без объектов в принципе. Тогда теряется смысл названия.

Возможен чисто функциональный объект, например, объект бхаванги.

В качестве аналогии можно привести многие читты сознания араханта,
которые с одной стороны вроде как и полноценные,
например сознание, сопровождающееся радостью, ассоциированное со знанием, с побуждением (читта номер 48) -
но оно у араханта функциональное, не связанное по сути ни с радостью, ни со знанием, ни с побуждением - отдельная такая читта специально для араханта.

Объект также может быть функциональным и не нести в себе того содержания, которое мы концептуально в него вкладываем.

Иногда имеет смысл отделять механизм функционирования чего-то от его содержания - которое всегда концептуально.

Например,
объектом четвертой читты нематериальной среды является "Сознание ничто",
а трансцендируемым оъектом её же является "Концепция не-существования".

Но скажите, что такое Ничто или Не-существование, как не вершина концептуализации?

Объект часто сам-по-себе не несёт никакой важной смысловой нагрузки - тогда им можно пренебречь, вынести за скобки, оставив в уме только элемент сознания, типа:

четвертая читта нематериальной среды есть "Сознание ничто" безо всякого объекта


Последний раз редактировалось: LS_rus78 (Вс 12 Фев 23, 21:51), всего редактировалось 2 раз(а)
Ответы на этот пост: ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
LS_rus78
LS Сергей


Зарегистрирован: 16.09.2021
Суждений: 2167
Откуда: Мартышкино

620410СообщениеДобавлено: Вс 12 Фев 23, 21:39 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Впрочем, возможно я брежу
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 12797

620419СообщениеДобавлено: Пн 13 Фев 23, 00:53 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

LS Сергей пишет:
Возможен чисто функциональный объект, например, объект бхаванги.

Вывод же.

LS Сергей пишет:
четвертая читта нематериальной среды есть "Сознание ничто" безо всякого объекта

В дхьяне сосредотачиваются на идее "ничто". Она и есть объект.

Да и там метафорические названия. Это ж брахмы, которые могут и выше пойти. То есть "ничто" в контексте того, что в собханачиттах возможно. "Ничто тревожащего", например. В ином случае, они бы сразу падали в неблагие уделы. Но оттуда падают не регулярно. Возможно движение вверх, вниз (не обязательно в нижние миры), или остаться там же.

LS Сергей пишет:
четвертая читта нематериальной среды есть "Сознание ничто" безо всякого объекта

Вы когда глаза закрываете, у вас объектов нет? Или нет только видимого, а темнота - объект восприятия? У сознания всегда есть объект. Оно не бывает без объекта.

Т.е. выражение "ниббана - не объект" имеет смысл только в случае какого-то индивидуального восприятия. Типа вот у Васи П интегралы не объект. потому что он глупый. Или "круглый 2д квадрат - не объект". Имея ввиду, что содержание представления не имеет референта ИРЛ. Но представление то такое есть.

Это не про принципиальную непознаваемость. Как "Х - не объект познания". Потому что если говорят про Х, то это уже подразумевает, что он стал объектом познания, обладает какими-либо качествами.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
LS_rus78
LS Сергей


Зарегистрирован: 16.09.2021
Суждений: 2167
Откуда: Мартышкино

620452СообщениеДобавлено: Пн 13 Фев 23, 07:59 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Сознание, объект и тому подобное - концепции.
Понятно, что общение невозможно без них, концепций.

Однако же сам по себе феномен сознания не обладает атрибутом необходимости иметь объект. Более того, он даже не обязан быть "сознанием" как концепцией - ему достаточно самого себя чтобы быть.

Можно поставить мысленный эксперимент - убрать наблюдателя сознания. Соответственно со всеми его концепциями и прочими прелестями. Вопрос - что останется? Сознание, которое до этого наблюдалось извне, исчезнет? Или же просто вернётся к себе в виде нечта невыразимого для другого?

Медитация интересна ещё и тем, что, возможно, позволяет приблизиться или окунуться к/в "невыразимое" в терминах концептуального (?)


Ответы на этот пост: КИ, Экалавья, ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
чайник2



Зарегистрирован: 11.09.2008
Суждений: 3971

620453СообщениеДобавлено: Пн 13 Фев 23, 09:24 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Fritz пишет:
Речь немного о другом. Ты говоришь про концепты, то есть про викальпу, а речь шла именно об одновременном восприятии двух объектов чувтсвенного.


Ладно, у меня тогда такой вопрос, ко всем желающим отвечать. Рari­niṣpanna­lakṣaṇa (yongs su grub pa’i mtshan nyid) - это объект?
Чайник, абсолютная истина, предмет её - это объект?
Про чувственное - могут ли быть одновременно 6 виджнян с их объектами - в лекциях, помню, говорят, что все шесть действуют одновременно, но внимание быстро переключается между их объектами, поэтому кажется, что одновременно равносильны несколько объектов (цветоформа и запах, и вкус, например).
Абс истина - да, объект.
Чандракирти: «Абсолютная [истина] является собственной сущностью, обнаруживаемой как специфический объект видящих истинно».
Донец: Прасангики считают, что абсолютное является вошедшему в самахиту уму именно так, как оно пребывает (как лишенное истинности наличия), а сам ум (в форме непорочной мудрости) нераздельно сливается с ним (входит в него как вода в воду). Поэтому об уме и постигаемом им предмете (абсолютном) здесь можно говорить только условно, с позиции «верного познания» вообще.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48811

620455СообщениеДобавлено: Пн 13 Фев 23, 10:15 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

LS Сергей пишет:
Сознание, объект и тому подобное - концепции.
Понятно, что общение невозможно без них, концепций.

Однако же сам по себе феномен сознания не обладает атрибутом необходимости иметь объект. Более того, он даже не обязан быть "сознанием" как концепцией - ему достаточно самого себя чтобы быть.

Можно поставить мысленный эксперимент - убрать наблюдателя сознания. Соответственно со всеми его концепциями и прочими прелестями. Вопрос - что останется? Сознание, которое до этого наблюдалось извне, исчезнет? Или же просто вернётся к себе в виде нечта невыразимого для другого?

Медитация интересна ещё и тем, что, возможно, позволяет приблизиться или окунуться к/в "невыразимое" в терминах концептуального (?)

Утверждаете, что возможно знание без знаемого?

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: LS Сергей
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Экалавья



Зарегистрирован: 26.12.2021
Суждений: 2292
Откуда: Пантикапей

620460СообщениеДобавлено: Пн 13 Фев 23, 11:44 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

LS Сергей пишет:

Можно поставить мысленный эксперимент - убрать наблюдателя сознания. Соответственно со всеми его концепциями и прочими прелестями. Вопрос - что останется?

Останется образ убранного наблюдателя.


Ответы на этот пост: LS Сергей
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
LS_rus78
LS Сергей


Зарегистрирован: 16.09.2021
Суждений: 2167
Откуда: Мартышкино

620461СообщениеДобавлено: Пн 13 Фев 23, 11:50 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

LS Сергей пишет:
Сознание, объект и тому подобное - концепции.
Понятно, что общение невозможно без них, концепций.

Однако же сам по себе феномен сознания не обладает атрибутом необходимости иметь объект. Более того, он даже не обязан быть "сознанием" как концепцией - ему достаточно самого себя чтобы быть.

Можно поставить мысленный эксперимент - убрать наблюдателя сознания. Соответственно со всеми его концепциями и прочими прелестями. Вопрос - что останется? Сознание, которое до этого наблюдалось извне, исчезнет? Или же просто вернётся к себе в виде нечта невыразимого для другого?

Медитация интересна ещё и тем, что, возможно, позволяет приблизиться или окунуться к/в "невыразимое" в терминах концептуального (?)

Утверждаете, что возможно знание без знаемого?

Пока не утверждаю, пока только рассуждаю и всматриваюсь.

Например, глаз. Бывает ли зрение без объекта? Возможно ли себе такое представить?
Например, как способность? Не актуализировавшуюся. Почему бы и нет?
Также и знание: без объекта - это пока только способность. Существует ли способность реально или она существует только как состоявшийся факт?

Очень многое значат слова и их комбинации. Получается, что нечто само мы не наблюдаем непосредственно, но только через слова, понятия и категории? Что то здесь не так


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
LS_rus78
LS Сергей


Зарегистрирован: 16.09.2021
Суждений: 2167
Откуда: Мартышкино

620462СообщениеДобавлено: Пн 13 Фев 23, 11:51 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Экалавья пишет:
LS Сергей пишет:

Можно поставить мысленный эксперимент - убрать наблюдателя сознания. Соответственно со всеми его концепциями и прочими прелестями. Вопрос - что останется?

Останется образ убранного наблюдателя.

А куда подевалось то, что он наблюдал?


Ответы на этот пост: Экалавья
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Экалавья



Зарегистрирован: 26.12.2021
Суждений: 2292
Откуда: Пантикапей

620464СообщениеДобавлено: Пн 13 Фев 23, 11:58 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

LS Сергей пишет:
Экалавья пишет:
LS Сергей пишет:

Можно поставить мысленный эксперимент - убрать наблюдателя сознания. Соответственно со всеми его концепциями и прочими прелестями. Вопрос - что останется?

Останется образ убранного наблюдателя.

А куда подевалось то, что он наблюдал?

Не имеет значения, к примеру - последовало за ним в образ убранного в порядке мысленного эксперимента. Наблюдатель и есть наблюдаемое.


Ответы на этот пост: LS Сергей
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48811

620465СообщениеДобавлено: Пн 13 Фев 23, 12:00 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

LS Сергей пишет:
LS Сергей пишет:
Сознание, объект и тому подобное - концепции.
Понятно, что общение невозможно без них, концепций.

Однако же сам по себе феномен сознания не обладает атрибутом необходимости иметь объект. Более того, он даже не обязан быть "сознанием" как концепцией - ему достаточно самого себя чтобы быть.

Можно поставить мысленный эксперимент - убрать наблюдателя сознания. Соответственно со всеми его концепциями и прочими прелестями. Вопрос - что останется? Сознание, которое до этого наблюдалось извне, исчезнет? Или же просто вернётся к себе в виде нечта невыразимого для другого?

Медитация интересна ещё и тем, что, возможно, позволяет приблизиться или окунуться к/в "невыразимое" в терминах концептуального (?)

Утверждаете, что возможно знание без знаемого?

Пока не утверждаю, пока только рассуждаю и всматриваюсь.

Например, глаз. Бывает ли зрение без объекта? Возможно ли себе такое представить?
Например, как способность? Не актуализировавшуюся. Почему бы и нет?
Также и знание: без объекта - это пока только способность. Существует ли способность реально или она существует только как состоявшийся факт?

Очень многое значат слова и их комбинации. Получается, что нечто само мы не наблюдаем непосредственно, но только через слова, понятия и категории? Что то здесь не так

Потенциальная способность - это не то, что существует сейчас, а только наличие условий для возможности существования в будущем. То есть, зрения без объекта нет.

_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48811

620466СообщениеДобавлено: Пн 13 Фев 23, 12:02 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

С сознанием же другая совсем тема - может ли сознание быть объектом самого себя?
_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: LS Сергей
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Экалавья



Зарегистрирован: 26.12.2021
Суждений: 2292
Откуда: Пантикапей

620468СообщениеДобавлено: Пн 13 Фев 23, 12:12 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Так понял, соль темы в том, что я должен понять как всяческий раз вляпываюсь в тему сознания и его объекта, собственно - в этот разговор?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
LS_rus78
LS Сергей


Зарегистрирован: 16.09.2021
Суждений: 2167
Откуда: Мартышкино

620469СообщениеДобавлено: Пн 13 Фев 23, 12:54 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

С сознанием же другая совсем тема - может ли сознание быть объектом самого себя?

На первый взгляд да - когда объектом читты является другая читта?


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
LS_rus78
LS Сергей


Зарегистрирован: 16.09.2021
Суждений: 2167
Откуда: Мартышкино

620470СообщениеДобавлено: Пн 13 Фев 23, 12:58 (1 год тому назад)     Ответ с цитатой

Экалавья пишет:
Наблюдатель и есть наблюдаемое.

Я в этом не уверен.

Когда я наблюдаю яблоко, а потом меня как наблюдателя убрали - куда подевалось яблоко?
Неужели оно исчезло вместе со мной? Ясен пень, что нет - есть и другие наблюдатели, которые продолжают его наблюдать.
Или другие наблюдатели тоже исчезли вместе со мной? Это маловероятно


Ответы на этот пост: Экалавья, ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред читают: Гость
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
Страница 2 из 5

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.032 (0.518) u0.014 s0.002, 17 0.017 [270/0]